В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Применение ККТ

Вопрос

Нужно ли применять ККТ при расчете между организациями по договору комиссии за наличные?

Ответ

При осуществлении наличных расчетов между юридическими лицами в рамках договора комиссии необходимо применять ККТ.

Случаи, когда в розничной торговле можно работать без ККТ, перечислены в п. п. 2, 3, 5 ст. 2 Закона о применении ККТ (смотри обоснование).

Кроме того, без ККТ могут торговать: организации и ИП, которые являются плательщиками ЕНВД; ИП, которые применяют ПСН. Это возможно до 1 июля 2019 г.

Обоснование

В соответствии с пунктом 1 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 54-ФЗ) контрольно-кассовая техника, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Федеральным законом N 54-ФЗ.

Согласно пункту 9 статьи 2 Федерального закона N 54-ФЗ ККТ не применяется при осуществлении расчетов в безналичном порядке между организациями и (или) индивидуальными предпринимателями, за исключением осуществляемых ими расчетов с использованием электронного средства платежа с его предъявлением.

При этом пунктом 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов» установлен лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями — в 100 000 рублей.

Также отмечаем, что согласно статье 1.1 Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются прием (получение) и выплата денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке за товары, работы, услуги, прием ставок, интерактивных ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей. В целях Федерального закона N 54-ФЗ под расчетами понимаются также прием (получение) и выплата денежных средств в виде предварительной оплаты и (или) авансов, зачет и возврат предварительной оплаты и (или) авансов, предоставление и погашение займов для оплаты товаров, работ, услуг (включая осуществление ломбардами кредитования граждан под залог принадлежащих гражданам вещей и деятельности по хранению вещей) либо предоставление или получение иного встречного предоставления за товары, работы, услуги.

Таким образом, при осуществлении наличных расчетов между юридическими лицами в рамках договора комиссии необходимо применять ККТ.

Случаи, когда в розничной торговле можно работать без ККТ, перечислены в п. п. 2, 3, 5 ст. 2 Закона о применении ККТ. К ним относятся, в частности:

  • продажа газет и журналов на бумажном носителе (при выполнении ряда условий);
  • торговля на розничных рынках, ярмарках и выставках (при выполнении ряда условий);
  • разносная торговля товарами (за исключением некоторых товаров) в пассажирских вагонах поездов и на борту воздушных судов;
  • торговля в киосках мороженым;
  • торговля в розлив безалкогольными напитками, молоком и питьевой водой;
  • сезонная торговля вразвал овощами;
  • торговля в отдаленных и труднодоступных местностях (при выполнении ряда условий);
  • торговля в аптеках, расположенных в сельских населенных пунктах (при выполнении ряда условий).

При продаже в розницу подакцизных товаров или использовании для расчетов с покупателями автоматического устройства (кроме автоматов для продажи в розлив питьевой воды) отказаться от применения ККТ нельзя (п. 8 ст. 2 Закона о применении ККТ).

ККТ не применяется организациями и ИП в автоматических устройствах для расчетов, если расчеты совершаются исключительно монетой Банка России. Исключение составляют устройства, которые питаются от электрической энергии (в том числе от электрических аккумуляторов или батарей) (п. 1.1 ст. 2 Закона о применении ККТ).

Кроме того, без ККТ могут торговать:

  • организации и ИП, которые являются плательщиками ЕНВД;
  • ИП, которые применяют ПСН.

Это возможно до 1 июля 2019 г. при выполнении ряда условий (ч. 7.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ);

  • ИП, продающие товары через торговые автоматы и не имеющие работников, с которыми заключены трудовые договоры. Такие ИП могут не использовать ККТ в автоматах до 1 июля 2019 г. (ч. 11.1 ст. 7 Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ).

Восстановление НДС

Вопрос

Организация на ОСНО приобрела оборудование, потом открыла вид деятельности на ЕНВД используя данное оборудование. Надо ли восстанавливать ранее учтенный НДС?

Ответ

При переходе на УСН, ЕНВД или ПСН нужно восстановить НДС в квартале, который предшествует этому переходу (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

По ОС и НМА восстанавливайте НДС пропорционально остаточной (балансовой) стоимости таких объектов. Остаточную стоимость нужно рассчитать с учетом сумм начисленной амортизации на момент перехода. Расчет делайте по данным бухгалтерского учета.

Обоснование

Нормами пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ предусмотрена обязанность восстановления сумм НДС, ранее правомерно принятых к вычету в порядке, предусмотренном гл. 21 НК РФ, в случае дальнейшего использования товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов, и имущественных прав для осуществления операций, указанных в п.2 ст. 170 НК РФ, — освобождаемых от налогообложения НДС.

В данном случае в связи с тем, что организация стала использовать оборудование в операции, облагаемых ЕНВД, она обязана восстановить и уплатить в бюджет НДС, предъявленный ей продавцом при приобретении оборудования и принятый ранее к вычету, в размере, пропорциональном остаточной стоимости передаваемого оборудования (пп. 2 п. 3, пп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Сумма НДС по оборудованию подлежит восстановлению по ОС в размере суммы, пропорциональной остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки. При этом исчисление суммы налога, подлежащей восстановлению, в отношении амортизируемого имущества производится исходя из остаточной стоимости, сформированной по данным бухгалтерского учета.

Восстановленный НДС, в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ, не включается в стоимость товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА, имущественных прав, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.

При переходе на УСН, ЕНВД или ПСН нужно восстановить НДС в квартале, который предшествует этому переходу (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Сумму НДС, подлежащую восстановлению пропорционально остаточной (балансовой) стоимости ОС, можно определить по формуле:

Для отражения восстановленного налога в книге продаж нужно зарегистрировать реквизиты того счета-фактуры, на основании которого НДС принимался к вычету (ранее зарегистрированного в книге покупок, в том числе и авансового) (п. 14 разд. II Приложения N 5 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137).

Передача чека ККТ покупателю

Вопрос

По требованию покупателя кассир должен предоставить чек. Можем ли организация  отправлять чек SMS сообщением на телефон или на электронный адрес через QR-код? Будет это нарушением закона?

Ответ

Покупатель сам выбирает способ направления ему чека ККТ.

Если до начала расчета покупатель попросил отправлять ему электронный чек и при этом предоставил свой номер телефона, то организация обязано отправить электронный чек покупателю. В таком случае кассовый чек на бумажном носителе можно не печатать.

Если клиент до момента расчета не предоставил номер телефона либо адрес электронной почты, то следует пробить кассовый чек в обычном порядке (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Обоснование

ККТ, включенная в реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории РФ в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ (п. 1 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 03.07.2018 N 192-ФЗ) (далее — Закон N 54-ФЗ)).

В общем случае при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или БСО на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю ККТ до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или БСО в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленный абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Пользователи при осуществлении безналичных расчетов, исключающих возможность непосредственного взаимодействия и не подпадающих под действие вышеуказанного п. 5 и положений п. 5.1 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека (БСО) одним из следующих способов (п. 5.3 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ):

  • в электронной форме на абонентский номер или адрес электронной почты, предоставленные покупателем (клиентом) пользователю, не позднее рабочего дня, следующего за днем осуществления расчета, но не позднее момента передачи товара;
  • на бумажном носителе вместе с товаром в случае расчетов за товар без направления покупателю такого кассового чека (БСО) в электронной форме;
  • на бумажном носителе при первом непосредственном взаимодействии клиента с пользователем или уполномоченным им лицом в случае расчетов за работы и услуги без направления клиенту такого кассового чека (БСО) в электронной форме.

Реквизит «телефон или электронный адрес покупателя» отражают в кассовом чеке (п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ). Допускается отправить клиенту не сам электронный чек, а сведения, его идентифицирующие, и наименование сайта, где такой чек можно бесплатно получить (п. 3 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ). Обычно данную операцию исполняют операторы фискальных данных.

Электронная версия кассового чека приравнивается к кассовому чеку, отпечатанному ККТ на бумажном носителе (п.4 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ, письмо Минфина России от 21.04.2017 N 03-01-15/24307).

Если клиент до момента расчета не предоставил номер телефона либо адрес электронной почты, то следует пробить кассовый чек в обычном порядке (п. 2 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ).

Формирование резерва по сомнительным долгам

Вопрос

Можно ли создавать резерв сомнительных долгов в бухгалтерском учёте по долгам взаимозависимого лица?

Ответ

Сомнительный долг — это любая задолженность, удовлетворяющая условиям п. 70 Положения по бухучету N 34н. Взаимозависимость и аффилированность не влияют на создание резерва по сомнительным долгам.

Таким образом, вышеуказанная задолженность учитывается при формировании резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете.

Обоснование

В бухгалтерском учете организация обязана создавать резерв по сомнительным долгам в отношении любой дебиторской задолженности, признанной сомнительной (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Сомнительным долгом считается дебиторская задолженность, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, возможностью удержания имущества должника или иными способами (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности).

Создание резерва по сомнительным долгам является обязанностью организации, а не правом. Ее исполнение обеспечивает соблюдение принципа осмотрительности и формирование достоверной бухгалтерской отчетности (п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации», п. 6 ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»). Поэтому создавать резерв необходимо во всех случаях выявления сомнительной дебиторской задолженности.

Ограничений по включению сомнительной задолженности в резерв по сомнительным долгам п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности не установлено.

Таким образом, Взаимозависимость и аффилированность не влияют на создание резерва по сомнительным долгам.

Согласно п. 1 ст. 20 НК РФ взаимозависимыми лицами признаются, в частности, организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности. Юридические лица признаются взаимозависимыми, если одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации, и суммарная доля такого участия составляет более 20 процентов. При этом суд может признать лица взаимозависимыми и по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок по реализации товаров (работ, услуг).

По вопросу: Может ли кредитор включить в резерв по сомнительным долгам для целей налогообложения прибыли задолженность должника перед ним, если последний является взаимозависимой (в том числе дочерней) организацией (п. 1 ст. 266 НК РФ) существует две позиции.

Официальная позиция Минфина России заключается в том, что задолженность дочерних обществ налогоплательщик вправе признать сомнительным долгом при условии, что она возникла в связи с реализацией товаров, работ, услуг, не погашена в установленные договором сроки и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Есть судебные акты, согласно которым в резерв по сомнительным долгам можно включать и задолженность взаимозависимого (дочернего) юридического лица. Есть мнение авторов, подтверждающее данный подход (Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Так, в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 17.01.2008 N А56-12719/2007 по ЗАО «Комплект-Атом-Ижора» рассмотрена ситуацию по формированию резерва по сомнительным долгам по задолженности, возникшей между взаимозависимыми лицами. По мнению налогового органа, дебиторская задолженность взаимозависимого лица не относится к сомнительным, поскольку определение сомнительного долга в налоговом и бухгалтерском учете имеет одинаковый экономический смысл. По решению руководства корпорации резерв сомнительных долгов по дебиторской задолженности предприятий, входящих в корпорацию, для целей бухгалтерского учета не формировался. Суд указал, что в соответствии со ст. 266 НК РФ спорная дебиторская задолженность имеет все признаки сомнительной и действия корпорации правомерны. Налоговые органы призваны контролировать правильность исчисления и своевременность уплаты налогов и не вправе вмешиваться в гражданско-правовые отношения сторон по договорам.

Вывод о том, что резервы по долгам взаимозависимых лиц формируются в общеустановленном порядке, следует и из Определения ВАС РФ от 24.02.2012 N ВАС-1772/12 по делу N А27-15219/2010.

При этом есть решения судов, согласно которым кредитор не вправе включить в резерв по сомнительным долгам задолженность взаимозависимой (в том числе дочерней) организации (Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Так, в Определениях ВС РФ от 11.08.2017 N 309-КГ17-10043 по делу N А50-18792/2016 и от 29.04.2016 N 304-КГ16-3795 по делу N А03-1025/2015 налогоплательщикам было отказано в передаче дела для пересмотра, так как налоговый орган доказал формальность заключения спорных сделок, не имеющих разумной деловой цели, намеренно направленных на искусственное создание дебиторской задолженности взаимозависимых и подконтрольных лиц в целях занижения базы по налогу на прибыль путем формирования резерва по сомнительным долгам.

Дополнительный тариф в пенсионный фонд

Вопрос

Нужно ли платить дополнительный тариф на работника, которому по спец. оценке установлен код 3.2, но льготы на досрочную пенсию нет возможности подтвердить? Работник работает менее 80% рабочего времени.

Ответ

Платить взносы на ОПС по дополнительным тарифам должны организации, где есть работы с правом на досрочную пенсию из п. п. 1 — 18 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ. Конкретные наименования работ приведены в специальных списках. За тех, кто на этих работах не занят, взносы по доптарифам платить не надо, даже если спец. оценкой работнику установлен опасный или вредный класс условий труда.

По вопросу, надо ли начислять взносы по дополнительному тарифу, если работник отрабатывает менее 80 % рабочего времени, суды все чаще говорят о том, что учет стажа для досрочной пенсии никак не связан с начислением взносов, а значит, и правило о 80% применяться не должно. Взносы, как говорят и ведомства, нужно платить пропорционально отработанному времени (<Письмо> ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-11/19048@ <По вопросам уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда> (вместе с <Письмом> Минфина России от 25.09.2018 N 03-15-07/68350)). Такой подход встречается у судов Волго-Вятского, Дальневосточного, Уральского и Центрального округов. Отметим, что доводами ПФР заинтересовался ВС РФ, который передал спор в Судебную коллегию. Заседание назначено на 31 октября. Как только будет известна позиция Верховного Суда, мы обязательно сообщим.

Обоснование

Право на досрочное назначение страховой пенсии предоставляется лицам, названным в ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон N 400-ФЗ). Досрочный выход на пенсию гарантируется лицам, имеющим определенные профессии и трудовой стаж.

Таким образом, право на льготную пенсию непосредственно связано с двумя факторами: профессией и трудовым стажем.

Согласно ч. 2 ст. 30 Закона N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается досрочная страховая пенсия, и правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Все применяемые на данный момент списки перечислены в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665.

В силу ч. 6 ст. 30 Закона N 400-ФЗ периоды работы по профессии из соответствующего списка, имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем дополнительных страховых взносов по соответствующим тарифам.

Необходимость уплаты и размер дополнительных страховых взносов зависят от результатов спецоценки условий труда, проводимой предприятием в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ.

Независимо от применяемой системы налогообложения организация должна начислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам на выплаты тем сотрудникам, которые заняты на работах, указанных в п. 1 — п. 18 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Анализ существующей практики позволяет выделить вопросы, связанные с начислением взносов по дополнительному тарифу.

Важно понимать то, что необходимым условием для начисления страховых взносов по дополнительным тарифам является занятость конкретного сотрудника:

  • либо на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах (пп. 1 п. 1 ст. 27 Закона N 173-ФЗ, список N 1, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10);
  • либо на работах, которые перечислены в п. 1 — п. 18 ст. 27 Федерального N 173-ФЗ (список N 2, утвержденный Постановлением Кабинета министров СССР от 26.01.1991 N 10).

Если же профессия, должность или вид работ, на которых занят сотрудник, не поименованы ни в одном из этих списков, то начислять взносы по дополнительным тарифам не требуется. Даже если по результатам специальной оценки или аттестации рабочих мест условия труда такого сотрудника признаны вредными (тяжелыми, опасными и т.п.) (ст. 428 НК РФ, Письмо Минфина России от 24.05.2018 N 03-15-06/35161).

Если в течение месяца сотрудник занят на разных работах, одни из которых дают право на досрочную пенсию, а другие нет, то все выплаты ему нужно разделить пропорционально фактически отработанному времени. Взносы по доптарифу следует начислять только на ту часть, которая приходится на «вредную» работу. Такое разъяснение Минфин уже давал.

Самым спорным здесь является вопрос: начислять ли допвзносы с выплат сотруднику, который занят на особых работах не просто неполный день, а менее 80% рабочего времени? Дело в том, что в стаж для досрочной пенсии эти периоды не идут.

Какое-то время страхователи успешно отбивались в судах от допвзносов на выплаты таким работникам. К выводу о том, что если «вредным» работам сотрудник уделяет менее 80% рабочего времени, то допвзносы вообще не начисляются, приходили суды Западно-Сибирского, Поволжского, Восточно-Сибирского, Северо-Кавказского, Уральского округов. Этот вывод отказывался пересматривать ВС РФ.

Однако в последнее время можно сказать, что тенденция изменилась. Суды все чаще говорят о том, что учет стажа для досрочной пенсии никак не связан с начислением взносов, а значит, и правило о 80% применяться не должно. Взносы, как говорят и ведомства, нужно платить пропорционально отработанному времени (<Письмо> ФНС России от 01.10.2018 N БС-4-11/19048@ <По вопросам уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам на обязательное пенсионное страхование с выплат работникам, занятым во вредных (опасных) условиях труда> (вместе с <Письмом> Минфина России от 25.09.2018 N 03-15-07/68350)). Такой подход встречается у судов Волго-Вятского, Дальневосточного, Уральского и Центрального округов. Отметим, что доводами ПФР заинтересовался ВС РФ, который передал спор в Судебную коллегию. Заседание назначено на 31 октября. Как только будет известна позиция Верховного Суда, мы обязательно сообщим.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Подробнее об услуге «Экспертная поддержка» смотрите здесь