В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Требования к сроку банковской гарантии

Вопрос

Вправе ли заказчик по ФЗ-44 требовать, чтобы срок банковской гарантии по контракту был не на 1 месяц больше срока окончания исполнения обязательств, а, например, на 3-4 месяца, после даты окончания выполнения работ, поставки и т.д.?

Ответ

Учитывая норму Закона № 44-ФЗ, административную и судебную практику заказчик вправе установить срок действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по контракту, превышающий один месяц. (ч. 3 ст. 96, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Решение ФАС России от 24.07.2018 по делу N 18/44/99/379, Определение Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 305-ЭС17-1132 по делу N А40-8638/2016, Определение Верховного Суда РФ от 04.12.2017 N 303-ПЭК17 по делу N А40-227670/2015).

Обоснование

Согласно ч. 1 ст. 45, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать сведения, информацию, указанные в ч. 2 ст. 45, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Так, в соответствии п. 5 ч. 2 ст. 45, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ банковская гарантия должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.

Согласно ч. 3 ст. 96, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

«При этом Законом N 44-ФЗ не установлена обязанность указать в документации о закупке конкретный срок действия банковской гарантии.

Таким образом, заказчики вправе предусмотреть в документации о закупке предоставление банковской гарантии сроком действия, превышающим срок действия контракта не менее чем на один месяц.» (Письмо Минэкономразвития России от 29.04.2016 N ОГ-Д28-5337, Письмо Минэкономразвития России от 09.04.2015 N Д28и-904).

«Вместе с тем, Федеральный закон N 44-ФЗ не содержит запрет на установление более длительного срока действия банковской гарантии, чем предусмотрено вышеназванной нормой.» Поэтому, заказчик вправе установить в документации о закупке, проекте контракта требование к сроку банковской гарантии, обеспечивающей исполнение контракта более одного месяца. (Решение Иркутского УФАС России от 25.05.2017 N 423, Решение Саратовского УФАС России от 21.08.2017 N 311-17/гз, Решение Хабаровского УФАС России от 11.04.2018 N 118 по делу N 7-1/166).

Установление срока действия банковской гарантии более одного месяца не противоречит требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ. (Решение ФАС России от 24.07.2018 по делу N 18/44/99/379).

Как указано в Определении Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 305-ЭС17-1132 по делу N А40-8638/2016: «Законом о контрактной системе предусмотрен институт банковской гарантии как один из видов обеспечения обязательств по государственным контрактам. При этом данный Закон устанавливает обязательное условие банковской гарантии — превышение срока действия банковской гарантии над сроком контракта минимум на один месяц. Вместе с тем, максимального предела действия банковской гарантии законодателем не установлено, поскольку, по мнению Судебной коллегии, такое обеспечение направлено на защиту государственных заказчиков от действий недобросовестных участников размещения заказов и позволяет сократить риски, связанные с неисполнением контрактов. С учетом изложенного, вывод судов о нарушении учреждением статьи 96 Закона о контрактной системе в результате увеличения срока действия гарантии основан на неверном толковании указанной нормы.»

Аналогичная позиция изложена в Определении Верховного Суда РФ от 04.12.2017 N 303-ПЭК17 по делу N А40-227670/2015: «Наличие иных способов воздействия на исполнителя по контракту на обеспечение государственных нужд, допустившего нарушение обязательств, не лишает заказчика права включить в контракт условие о сроке банковской гарантии, превышающем один месяц.»

Учитывая норму Закона № 44-ФЗ, административную и судебную практику заказчик вправе установить срок действия банковской гарантии, обеспечивающей исполнение обязательств по контракту, превышающий один месяц.

Увеличение цены контракта

Вопрос

При заключении контракта можно ли увеличить цену не более чем на 10 %, если контракт еще на стадии подписания?

Ответ

Контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением и документацией о закупке. Изменение существенных условий контракта, к которым относятся в первую очередь предмет закупки и цена контракта, возможна при его исполнении в соответствии с положениями ст.34,95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018).

Обоснование

В соответствии ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

В силу ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018) изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных подпунктами 1-7 ч.1 указанной статьи, в т. ч. п.п. б) если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом, по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта…

Таким образом, из буквального толкования приведенных норм Закона № 44-ФЗ возможность увеличения или уменьшения цены контракта предусмотрена только при его исполнении.

Такой позиции придерживаются контрольные органы в сфере закупок. (Постановление Краснодарского УФАС России от 20.09.2018 N 791А-РЗ/2018, Решение ФАС России от 07.02.2018 по делу N П-13/18).

Аналогичная позиция изложена регуляторами в сфере закупок: «Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность увеличения предусмотренного контрактом количества товара, объема работы или услуги (если такая возможность была установлена документацией о закупке) по соглашению сторон не более чем на десять процентов цены контракта при его исполнении.» (Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-05/36403, Письмо Минфина России от 26.09.2017 N 24-03-08/62479, Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208).

Учитывая изложенное, контракт должен быть заключен на условиях, предусмотренных извещением и документацией о закупке. Изменение существенных условий контракта, к которым относятся в первую очередь предмет закупки и цена контракта, возможна при его исполнении в соответствии с положениями ст.34,95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.10.2018).

Требование к документу, подтверждающему страну происхождения товара

Вопрос

Проводится закупка товаров, включенных в перечень Постановления Правительства № 968. Согласно этому Постановлению участник для подтверждения страны происхождения товара должен представить один из перечисленных в Постановлении документов. Однако, Приказом 126-н установлено лишь декларирование страны происхождения товара. Какой документ нужно требовать от участника закупки?

Ответ

Заказчик в извещении, документации о закупке для подтверждения страны происхождения товара должен указать требование к участникам закупки для признания товара произведенным на территории РФ о представлении копии одного из документов, указанных в п. 7 Постановления N 968. Подтвердить факт происхождения товаров из государств — членов ЕАЭС следует в порядке, который установлен в соответствующем государстве (п. п. 7, 8 Постановления N 968).

Обоснование

В отношении иностранных товаров (работ, услуг) Правительство РФ вправе установить запреты и ограничения на допуск к закупкам. В свою очередь, Минфин России по поручению Правительства РФ определяет условия их допуска (ч. 3, 4 ст. 14 Закона N 44-ФЗ).

Запреты (ограничения, условия допуска) обязательны к применению, если заказчик закупает товар (работу, услугу), который подпадает под их действие, и соответствующим актом Правительства РФ или Минфина России не предусмотрено исключение.

В документации (извещении) необходимо предусмотреть все особенности проведения закупки в соответствии с актами Правительства РФ и (или) Минфина России, например:

  • порядок подтверждения участником соответствия товара (работы, услуги) установленным запретам (ограничениям, условиям) допуска. По общему правилу документы (сведения), которые он должен представить, указаны в актах, которыми установлены эти запреты (ограничения, условия) допуска;
  • особенности рассмотрения заявок.

Но в то же время следует учесть, что заказчик может нарушить положения о запретах (ограничениях, условиях допуска), если:

  • в документации (извещении) о закупке не отразит сведения о наличии запретов (ограничений, условий) допуска иностранных товаров (работ, услуг);
  • в документации (извещении) о закупке необоснованно установит сведения о наличии таких запретов (ограничений, условий) допуска;
  • не учтет требования к формированию объекта закупки (контракта). Например, объединит в одной закупке (контракте) товары, которые включены в Перечень к Постановлению N 968 и отсутствуют в нем (п. 5 Постановления N 968);
  • не учтет требования к документам, подтверждающим соответствие товара (работ, услуг) запретам (ограничениям, условиям), либо потребует дополнительные документы.

Так, ограничение применяется при закупках радиоэлектроники, включенной в Перечень, утвержденный Постановлением N 968 (п. 1 Постановления N 968).

Ограничение не нужно применять при закупках товаров из государств — членов ЕАЭС и в случаях, которые указаны в п. 11 Постановления N 968 (п. 3 Постановления N 968).

В силу п. 7 Постановления Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 (ред. от 21.12.2017) «Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» установлено, что для подтверждения признания отдельных видов радиоэлектронной продукции продукцией, произведенной на территории Российской Федерации, в заявке (окончательном предложении), в которой содержится предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, должна быть представлена копия одного из следующих документов:

а) специальный инвестиционный контракт в случае, установленном подпунктом «а» пункта 6 настоящего постановления;

б) подтверждение Министерством промышленности и торговли Российской Федерации производства на территории Российской Федерации предложенных в заявке (окончательном предложении) отдельных видов радиоэлектронной продукции, в случае, установленном подпунктом «б» пункта 6 настоящего постановления;

в) выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о присвоении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения и выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации уведомление о подтверждении статуса телекоммуникационного оборудования российского происхождения (при наличии) в случае, установленном подпунктом «в» пункта 6 настоящего постановления;

г) сертификат СТ-1 на предложенные в заявке (окончательном предложении) отдельные виды радиоэлектронной продукции в случае, установленном подпунктом «г» пункта 6 настоящего постановления.

При этом, следует учесть, что 5 ноября 2018 года вступил в силу новый Приказ об условиях допуска иностранных товаров, утвержденный Минфином России № 126н, взамен Приказа Минэкономразвития России N 155.

Поэтому, необходимо применить условия допуска, если товар есть в Перечне к Приказу N 126н и заявки (окончательные предложения) с иностранным товаром не отклонены (п. 4 Постановления N 968, п. 1 Приказа N 126н).

Согласно п. 1.6 Приказа Минфина России № 126н подтверждением страны происхождения товаров, указанных в Приложении, является указание (декларирование) участником закупки в заявке в соответствии с Федеральным законом наименования страны происхождения товара.

Однако, заказчику необходимо соблюсти как общие требования, так и учесть положения Постановления Правительства РФ № 968:

  • не объединять в одной закупке (контракте, лоте) товары, которые включены в Перечень к Постановлению N 968 и отсутствуют в нем (п. 5 Постановления N 968);
  • указать в документации (извещении), что для признания товара произведенным на территории РФ участник закупки представляет копию одного из документов, указанных в п. 7 Постановления N 968. Подтвердить факт происхождения товаров из государств — членов ЕАЭС следует в порядке, который установлен в соответствующем государстве (п. п. 7, 8 Постановления N 968);
  • отклонить заявки (окончательные предложения) с предложением о поставке иностранных товаров, если есть как минимум две заявки, которые (п. 3 Постановления N 968):

а) соответствуют требованиям документации (извещения);

б) содержат предложение о поставке товаров, произведенных в ЕАЭС;

в) не содержат предложений о поставке одного и того же вида товаров одного производителя.

  • при исполнении контракта не допускать замены товара из ЕАЭС на иностранный (произведенный не в странах ЕАЭС) и замены производителя товара, если заявки (окончательные предложения) с иностранным товаром были отклонены (п. 10 Постановления N 968).

Применять условия допуска нужно чаще всего совместно с ограничениями. Поэтому, необходимо всегда проверять, попадает ли товар, который предстоит закупить, как под условия допуска, так и под ограничения.

Учитывая изложенное, заказчик в извещении, документации о закупке для подтверждения страны происхождения товара должен указать требование к участникам закупки для признания товара произведенным на территории РФ о представлении копии одного из документов, указанных в п. 7 Постановления N 968. Подтвердить факт происхождения товаров из государств — членов ЕАЭС следует в порядке, который установлен в соответствующем государстве (п. п. 7, 8 Постановления N 968).

Ответственность заказчика по 223-ФЗ

Вопрос

Применение каких санкций будет осуществлено к заказчику при необоснованной закупке у единственного поставщика, не предусмотренной положением о закупке товаров, работ, услуг заказчика по 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»?

Ответ

Нормы КоАП РФ непосредственно не содержат положения о применении мер административной ответственности к заказчику, должностному лицу заказчика, если закупка осуществляется с нарушением утвержденного Положения о закупках в части закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контрольные органы нарушения рассматривают в индивидуальном порядке с учетом конкретных обстоятельств нарушения и квалифицируют действия (бездействие) в соответствии с нормами КоАП РФ и могут признать заказчика нарушившим требования Закона № 223-ФЗ и Положения о закупке в неверном выборе способа закупки. (Решение ФАС России от 28.06.2016 N 223ФЗ-309/16, Постановление Ханты-Мансийского УФАС России от 19.07.2018 N 84, Постановление Оренбургского УФАС России N 07-22-22/2018). При этом, административное наказание может быть предъявлено по ч. 1, 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ.

Обоснование

Необходимо отметить, что целями регулирования Закона о закупках являются обеспечение единства экономического пространства, создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей отдельных видов юридических лиц, в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективное использование денежных средств, расширение возможностей участия юридических и физических лиц в закупке товаров, работ, услуг для нужд заказчиков и стимулирование такого участия, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупки, предотвращение коррупции и других злоупотреблений.(Письмо ФАС России от 28.12.2015 N АЦ/75923/15).

В соответствии ч.1 ст. 2, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

Положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и осуществления закупок способами, указанными в частях 3.1 и 3.2 статьи 3 настоящего Федерального закона, порядок и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. (ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ).

Согласно ч.3.2.ст.3 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ неконкурентной закупкой является закупка, условия осуществления которой не соответствуют условиям, предусмотренным частью 3 настоящей статьи. Способы неконкурентной закупки, в том числе закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), устанавливаются положением о закупке.

В силу ст. 7, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» за нарушение требований настоящего Федерального закона и иных принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность в отношении заказчика за нарушение требований законодательства о закупках отдельными юридическими лицами предусмотрена ст.7.32.3, 19.5, 19.7.2-1 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Так, осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме согласно ч. 1 ст. 7.32.3 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусматривает наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридическое лицо — от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

Осуществление закупки, которая должна проводиться в соответствии с законодательством РФ в электронной форме, в иной форме должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение более двух раз будет наложен административный штраф от 40 тыс. руб. до 50 тыс. руб. или дисквалификация от 6 месяцев до 1 года. (ч. 2 ст. 7.32.3 «Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» ).

При этом, размер штрафа в каждом случае зависит от вида и конкретных обстоятельств нарушения, а также от лица, которое привлекается к ответственности.

Административное наказание по ч. 1, 2 ст. 7.32.3 КоАП РФ может возникнуть, например, если заказчик без соблюдения электронной формы:

— закупит товары из перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 N 616. Исключение составляют, в частности, закупки согласно ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 21.06.2012 N 616:

а) информация о которых может не размещаться в ЕИС, например, если стоимость закупок не превышает 100 тыс. руб. (либо 500 тыс. руб. для заказчиков с годовой выручкой за отчетный финансовый год свыше 5 млрд руб.);

б) сведения о которых составляют гостайну либо не размещаются в ЕИС на основании решения Правительства РФ;

в) потребность в которых возникла из-за аварийной ситуации, обстоятельств непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также с целью предотвратить их угрозу;

г) у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в соответствии с положением о закупке;

— проведет закупку, участниками которой могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства (ч. 2 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).

Нормы КоАП РФ непосредственно не содержат положения о применении мер административной ответственности к заказчику, должностному лицу заказчика, если закупка осуществляется с нарушением утвержденного Положения о закупках в части закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), контрольные органы нарушения рассматривают в индивидуальном порядке с учетом конкретных обстоятельств нарушения и квалифицируют действия (бездействие) в соответствии с нормами КоАП РФ и могут признать заказчика нарушившим требования Закона № 223-ФЗ и Положения о закупке в неверном выборе способа закупки. (Решение ФАС России от 28.06.2016 N 223ФЗ-309/16, Постановление Ханты-Мансийского УФАС России от 19.07.2018 N 84, Постановление Оренбургского УФАС России N 07-22-22/2018).

Таким образом, штрафы за неправомерные действия (бездействие) заказчика при осуществлении закупки относятся прежде всего необоснованные ограничения конкуренции по отношению к участникам, а также невыполнение требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и подзаконных актов, которые установлены к закупочным процедурам.

Коммерческие предложения при проведении закупок по 44-ФЗ

Вопрос

Организация работает по 44-ФЗ. Нужно ли запрашивать коммерческие предложения, когда заключается контракт до 100 тыс. рублей?

Ответ

Сбор ценовой информации (коммерческие предложения) необходим для обоснования цены контракта, заключаемого у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при формировании плана-графика и в последующем в случае проведения проверочных мероприятий контрольными органами заказчику легче избежать претензий с их стороны в вопросе обоснования цены контракта с учетом бюджетного законодательства.

Обоснование

Обоснование НМЦК требуется при определении поставщиков конкурентными способами.

Кроме того, оно необходимо при закупках у единственного поставщика, для осуществления которых составляется отчет, предусмотренный ч. 3 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, а также при закупках на основании п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Данные правила установлены в ч. 1 ст. 22 названного Закона.

При этом, метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным при определении и обосновании НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методов допускается в случаях, предусмотренных частями 7 — 11 настоящей статьи (ч. 6 ст. 22, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ).

Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 утверждены Методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), которые рекомендуется использовать заказчикам при подготовке обоснования НМЦК.

Рекомендации разъясняют возможные способы определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (далее — НМЦК), с применением методов, предусмотренных частью 1 статьи 22 Федерального закона N 44-ФЗ (п. 1.2 Методических рекомендаций, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567).

В соответствии с пунктом 3.7 Методических рекомендаций в целях получения ценовой информации в отношении товара, работы, услуги для определения НМЦК рекомендуется осуществить несколько процедур, в частности п.3.7.1. предусматривает направить запрос о предоставлении ценовой информации не менее пяти поставщикам (подрядчикам, исполнителям), обладающим опытом поставок соответствующих товаров, работ, услуг, информация о которых имеется в свободном доступе (в частности, опубликована в печати, размещена на сайтах в сети Интернет).

В приложение N 3 к Методическим рекомендациям, утвержденных Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 приведен пример определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) с использованием общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

В соответствии с п. 3.12 Методических рекомендаций по определению НМЦК все документы, содержащие ценовую информацию, полученные по запросам, предусмотренным п. п. 3.7.1 и 3.7.2 данных Рекомендаций, следует регистрировать в делопроизводстве заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения и использовать в расчетах НМЦК.

Таким образом, для расчета НМЦК может быть использована ценовая информация (коммерческие предложения), полученная по результатам запросов о предоставлении ценовой информации, при условии, что полученная ценовая информация (коммерческие предложения) зарегистрирована в установленном порядке в делопроизводстве заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения с указанием даты получения и входящего номера.

В соответствии ч. 4 ст. 93, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт должен содержать расчет и обоснование цены контракта, за исключением случаев осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при которых документальное оформление отчета, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, не требуется.

«Таким образом, в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона N 44-ФЗ положения частей 3 и 4 указанной статьи Закона N 44-ФЗ не применяются, то есть расчет и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, произведенные заказчиком в соответствии со статьей 22 Закона N 44-ФЗ, в контракте не отражаются.

Вместе с тем отмечаем, что в соответствии с частью 2 статьи 114 Закона N 44-ФЗ с 1 января 2016 года вступила в силу статья 18 Закона N 44-ФЗ, согласно которой заказчики обосновывают начальную (максимальную) цену контракта при формировании плана-графика.» (Письмо Минэкономразвития России от 26.01.2017 N Д28и-181).

Подготовить обоснование НМЦК целесообразно и в тех случаях, когда оно не является обязательным. Это позволит обеспечить соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, закрепленного в ст. 34 БК РФ.

Исходя из изложенного, сбор ценовой информации (коммерческие предложения) необходим для обоснования цены контракта, заключаемого у единственного поставщика на основании п. 4 ч. 1 ст. 93, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ при формировании плана-графика и в последующем в случае проведения проверочных мероприятий контрольными органами заказчику легче избежать претензий с их стороны в вопросе обоснования цены контракта с учетом бюджетного законодательства.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Подробнее об услуге «Экспертная поддержка» смотрите здесь