В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Субсидия на возобновление деятельности

Вопрос

Организация, как пострадавшая отрасль «сельскохозяйственный перерабатывающий комплекс», взяли беспроцентную субсидию в Сбербанке в июле, если мы будем выполнять все условия банка, то выплачивать проценты и возвращать субсидию нам не нужно будет.

1 вопрос: на какие расходы кроме заработной платы и налогов мы можем потратить эту субсидию?

2 вопрос: одним из требований банка является выплата зарплаты сотрудникам в размере не ниже МРОТ, но у нас есть сотрудники, оформленные на 0,5 ставки как быть с ними, а также есть сотрудники на сдельной оплате труда, вопрос в каком размере выплачивать з.п. этим сотрудникам в размере МРОТ или пропорционально у кого 0,5 ставки, тому 50% от МРОТ, а тем, у кого сдельная в зависимости от количества отработанных дней. Заработная плата с августа по декабрь будет выплачиваться за счет субсидии. Есть ли какие рекомендации ФНС и разъясняющие письма по нашему вопросу

Ответ

Кредит выдается для покрытия любых документально подтвержденных расходов на предпринимательскую деятельность, включая выплату заработной платы, погашение налогов, а также оплату ранее полученных кредитов по программе «8,5 процентов» и кредитов на поддержку и сохранение занятости.

Согласно разъяснений Минэкономразвития России для получения субсидии средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса ФНС России, не может быть менее МРОТ. Условие должно соблюдаться вне зависимости от формы занятости сотрудника заемщика. Правила не устанавливают требования по выплате зарплаты не менее МРОТ в базовый период.

Обоснование

Постановлением Правительства РФ от 16.05.2020 N 696 (ред. от 11.07.2020) предусмотрено предоставление кредита на возобновление деятельности предпринимателям из пострадавших отраслей.

Кредит выдается для покрытия любых документально подтвержденных расходов на предпринимательскую деятельность. К ним в том числе относится выплата зарплаты, а также оплата ранее полученных кредитов по программе «8,5 процентов» и кредитов на поддержку и сохранение занятости. Кредитные средства нельзя тратить на выплату дивидендов, выкуп собственных акций и долей в уставном капитале, на благотворительность (п. 5 Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696).

Субсидия предоставляется получателю субсидии при соблюдении следующих условий (п. 12 Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 696):

а) в отношении заемщика на дату завершения периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) не введена процедура банкротства, деятельность заемщика не приостановлена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а заемщик — индивидуальный предприниматель не должен прекратить деятельность в качестве индивидуального предпринимателя;

б) численность работников заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению) на конец каждого отчетного месяца составляет не менее 80 процентов численности работников заемщика по состоянию на 1 июня 2020 г.;

в) средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса Федеральной налоговой службы, не может быть менее минимального размера оплаты труда.

Минэкономразвития России направило ответы по ряду вопросов, поступивших от кредитных организаций о реализации постановления Правительства РФ от 16.05.2020 г. N 696.

В частности, разъяснено, что для получения субсидии средняя заработная плата, выплачиваемая одному работнику заемщика в течение периода наблюдения по кредитному договору (соглашению), определяемая с использованием информационного сервиса ФНС России, не может быть менее МРОТ. Условие должно соблюдаться вне зависимости от формы занятости сотрудника заемщика. Правила не устанавливают требования по выплате зарплаты не менее МРОТ в базовый период.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Оплата аренды сельхозпродукцией

Вопрос

Сельскохозяйственный кооператив выдает расчет, за сданные в аренду земельные участки, арендодателям сельхозпродукцией (пшеницей).

Считается ли это реализацией и начислением НДС и как отразить в бухучете бухгалтерскими проводками?

Ответ

Согласно позиции контролирующих органов, передача сельхозпродукции в счет оплаты арендной платы облагается НДС.

Бухгалтерские проводки описаны в обосновании.

Дополнительно сообщаем, что при выдаче сельхозпродукции в счет арендной платы необходимо применять ККТ.

Обоснование

В соответствии с п. 1 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения по НДС является реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказанных услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

Статья 39 НК РФ предусматривает, что реализацией признается передача права собственности на товары (работы, услуги) на возмездной или безвозмездной основе, в том числе обмен товарами (работами, услугами).

По вопросу: Облагается ли НДС передача продукции в качестве арендной платы (п. 1 ст. 146 НК РФ)?  есть две точки зрения.

Согласно позиции Минфина России, передача продукции в качестве арендной платы является реализацией и облагается НДС. Есть судебные акты с аналогичной точкой зрения (Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС). Однако имеется противоположная позиция, изложенная в судебном акте. Она заключается в том, что при передаче продукции в качестве арендной платы объекта обложения НДС не возникает, поскольку продукция является средством платежа, а не товаром (Путеводитель по налогам. Энциклопедия спорных ситуаций по НДС).

Земля, полученная в аренду, может использоваться как для производственных, так и для непроизводственных целей. Если сельскохозяйственная организация приобретает земельные участки для производственной деятельности (например, растениеводство), то согласно Положению  по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденному Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н, расходы на выплату аренды за земельные участки относятся к расходам по обычным видам деятельности. Арендные платежи за земельные участки, которые не используются для производственного процесса, должны признаваться прочими расходами организации.

Аренда должна оплачиваться регулярно в той форме (денежной или натуральной) и в те сроки, которые указаны в договоре аренды. Для подтверждения расходов по аренде не требуется составлять акты, подтверждающие аренду в течение отчетного периода (месяца) (Письмо ФНС России от 05.09.2005 N 02-1-07/81), так как акт приема-передачи земельного участка подписан сторонами договора, что свидетельствует о том, что услуга потребляется.

Начисление арендной платы за соответствующий период отражают записью по дебету счета 20 «Основное производство» и кредиту 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами». На практике чаще аренду земельных участков оплачивают выращенной сельхозпродукцией, передача которой в счет оплаты по договору аренды в бухгалтерском учете признается реализацией.

Передача сельхозпродукции собственного производства в счет натуральной оплаты по договорам аренды земельных участков в целях бухгалтерского учета является продажей физическим лицам готовой продукции, соответственно, выручка от ее продажи является для организации доходом от обычных видов деятельности (п.5 Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99, утвержденного Приказом  Минфина России от 06.05.1999 N 32н).

Величина выручки представляет собой стоимость продукции, переданной организацией, исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции. Соответственно, в бухгалтерском учете переданная сельхозпродукция в оплату по договору аренды земли отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» в корреспонденции с кредитом субсчета 90.1 «Выручка». НДС начисляется по дебету субсчета 90.3 «Налог на добавленную стоимость» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». Списание себестоимости продукции отражается по дебету счета 90.2 «Себестоимость продаж» и кредиту счета 43 «Готовая продукция».

Дополнительно сообщаем, что при выдаче сельхозпродукции в счет арендной платы необходимо применять ККТ (Вопрос: Должен ли индивидуальный предприниматель (глава КФХ) применять ККТ при выдаче сельхозпродукции (зерна) в счет арендной платы физическому лицу (арендодателю) — собственнику земельного участка? (Консультация эксперта, 2020).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Перерегистрация КФХ в форме юридического лица В ИП –глава КФХ

Вопрос

Перевод имущества с юридического лица  КХФ при перерегистрации на ИП ( проводки, налог)?

Ответ

Согласно разъяснений 2006 данная перерегистрация приравнивается к преобразованию юридического лица.

Передача имущества при реорганизации по передаточному акту от одной организации к другой организации не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества или как его безвозмездная передача. Такая передача бухгалтерскими записями не отражается (п. 11 Методических указаний).

По общим правилам, установленным в  пп. 2 п. 3 ст. 39 НК  РФ, передача основных средств, нематериальных активов и иного имущества организации ее правопреемнику в процессе реорганизации (преобразования) не признается реализацией.

В связи с отсутствием свежих разъяснений по данному вопросу рекомендуем обратиться в налоговые органы за получением ответа.

Обоснование

В соответствии с п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

Согласно п. 3 ст. 23 ГК РФ глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства.

К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, регулирующие деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

С учетом вышеизложенного, Минфин РФ в  Письме от 21.08.2006 N 03-11-04/1/14 пришел к выводу, что при преобразовании юридического лица — крестьянского (фермерского) хозяйства в крестьянское (фермерское) хозяйство, осуществляющее деятельность без образования юридического лица, права и обязанности реорганизованного крестьянского (фермерского) хозяйства — юридического лица переходят к предпринимателю — главе крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица.

При смене статуса к образованному хозяйству отойдут обязательства по налогам и сборам закрытого юридического лица. (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 22.03.2006, 15.03.2006 N Ф03-А73/05-2/4740 по делу N А73-9134/2003-19/17/29).

Ситуация с кредиторской и дебиторской задолженностью аналогичная. Так, суд признал правопреемником хозяйства – юридического лица главу КФХ, зарегистрированного как индивидуальный предприниматель, по арендным платежам (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2005 N Ф03-А04/05-1/1598).

Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме преобразования приведены в разд. VIII  Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденных Приказом Минфина России от 20.05.2003 N 44н.

Вступительная бухгалтерская отчетность организации, возникшей в результате реорганизации в форме преобразования, составляется путем переноса показателей заключительной бухгалтерской отчетности организации, реорганизуемой в форме преобразования (п. 43 Методических указаний).

Передача имущества при реорганизации по передаточному акту от одной организации к другой организации не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества или как его безвозмездная передача. Такая передача бухгалтерскими записями не отражается (п. 11 Методических указаний).

Если реорганизованная компания передает вновь созданной фирме какое-то имущество, например, объект основных средств, то у нее не возникает объекта налогообложения по НДС и не облагается налогом на прибыль так как в соответствии с пп. 2 п. 3 ст. 39 НК РФ такая операция не признается реализацией. Обратите внимание, что в соответствии с п. 8 ст. 162.1 НК РФ реорганизованная фирма при передаче основных средств правопреемнику не должна восстанавливать суммы налога, принятые его к вычету по указанным основным средствам. Аналогичные разъяснения дает и Минфин России в своем Письме от 22.04.2008 N 03-07-11/155.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Проверки субъектов МП в 2020 году

Вопрос

Администрацией района был проведен осмотр земельного участка сельскохозяйственного назначения по жалобе гражданина на предмет самовольного захвата. Был составлен акт проверки земельного участка и направлен в прокуратуру. Прокурор считает, что нарушен порядок проведения земельного контроля в отношении крестьянского хозяйства, так как в 2020 году нельзя проверять субъекты малого предпринимательства, но мы их и не проверяли, а проверяли только землю… Как быть?

Ответ

Проверка осуществляет не в отношении объекта, а в отношении субъекта в первую очередь. Проверка будет являться правомерной, если подпадает под одно из условий п. 1 Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438 (что возможно определить, только зная все фактические обстоятельства, относящиеся к ней).

Обоснование

Согласно п. 1  Постановления Правительства РФ от 03.04.2020 N 438, что в 2020 году в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, отнесенных в соответствии со статьей 4 Федерального за-кона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к субъектам малого и среднего предпринимательства, сведения о которых включены в единый реестр субъектов малого и сред-него предпринимательства, а также в отношении некоммерческих организаций, среднесписочная численность работников которых за 2019 год не превышает 200 человек, за исключением политических партий и некоммерческих организаций, включенных в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, проводятся только:

а) внеплановые проверки, основаниями для проведения которых являются факты причинения вреда жизни, здоровью граждан или угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и проведение которых согласовано органами прокуратуры;

б) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, проведение которых согласовано органами прокуратуры;

в) внеплановые проверки, проводимые на основании поручения Президента Российской Федерации, поручения Правительства Российской Федерации с указанием конкретного юридического лица и (или) индивидуального предпринимателя, требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

г) внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и пунктом 4 части 10 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

д) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания, решение о признании которого исполненным влечет возобновление ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

е) внеплановые проверки, назначенные в целях проверки исполнения ранее выданного предписания при поступлении в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля ходатайства от юридического лица или индивидуального предпринимателя о проведении проверки в целях признания предписания исполненным;

ж) внеплановые проверки некоммерческих организаций, основания для проведения которых установлены подпунктами 2, 3 и 5 пункта 4.2 статьи 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», и религиозных организаций, основание для проведения которых установлено абзацем третьим пункта 5 статьи 25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», проведение которых согласовано органами прокуратуры;

з) внеплановые проверки, основание для проведения которых установлено абзацем третьим части четвертой статьи 30.1 Закона Российской Федерации «О государственной тайне»;

и) плановые проверки юридических лиц — участников бюджетного процесса, а также государственных (муниципальных) бюджетных, автономных учреждений в рамках осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Основания для применения ЕСХН, которые указываются в сообщение об утрате такого права

Вопрос

ООО находится на ЕСХН , но с 1 октября утрачиваем право на ЕСХН в связи с превышением лимита-80 000,0 млн руб выручки. В сообщении об утрате права на ЕСХН следует указать абзац-пункт-подпункт статьи 346,2 для утраты права на ЕСХН.

Ответ

В форме сообщения об утрате права на применение ЕСХН следует указать соответствующую норму закона, нарушая которую организация теряет право применения ЕСХН. Подробно данные пункты описаны в разделе Обоснование.

Обоснование

В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 346.3 НК РФ если по итогам налогового периода налогоплательщик не соответствует условиям, установленным пунктами 2, 2.1, 5 и 6 статьи 346.2 настоящего Кодекса, он считается утратившим право на применение единого сельскохозяйственного налога с начала налогового периода, в котором допущено нарушение указанного ограничения и (или) выявлено несоответствие установленным условиям.

В соответствии с п. 2 ст. 346.2 НК РФ организации должны не менее 70% выручки получать от реализации сельхозпродукции, а также от оказания услуг в этой сфере.

В соответствии с пп. 1 — 4 п. 5 ст. 346.2 НК РФ организация может применять ЕСХН, если она соответствует одному из условий:

— по итогам работы за календарный год до года, в котором организация планирует подать уведомление о переходе на уплату ЕСХН, доля от продажи сельхозпродукции собственного производства (включая первичную переработку из сырья собственного производства), а также от услуг растениеводства и животноводства составляет не меньше 70% в ее общем доходе;

— является сельскохозяйственным потребительским кооперативом и по итогам работы за календарный год до года, в котором планирует подать уведомление о переходе на уплату ЕСХН, доля от продажи сельхозпродукции, произведенной членами кооператива (включая первичную переработку из сырья, произведенного членами кооператива), а также от работ и услуг, которые кооператив выполнил для своих членов, составила не меньше 70% в общем доходе;

— является градо- и поселкообразующей рыбохозяйственной организацией и соответствует условиям, приведенным в пп. 3 п. 5 ст. 346.2 НК РФ;

— является рыбохозяйственной организацией и средняя численность ее работников за каждый из двух календарных лет до года, в котором она подает уведомление о переходе на уплату ЕСХН, не превышает 300 человек. При этом доля дохода от продажи улова или рыбной продукции из этого улова за календарный год до года, в котором организация подает уведомление о переходе, составляет не меньше 70% от всего дохода.

В соответствии с п. 6 ст. 346.2 нельзя применять ЕСХН: тем, кто производит подакцизные товары; тем, кто организует и проводит азартные игры; казенным, бюджетным и автономным учреждениям.

Представление сообщения об утрате права на применение ЕСХН рекомендуется по форме сообщения N 26.1-2, которая утверждена Приказом ФНС России от 28.01.2013 N ММВ-7-3/41.

Таким образом, в форме следует указать соответствующую норму закона, нарушая которую организация теряет право применения ЕСХН.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс