Вопрос: Какова ответственность авиакомпании за понижение класса обслуживания с бизнес-класса на эконом-класс? Куда может пожаловаться пассажир и на какую компенсацию может рассчитывать?

Краткий ответ:

Пассажир может обратиться с претензией к авиакомпании с требованием уменьшить стоимость билета (сделать перерасчет по тарифу эконом класса) и вернуть разницу, а также компенсировать моральный вред.

А если авиакомпания не удовлетворит претензию, то можно обратиться в суд. В таком случае с перевозчика дополнительно могут взыскать штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Обоснование:

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) вправе потребовать соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги).

Согласно ст. 151 ГК РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Таким образом, пассажир может потребовать уменьшения цены оказанной услуги (по тарифу эконом класса) и компенсацию морального вреда. Для этого нужно обращаться с претензией к авиаперевозчику.

Перевозчик обязан в течение тридцати дней со дня поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии (ст. 127.1 Воздушного кодекса РФ).

Если претензию авиакомпания не удовлетворит, то требования предъявляются в суд. В таком случае с перевозчика также могут взыскать штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя на основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей» (примеры подобных споров см. в материалах подборки).

Подборка:        

  1. Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 05.05.2021 N 88-9400/2021 {КонсультантПлюс}
  2. Апелляционное определение Челябинского областного суда от 25.02.2019 по делу N 11-2223/2019 {КонсультантПлюс}
  3. Апелляционное определение Свердловского областного суда от 27.02.2014 по делу N 33-2173/2014 {КонсультантПлюс}
  4. Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2020 по делу N 33-36016/2020 {КонсультантПлюс}
  5. Апелляционное определение Липецкого областного суда от 17.08.2015 по делу N 33-2208/2015 {КонсультантПлюс}