Можно обжаловать действия банка в суде, а можно обратиться в межведомственную комиссию при Банке России. Как это сделать, изучаем с КонсультантПлюс
Когда компания может обратиться в комиссию
С 21 апреля 2018 г. действуют правила работы межведомственной комиссии при Центробанке (Указание Банка России от 30.03.2018 N 4760-У). В комиссию можно пожаловаться, если обслуживающий банк не принял аргументы компании и не разблокировал или не открыл счет.
Механизм урегулирования споров выглядит так:
- банк сообщает клиенту, по каким причинам не стал проводить операцию или открывать счет;
- клиент представляет в банк доказательства необоснованности решения;
- банк в течение 10 рабочих дней рассматривает доказательства и сообщает клиенту, устранены причины для отказа в обслуживании или нет;
- если банк продолжает настаивать на своем, клиент вправе обратиться в межведомственную комиссию при ЦБ РФ.
Какие документы направить в комиссию
В комиссию нужно подать заявление с приложениями. Установленной формы нет, поэтому можете пользоваться формой, которую подготовили эксперты КонсультантПлюс.
Направить документы можно двумя способами:
- в электронной форме через интернет-приемную ЦБ РФ;
- по почте.
Какие сведения комиссия запросит у банка
Если комиссия приняла жалобу к рассмотрению, банк получит запрос через личный кабинет на сайте ЦБ РФ. Если сервис не будет работать, запрос будет продублирован на бумаге. Срок для ответа устанавливает комиссия, минимум три рабочих дня.
В ответе банк должен объяснить, почему блокировал операцию и не стал открывать счет, и указать причины, по которым не стал пересматривать свое решение после пояснений клиента.
Ответ на запрос банк размещает в личном кабинете на сайте ЦБ РФ и в личном кабинете на сайте Росфинмониторинга.
Если банк не ответит на запрос комиссии, это не помешает ей рассмотреть жалобу и принять решение. Решение примут в течение 20 рабочих дней, и оно сразу же вступит в силу. За рассмотрение дела комиссией госпошлину платить не нужно, в отличие от суда.
Как комиссия сообщит о решении
Комиссия может принять решение очно или заочно. Скорее всего, на заседание никого вызывать не будут. По решению председателя комиссии могут пригласить лишь заявителя.
Рассмотрев обращение клиента и обоснование банка, комиссия может оставить решение банка в силе либо отменить его.
Обратите внимание: решение комиссии окончательное, пересмотру оно не подлежит. Если компания снова обратится с той же жалобой в комиссию, обращение не рассмотрят.
Заявителю о решении сообщат в течение трех рабочих дней: электронной почтой, если заявление поступило через интернет-приемную ЦБ, или обычной почтой, если заявление поступило на бумаге.
Банку сообщение о решении комиссии направят в тот же срок через его личный кабинет на сайте ЦБ. Если сервис не будет работать, решение продублируют на бумаге.
Что делать после решения
Если комиссия отменила решение банка, он обязан:
- проинформировать Росфинмониторинг, чтобы компанию исключили из черного списка подозрительных клиентов;
- в случае обращения компании провести спорную операцию или открыть счет.
Если комиссия оставила решение банка в силе, у компании остается возможность обжаловать его в суде.
Источник: сайт КонсультантПлюс