С 2019 г. в Налоговом кодексе появится новая ст. 93.2, которая обяжет аудиторов представлять налоговой службе информацию и документы, касающиеся компаний, в которых проводились аудиторские проверки. С чем связано это нововведение и чем оно грозит организациям?

Сергей Александрович, с 2019 г. вступит в силу ст. 93.2 НК РФ. Зачем потребовалось ее введение?

— Существовали две ситуации, препятствующие доступу налоговых органов к документам проверяемого налогоплательщика. Первая — это когда документы умышленно передавались аудиторам, а вторая — когда при такой передаче умысел отсутствовал. Аудиторы ссылались на аудиторскую тайну и не отдавали документы, а суды их поддерживали. Это не только российская проблема, она общемировая. Для ее решения в России и были разработаны новые нормы. Это сделано в числе прочего в целях реализации рекомендаций Организации экономического сотрудничества и развития в рамках Глобального форума по транспарентности и обмену информацией для целей налогообложения.

 

— Что может затребовать инспекция у аудиторов?

— Новая ст. 93.2 НК РФ предусматривает, что у аудиторов истребуются документы (информация), служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания, перечисления) налога (сбора, страховых взносов), в случае если такие документы либо информация были истребованы у налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) в соответствии с НК РФ и не были представлены в налоговый орган указанным лицом в установленном порядке. Таким образом, никакие внутренние рабочие документы аудиторов не истребуются.

 

— Правильно ли мы понимаем, что инспекторы будут запрашивать у аудиторов только те документы (информацию), которые они не смогли получить у организации в рамках выездной проверки? А в рамках камеральной проверки запросов не будет?

— Налоговые органы вправе обращаться к аудиторам только в рамках выездной налоговой проверки или проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Но из этого правила есть исключение — документы могут быть получены инспекцией от аудитора (аудиторской компании) также при поступлении в отношении аудируемого лица запроса компетентного органа иностранного государства (территории) в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Камеральных проверок изменения не касаются.

 

— Предполагается, что к аудитору будет обращаться именно та инспекция, которая проводит проверку налогоплательщика, или же инспекция, в которой аудитор стоит на налоговом учете?

— Непосредственно требование о представлении документов (информации) будет готовить должностное лицо налогового органа по месту учета аудиторской организации (индивидуального аудитора). Однако новая ст. 93.2 НК РФ будет применяться с учетом иных норм законодательства о налогах и сборах.

В частности, будет использоваться предусмотренный ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов при истребовании документов (информации) у контрагентов или иных лиц, располагающих ими. То есть налоговый орган, проводящий выездную проверку или проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, будет готовить поручение об истребовании, которое будет направляться налоговому органу по месту учета аудитора.

 

— Как инспекция узнает, у какого именно аудитора/аудиторской компании запрашивать документы или информацию?

— Предполагается, что о месте хранения документов будет сообщать проверяемый налогоплательщик в ответ на требование о представлении документов (информации) или в рамках привлечения его к ответственности за непредставление документов. Получению этой информации будет способствовать право налоговых органов, предусмотренное подп.7 п. 1 ст. 31 НК РФ, согласно которому в случае непредставления документов налоги могут быть определены расчетным способом.

 

— Какие документы должны представить аудиторы: только те, которые были получены ими от проверяемой организации в рамках проверки годовой отчетности, или любые документы, включая и те, которые были переданы аудитору с целью получения разовых консультаций?

— Аудитор должен представить по запросу инспекции любые документы, которые были переданы ему организацией, в том числе для целей обязательного или необязательного аудита, для целей оказания иных сопутствующих аудиторских услуг.

 

— В случае если аудитор не представит инспекции документы, сможет ли она провести выемку таких документов у аудитора (аудиторской компании)?

— Нет. Ведь проведение выемки возможно только в рамках выездных налоговых проверок и только в отношении проверяемого налогоплательщика. А в рассматриваемой ситуации проверяется не сама аудиторская компания, а ее клиент.

 

— У аудиторской компании в рамках выездной проверки налогоплательщика ИФНС запросила документы или сведения о нем. Однако аудиторская компания проигнорировала такой запрос. Какая ответственность ей грозит?

— За непредставление имеющихся у аудитора (аудиторской компании) документов или информации о налогоплательщике, а также за представление документов с заведомо недостоверными сведениями предусмотрен штраф 10 000 руб.

 

— Могут ли инспекторы запрашивать документы у консалтинговых фирм, которые не имеют аудиторского статуса? Зависит ли это от наличия в штате таких фирм аттестованных аудиторов или нет?

— Напомню, что новые правила касаются аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, когда документы (информация) получены ими в рамках аудиторской деятельности, регулируемой соответствующим законодательством, которым предусмотрено понятие аудиторской тайны.

Истребование документов (информации) у консалтинговых фирм ни ранее, ни сейчас не представляет проблемы, оно проводится в рамках ст. 93.1 НК РФ.

Также наличие в штате аттестованных аудиторов не препятствует истребованию документов в этом порядке как до 01.01.2019, так и после этой даты.

 

— Какие гарантии сохранения аудиторской тайны есть у организации, которая обратилась к аудитору, если инспекция решит вызвать аудитора на допрос? Нет ли опасности, что он будет вынужден раскрыть инспекции буквально все, что знает о компании?

— Не могут допрашиваться в качестве свидетелей лица, получившие в связи с исполнением ими своих профессиональных обязанностей информацию, которая требуется инспекции для налогового контроля, если подобные сведения относятся к профессиональной тайне этих лиц. Это, в частности, адвокат, аудитор.

Более того, использование доказательств, полученных с нарушением норм Налогового кодекса РФ, не допускается.

Источник: сайт Главная книга