В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по гражданскому праву и процессу.

Федеральное законодательство 

Страховой номер индивидуального лицевого счета будет применяться для идентификации физлица при получении им государственных и муниципальных услуг

Подписан закон о совершенствовании индивидуального (персонифицированного) учета (ИПУ) и расширении направлений его использования.

Вносятся изменения в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», устанавливающие правовую основу организации персонифицированного учета не только в целях реализации прав в системе обязательного пенсионного страхования, как это было ранее, но и в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций.

В частности, введено понятие «зарегистрированные лица» — это физлица, которым открыт индивидуальный лицевой счет. В свою очередь устанавливается, что «индивидуальный лицевой счет» — это электронный документ, содержащий сведения о зарегистрированном лице, хранящиеся в информационных ресурсах ПФР.

Индивидуальный лицевой счет открывается на каждого гражданина РФ, а также на каждого иностранного гражданина и каждое лицо без гражданства, постоянно или временно проживающих (пребывающих) на территории РФ.

Содержащиеся в индивидуальном лицевом счете сведения систематически уточняются и дополняются, в том числе на основании информации, полученной от органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, и иных организаций.

Устанавливаются обязанности органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, в том числе по передаче сведений в органы ПФР, а также уточняются полномочия органов ПФР в целях организации межведомственного обмена информацией.

Предусматривается ответственность органов и должностных лиц, участвующих в сборе, хранении, передаче и использовании сведений, содержащихся в индивидуальных лицевых счетах.

Срок хранения документов, содержащих сведения ИПУ в письменной форме, составляет, как и ранее, не менее шести лет. А в отношении документов в электронной форме установлен иной срок — не менее семидесяти пяти лет.

Законом также исключаются положения, касающиеся страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (СНИЛС). Его заменит документ, подтверждающий регистрацию в системе ИПУ. При этом СНИЛС сохраняют свое действие и являются документами, идентичными документам, подтверждающим регистрацию в системе ИПУ.

 Федеральный закон от 01.04.2019 N 48-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Расширены контролирующие полномочия Правительства РФ в сфере закупок

В частности:

Правительство РФ наделяется полномочиями по утверждению единого порядка осуществления контроля в сфере закупок;

  • на Правительство РФ возлагаются полномочия по определению порядка оценки эффективности деятельности органов контроля в сфере закупок;
  • органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, предоставляется право осуществлять полномочия органов местного самоуправления муниципального района, органов местного самоуправления городского округа, уполномоченных на осуществление контроля в сфере закупок, на основании соглашений между субъектами РФ и находящимися на их территориях муниципальными образованиями;
  • устанавливается запрет на возложение функций по централизации закупок на органы контроля.

Кроме того, устанавливается, что жалоба, поданная в контрольный орган в сфере закупок участником закупки, находящимся в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), возвращается ему без рассмотрения.

 Федеральный закон от 01.04.2019 N 50-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

В случае ненаправления в страховую компанию в течение 5 рабочих дней со дня ДТП виновником ДТП заполненного бланка извещения, у страховщика, выплатившего страховое возмещение потерпевшему, возникает право регрессного требования к виновнику ДТП

В связи с указанным обстоятельством, Банк России рекомендует субъектам страхового рынка — страховщикам по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО) сообщать страхователям и лицам, имеющим намерение стать страхователем, следующую информацию:

  • в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии должен быть направлен лицом, причинившим вред, страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия;
  • в случае ненаправления лицом, причинившим вред, экземпляра бланка извещения в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, к страховщику, осуществившему страховое возмещение, в соответствии с подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» переходят права требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения;
  • коэффициент КН применяется страховщиком к владельцам транспортных средств при заключении или продлении договора обязательного страхования на год, следующий за периодом, в котором страховщику стало известно о совершении предусмотренных пунктом 3 статьи 9 Закона об ОСАГО действий (бездействии).

 Информационное письмо Банка России от 26.03.2019 N ИН-06-59/26 «По вопросу предъявления регрессных требований к лицу, причинившему вред, в случае дорожно-транспортного происшествия, оформленного без участия уполномоченных на то сотрудников полиции (европротокол)»

На ГК «Агентство по страхованию вкладов» предлагается возложить полномочия корпоративного ликвидатора финансовых организаций (кредитных организаций, негосударственных пенсионных фондов и страховых организаций)

По мнению разработчиков проекта, введение института единого ликвидатора позволит унифицировать все проводимые в ходе ликвидации процедуры, существенно повысить их эффективность, сократить сроки ликвидационных процедур и увеличить стоимость активов, формирующих конкурсную массу.

Проектом, в числе прочего:

  • сокращается срок формирования реестра требований кредиторов для созыва первого собрания кредиторов с 30 календарных дней со дня опубликования сведений о признании кредитной организации банкротом до 30 рабочих дней со дня опубликования сообщения о введении временной администрации;
  • предусматривается новая система торгов имуществом ликвидируемых организаций, которая позволит сократить срок проведения торгов (их предполагается проводить в несколько этапов путем последовательного снижения цены имущества (лота) на шаг торгов на каждом из следующих этапов торгов. В случае представления в ходе первого или любого следующего этапа предложения о цене далее торги проводятся путем повышения цены лота);
  • устанавливается право участников торгов, являющихся банками, принять на себя обязательства ликвидируемой кредитной организации;
  • предусматривается возможность предоставления приобретателю имущества и обязательств кредитной организации отсрочки или рассрочки исполнения переданных приобретателю обязательств кредитной организации перед АСВ, возникших в связи с выплатой возмещения по вкладам, на срок не более 12 месяцев.

 Проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Законодательство Республики Алтай

 Постановление Администрации города Горно-Алтайска от 28.03.2019 N 45 «О реализации Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

 Приказ Минрегионразвития Республики Алтай от 28.03.2019 N 152-Д «О внесении изменений в приказ Министерства регионального развития Республики Алтай от 20 декабря 2018 года N 630-Д»

Судебная практика

 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 25.02.2019 N 69-КГ18-22

Требование: О взыскании компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Истица указывает, что в медицинском учреждении скончался ее супруг, которому при поступлении в учреждение был неправильно установлен диагноз, он был госпитализирован в непрофильное отделение и фактически оставлен в палате без оказания необходимой медицинской помощи.

Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку в результате неправомерных действий медицинских работников истице был причинен моральный вред, неправомерность действий работников подтверждена проведенными экспертизами.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2019 N Ф04-653/2019 по делу N А45-17959/2018

Требование: О взыскании штрафа за сверхнормативный простой вагонов на станции погрузки по договору оказания услуг по предоставлению подвижного состава для осуществления железнодорожных перевозок грузов.

Обстоятельства: Исполнитель сослался на допущенный заказчиком на станции погрузки сверхнормативный простой по предоставленным вагонам.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт сверхнормативного простоя вагонов подтвержден, доказательств объективной невозможности соблюдения заказчиком согласованных сроков возврата порожних вагонов не представлено.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.03.2019 N Ф04-564/2019 по делу N А45-13986/2018

Требование: О взыскании долга и неустойки по договору подряда.

Обстоятельства: Предусмотренные договором работы по комплексному диагностическому обследованию технического состояния точек подключения в действующий газопровод подрядчик выполнил и передал заказчику, последний их принял и произвел оплату, допустив при этом нарушение установленных договором сроков.

Решение: В удовлетворении требования в части взыскания долга отказано в связи с его уплатой. В остальной части требование частично удовлетворено, поскольку приведенный подрядчиком расчет неустойки признан ошибочным, суд согласился с контррасчетом заказчика.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 12.03.2019 N 33-1086/2019

Требование: О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.

Обстоятельства: Решением суда на ответчика возложена обязанность уплатить истцу денежные средства. Указанную обязанность ответчик не исполнил.

Решение: Требование удовлетворено в части.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.03.2019 по делу N 33-2185/2019

Требование: О признании решения органа ПФ РФ незаконным, обязании включить периоды работы в льготный стаж, назначить досрочную пенсию по старости.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что решением необоснованно отказано во включении в льготный стаж как лицу, не менее 25 лет осуществляющему педагогическую деятельность, периодов службы в армии, нахождения на курсах повышения квалификации, работы в качестве педагога дополнительного образования в центре детского творчества.

Решение: Требование удовлетворено в части.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 06.03.2019 N 33-2048/2019

Требование: О защите прав потребителей.

Обстоятельства: Ответчик является компанией, обслуживающей жилой дом, в котором проживает истец. Контейнерная площадка для вывоза ТБО, которая используется жителями дома, надлежащим образом не оборудована.

Решение: В удовлетворении требования отказано.

 Дополнительные материалы по судебной практике доступны при скачивании файла

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»  доступны при скачивании файла