В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по административному праву и судопроизводству.

Федеральное законодательство

В статью 12.27 КоАП РФ, устанавливающую ответственность водителя за оставление места ДТП, участником которого он являлся, внесены изменения с учетом позиции Конституционного Суда РФ

Конституционный Суд РФ своим Постановлением от 25 апреля 2018 года N 17-П признал не соответствующим Конституции РФ пункт 2 примечаний к статье 264 УК РФ, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования он ставит лицо, управлявшее транспортным средством, в том числе в состоянии опьянения, если оно совершило нарушение правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности предусмотренные статьей 264 УК РФ тяжкие последствия, и скрылось с места дорожно-транспортного происшествия, в преимущественное положение — с точки зрения последствий своего поведения — по сравнению с лицами, указанными в пункте 2 примечаний к данной статье, т.е. управлявшими транспортными средствами и оставшимися на месте дорожно-транспортного происшествия, в отношении которых факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ надлежащим образом установлен либо которые не выполнили законного требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения.

В этой связи Федеральным законом от 23.04.2019 N 65-ФЗ, в числе прочего, внесены изменения в статью 264 УК РФ, согласно которым ответственность за нарушение правил дорожного движения, повлекшее тяжкие последствия, распространена не только на лиц, совершивших указанное нарушение в состоянии алкогольного опьянения, но и скрывшихся с места его совершения.

С учетом изложенного настоящим Федеральным законом в диспозицию части 2 статьи 12.27 КоАП РФ внесены корреспондирующие изменения, согласно которым установленная административная ответственность будет наступать в случае оставления водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.

 Федеральный закон от 23.04.2019 N 64-ФЗ «О внесении изменения в статью 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Установлена административная ответственность за несвоевременное внесение данных в систему мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения либо внесение в нее недостоверных данных

Согласно настоящему Федеральному закону, в случае совершения указанного правонарушения на должностных лиц будет налагаться штраф в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей. Для юридических лиц размер штрафа составит от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При этом предусматривается, что лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица.

Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2020 года.

 Федеральный закон от 15.04.2019 N 58-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ужесточена административная ответственность должностных и юридических лиц за нарушение правил охраны водных объектов и правил водопользования

В частности, согласно внесенным изменениям, теперь в случае нарушения водоохранного режима на водосборах водных объектов, которое может повлечь загрязнение указанных объектов или другие вредные явления, должностные лица могут быть подвергнуты штрафу в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, юридические лица — от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

При незаконной добыче песка, гравия, глины и иных общераспространенных полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, осуществлении молевого сплава древесины либо нарушении установленного порядка очистки водных объектов от затонувшей древесины и наносов должностные лица будут штрафоваться на сумму от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, юридические лица — от ста тысяч до ста двадцати тысяч рублей.

Если нарушаются правила водопользования при добыче полезных ископаемых, торфа, сапропеля на водных объектах, а равно при возведении и эксплуатации подводных и надводных сооружений, при осуществлении рыболовства, судоходства, прокладке и эксплуатации нефтепроводов и других продуктопроводов, проведении дноуглубительных, взрывных и иных работ либо при строительстве или эксплуатации дамб, портовых и иных сооружений, размер штрафа составит: для должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических лиц — от восьмидесяти тысяч до ста двадцати тысяч рублей. Аналогичные суммы штрафных санкций установлены также за нарушение правил эксплуатации водохозяйственных или водоохранных сооружений и устройств.

 Федеральный закон от 15.04.2019 N 57-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Другие документы

 Приказ ГУСП от 14.03.2019 N 31 «Об утверждении перечня должностных лиц Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях»

Законодательство Алтайского края

 Постановление Правительства Алтайского края от 09.04.2019 N 115 «Об установлении общей суммы использованных не по целевому назначению средств бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета местным бюджетам, для определения случая продления исполнения бюджетной меры принуждения»

Продление исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года осуществляется в случае, если общая сумма использованных не по целевому назначению средств бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, предоставляемых из краевого бюджета местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, использованных с нарушением условий предоставления бюджетных кредитов и использованных с нарушением условий предоставления (расходования) указанных межбюджетных трансфертов, подлежащих бесспорному взысканию в соответствии с решениями о применении бюджетных мер принуждения, превышает 2% суммы объема налоговых и неналоговых доходов местного бюджета на текущий финансовый год, утвержденного решением о местном бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период), и объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, предусмотренного этому муниципальному образованию на текущий финансовый год приложением к закону Алтайского края о краевом бюджете на текущий финансовый год и на плановый период, устанавливающим распределение между муниципальными образованиями указанных межбюджетных трансфертов на текущий финансовый год.

 Приказ Минтранса Алтайского края от 23.04.2019 N 118 «Об утверждении порядка организации и проведения аукциона по выбору исполнителя услуг на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края»

Предусмотрено, что выбор исполнителя услуг на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края проводится в форме открытого аукциона на понижение цены.

Предметом аукциона является выбор исполнителя услуг на перемещение и хранение задержанных транспортных средств (в том числе маломерных судов) на территории Алтайского края. Начальной максимальной ценой аукциона являются базовые уровни тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на специализированных стоянках на территории Алтайского края, определенные управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов.

Тарифы на перемещение и хранение задержанных транспортных средств устанавливаются в расчете на одно транспортное средство. Лоты формируются по видам задержанных транспортных средств и территориям, в пределах которых оказываются услуги по их перемещению и хранению. На каждый муниципальный район, город краевого значения и ЗАТО формируется один лот.

Извещение о проведении аукциона размещается на сайте Минтранса Алтайского края не менее чем за 30 календарных дней до дня окончания подачи заявок на участие в аукционе. Заявки на участие в аукционе по выбору исполнителя услуг на перемещение и хранение задержанных транспортных средств на территории Алтайского края подаются юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы, индивидуальными предпринимателями без образования юридического лица, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании результатов аукциона по каждому лоту с победителем аукциона Минтранс Алтайского края в течение 30 календарных дней заключает договоры на перемещение и хранение задержанных транспортных средств по тарифу, установленному по результатам аукциона.

Законодательство Республики Алтай

 Постановление Правительства Республики Алтай от 09.04.2019 N 99 «Об установлении общей суммы использованных не по целевому назначению средств бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Алтай местным бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, использованных с нарушением условий предоставления бюджетных кредитов и использованных с нарушением условий предоставления (расходования) указанных межбюджетных трансфертов, подлежащих бесспорному взысканию в соответствии с решениями о применении бюджетных мер принуждения, для определения случая продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года»

Установлена общая сумма использованных не по целевому назначению средств бюджетных кредитов, межбюджетных трансфертов, предоставляемых из республиканского бюджета Республики Алтай местным бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, использованных с нарушением условий предоставления бюджетных кредитов и использованных с нарушением условий предоставления (расходования) указанных межбюджетных трансфертов, подлежащих бесспорному взысканию в соответствии с решениями о применении бюджетных мер принуждения, для определения случая продления исполнения бюджетной меры принуждения на срок более одного года в размере 1% суммы объема: налоговых и неналоговых доходов местного бюджета муниципального образования в Республике Алтай на текущий финансовый год, утвержденного решением представительного органа муниципального образования в Республике Алтай о бюджете муниципального образования в Республике Алтай на текущий финансовый год и плановый период; дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципального образования, предоставляемых соответствующему муниципальному образованию в Республике Алтай из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в текущем финансовом году.

Судебная практика

 Решение Верховного Суда РФ от 21.03.2019 N АКПИ19-38

Требование: О присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок.

Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку установлено, что срок рассмотрения уголовного дела, по которому административный истец признан потерпевшим, не отвечает требованию разумности, доказан факт нарушения права административного истца на уголовное судопроизводство в разумный срок, при этом с учетом практики Европейского Суда по правам человека, обстоятельств уголовного дела, по которому было допущено нарушение, его значительного объема, сложности, сопряженной с розыском подсудимых, его продолжительности и значимости последствий для административного истца истребуемая им сумма компенсации является чрезмерной и подлежит снижению.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.04.2019 N Ф04-1209/2019 по делу N А75-3607/2018

Требование: Об оспаривании предписания и постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ в виде предупреждения за нарушение требований пожарной безопасности.

Решение: Требование удовлетворено в части оспаривания нескольких пунктов предписания, поскольку установлен факт соблюдения обществом требования Технического регламента. В остальной части требований отказано, поскольку в действиях общества имеется состав правонарушения, нарушены требования пожарной безопасности при эксплуатации объекта защиты, не доказано принятие надлежащих мер, направленных на соблюдение действующих регламентов и правил.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.04.2019 N Ф04-449/2019 по делу N А75-8672/2018

Требование: Об отмене постановления о привлечении индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность по организации общественного питания, к ответственности по ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ за ненадлежащее хранение пищевой продукции.

Решение: Требование удовлетворено в части изменения размера штрафа, поскольку состав правонарушения установлен, но совершенные деяния охватываются одним противоправным бездействием, следовательно, неправомерно назначение наказания за совершение каждого из двух выявленных в ходе одной проверки административных правонарушений.

 Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 20.03.2019 по делу N 33-225/2019

Требование: О взыскании компенсации морального вреда, причиненного дорожно-транспортным происшествием.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что ответчик, управляя автомобилем, допустил наезд на истца, в результате чего он получил телесные повреждения.

Решение: Требование удовлетворено частично.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Ситуация: Как составить и подать жалобу на постановление мирового судьи? («Электронный журнал «Азбука права», 2019)
  • Статья: Ответственность за незаконную рубку лесных насаждений (Долгих Т.Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
  • Статья: Производство по делам об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения (Марина М.П.) («Российская юстиция», 2019, N 3)
  • Статья: Формирование парадигмы теории современного российского административного права (Долгополов А.А., Жеребцов А.Н.) («Административное право и процесс», 2019, N 3)
  • Статья: О некоторых аспектах деятельности полиции по пресечению административных правонарушений экстремистской направленности, совершаемых несовершеннолетними (Кирюхин В.В.) («Административное право и процесс», 2019, N 3)
  • Статья: Актуальные проблемы привлечения к административной ответственности за правонарушения в информационной сфере (Суханов А.Г.) («Администратор суда», 2019, N 1)
  • Статья: Ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ как способ предупреждения коррупции при рассмотрении обращений граждан: законодательство, правоприменительная практика и возможные пути усовершенствования (Скобликов П.А.) («Российская юстиция», 2019, N 2)