Письмо ФНС России от 07.05.2019 N СА-4-7/8614@
Квалификация сделок по отчуждению физлицом товаров, работ, услуг и имущественных прав как хозяйственных операций, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности возможна в том числе в силу их длительности, систематичности и массовости.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17.12.1996 N 20-П, при получении физлицом доходов от деятельности, не относимой им к предпринимательской, но подлежащей квалификации в качестве таковой, на указанное лицо распространяется соответствующий режим налогообложения, установленный для ИП.
Бремя доказывания обстоятельств, указывающих на фактическое осуществление гражданином предпринимательской деятельности, лежит на налоговом органе.
ФНС России приведены общие признаки, свидетельствующие об осуществлении физлицом предпринимательской деятельности, в частности:
- приобретаемое имущество не предназначено для использования в личных целях, при этом установлена направленность действий физлица на систематическое получение прибыли, о чем могут свидетельствовать, например, устойчивые связи с продавцами, покупателями, прочими контрагентами.
- реализованное гражданином имущество ранее использовалось им в предпринимательских целях.
В числе признаков, не позволяющих квалифицировать деятельность физического лица в качестве предпринимательской, приведены следующие:
- доходы получены не в связи с самостоятельной предпринимательской деятельностью (в качестве примера указана деятельность акционеров, которая сама по себе не является предпринимательской, поскольку ее осуществляют не акционеры как таковые, а само акционерное общество). Данный вывод распространяется и на иные, помимо владения акциями, права участия в уставном капитале коммерческой организации;
- отсутствует признак систематичности извлекаемой прибыли. Так, например, разовое оказание личных услуг, а также отдельные случаи продажи товаров, выполнения работ не могут однозначно свидетельствовать о предпринимательском характере деятельности физического лица. Доказательствами, подтверждающими факт занятия деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут являться: показания лиц, оплативших товары (работы, услуги), выписки с банковских счетов, размещение физлицом рекламных объявлений.
ФНС России также обращает внимание налоговых органов на реализацию права на освобождение от уплаты НДС в порядке статьи 145 НК РФ в случае переквалификации деятельности физического лица в предпринимательскую.
Отмечено, что порядок реализации данного права для случаев, когда о необходимости уплаты НДС предпринимателю становится известно по результатам мероприятий налогового контроля, положениями НК РФ не предусмотрен. Однако отсутствие установленного порядка не означает, что указанное право не может быть реализовано предпринимателем.
Также сообщается, что вменение статуса предпринимателя по результатам налоговой проверки не должно приводить к исчислению НДС в повышенном размере.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ N 33, если в договоре нет прямого указания на то, что установленная в нем цена не включает в себя сумму НДС, надлежит исходить из того, что предъявляемая сумма налога выделяется из указанной в договоре цены, для чего определяется расчетным методом (пункт 4 статьи 164 НК РФ).
Однако отмечено, что презумпция наличия НДС в цене договора является опровержимой. Налоговым органам и судам необходимо исследовать, не следует ли иное из обстоятельств или прочих условий договора.
Методика расчета НДС путем начисления его сверх согласованной сторонами договора цены подлежит применению в ситуации переквалификации деятельности физлиц в предпринимательскую только в том случае, если налоговый орган докажет недобросовестность действий самого физического лица на стадии согласования, заключения и исполнения им сделок, направленных на получение дохода, сопровождающихся сокрытием им своего реального статуса как предпринимателя.
Источник: сайт КонсультантПлюс