В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Актуализированы отдельные постановления Пленума Верховного Суда РФ по уголовным делам

В связи с изменением законодательства, а также возникающими в судебной практике вопросами внесены поправки в следующие постановления Пленума Верховного Суда РФ:

от 19.12.2013 N 41 «О практике применения судами законодательства о мерах пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и залога»;

от 27.04.2017 N 12 «О судебной практике по делам о контрабанде»;

от 15.11.2016 N 48 «О практике применения судами законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности за преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности»;

от 16.10.2009 N 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

В частности, указано, что запрет определенных действий является наиболее мягкой из мер пресечения, избираемых только судом, и заключается в возложении на подозреваемого или обвиняемого обязанностей своевременно являться по вызовам дознавателя, следователя или в суд, соблюдать один или несколько запретов, предусмотренных частью 6 статьи 105.1 УПК РФ, а также в осуществлении контроля за соблюдением возложенных запретов.

В связи с этим при рассмотрении вопроса об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, залога или заключения под стражу суду следует обсудить со сторонами возможность применения запрета определенных действий как альтернативы более строгой мере, а в случае, если суд придет к выводу об отсутствии оснований для его применения, мотивировать этот вывод в судебном решении.

В случаях, когда деяние, содержащее признаки преступления в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, совершено лицом в целях устранения либо недопущения опасности, непосредственно угрожающей личности, охраняемым законом интересам общества или государства, и эта опасность не могла быть устранена иными средствами, то такое деяние не может быть признано преступным при условии, что не было допущено превышения пределов крайней необходимости. Например, не влечет уголовной ответственности временное осуществление предпринимательской деятельности без лицензии (лицензия не продлена в установленные сроки), если прекращение указанной деятельности может привести к дезорганизации работы объектов жизнеобеспечения (прекращение водозабора, водоочистки, теплоснабжения жилья и социальных объектов населенного пункта, угроза техногенной аварии и т.д.).

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 7 «О внесении изменений в отдельные постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по уголовным делам»

Минтруд напомнил о необходимости поддержания в актуальном состоянии перечней должностей госслужбы субъектов РФ (муниципальной службы), при замещении которых служащие обязаны представлять сведения о доходах

Кроме того, по результатам проведенных проверок выявлены факты наделения контрольно-надзорными, властно-распорядительными и иными полномочиями, связанными с коррупционными рисками, должностей, не относящихся к должностям госслужбы субъекта РФ, что фактически снимает с лица, замещающего такую должность, обязанность представлять сведения о доходах, а также позволяет не соблюдать ограничения и запреты, не исполнять иные обязанности, установленные в целях противодействия коррупции.

С учетом данных обстоятельств Минтрудом даны рекомендации органам субъектов Российской Федерации по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

<Письмо> Минтруда России от 21.05.2020 N 18-2/10/В-3888 <О предоставлении сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей>

Другие документы

Приказ ФССП России от 29.05.2020 N 431 «Об утверждении Положения об Управлении собственной безопасности»

Приказ ФАУ «Главгосэкспертиза России» от 10.02.2020 N 37 «Об утверждении Плана мероприятий по противодействию коррупции в ФАУ «Главгосэкспертиза России» на 2020 год»

Законодательство Алтайского края

Постановление Администрации города Барнаула от 18.06.2020 N 952 «Об утверждении Порядка уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений»

Муниципальный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя (работодателя) обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений не позднее рабочего дня, следующего за днем обращения. В случае нахождения муниципального служащего вне места прохождения службы (в командировке, в отпуске) он обязан уведомить представителя нанимателя (работодателя) не позднее рабочего дня, следующего за днем прибытия к месту прохождения службы. Муниципальный служащий может самостоятельно обратиться в органы прокуратуры или иные органы государственной власти по факту обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения. При обращении в органы прокуратуры или иные органы государственной власти о фактах обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения муниципальный служащий одновременно сообщает об этом представителю нанимателя (работодателю) и предоставляет копию зарегистрированного правоохранительными органами обращения.

Постановление Администрации города Бийска от 18.06.2020 N 975 «Об участии муниципальных служащих на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией»

Законодательство Республики Алтай

Закон Республики Алтай от 11.06.2020 N 23-РЗ «О внесении изменений в Закон Республики Алтай «О противодействии коррупции в Республике Алтай»

Лицо, замещающее муниципальную должность в Республике Алтай на постоянной основе, в соответствии с пунктом 2 части 3.5 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции» не позднее 5 рабочих дней до начала участия на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией направляет Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай письменное уведомление о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией. Участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией лица, замещающего муниципальную должность в Республике Алтай на постоянной основе, не должно приводить к конфликту интересов или возможности возникновения конфликта интересов при исполнении должностных обязанностей. Поступившее уведомление регистрируется в органе по профилактике коррупционных и иных правонарушений в день поступления и передается Главе Республики Алтай, Председателю Правительства Республики Алтай для ознакомления. Приведена форма уведомление о намерении участвовать на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией.

Приказ Минэкономразвития РА от 26.02.2020 N 61-к «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Республики Алтай, при замещении которых государственные гражданские служащие Министерства экономического развития Республики Алтай обязаны соблюдать ограничения, налагаемые на гражданина после увольнения с государственной гражданской службы Республики Алтай»

Судебная практика

Постановление Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 5-АД20-60

Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ст. 19.29 КоАП РФ, за привлечение работодателем к трудовой деятельности на условиях трудового договора бывшего государственного служащего с нарушением требований, предусмотренных ФЗ «О противодействии коррупции».

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждением в установленный срок не было направлено в уполномоченный орган уведомление о заключении трудового договора с лицом, замещавшим должность, включенную в Перечень, утвержденный Приказом Росреестра от 12.03.2013 N П/87; порядок и срок давности привлечения учреждения к административной ответственности соблюдены.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 12.04.2019 по делу N 22-782/2019

Приговор: По ч. 2 ст. 174.1, ч. 3 ст. 290, ч. 6 ст. 290 УК РФ (легализация денежных средств или иного имущества, приобретенных лицом в результате совершения им преступления; получение взятки).

Определение: Приговор оставлен без изменения.

Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 20.05.2020 N 33-4386/2020

Требование: О восстановлении на работе, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Стороны состояли в трудовых отношениях. Истец ссылается на то, что с ним был расторгнут трудовой договор в связи с утратой доверия, считает увольнение незаконным, а доводы и выводы необоснованными. По мнению истца, работодателем был нарушен порядок привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Решение: Требование удовлетворено частично.

Апелляционное определение Челябинского областного суда от 24.03.2020 по делу N 11а-3783/2020

Требование: О признании бездействия и решения органа местного самоуправления незаконными, устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

Обстоятельства: В ходе проверки соблюдения законодательства о противодействии коррупции были выявлены допущенные депутатом нарушения антикоррупционного законодательства: установлены факты предоставления им недостоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Решение: Требование удовлетворено частично.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 07.05.2020 N 33-7025/2020

Требование: О признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, аннулировании записи об увольнении в трудовой книжке, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Истец указал на то, что между сторонами был заключен трудовой договор. Он был уволен за нарушение правил заключения трудового договора с бывшими государственными служащими. Ответчик второй экземпляр трудового договора в адрес истца не направил.

Решение: В удовлетворении требования отказано.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Криминологический мониторинг и индекс коррупционной преступности (Никонов П.В.) («Безопасность бизнеса», 2020, N 3)
  • Статья: Практика привлечения медицинских работников к уголовной ответственности за должностные преступления (Ларичев В.Д.) («Безопасность бизнеса», 2020, N 2)
  • Статья: Деятельность подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции, их задачи и функции в защите интересов добросовестных предпринимателей (Арсентьев Ю.В., Иванов П.И., Солдатов А.В.) («Безопасность бизнеса», 2020, N 2)
  • Статья: Гражданско-правовые меры противодействия коррупции (Снегирева Н.И., Новрузова О.Б., Снегирева П.Е.) («Мировой судья», 2020, N 3)
  • Статья: Конфискационный ресурс антикоррупционной политики: гибридные частно-публичные формы (опыт Великобритании) (Арямов А.А., Руева Е.О.) («Российский следователь», 2020, N 2)
  • Статья: Привлечение к административной и уголовной ответственности за необоснованное изменение сроков контракта в сфере гособоронзаказа (Громилов В.И.) («Оборонно-промышленный комплекс: вопросы права», 2020, N 1)