В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по трудовому праву.

Федеральное законодательство

Для лиц, работающих на «удаленке», отношения, которые возникли на основании гражданско-правовых договоров, предлагается признавать трудовыми, при наличии двух или более признаков, указанных в статье 15 ТК РФ

Напомним, что согласно статье 15 ТК трудовые отношения — это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) в интересах, под управлением и контролем работодателя, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Отмечается, что за последний год существенно увеличилось число трудящихся в нестандартных формах занятости. Прежде всего, произошло это за счет того, что работодатели расторгли с работниками трудовые договоры и заключили гражданско-правовые.

По мнению Федерации Независимых Профсоюзов России, поправки в статью 19.1 Трудового кодекса РФ позволят судам выносить решения о признании самозанятых и работающих посредством цифровых платформ и других категорий — работающими в рамках трудовых отношений. Работники этих категорий будут иметь все права и гарантии, предусмотренные не только Трудовым кодексом РФ, но и коллективными договорами и соглашениями в сфере труда.

<Информация> ФНПР от 21.10.2020 «Необходимо признавать трудовыми отношения с трудящимися в незащищенных формах занятости»

Действующее миграционное законодательство позволяет высококвалифицированным специалистам из числа иностранных граждан, располагающим действительными разрешениями на работу, одновременно иметь два и более таких разрешительных документа, в том числе при смене работодателя

При этом сохраняются требования для каждого из работодателей представлять в территориальный орган МВД России уведомления о заключении (расторжении) трудового (гражданско-правового) договора с высококвалифицированным специалистом, а также уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) в размере, установленном действующим законодательством.

Действующее миграционное законодательство позволяет высококвалифицированным специалистам из числа иностранных граждан, располагающим действительными разрешениями на работу, одновременно иметь два и более таких разрешительных документа, в том числе при смене работодателя

<Информация> МВД России «О возможности оформления высококвалифицированным специалистам из числа иностранных граждан нескольких разрешений на работу одновременно»

Распространение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) может считаться уважительной причиной для не прохождения государственными и муниципальными служащими обязательной диспансеризации в установленные сроки

Диспансеризация гражданских служащих проводится ежегодно врачами-специалистами с использованием лабораторных и функциональных исследований с целью определения рисков развития заболеваний, раннего выявления имеющихся заболеваний, в том числе препятствующих прохождению государственной гражданской службы Российской Федерации, сохранения и укрепления физического и психического здоровья гражданского служащего в порядке, утвержденном приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 года N 984н (далее — Порядок).

Вторым абзацем пункта 6 Порядка предусмотрено, что в случае невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки по уважительным причинам сроки ее прохождения согласуются с представителем нанимателя (работодателем).

Учитывая изложенное, при организации представителем нанимателя диспансеризации гражданских служащих в существующих санитарно-эпидемиологических условиях возникает необходимость обеспечения стабильности кадрового состава государственных органов.

В частности, предлагается определить, что к уважительным причинам невозможности прохождения диспансеризации в установленные сроки относится риск повышенного распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) в связи с массовостью проведения данного мероприятия в медицинских организациях и возможность заражения им гражданских служащих. При этом к гражданскому служащему, не прошедшему диспансеризацию по объективным и уважительным причинам, дисциплинарные взыскания, предусмотренные статьей 57 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не применяются.

Указанный подход также применим на муниципальной службе.

<Письмо> Минтруда России от 22.10.2020 N 18-1/10/В-9451 <О прохождении диспансеризации государственными гражданскими служащими РФ в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в субъектах РФ>

Другие документы

Приказ Минпромторга России от 28.09.2020 N 3256 «О внесении изменения в пункт 15 Порядка работы комиссии по проведению конкурса на замещение должности руководителя федерального государственного унитарного предприятия, находящегося в ведении Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, а также полномочия учредителя и собственника имущества которого осуществляет федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского», утвержденного приказом Минпромторга России от 12 сентября 2016 г. N 3184″ (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2020 N 60461)

Приказ Минздрава России от 28.09.2020 N 1034н «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации в части использования сведений о трудовой деятельности» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.10.2020 N 60458)

Законодательство Алтайского края

Приказ Минспорта Алтайского края от 19.10.2020 N 291 «Об утверждении примерного положения об оплате труда работников краевых государственных бюджетных и автономных учреждений, а также работников учреждений, финансируемых за счет средств краевого бюджета, в сфере физической культуры и спорта»

Решение Змеиногорского городского Совета депутатов Змеиногорского района от 29.08.2019 N 57 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности главы Администрации города Змеиногорска Змеиногорского района Алтайского края»

Законодательство Республики Алтай

Приказ Минцифры РА от 23.10.2020 N 556и «Об утверждении Критериев оценки сложности труда для дифференцированного установления должностных окладов руководителям государственных учреждений Республики Алтай, подведомственных Министерству цифрового развития Республики Алтай, и их размеров»

«Территориальное трехстороннее соглашение между Администрацией города Горно-Алтайска, Объединением организаций профсоюзов Республики Алтай, объединениями работодателей, находящихся на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» на 2020 — 2022 годы»

Судебная практика

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2020 N 88-21109/2020 по делу N 2-4140/2019

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О выдаче дубликата трудовой книжки; 4) О признании недействительной записи в трудовой книжке; 5) Об изменении формулировки увольнения; 6) О признании незаконным увольнения за прогул.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что он отсутствовал на рабочем месте в связи с плохим самочувствием.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено; 5) Удовлетворено; 6) Удовлетворено.

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.09.2020 по делу N 88-14807/2020, 2-954/2019

Категория: Трудовые споры.

Требования работника: 1) О признании незаконным увольнения в связи с сокращением штата работников организации; 2) О восстановлении на работе; 3) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 4) О взыскании дополнительного материального стимулирования; 5) О внесении записи в трудовую книжку; 6) О взыскании морального вреда.

Обстоятельства: Истец уволен до истечения двух месяцев с момента уведомления о сокращении штата, при этом ему не были предложены имеющиеся вакантные должности.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Отказано; 5) Удовлетворено; 6) Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Московского городского суда от 24.09.2020 по делу N 33-36911/2020

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об изменении даты и формулировки увольнения; 4) О признании незаконным увольнения в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей.

Обстоятельства: Истица указала, что незаконно уволена с занимаемой должности в связи с неоднократным нарушением трудовой дисциплины, выразившимся в отсутствии на рабочем месте в рабочее время без уважительной причины.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.

Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя — удовлетворено в части.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.07.2020 N 33-9547/2020 по делу N 2-931/2020

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании компенсации за неиспользованный отпуск; 2) О взыскании компенсации за задержку выплат.

Обстоятельства: Истец ссылается на то, что время вынужденного прогула при незаконном увольнении или отстранении от работы и последующем восстановлении в прежней должности включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 21.08.2020 по делу N 33-10734/2020

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: О взыскании компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Работник указал, что с ним произошел несчастный случай на производстве, в результате которого он был травмирован электротоком, длительное время находился на стационарном лечении, затем лечился амбулаторно, ему причинены физические и нравственные страдания.

Решение: Удовлетворено в части.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Статья: Обзор правовых позиций в определениях Конституционного Суда России (Османкина И.) («Сравнительное конституционное обозрение», 2020, N 4)
  • Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России (Афанасьев С.) («Сравнительное конституционное обозрение», 2020, N 4)