В  выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Документы, доказательства для взыскания в судебном порядке недополученной трудовой пенсии

Вопрос

Подскажите какие документы будут являются доказательством для взыскания в судебном порядке недополученной трудовой пенсии?

Ответ

Для взыскания в судебном порядке недополученной трудовой пенсии необходимы документы, подтверждающие страховой стаж, расчёт требований указывающие на НПА подтверждающие позицию в суде о фактах недополученной пенсии, а также документы, подтверждающие факт обращения в пенсионный фонд. Полный список документов, подтверждающие страховой стаж перечислен в  Постановлении Правительства РФ от 02.10.2014 N 1015 (ред. от 21.05.2020) «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Если речь идет о наследниках, то подробно написано о пакете документов в <Письме> ПФ РФ от 19.03.2002 N ЛЧ-06-27/2446 <О направлении разъяснений Минтруда РФ по вопросу пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих> (вместе с <Письмом> Минтруда РФ от 26.02.2002 N 1076-ЮЛ). Для получения суммы трудовой пенсии (части пенсии), начисленной пенсионеру и недополученной им в связи со смертью, член семьи должен представить следующие документы: заявление о выплате начисленной и недополученной пенсионером суммы трудовой пенсии (части пенсии); копию свидетельства о смерти пенсионера, удостоверенную в установленном порядке;  документ о совместном проживании с умершим;  документ о родственных отношениях с умершим. В суд предоставляется тот же пакет документов с отказом ПФР о выплатах и расчете требований.

Обоснование

В Подборке судебных решений за 2018 год: Статья 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (ООО юридическая фирма «ЮРИНФОРМ ВМ») представлено Апелляционное определение Саратовского областного суда от 17.05.2018 по делу N 33-3529/2018

Отклоняя требование о возложении обязанности произвести перерасчет пенсии, взыскании недополученной пенсии, суд в порядке части 1 статьи 27, части 1 статьи 28, статьи 30, частей 1, 2 статьи 32 ФЗ от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установил, что истец является получателем досрочной страховой пенсии по старости, определен страховой стаж на дату назначения пенсии и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а поскольку документы, подтверждающие страховой стаж, своевременно не были представлены, пенсия была назначена по имеющимся в пенсионном деле документам по заявлению истца.

<Письмо> ПФ РФ от 19.03.2002 N ЛЧ-06-27/2446 <О направлении разъяснений Минтруда РФ по вопросу пенсионного обеспечения федеральных государственных служащих> (вместе с <Письмом> Минтруда РФ от 26.02.2002 N 1076-ЮЛ) разъясняет, что для получения суммы трудовой пенсии (части пенсии), начисленной пенсионеру и недополученной им в связи со смертью, член семьи должен представить следующие документы:

— заявление о выплате начисленной и недополученной пенсионером суммы трудовой пенсии (части пенсии);

— копию свидетельства о смерти пенсионера, удостоверенную в установленном порядке;

— документ о совместном проживании с умершим;

— документ о родственных отношениях с умершим.

В качестве документов, подтверждающих совместное проживание члена семьи с умершим пенсионером на день его смерти, принимаются:

— выписка из паспорта;

— копия свидетельства о регистрации по месту жительства или по месту пребывания, удостоверенная в установленном порядке;

— справки жилищных органов или органов местного самоуправления, содержащие данные о регистрации по месту жительства по тому же адресу, что и умерший пенсионер, с указанием оснований выдачи.

В статье Ситуация: Как пенсионеру получить недополученную сумму пенсии? («Электронный журнал «Азбука права», 2020) сказано, что для получения недостающей суммы пенсии в большинстве случаев пенсионеру необходимо обратиться с заявлением в ПФР.

Понятие «недополученная пенсия» зачастую связывается с суммой пенсии, которую пенсионер недополучил в связи со смертью. В этом случае получить ее вправе, в частности, наследники умершего пенсионера (ст. 63 Закона от 12.02.1993 N 4468-1).

Существуют и другие ситуации. При их наступлении пенсионер может самостоятельно получить недостающую сумму пенсии, если она не была получена им в полном размере, в частности, по следующим причинам.

1)       Работодатель (в том числе бывший) не выполнил обязанность по представлению в ПФР сведений о работниках. При выявлении данного факта ПФР пересматривает суммы страховой пенсии, начисленные пенсионеру, в том числе за прошлое время (ч. 9 ст. 26.1 Закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ).

2)       Пенсионер получил право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения. При этом под недополученной пенсией понимается разница между новым и прежним размерами пенсии. Данная сумма выплачивается со дня приобретения такого права, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии (ст. 55 Закона N 4468-1; пп. «б» п. 42, п. 50 Инструкции, утв. Приказом ФСБ России от 14.02.2017 N 87).

3)       Пенсия начислена, но не востребована пенсионером своевременно. В этом случае пенсия выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Если пенсия не получена пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, она выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком (ч. 2 ст. 26 Закона N 400-ФЗ; ст. 58 Закона N 4468-1).

4)       Выплата пенсии прекращена по определенным основаниям. При этом пенсия выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года, предшествующие месяцу, следующему за месяцем обращения (ч. 7 ст. 25 Закона N 400-ФЗ).

5)       Пенсия установлена или выплачена в меньшем размере из-за ошибки. В данном случае суммы пенсии, своевременно не выплаченные пенсионеру за прошедшее время, определяются за весь период (п. 100 Правил, утв. Приказом Минтруда России от 17.11.2014 N 885н).

6)       Пенсия начислена правильно, но перечислена на счет пенсионера в меньшем размере или не перечислена вовсе из-за отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

Ситуация: Кому и как выплачивается пенсия и доплаты к ней после смерти пенсионера? («Электронный журнал «Азбука права», 2020) разъясняет, что от вас потребуется заявление о выплате начисленных сумм пенсии, причитавшихся пенсионеру и оставшихся неполученными в связи с его смертью. К нему необходимо приложить следующие документы (п. 38 Административного регламента, утв. Постановлением Правления ПФР от 25.07.2019 N 404п):

1)       подтверждающие смерть пенсионера;

2)       о родственных отношениях с умершим пенсионером;

3)       свидетельство о праве на наследство — для подтверждения права наследования начисленных сумм пенсии, причитавшихся гражданину и оставшихся не полученными в связи с его смертью.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Служебное жилое помещение

Вопрос

Порядок присвоения (в Алтайском крае) статуса жилого помещения и статуса служебного помещения или специального жилого фонда?

Ответ

Процедура присвоения статуса служебного жилого помещения урегулирована нормами федерального законодательства. Законодательство субъекта регламентирует порядок предоставления таких помещений гражданам.

Обоснование

С 01.03.2005 полномочиями по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду и по исключению жилых помещений из указанного фонда наделены органы, управляющие государственным или муниципальным жилищным фондом (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ; ст. 1 Закона N 189-ФЗ; п. 12 Правил; п. 1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 N 179).

Решение об отнесении квартиры к служебному жилью могло быть принято лишь в тот период, когда в ней никто не проживал (ч. 2 ст. 92 ЖК РФ; п. 3 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений, далее — Правила). Соответственно, дата решения об отнесении квартиры к служебному жилью должна быть ранее даты предоставления этой квартиры гражданам в качестве служебной.

Решение об отнесении квартиры к служебному жилью должно было быть направлено в отделение Росреестра в течение трех дней со дня его принятия (п. 14 Правил). Данное сообщение носит уведомительный характер и не является юридически значимым для целей придания или непридания квартире статуса служебной, поэтому отсутствие в ЕГРН сведений о присвоении квартире статуса служебного жилого помещения не может свидетельствовать о недействительности его присвоения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Муниципальные гарантии

Вопрос

Может ли Администрация района предоставить муниципальную гарантию в обеспечение обязательств по контракту?

Ответ

Предоставление муниципальной гарантии возможно при соблюдении норм указанных в ст. 115.2, «Бюджетного кодекса Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) и ст. 117, «Бюджетного кодекса  Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020). Судебную практику и разъяснения местных органов власти представлены в подборке и обосновании.

Обоснование

Постановлением  Алтайского краевого Законодательного Собрания от 02.05.2017 N 121 «Об отчете о работе Счетной палаты Алтайского края за 2016 год» установлено, что в нарушение норм ст. 115.2, «Бюджетного кодекса  Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) и ст. 117, «Бюджетного кодекса  Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) администрациями муниципальных образований предоставлялись муниципальные гарантии на заключение муниципальных контрактов на поставку угля без решений представительных органов муниципальных образований, при предоставлении гарантий не заключались договоры об обеспечении исполнения принципалом обязательств по возмещению гаранту в порядке регресса уплаченных им сумм во исполнение обязательств по гарантиям (Завьяловский район — 29170,1 тыс. руб., Рубцовский — 22528,2 тыс. руб., Советский — 13532,8 тыс. руб.). С Администрации Рубцовского района на основании судебных решений взыскано 1010,5 тыс. рублей задолженности, возникшей в результате предоставления муниципальных гарантий с вышеуказанными нарушениями, при этом встречные иски на возврат средств в районный бюджет предъявлены только на 516,0 тыс. рублей.

ст. 115.2, «Бюджетного кодекса  Российской Федерации» от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 15.10.2020) определено, что предоставление государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий осуществляется в соответствии с полномочиями органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления на основании соответственно федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период), решений соответственно Правительства Российской Федерации, высшего исполни-тельного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации муниципального образования, а также договора о предоставлении государственной (муниципальной) гарантии.

Предоставление государственных (муниципальных) гарантий осуществляется при соблюдении следующих условий (если иное не предусмотрено настоящим Кодексом):

финансовое состояние принципала является удовлетворительным;

предоставление принципалом, третьим лицом до даты выдачи государственной (муниципальной) гарантии соответствующего требованиям статьи 115.3 настоящего Кодекса и гражданского законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;

отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед соответствующим публично-правовым образованием (Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием), предоставляющим государственную (муниципальную) гарантию, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, а также просроченной (неурегулированной) задолженности принципала, являющегося публично-правовым образованием, по государственной (муниципальной) гарантии, ранее предоставленной в пользу соответствующего публично-правового образования, предоставляющего государственную (муниципальную) гарантию;

принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении принципала не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации, решением представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) должны быть предусмотрены бюджетные ассигнования на возможное исполнение выданных государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий соответственно. Общий объем бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены на исполнение государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий по возможным гарантийным случаям, указывается в текстовых статьях федерального закона, закона субъекта Российской Федерации, решения представительного органа муниципального образования о бюджете на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).

В статье КонсультантПлюс: Новое в законодательстве Алтайского края «Обзор документов, введенных в информационный банк с 24 августа по 13 ноября 2020 года» сказано, что Документ вступает в силу с 01.01.2021.

С 01.01.2020 утратил силу Приказ комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике от 20.05.2015 N 8-н «Об утверждении Порядка взыскания остатков непогашенных в установленный срок бюджетных кредитов, включая проценты, штрафы и пени».

Приказ Министерства финансов Алтайского края от 20.10.2020 N 25-н

«Об утверждении Порядка предоставления документов и материалов, необходимых для согласования Министерством финансов Алтайского края программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год), а также изменений в указанные программы»

В целях согласования программ муниципальных заимствований, муниципальных гарантий местная администрация муниципального образования представляет в Министерство следующие документы и материалы: проект решения о местном бюджете на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год); проект основных направлений долговой политики муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период (очередной финансовый год); нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования, содержащие дополнительные ограничения по муниципальному долгу муниципального образования, муниципальным заимствованиям муниципального образования (в случае установления дополнительных ограничений по муниципальному долгу, муниципальным заимствованиям); сведения о кредитных рейтингах, полученных муниципальным образованием от Аналитического Кредитного Рейтингового Агентства (Акционерное общество) и Акционерного общества «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» (в случае принятия решения о размещении муниципальных ценных бумаг); иные документы. Министерство в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня поступления документов и материалов для согласования программ муниципальных заимствований, муниципальных гарантий уведомляет о согласовании либо об отказе в согласовании программ муниципальных заимствований, муниципальных гарантий (о согласовании (отказе в согласовании) изменений в указанные про-граммы) с указанием причины отказа посредством единой системы электронного документооборота: местную администрацию муниципального образования; финансовый орган муниципального района, в со-став которого входит городское, сельское поселение.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Выплаты по КАСКО и по ОСАГО при наступлении страхового случая одновременно

Вопрос

Автомобиль застрахован и по КАСКО, и по ОСАГО, можно ли возместить ущерб и там, и там, при наступлении страхового случая?

Ответ

Ответ дан исходя из судебной практики. Законодательством выплата страхового возмещения одновременно по полисам ОСАГО и КАСКО не предусмотрена, поскольку это является неосновательным обогащением.

Обоснование

В Определении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.05.2020 N 88-13727/2020 сказано, что отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, с выводом которого согласился суд апелляционной инстанции, с учетом установленных по делу обстоятельств, правоотношений сторон, а также соответствующих норм права, исходил из того, что сторонами были согласованы все существенные условия договора страхования, а именно: объект страхования, в том числе, страховые риски, срок страхования, размеры страховой суммы и страховой премии по договору страхования; информация, указанная в договоре, страхователем была проверена лично, он с нею согласился; полис страхования и Правила были лично вручены страхователю под его подпись; изначально истцом было подано заявление в рамках КАСКО; законодательством выплата страхового возмещения одновременно по полисам ОСАГО и КАСКО не предусмотрена, поскольку это является неосновательным обогащением; ответчик исполнил свои обязательства в полном объеме.

В Апелляционном  определении  Омского областного суда от 14.02.2018 по делу N 33-955/2018 Требование: О взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда, неустойки, штрафа, расходов по составлению экспертного заключения. Обстоятельства: В результате ДТП автомобиль истца получил механические повреждения. Решение: В удовлетворении требования отказано. сказано, что одновременно в определении судебной коллегии отражено, что истец не лишена права на обращение в страховую компанию за возмещением по договору КАСКО, поскольку заключение соглашения в рамках договора ОСАГО не исключает права истца на предъявление требований в рамках договора КАСКО.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Порядок оформления путевых листов при аренде у физлица автомобиля с экипажем

Вопрос

Каков порядок оформления путевых листов при аренде у физлица автомобиля с экипажем?

Ответ

Если заключен договор аренды транспортного средства с экипажем, то путевой лист, как правило, оформляет и хранит у себя арендодатель. Однако арендатору путевой лист может понадобиться для подтверждения расходов, связанных с коммерческой эксплуатацией автомобиля. В таком случае договором аренды автомобиля может быть предусмотрено предоставление арендодателем арендатору заверенных копий путевых листов. Подробнее в Готовом  решении: Кто и в каком порядке оформляет путевые листы при аренде автомобиля (КонсультантПлюс, 2020).

Обоснование

В Готовом  решении: Кто и в каком порядке оформляет путевые листы при аренде автомобиля (КонсультантПлюс, 2020) разъясняется порядок оформление путевых листов при аренде автомобиля с экипажем.

Путевой лист должна оформлять организация, фактически эксплуатирующая автомобиль (п. 2 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, Письмо Минтранса России от 28.09.2018 N 03-01/21740-ИС). По договору аренды транспортного средства с экипажем услуги по технической эксплуатации автомобиля оказывает арендодатель своими силами. Водитель является работником арендодателя и подчиняется ему в вопросах управления и технической эксплуатации автомобиля. Арендатор осуществляет только коммерческую эксплуатацию автомобиля (ст. 632, п. 2 ст. 635 ГК РФ). Следовательно, при аренде автомобиля с экипажем оформлять путевой лист целесообразно арендодателю.

Заполняют путевой лист по форме, содержащей обязательные реквизиты и утвержденной в учетной политике организации (ч. 4 ст. 9 Закона о бухгалтерском учете, п. 4 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»).

Арендодатель при заполнении в путевом листе сведений о собственнике (владельце) автомобиля указывает свои реквизиты, а при заполнении сведений о водителе — информацию о своем работнике (пп. 3, 5 п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов). При заполнении сведений о транспортном средстве арендодатель указывает данные об автомобиле, переданном им в аренду (пп. 4 п. 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Путевой лист, содержащий обязательные реквизиты, может подтверждать расходы на ГСМ и иные расходы, связанные с эксплуатацией автомобиля, для целей исчисления налога на прибыль (Письма Минфина России от 25.08.2009 N 03-03-06/2/161, от 16.06.2011 N 03-03-06/1/354).

Если договором аренды не предусмотрена оплата ГСМ и иных расходов, связанных с эксплуатацией автомобиля, за счет арендодателя, то путевой лист необходим арендатору для подтверждения этих расходов (ст. 636 ГК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ). Кроме того, путевой лист может понадобиться арендатору для подтверждения расходов на оплату услуг и (или) содержание водителей арендодателя, если договором аренды транспортного средства с экипажем предусмотрена такая оплата (п. 2 ст. 635 ГК РФ, п. 1 ст. 252 НК РФ). В таком случае договором аренды автомобиля может быть предусмотрено предоставление арендодателем арендатору заверенных копий путевых листов.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс