В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по административному праву и судопроизводству.

Федеральное законодательство

Утвержден перечень НПА, соблюдение требований которых оценивается ФМБА России и его территориальными органами в рамках госконтроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, привлечения к административной ответственности

Перечень представлен в виде таблицы, в которой указываются:

реквизиты нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования;

структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования;

категории лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования;

виды экономической деятельности лиц, обязанных соблюдать установленные нормативным правовым актом обязательные требования;

положения нормативных правовых актов, предусматривающих установление административной ответственности за несоблюдение обязательного требования.

 «Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Федеральным медико-биологическим агентством и его территориальными органами в рамках государственного контроля за обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, привлечения к административной ответственности» (утв. ФМБА России 06.11.2020)

Для выполнения религиозной организацией обязанности указания своего официального полного наименования при осуществлении деятельности достаточно размещения информации о таком наименовании внутри жилого дома при входе в используемые ею помещения

Конституционный Суд РФ признал часть 3 статьи 5.26 КоАП РФ и пункт 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в их взаимосвязи не противоречащими Конституции РФ, поскольку они по своему конституционно-правовому смыслу не предполагают привлечения религиозной организации к административной ответственности за осуществление деятельности без указания своего официального полного наименования в виде вывески (таблички, стенда, указателя) на жилом доме (при входе на земельный участок, на котором он находится), адрес которого содержится в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве адреса религиозной организации, если религиозная организация не осуществляет деятельность в этом доме либо использует для осуществления деятельности его отдельные помещения и информация о ее официальном полном наименовании размещена внутри жилого дома при входе в названные помещения.

Конституционный Суд РФ указал, в частности, что особенность свободы вероисповедания не предполагает обеспечения религиозными организациями, в отличие от некоторых иных видов юридических лиц, свободного доступа неограниченного круга лиц в места осуществления ими своей деятельности. Религиозная организация сама может определять, привлекать ли новых последователей соответствующего вероисповедания и действовать в этом направлении путем широкого опубличивания своей деятельности или поступать более избирательно. Поэтому обеспечение доступа к месту деятельности религиозной организации неограниченного круга лиц, а следовательно, информирование неограниченного круга лиц непосредственно по месту деятельности религиозной организации о ее официальном полном наименовании не может рассматриваться как ее безусловная обязанность.

Постановление Конституционного Суда РФ от 03.11.2020 N 45-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в связи с жалобой религиозной организации Церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Слово жизни» Долгопрудный»

Уточнены порядок и основания проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности

Установлено, в частности, что в ходе проведения досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по обследованию физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, почтовых отправлений, ручной клади и личных вещей, находящихся у физических лиц, иных материальных объектов, направленные на обнаружение предметов и веществ, имеющих внешние признаки схожести с оружием, взрывчатыми веществами или другими устройствами, предметами и веществами, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть и (или) которые могут быть использованы для совершения актов незаконного вмешательства, а также на выявление лиц, транспортных средств, для допуска которых в зону транспортной безопасности или ее часть не имеется правовых оснований.

В ходе дополнительного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности осуществляются мероприятия по распознаванию предметов и веществ, обнаруженных в ходе досмотра и (или) повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности.

Повторный досмотр проводится при получении субъектом транспортной инфраструктуры или перевозчиком информации об угрозе совершения акта незаконного вмешательства, а также при принятии решения о его проведении по результатам наблюдения и (или) собеседования в целях обеспечения транспортной безопасности.

При проведении досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра используются соответствующие Требованиям к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 2016 г. N 969 рентгенотелевизионные, радиоскопические установки, стационарные, переносные и ручные металлодетекторы, газоаналитическая и химическая аппаратура, а также другие устройства, обеспечивающие обнаружение оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.

Приказ Минтранса России от 07.09.2020 N 357 «О внесении изменений в Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 г. N 227» Зарегистрировано в Минюсте России 06.11.2020 N 60771.

Другие документы

Указание Банка России от 10.09.2020 N 5542-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2020 N 60788)

Приказ Роструда от 22.09.2020 N 184 «Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по труду и занятости, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях при осуществлении контроля за нормативно-правовым регулированием, осуществляемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» (Зарегистрировано в Минюсте России 20.11.2020 N 61021)

Законодательство Алтайского края

Закон Алтайского края от 02.11.2020 N 79-ЗС         «О внесении изменений в закон Алтайского края «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями в области создания и функционирования административных комиссий при местных администрациях»

Предусмотрено, что административная комиссия состоит не менее чем из пяти членов, включая председателя, заместителя председателя и ответственного секретаря. Название административной комиссии помимо слов «Административная комиссия» должно содержать краткое указание на территорию, на которую распространяется ее юрисдикция. Членом административной комиссии может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года, имеющий высшее или среднее профессиональное образование, выразивший в письменной форме свое согласие на включение в состав административной комиссии. Членом административной комиссии не может быть гражданин, признанный решением суда недееспособным или ограниченно дееспособным, имеющий неснятую или непогашенную судимость.

Контроль за осуществлением органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется путем: проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по осуществлению государственных полномочий в соответствии со статьей 77 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ; направления запросов о предоставлении необходимой информации и документов, связанных с осуществлением государственных полномочий, в том числе правовых актов органов местного самоуправления, принимаемых по вопросам осуществления государственных полномочий; заслушивания отчетов должностных лиц органов местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий; анализа деятельности органов местного самоуправления по осуществлению ими государственных полномочий; проведения правовой экспертизы актов органов местного самоуправления, принимаемых в связи с исполнением переданных им государственных полномочий.

Документ вступает в силу с 1 января 2021 года.

Решение Управления по тарифам Алтайского края от 05.11.2020 N 277 «О внесении изменения в решение управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 17.07.2019 N 109»

Законодательство Республики Алтай

Закон Республики Алтай от 26.11.2020 N 63-РЗ «О внесении изменения в Закон Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай»

Установлена ответственность за несоблюдение требований правовых актов Республики Алтай, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Республики Алтай. Несоблюдение требований правовых актов Республики Алтай, направленных на введение и обеспечение режима повышенной готовности на территории Республики Алтай, если это действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния и не образует составов административных правонарушений, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 100 до 200 рублей; на должностных лиц — от 1500 до 2500 рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 2500 до 5000 рублей; на юридических лиц — от 5000 до 10000 рублей.

Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 03.11.2020 N 1151-р «О внесении изменения в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Горно-Алтайска»

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 24.11.2020 N Ф04-4994/2020 по делу N А03-1431/2020

Требование: О привлечении общества к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление охранной деятельности с нарушением требований лицензии.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку уполномоченным органом выявлено оказание услуг, не предусмотренных лицензией, переданные под охрану локомотивные депо относятся к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и не подлежат охране частными охранными предприятиями.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.11.2020 N Ф04-4384/2020 по делу N А03-11599/2019

Требование: О привлечении общества к ответственности по частям 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ за осуществление оборота пивных напитков, не соответствующих установленным требованиям, в частности, по органолептическим и физико-химическим показателям, пенообразованию, а также в связи с обнаружением ацетона, содержание которого в пивных напитках не допускается.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие в деянии общества составов вменяемых правонарушений установлено.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 20.10.2020 N 88-14050/2020

Категория спора: Причинение вреда имуществу.

Требования потерпевшего: 1) О возмещении реального ущерба в связи с преступлением; 2) О взыскании компенсации морального вреда.

Обстоятельства: Истец указал, что в ходе конфликта ответчик нанес ему несколько ударов, причинив физическую боль и телесные повреждения, в результате чего им были перенесены физические и нравственные страдания. Постановлением мирового судьи ответчик признан виновным в причинении побоев. Истец понес расходы по оплате услуг защитника по делу об административном правонарушении.

Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.

Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на оплату услуг представителя — удовлетворено в части.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 13.10.2020 N 88-13657/2020

Категория спора: Причинение вреда органами власти.

Требования: О взыскании убытков в порядке регресса.

Обстоятельства: В результате неправомерных действий ответчика в должности судебного пристава-исполнителя в деле об административном правонарушении истцом были понесены убытки, взысканные судебным актом в пользу потерпевшего.

Решение: Удовлетворено.

Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины — отказано.

Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12.11.2020 N 16-6898/2020

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ за управление транспортом в состоянии опьянения, передачу управления такому лицу.

Решение: Удовлетворено.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Статья: Понятие и виды административных органов в РФ (Смоляков П.Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
  • Статья: Некоторые проблемы обеспечения гармонизации норм, регулирующих административно-правовую охрану публично-правового института контрактной системы в сфере закупок (Исмаилов Ч.М.) («Мировой судья», 2020, N 10)
  • Вопрос: Как внести изменения в протокол об административном правонарушении? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
  • Вопрос: Можно ли продавать безалкогольное пиво несовершеннолетним? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
  • Статья: Дисциплинарные и материальные взыскания за нарушение масочного режима (Бойкова Т.) («Трудовое право», 2020, N 10)
  • Статья: Меры административного предупреждения, принимаемые сотрудниками полиции по противодействию административным правонарушениям, посягающим на здоровье граждан (Шихнабиев Р.А.) («Административное и муниципальное право», 2020, N 5)
  • Статья: О месте оценочных понятий в отечественном административно-деликтном законодательстве (Супонина Е.А.) («Административное право и процесс», 2020, N 9)