В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по административному праву и судопроизводству.

Федеральное законодательство

Ужесточена административная ответственность за правонарушения в сфере предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума

Внесенными в КоАП РФ изменениями существенно увеличены размеры административных штрафов:

за проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне установленного агитационного периода, либо в местах, где проведение агитации запрещено законодательством о выборах и референдумах;

за изготовление или распространение в период подготовки и проведения выборов, референдума печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов с нарушением требований, установленных законодательством о выборах и референдумах;

за размещение печатных агитационных материалов в местах, где это запрещено федеральным законом, либо размещение этих материалов в помещениях, зданиях, на сооружениях и иных объектах без разрешения собственников или владельцев указанных объектов.

Федеральный закон от 09.03.2021 N 37-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ответственность за нарушение условий лицензии на пользование недрами будет наступать независимо от того, пользуются недрами или нет

В состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, наряду с нарушением требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, включены действия, нарушающие требования проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

Федеральный закон от 09.03.2021 N 38-ФЗ «О внесении изменений в статью 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Ужесточена административная ответственность за отдельные нарушения требований пожарной безопасности

Установлено, что повторное нарушение требований пожарной безопасности, если оно совершено на объекте защиты, отнесенном к категории чрезвычайно высокого, высокого или значительного риска и выражается в необеспечении работоспособности или исправности источников противопожарного водоснабжения, электроустановок, электрооборудования, автоматических или автономных установок пожаротушения, систем пожарной сигнализации, технических средств оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре или систем противодымной защиты либо в несоответствии эвакуационных путей и эвакуационных выходов требованиям пожарной безопасности, повлечет за собой наложение административного штрафа: на граждан — в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до тридцати суток.

Кроме того, определено, что в случае нарушения требований пожарной безопасности, повлекшее возникновение пожара и уничтожение или повреждение чужого имущества либо причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью человека, деятельность лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, а также юридических лиц, может быть приостановлена на срок до тридцати суток.

Федеральный закон от 09.03.2021 N 36-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Обновлены разъяснения для судов порядка применения антимонопольного законодательства

В частности, сообщается, что при рассмотрении дел о нарушении антимонопольного законодательства и квалификации нарушения со ссылкой на соответствующие акты законодательства (например, Закон о торговле, Федеральный закон «Об электроэнергетике», Федеральный закон «О теплоснабжении» и др.) и об определении границ компетенции антимонопольного органа судам в каждом случае необходимо оценивать, относятся ли непосредственно применяемые нормативные положения к антимонопольным требованиям, предъявляемым к участникам оборота, в частности направлены ли соответствующие нормы на защиту конкуренции на товарных рынках, в том числе на предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.

Проанализирован порядок применения норм законодательства, в том числе в части:

запрета на злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением;

запрета на ограничивающие конкуренцию соглашения и согласованные действия;

запрета недобросовестной конкуренции;

антимонопольных требований к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений;

полномочий антимонопольных органов;

рассмотрения арбитражными судами дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) антимонопольных органов.

В связи с принятием настоящего Постановления признаны не подлежащими применению отдельные положения постановлений Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 N 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» и от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 04.03.2021 N 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства»

Другие документы

Постановление Правительства РФ от 08.02.2021 N 133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу определения общих требований к установлению случаев и условий продления срока исполнения бюджетной меры принуждения»

Федеральный закон от 24.02.2021 N 29-ФЗ «О внесении изменения в статью 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Законодательство Алтайского края

Решение Алейского городского Собрания депутатов от 19.02.2020 N 02 «О принятии решения «О внесении изменения в решение Алейского городского Собрания депутатов Алтайского края от 28.10.2016 N 01-ГСД «Об образовании административной комиссии при администрации города Алейска»

Законодательство Республики Алтай

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 18.02.2021 N П/62 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 10.02.2021 N 154-р «О внесении изменения в состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации города Горно-Алтайска»

Судебная практика

Постановление Верховного Суда РФ от 24.02.2021 N 52-АД21-4-К8

Требование: Об отмене постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, за использование земельного участка не по целевому назначению.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения в области, урегулированной законодательством РФ об охране окружающей среды и природопользования, в соответствии с положениями ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ составляет один год.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2021 N Ф04-404/2021 по делу N А03-4303/2020

Требование: О привлечении арбитражного управляющего к ответственности по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ за невыполнение (ненадлежащее выполнение) обязанностей, предусмотренных законодательством о банкротстве, в частности, неинформирование лиц об отмене собраний кредиторов, непроведение собрания работников и бывших работников должника, неосуществление финансового анализа состояния должника.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку наличие в деянии арбитражного управляющего состава вменяемого правонарушения установлено.

Апелляционное определение Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 02.02.2021 N 66а-117/2021

Категория спора: Причинение вреда органами власти.

Требования потерпевшего: О присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.

Решение: Удовлетворено в части.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.03.2021 N Ф04-6719/2020 по делу N А46-11915/2020

Требование: О признании объектов самовольными постройками, обязании освободить территорию путем сноса строений.

Обстоятельства: Орган местного самоуправления указал, что строения обладают признаками самовольной постройки, общество необоснованно занимает земельный участок неразграниченной собственности.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлен факт самовольного занятия участка, отсутствуют разрешения на строительство нежилых построек, факт расположения в постройках тепловых сетей и линий связи на основании разрешений, полученных после их возведения, не может расцениваться как основание для легализации самовольной постройки.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.03.2021 N Ф04-6947/2020 по делу N А75-304/2020

Требование: О взыскании затрат по выплате страхового возмещения в порядке регресса.

Обстоятельства: В результате дорожно-транспортного происшествия водитель получил телесные повреждения, происшествие квалифицировано как несчастный случай на производстве, орган Фонда социального страхования РФ возместил пострадавшему утраченный заработок за период временной нетрудоспособности.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку Фонд, осуществивший страховые выплаты, имеет право на обращение с регрессным требованием о взыскании понесенных расходов с общества, являющегося владельцем источника повышенной опасности.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Ситуация: Можно ли привлечь к ответственности начальника за предвзятое отношение к работнику? («Электронный журнал «Азбука права», 2021)
  • Готовое решение: Как соотносятся аутсорсинг, аутстаффинг и заемный труд (КонсультантПлюс, 2021)
  • Вопрос: Как законодательно регулируется досмотр лицами одного пола? («Официальный сайт Ространснадзора», 2021)
  • Статья: Арест за тонировку: законное наказание или произвол? (Корецкий Д.А., Алтухов С.А.) («Законность», 2021, N 2)
  • Статья: О некоторых проблемах рассмотрения судьями судов общей юрисдикции дел об административных правонарушениях (Нобель Н.А.) («Административное право и процесс», 2021, N 1)
  • Статья: Административная ответственность за возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства в условиях развития информационных технологий (Зайцев И.А.) («Административное право и процесс», 2021, N 1)
  • Статья: Презумпция невиновности как принцип производства по делам об административных правонарушениях (Нобель А.Р.) («Административное право и процесс», 2021, N 1)
  • Статья: Конвенция о защите прав человека и основных свобод в системе источников правового регулирования порядка осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях (Панкова О.В.) («Актуальные проблемы российского права», 2020, N 12)
  • Статья: Объективное вменение в законодательстве об административных правонарушениях (Кисин В.Р., Хадисов Г.Х.) («Законы России: опыт, анализ, практика», 2020, N 11)
  • Статья: COVID-19: правовое регулирование недобровольного медицинского вмешательства (Бурашникова Н.А.) («Закон», 2020, N 7)