В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по семейному праву.

Федеральное законодательство

В субъекты РФ направлены методические рекомендации и разъяснения по вопросам организации отдыха и оздоровления детей в 2021 году

Сообщается, в частности, что при подготовке к проведению оздоровительной кампании 2021 года уполномоченным органам необходимо, в числе прочего:

— обеспечить максимальный охват детей организованными формами отдыха, в том числе детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, детей медицинских работников и иных лиц, работающих в усиленном режиме и оказывающих помощь гражданам, у которых была выявлена новая коронавирусная инфекция; детей, чьи родители (законные представители) потеряли работу в связи со вспышкой новой коронавирусной инфекции;

— задействовать потенциал организаций дополнительного образования детей и иных образовательных организаций, учреждений культуры и спорта по месту жительства в целях обеспечения занятости детей в каникулярный период времени;

— оказать содействие подросткам в трудоустройстве в каникулярный период времени;

— обеспечить информирование родителей (законных представителей) ребенка, в том числе на собраниях в общеобразовательных организациях перед началом каникулярного периода времени о необходимости проверки при направлении ребенка в организацию отдыха детей и их оздоровления информации об организации отдыха детей и их оздоровления в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, размещенном на сайте уполномоченного органа, а также о необходимости соблюдения ребенком мер безопасности в каникулярный период времени, в том числе на водных объектах;

— проработать вопрос о повышении квалификации педагогических работников и вожатых организаций отдыха детей и их оздоровления, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

В целях развития инфраструктуры организаций отдыха детей и их оздоровления, а также оказания им мер поддержки уполномоченным органам необходимо:

— принять исчерпывающие меры по недопущению закрытия, перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления;

— определить ставку налога на имущество организаций отдыха детей и их оздоровления в отношении имущества, используемого ими для осуществления отдыха и оздоровления детей, в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ, а также порядок и сроки его уплаты;

— рассмотреть возможность принятия мер, направленных на создание условий для привлечения инвесторов к реализации проектов по модернизации инфраструктуры для отдыха детей и оздоровления с применением механизмов государственно-частного партнерства;

— обеспечить поддержку деятельности организаций отдыха детей и их оздоровления вне зависимости от форм собственности.

На заседаниях межведомственных комиссий субъектов РФ рассмотрению подлежат, в том числе, вопросы:

— приема детей из других субъектов РФ и отправки детей за пределы региона, а также функционирования палаточных лагерей;

— организации медицинской помощи и маршрутизации больных из детских лагерей на территории региона в медицинские организации инфекционного профиля или перепрофилированные организации для оказания медицинской помощи, функционирующие в режиме инфекционного стационара, для госпитализации детей (с учетом планируемой наполняемости) и сотрудников в случае осложнения эпидемической ситуации;

— определения в субъекте РФ «пилотной» организации отдыха детей и их оздоровления для проведения инклюзивных смен для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов;

— оказания мер поддержки организациям отдыха детей и их оздоровления, а также организациям, задействованным в целях обеспечения занятости детей в каникулярный период, включая содействие в вопросе обеспечения обеззараживателями воздуха, бесконтактными термометрами и дезинфицирующими средствами, а также в вопросе охвата лабораторными исследованиями;

— бесперебойной работы телефонных номеров для передачи сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях.

«Методические рекомендации по вопросам подготовки к проведению летней оздоровительной кампании 2021 года» (утв. Минобрнауки России от 05.04.2021 N ДГ-38/06вн)

В 2021 году пособие на детей 3 — 7 лет будет назначаться с учетом оценки нуждаемости

В соответствии с Указом Президента РФ от 10.03.2021 N 140, пособие будет назначаться в размере 50, 75 и 100 процентов от регионального прожиточного минимума (РПМ).

При назначении выплаты будут учитываться, в том числе, доходы и имущество заявителей, а при определении критериев нуждаемости — широкий спектр жизненных ситуаций.

Выплату смогут получать семьи со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума, обладающие определенным имуществом и сбережениями, в частности: одной квартирой любой площади или несколькими квартирами, если площадь на каждого члена семьи менее 24 кв.м; одной дачей, одним гаражом, одной машиной, сбережениями, годовой доход от процентов, по которым не превышает величину прожиточного минимума на душу населения в целом по России (это вклады на сумму порядка 250 тыс. рублей).

Сообщается также о введении «правила нулевого дохода». В частности, отсутствие доходов должно быть обосновано объективными жизненными обстоятельствами (например, уход за детьми, в случае если это один из родителей в многодетной семье или это единственный родитель, обучение на очной форме для членов семьи моложе 23 лет и т.д.)

С учетом изменившихся правил обновлена форма заявления на портале госуслуг.

Для большинства сведений предусмотрено автозаполнение. Значительная часть данных будет проставляться автоматически или подгружаться из государственных информационных систем.

<Информация> Минтруда России от 31.03.2021 «Правительством утверждены правила назначения пособий на детей от 3 до 7 лет»

Правительством реализована возможность направления средств материнского капитала на погашение «военной ипотеки»

В соответствии с Федеральным законом от 22.12.2020 N 451-ФЗ «О внесении изменения в статью 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» уточнено, что средства маткапитала направляются на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по займам на приобретение жилья, предоставленным гражданам по договору займа, заключенному с организацией, являющейся учреждением, созданным по решению Правительства РФ для обеспечения функционирования накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и реализации Минобороны России функций уполномоченного федерального органа исполнительной власти, обеспечивающего функционирование накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, единым институтом развития в жилищной сфере, или организацией, включенной в перечень уполномоченных единым институтом развития в жилищной сфере организаций, осуществляющих деятельность по предоставлению ипотечных займов в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 16.03.2020 N 291.

Постановление Правительства РФ от 13.03.2021 N 368 «О внесении изменения в пункт 3(1) Правил направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»

Установлен порядок ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, которым необходима поддержка Фонда «Круг добра»

Информационный ресурс ведется в электронном виде в составе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, в целях реализации дополнительного механизма оказания таким детям медицинской помощи (при необходимости за пределами РФ), обеспечения их лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации.

Информационный ресурс включает в себя федеральный и региональные сегменты.

Посредством информационного ресурса обеспечиваются, в частности:

обработка и хранение заявок органов исполнительной власти субъектов РФ, поданных в целях обеспечения оказания медицинской помощи конкретному ребенку;

размещение утвержденных попечительским советом Фонда перечня лекарственных препаратов, закупаемых для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, а также сведений о предложениях, на основании которых сформированы указанные перечни;

учет информации о детях с орфанными заболеваниями и их родителях (законных представителях);

сбор и анализ сведений об обеспечении детей лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, техническими средствами реабилитации.

Доступ к информационному ресурсу осуществляется с использованием единой системы идентификации и аутентификации.

Пользователями информационного ресурса являются:

Минздрав России и подведомственное ему казенное учреждение, осуществляющее организацию и проведение закупок лекарственных препаратов для нужд Фонда;

Фонд поддержки детей «Круг добра»;

ФФОМС и его территориальные фонды;

органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья;

федеральные органы исполнительной власти, в ведении которых находятся медицинские организации, — в части сведений о детях с орфанными заболеваниями, являющихся пациентами подведомственных медицинских организаций;

медицинские организации — в части сведений о детях с орфанными заболеваниями, являющихся пациентами соответствующей медицинской организации.

Постановление Правительства РФ от 08.04.2021 N 555 «Об утверждении Правил ведения информационного ресурса, содержащего сведения о детях с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, включая информацию о закупке для таких детей лекарственных препаратов и медицинских изделий, в том числе не зарегистрированных в Российской Федерации, технических средств реабилитации, и сведения о результатах лечения таких детей»

Другие документы

Постановление Правительства РФ от 06.04.2021 N 545 «О порядке приобретения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей» (вместе с «Правилами приобретения лекарственных препаратов и медицинских изделий для конкретного ребенка с тяжелым жизнеугрожающим и хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо для групп таких детей»)

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24.03.2021 N 10 «О внесении изменений в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1/2.4.3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы образовательных организаций и других объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.06.2020 N 16″ (Зарегистрировано в Минюсте России 29.03.2021 N 62900)

Законодательство Алтайского края

Распоряжение Правительства Алтайского края от 31.03.2021 N 99-р <Об утверждении комплекса мер по повышению в Алтайском крае эффективности функционирования механизмов реализации, соблюдения и защиты прав и законных интересов детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей>

Постановление Правительства Алтайского края от 29.03.2021 N 96 «О создании межведомственной рабочей группы по соблюдению прав и законных интересов детей, проживающих в детских домах-интернатах, а также детей, помещенных под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае»

Законодательство Республики Алтай

Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 07.04.2021 N 484-р «Об организации и обеспечении отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков на территории муниципального образования «Город Горно-Алтайск» в 2021 году»

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 25.03.2021 N П/113 «О внесении изменений в Порядок принятия решений о включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда Республики Алтай, на территории Республики Алтай, и об отказе во включении в список»

Судебная практика

Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2021 N 4-КГ20-73-К1

Требование: Об установлении факта нахождения на иждивении.

Обстоятельства: Истица указывает на то, что до момента смерти мужа она находилась на его иждивении, поскольку получаемый супругом при жизни доход значительно превышал размер назначенной ей страховой пенсии по старости, оказываемая супругом помощь носила для нее постоянный характер и была основным источником средств к существованию.

Решение: Требование удовлетворено, так как на момент смерти мужа истица не работала, являлась получателем страховой пенсии по старости, проживала с мужем совместно и вела с ним общее хозяйство, назначенная супругу пенсия за выслугу лет являлась для нее постоянным и основным источником средств к существованию.

Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 24.03.2021 N 88-5061/2021 по делу N 2-615/2020

Категория: 1) Защита прав на жилое помещение; 2) Семейные споры.

Требования правообладателя жилого помещения: 1) О признании права собственности на жилое помещение.

Требования: 2) О признании недействительным брачного договора; 3) О разделе совместно нажитого имущества супругов.

Обстоятельства: Между сторонами был заключен брачный договор, условия которого поставили истца в крайне неблагоприятное положение по сравнению с ответчиком, поскольку единственное недвижимое имущество, которое было приобретено в период брака перешло в собственность ответчика. Другого жилья на праве собственности истец не имеет.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.

Кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23.03.2021 по делу N 88-7670/2021

Категория: Семейные споры.

Требования: 1) О разделе совместно нажитого имущества; 2) О признании права собственности на долю денежных средств.

Обстоятельства: Указанное в иске истца подлежащее разделу имущество было нажито супругами в период брака, в связи с чем является их общей совместной собственностью и может быть объектом их права собственности независимо от того, на имя кого из супругов оно было приобретено либо внесены денежные средства на счета в банках; брачный договор между супругами, которым бы был установлен иной режим этого имущества, у супругов отсутствует.

Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Дело направлено на новое рассмотрение.

Апелляционное определение Московского городского суда от 18.03.2021 по делу N 33-11202/2021

Категория: Наследственные споры.

Требования наследников: 1) О включении имущества в наследственную массу; 2) О разделе наследственного имущества.

Обстоятельства: Истица указала, что после открытия наследства ей стало известно, что квартира, в которой наследодатель был зарегистрирован по месту жительства, не является его собственностью, а принадлежит ответчице, с которой наследодатель состоял в зарегистрированном браке, указанная квартира была приобретена по возмездной сделке в период брака.

Решение: 1) — 2) Удовлетворено.

Апелляционное определение Московского городского суда от 10.03.2021 по делу N 33-9782/2021

Категория спора: 1) Дарение; 2) Защита прав на жилое помещение.

Требования: 1) О признании договора недействительным; 2) О признании недействительным согласия на дарение квартиры.

Требования правообладателя жилого помещения: 3) О признании утратившим право пользования жилым помещением; 4) О снятии с регистрационного учета.

Обстоятельства: Истец указал, что является собственником помещения, ответчик не является членом его семьи, не проживает в квартире, не несет бремя содержания имущества, коммунальные услуги не оплачивает.

Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.

Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины — удовлетворено.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Юридическая судьба завещания, составленного в пользу супруга, при расторжении брака (часть первая) (Мыскин А.В.) («Наследственное право», 2021, N 1)
  • Статья: Исключительные обстоятельства снижения минимального брачного возраста: виды, критерий уважительности, проблемы регламентирования (Леканова Е.Е.) («Актуальные проблемы российского права», 2021, N 2)
  • Статья: Юридическое значение согласия суррогатной матери на запись заказчиков родителями ребенка в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 г. N 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей» (Митрякова Е.С.) («Российский судья», 2021, N 3)
  • Статья: Раздел жилья с бывшими супругами: разбор сложных случаев с участием жилья, приобретенного за счет накопительно-ипотечной системы (Гайдин Д.) («Жилищное право», 2021, N 3)
  • Статья: Детский сад: проблемы и их анализ на законодательном уровне (Яковлева О.) («Административное право», 2021, N 1)
  • Статья: Дискриминация женского труда, анализ споров по трудоустройству женщин (Кузина М.) («Трудовое право», 2021, N 2)
  • Статья: К вопросу о признании частных разводов в международном частном праве (Тагаева С.Н.) («Международное публичное и частное право», 2021, N 1)
  • Статья: Право социального обеспечения и семейное право: межотраслевые связи (Корсаненкова Ю.Б.) («Социальное и пенсионное право», 2020, N 4)
  • Статья: К вопросу о брачных договорах и брачных соглашениях за рубежом (Хазова О.А.) («Закон», 2020, N 10)