В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

 

Применение КВР при исполнении решений суда: возмещение процессуальных издержек по уголовному делу

Вопрос

В бухгалтерию поступило Постановление суда по оплате процессуальных издержек по уголовному делу, связанных с участием представителя потерпевшего (адвоката) в судебном заседании. Обязанность по оплате данных услуг на основании Постановления Правительства от 01.12.2012 № 1240 суд возложил на ГУ МВД России по Алтайскому краю.

Какой при этом необходимо применить код бюджетной классификации (код вида расхода):

188 0302 0840390061 244

или

188 0302 0840390049 831?

Ответ

Полагаем, следует применить КБК 188 0302 0840390061 244, поскольку расходы на возмещение процессуальных издержек по уголовному делу не отвечают одновременно трем условиям применения КВР 831.

Обоснование

По КВР 831 отражаются расходы на исполнение судебных актов РФ, мировых соглашений по возмещению вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) госорганов (муниципальных органов) или их должностных лиц, учреждений, в том числе расходы:

— на уплату неустойки (пеней и штрафов) по договорам (государственным или муниципальным контрактам) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг;

— выплату компенсаций за задержку выплат в пользу физлиц (кроме компенсации, предусмотренной ст. 236 ТК РФ);

— уплату процентов за пользование чужими денежными средствами;

— выплату компенсации за причинение морального вреда на основании вступившего в законную силу решения суда;

— возмещение истцам судебных издержек (возмещение расходов на уплату госпошлины, оплату услуг представителя и иных издержек, связанных с рассмотрением дел в судах);

— возврат неосновательного обогащения;

— внесение на депозитный счет арбитражного суда денежных сумм, необходимых для оплаты судебных издержек, осуществляемые на основании соответствующего судебного решения;

— выплату государственного пособия обвиняемому, временно отстраненному от должности.

Чтобы отнести расходы на КВР 831, следует проверить одновременное выполнение трех условий:

1) основанием для осуществления расходов является обязанность исполнения судебного акта РФ и (или) мирового соглашения, которое заключено в рамках судебного процесса в суде РФ, например, по исполнительному листу. Важно учитывать, что по КВР 831 нельзя оплатить отдельные сопутствующие расходы, которые могут возникнуть, в частности, исполнительский сбор или судебный штраф (КВР 853);

2) расходы направлены на возмещение вреда, который причинен гражданину или юр. лицу из-за незаконных действий (бездействия) госорганов (муниципальных органов) или их должностных лиц, а также государственных (муниципальных) учреждений;

3) иск к публично-правовому образованию или учреждению не был связан со следующими требованиями:

— о выплате пенсий, пособий;

— об оплате труда работников учреждений;

— об оплате кредиторской задолженности по договорам на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных (муниципальных) нужд (Письмо Минфина России от 24.05.2017 N 02-05-10/31827 — в Письме разъяснен порядок применения соответствующих КВР, определенный Порядком N 65н, однако считаем, что выводы актуальны и в отношении Порядка N 85н).

Если иск был по указанным требованиям, расходы нужно отражать не по КВР 831, а по тем направлениям расходов, по которым нужно было оплатить само обязательство (Порядок N 85н). Например, расходы по постановлению суда о выплате компенсации гражданам, имеющим право на бесплатное (льготное) обеспечение лекарственными средствами (препаратами) отразите по КВР 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» (Письмо Минфина России от 31.08.2018 N 02-05-11/62284  — в Письме разъяснен порядок применения соответствующих КВР, определенный Указаниями N 65н, однако считаем, что выводы актуальны и в отношении Порядка N 85н).

Полагаем, рассматриваемы расходы не отвечают одновременно перечисленным 3-ем условиям, в частности, они не направлены на возмещение вреда, который причинен гражданину или юр. лицу из-за незаконных действий (бездействия) госорганов (муниципальных органов) или их должностных лиц, а также государственных (муниципальных) учреждений.

Полагаем, следует применить КБК 188 0302 0840390061 244.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Корректировка излишне начисленной амортизации по объекту основных средств

Вопрос

Как списать излишне начисленную амортизацию для казённого учреждения?

Ответ

Для отражения в бухгалтерском учете операции по исправлению ошибок прошлых лет необходимо применять специальные счета в зависимости от ряда условий. Подробнее – в обосновании.

Обоснование

С 2021 года в Инструкции N 157н, N 162н введены новые счета для исправления ошибок прошлых лет, выявленных контролирующими органами (приведены в таблице).

 

Счет Предназначение
0 304 66 000 «Иные расчеты года, предшествующие отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям» Применяется в части бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях за нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению, представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности, не корректирующих показатели на счетах финансового результата
0 304 76 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные по контрольным мероприятиям» Используется для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, не корректирующих показатели на счетах финансового результата
0 401 16 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»  

 

 

 

Применяются для отражения бухгалтерских записей по исправлению согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года

0 401 26 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные по контрольным мероприятиям»
0 401 17 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»  

 

Используются для исправления согласно предписаниям и (или) представлениям органов государственного (муниципального) финансового контроля ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, выявленных в ходе контрольных мероприятий, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлых лет

0 401 27 000 «Расходы прошлых финансовых лет, выявленные по контрольным мероприятиям»

 

Также скорректированы названия и предназначение действующих счетов, применяемых для исправления ошибок прошлых лет (приведены в таблице).

 

Счет Предназначение
0 304 86 000 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году» Применяется для исправления ошибок года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 66 000
0 304 96 000 «Иные расчеты прошлых лет, выявленные в отчетном году» Используется для отражения операций по исправлению ошибок, возникших до начала года, предшествующего году их исправления, не корректирующих показатели на счетах финансового результата и не подлежащих отражению на счете 0 304 76 000
0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году»  

 

 

Применяются для отражения операций по исправлению ошибок года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатели доходов (расходов) прошлого года и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 16 000, 0 401 26 000

0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному, выявленные в отчетном году»
0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году»  

 

Применяются в части отражения бухгалтерских записей по ошибкам прошлых лет, возникшим до начала года, предшествующего году их исправления, корректирующих показатель доходов (расходов) прошлых лет и не подлежащих отражению на соответствующих счетах аналитического учета счетов 0 401 17 000, 0 401 27 000

0 401 29 000 «Расчеты прошлых финансовых лет, выявленные в отчетном году»

 

Вместе с тем, из плана счетов учреждений с 2021 года исключены счета:

— 0 304 84 000 «Консолидируемые расчеты года, предшествующие отчетному»;

— 0 304 94 000 «Консолидируемые расчеты иных прошлых лет».

Таким образом, теперь для отражения в бухгалтерском учете операции по исправлению ошибок прошлых лет необходимо применять соответствующие счета в зависимости от того:

1) кто выявил ошибку: контролирующие органы или работники учреждения самостоятельно;

2) за какой период выявлена ошибка: за год, предшествующий году ее исправления, или до начала года, предшествующего году ее исправления;

3) какова экономическая сущность операции: корректируются или не корректируются показатели доходов и расходов.

Учитывая, что операции по начислению амортизации на объекты основных средств формируются согласно п. 19 Инструкции № 162н следующими записями:

Д 1 401 20 271     К 1 104 ХХ 411,

то операции по исправлению сумм излишне начисленной амортизации согласно п. 18 Инструкции № 157н в зависимости от указанных выше обстоятельств будут следующие:

1) Выявленные учреждением самостоятельно:

Д 1 401 28 (401 29) 271      К 1 104 ХХ 411 – «красное сторно» в сумме, рассчитанной за каждый период исправления;

Д 1 401 28 (401 29) 271      К 1 104 ХХ 411 – верная сумма за исправляемые периоды и по состоянию на 31.12 предшествующего периода;

Д 1 401 20 271                      К 1 104 ХХ 411 – сумма, относящаяся к отчетному периоду (корректируется текущим периодом);

2) Выявленные в ходе контрольных мероприятий:

Д 1 401 26 (401 27) 271     К 1 104 ХХ 411 – «красное сторно» в сумме, рассчитанной за каждый период исправления;

Д 1 401 26 (401 27) 271     К 1 104 ХХ 411 – верная сумма за исправляемые периоды и по состоянию на 31.12 предшествующего периода;

Д 1 401 20 271                     К 1 104 ХХ 411 – сумма, относящаяся к отчетному периоду (корректируется текущим периодом).

Таким образом, если корректируется несколько отчетных периодов (например, в 2021 году корректируется амортизация за 2018, 2019 и 2020 г. г.), то исправительные корреспонденции («красное сторно» и дополнительные записи на верную сумму) в текущем периоде (2021) отражаются с применением спец. счетов, соответствующих каждому конкретному периоду исправления:

— 2020 – это финансовый год, предшествующий отчетному (2021), тогда применяются счета 401 28 или 401 26;

— а 2019, 2018 – это прошлые финансовые периоды, к ним применяются счета 401 29 или 401 27.

При этом корректируемая сумма амортизации, относящаяся к каждому определенному исправляемому периоду, находится последовательно расчетным путем и распределяется соответственно по периодам (как если бы она всегда начислялась верно).

Исправительные записи по ошибкам прошлых лет отражаются в журнале операций по исправлению ошибок прошлых лет (Приложение N 5 к Приказу N 52н, п. 299 Инструкции N 157н).

В конце отчетного финансового года суммы расходов, сформированные по итогам года на перечисленных счетах, также закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов (п. 300 Инструкции N 157н).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Расходы бюджетного учреждения на монтаж структурированной кабельной системы и на подключение. КВР и КОСГУ

Вопрос

Организация заключила 2 договора:

1 – договор на монтаж структурированной кабельной системы;

2 – договор на единовременное подключение структурированной кабельной системы.

Какие КВР И КОСГУ необходимо применять?

Уточнено: телефон, интернет на новом объекте.

Ответ

Расходы бюджетного учреждения на монтаж структурированной кабельной системы и на ее подключение отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» (Приказ № 85н).

Согласно Приказа № 209н расходы на монтаж следует отразить по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ; а расходы на единовременное подключение структурированной кабельной системы, полагаем, соответствуют перечню расходов подстатьи 221 «Услуги связи» КОСГУ (плата за предоставление доступа и использование линий связи).

Обоснование

Структурированная кабельная система: законченная совокупность кабелей связи и коммутационного оборудования, отвечающая требованиям соответствующих нормативных документов» (ГОСТ Р 53245-2008. Ин-формационные технологии. Системы кабельные структурированные. Монтаж основных узлов системы. Методы испытания» (утв. Приказом Ростехрегулирования от 25.12.2008 N 786-ст).

Расходы бюджетного учреждения на монтаж структурированной кабельной системы и на подключение отражаются по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Согласно Приказа № 209н расходы на монтаж следует отразить по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

При отражении расходов по подключению выбор может стоять между подстатьями 221 и 226 КОСГУ.

Согласно Приказа № 209н, услуги телефонной связи и интернет — провайдеров это:

— абонентская и повременная плата за использование линий связи;

— абонентская плата за пользование радиоточкой;

— плата за предоставление доступа и использование линий связи, передачу данных по каналам связи;

— плата за регистрацию сокращенного телеграфного адреса, факсов, модемов и других средств связи;

— плата за подключение и абонентское обслуживание в системе электронного документооборота, в том числе с использованием сертифицированных средств криптографической защиты информации;

— плата за приобретение sim-карт для мобильных телефонов, карт оплаты услуг связи;

— плата за оказание услуг по бронированию сетевых ресурсов, необходимых для осуществления присоединения к сети общего пользования;

— оплата услуг связи в целях кабельного и спутникового телевидения;

— плата за предоставление детализированных счетов на оплату услуг связи, предусмотренное договором на оказание услуг связи;

— расходы арендатора по возмещению арендодателю стоимости услуг связи

Так, к услугам связи могут быть отнесены услуги, которые включены в Перечень Приложения N 1 к Положению о лицензировании деятельности в области оказания услуг связи, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2020 N 2385. У организации или ИП, которые оказывают такие услуги, должна быть лицензия на осуществление деятельности в области оказания услуг связи (п. 1 ст. 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи»).

Полагаем, расходы на единовременное подключение структурированной кабельной системы соответствуют перечню расходов подстатьи 221 «Услуги связи» КОСГУ (плата за предоставление доступа и использование линий связи).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Приобретение объекта основных средств одновременно с услугами по его поверке

Вопрос

Бюджетное учреждение приобретает ОС, в УПД указано ОС и организация проведения поверки ОС. Проведение поверки включать в стоимость ОС? Или отразить как услугу КВР 225?

Ответ

В конкретном рассматриваемом случае в документах поставщика объект ОС приобретается как готовый (по крайней мере, отдельно работы на его установку не выделены), следовательно, расходы на приобретение относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Расходы на поверку относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ. Все перечисленные расходы осуществляются учреждением по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

Полагаем, расходы на поверку приобретаемого объекта соответствуют расходам, производимым с целью приведения его в состояние, пригодное к эксплуатации. Следовательно, включение их в первоначальную стоимость ОС не будет противоречить положениям п. п. «б» п. 15 СГС «Основные средства». Корреспонденции – в обосновании к ответу.

Обоснование

Приобретаемый объект подлежит дальнейшему учету в составе основных средств на счете 0 101 Х4 000.

В случае, если он приобретается и устанавливается в рамках одного договора, расходы относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ. Если поставка и установка осуществляются по отдельным договорам, расходы отражаются по подстатьям 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» и 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ со-ответственно.

Как правило, расходы на обслуживание, опломбировку, поверку и ремонт относятся на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ, на которую в целом относятся расходы на содержание и обслуживание НФА, числящихся на балансе.

Все перечисленные расходы осуществляются учреждением по КВР 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг».

В конкретном рассматриваемом случае в документах поставщика объект ОС приобретается как готовый (по крайней мере, отдельно работы на его установку не выделены), следовательно, расходы на его приобретение относятся на статью 310 КОСГУ.

По вопросу же формирования его первоначальной стоимости следует обратиться к  п. п. «б» п. 15 СГС «Основные средства», который определяет, что в первоначальную стоимость ОС, приобретенных за плату, включаются, помимо цены, еще и любые фактические затраты на приобретение, создание объекта основных средств, в том числе на доставку его к месту назначения и приведение в состояние, пригодное для эксплуатации, такие как:

— расходы на оплату труда и страховые взносы на обязательное социальное страхование, непосредственно связанные с созданием объекта основных средств;

— стоимость работ (услуг) по созданию объекта основных средств по договору строительного подряда и иным договорам;

— государственные пошлины и другие расходы по уплате обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, произведенные в связи с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;

— суммы вознаграждений за оказание посреднических услуг при приобретении объекта основных средств;

— затраты на подготовку площадки;

— затраты на доставку и разгрузку;

— затраты на установку и монтаж;

— затраты на проверку надлежащего функционирования объекта основных средств за вычетом доходов от продажи изделий, произведенных до момента приведения объекта основных средств в состояние, пригодное для использования;

— суммы затрат, связанных с созданием, производством и (или) изготовлением объекта основных средств, понесенные субъектом учета на материалы, услуги сторонних организаций (соисполнителей, подрядчиков (субподрядчиков);

— затраты на информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением (созданием, изготовлением) объекта основных средств;

— иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и (или) изготовлением объекта основных средств, включая затраты на содержание дирекции строящегося объекта недвижимости и государственный строительный надзор.

Полагаем, расходы на поверку приобретаемого объекта соответствуют расходам, производимым до момента принятия его к учету и осуществляются учреждением конкретно с целью приведения его в состояние, пригодное к дальнейшей эксплуатации.

Следовательно, не будет противоречить положениям п. п. «б» п. 15 СГС «Основные средства» такая корреспонденция, оформленная согласно п. 51 Инструкции № 174н:

Д ХХХХ0000000000244 Х 106 31 310      К ХХХХ0000000000244 Х 302 31 73Х

— отражены вложения в объект ОС по цене его приобретения (согласно УПД);

Д ХХХХ0000000000244 Х 106 31 310      К ХХХХ0000000000244 Х 302 25 73Х

— отражена стоимость поверки приобретаемого объекта (согласно УПД);

Д ХХХХ0000000000244 Х 302 31 83Х      К 00000000000000000 Х 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 244, статье 310 КОСГУ

— оплата за прибор;

Д ХХХХ0000000000244 Х 302 25 83Х      К 00000000000000000 Х 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 244, подстатье 225 КОСГУ

— оплата за поверку;

Д ХХХХ0000000000000 Х 101 34 310     ХХХХ0000000000244 Х 106 31 310

— принят к учету объект по сформированной первоначальной стоимости, которая сложилась из цены приобретения и расходов на приведение в состояние, пригодное к эксплуатации.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Дата списания банковской гарантии с забалансового учета

Вопрос

Какой датой необходимо списать банковскую гарантию на обеспечение исполнения государственного контракта с бюджетного учета казенного учреждения, если дата окончания государственного контракта 31.12.2020, дата окончательного акта выполненных работ 25.12.2020, срок окончания банковской гарантии 31.01.2021?

Ответ

Учитывая экономическую и правовую природу банковской гарантии (ст. 329 ГК РФ, ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ), делаем вывод, что по вопросу даты ее списания с забалансового учета в абзаце 3 ст. 151 Инструкции № 157н и в Письме Минфина России от 27.06.2014 N 02-07-07/31342 «О порядке учета банковских гарантий» речь идет о прекращении обязательств контрагента в установленные сроки, в должном объеме и нужном качестве. Тогда банковская гарантия должны быть списана с учета 25.12.2020 года — при выполнении исполнителем работ и их принятии заказчиком.

Однако, в Письме Минфина России от 27.03.2013 N 02-06-10/9654 содержится иная позиция, согласно которой банковская гарантия должна быть списана по сроку, определенному в гарантии, на который она выдана.

Определяющим фактором в данном вопросе, полагаем, является его закрепление в учетной политике.

Обоснование

Одним из способов обеспечения исполнения контракта является оформление банковской гарантии (ч. 3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Банковская гарантия представляет собой письменное обещание кредитного учреждения заплатить компании (банку или иному кредитному учреждению) по договору, кредиту или долговой ценной бумаге за третью сторону, не выполнившую своих обязательств.

В отношениях, связанных с предоставлением, задействованы три участника: гарант (банк) — субъект, который за определенное вознаграждение принимает на себя обязательство; принципал (исполнитель) — участник, инициирующий выдачу БГ и являющийся должником в соответствии с условиями соглашения; бенефициар (заказчик) — лицо, чьи интересы защищаются посредством банковской гарантии.

Абзац 3 ст. 151 Инструкции № 157н закрепляет, что в день прекращения гарантийных условий проводится уменьшение установленной суммы на счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств».

Письмо Минфина России от 27.06.2014 N 02-07-07/31342 «О порядке учета банковских гарантий» аналогично определяет, что выбытие банковской гарантии с учета на забалансовом счете 10 «Обеспечение исполнения обязательств» отражается со знаком «минус» датой прекращения обязательства, в обеспечение которого выдана банковская гарантия (датой исполнения контрагентом обязательств, обеспеченных гарантией или датой исполнения гарантом требований бенефициара об уплате денежной суммы в связи с нарушением принципалом обязательства, в обеспечение которого была выдана гарантия).

Таким образом, учитывая экономическую и правовую природу банковской гарантии, делаем вывод, что в Инструкции № 157н и в Письме Минфина N 02-07-07/31342 речь идет о прекращении обязательств контрагента, исполненных им в должном объеме, качестве и в установленные сроки.

Учитывая вышеизложенное, полагаем, в учете будут сделаны записи:

Д 10 со знаком «минус»

—  отражено выбытие банковской гарантии с забалансового учета (на дату подписания акта выполненных работ 25.12.2020 г., что рассматривается как прекращение обязательств контрагента, под которые и была выдана гарантия).

Хотим отметить, что в Письме Минфина России от 27.03.2013 N 02-06-10/9654 содержится иная позиция, согласно которой банковская гарантия должна быть списана по сроку, определенному в гарантии, на который она выдана.

Определяющим фактором в данном вопросе, полагаем, является закрепление данного вопроса в учетной политике.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс