В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по трудовому праву.

Федеральное законодательство

Минтрудом России подготовлен обзор типовых ситуаций, касающихся соблюдения требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов

В обзоре обобщены результаты мониторинга применения мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в государственных органах и органах местного самоуправления, Банке России, иных организациях, на работников которых распространяются положения статей 10 и 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», в том числе решений соответствующих комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.

Отмечается, что конфликт интересов является оценочной категорией, при которой необходимо уделять существенное внимание вопросам квалификации ситуации в качестве конфликта интересов самими служащими, работниками. Анализ правоприменительной практики показывает, что зачастую данные лица не всегда правильно оценивают ту или иную возникающую ситуацию, в связи с чем не принимают должных мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

Настоящий обзор рекомендуется довести до сведения служащих, работников в целях иллюстрации типовых ситуаций, наиболее часто ошибочно квалифицируемых как отсутствие возможности возникновения конфликта интересов при его фактическом наличии, а также при направлении уведомления о возможности возникновения конфликта интересов без соответствующих на то оснований.

Обзор практики правоприменения в сфере конфликта интересов N 5 «Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов»

Предложены новые требования к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда

Согласно проекту, правила (стандарты) и инструкции по охране труда разрабатываются работодателем в целях обеспечения безопасности и сохранения здоровья работников при выполнении ими своих трудовых обязанностей.

Работодатель в зависимости от специфики своей деятельности и исходя из оценки уровней профессиональных рисков вправе:

устанавливать в локальных нормативных актах работодателя, в том числе в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда дополнительные требования безопасности, не противоречащие государственным нормативным требованиям;

при отсутствии обязательных требований по охране труда по отдельным видам или условиям работ в нормативно правовых актах устанавливать в правилах (стандартах) и инструкциях по охране труда, разрабатываемых работодателем, необходимые требования охраны труда.

Приведен перечень глав, которые рекомендуется включать в правила.

Правила должны быть утверждены работодателем (руководителем организации). Работодатель обязан под роспись ознакомить и проверить знание требований по охране труда, содержащихся в разработанных и утвержденных правилах, у работников организации, у которых трудовая деятельность непосредственно связанна со сферой данных правил.

Устанавливаются также требования к порядку разработки и содержанию инструкций по охране труда.

Проект Приказа Минтруда России «Об утверждении требований к порядку разработки и содержанию правил (стандартов) и инструкций по охране труда, разрабатываемых работодателем»

Работодателей, у которых среднесписочная численность работников превышает 25 человек, обязали размещать информацию о вакансиях в цифровой платформе «Работа в России»

Согласно Закону органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия, юридические лица с госучастием, а также работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 25 человек, и вновь созданные (в том числе в результате реорганизации) организации, у которых среднесписочная численность работников превышает указанный предел, обязаны размещать на Единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений «Работа в России», создаваемой на базе ИАС «Общероссийская база вакансий «Работа в России», или на иных информационных ресурсах, требования к которым установлены нормативным правовым актом Правительства РФ, информацию о потребностях в работниках и об условиях их привлечения, о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, специальных рабочих мест, оборудованных (оснащенных) для работы инвалидов.

Работодателям, у которых численность работников превышает 100 человек, законодательством субъекта РФ устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов от среднесписочной численности работников. Работодателям, у которых численность работников составляет от 35 до 100 человек включительно, законодательством субъекта РФ может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не более трех процентов от среднесписочной численности работников.

Законом также предусматривается, в частности, использование наравне с очным приемом граждан дистанционной формы оказания государственных услуг в области содействия занятости населения с использованием единой цифровой платформы, портала госуслуг.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 28.06.2021 N 219-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» и статью 21 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Уточнены наименования программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)

В связи с принятием Федерального закона от 30.12.2020 N 517-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены корреспондирующие изменения в статью 173.1 ТК РФ в части наименования программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре). Установлено новое наименование указанной образовательной программы — «программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре)».

Предусмотрено, что на работников, осваивающих программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по заочной форме обучения, принятых на обучение по указанным программам до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные статьей 173.1 ТК РФ (в редакции настоящего Федерального закона) для работников, осваивающих программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре) по заочной форме обучения.

Кроме того, поправками, внесенными в ТК РФ:

скорректированы положения о федеральном государственном контроле (надзоре) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

уточнено, что обжалование решений федеральной инспекции труда, действий (бездействия) ее должностных лиц, принятых в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется в соответствии с законодательством о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле.

Федеральный закон вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельного положения, для которого установлен иной срок вступления в силу.

Федеральный закон от 28.06.2021 N 220-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»

Другие документы

Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 03.06.2021 N АПЛ21-171 <Об оставлении без изменения Решения Верховного Суда РФ от 01.03.2021 N АКПИ20-1046, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующим письма Минтруда России от 15.10.2012 N 18-2/10/1-2088>

Приказ Минпросвещения России от 23.06.2021 N 363 «О внесении изменений в Регламент организации в Министерстве просвещения Российской Федерации работы по сообщению Министром просвещения Российской Федерации и федеральными государственными гражданскими служащими Министерства просвещения Российской Федерации о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими должностных обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 245»

Законодательство Алтайского края

Приказ Минздрава Алтайского края от 30.06.2021 N 335 «О некоторых приказах Главного управления Алтайского края по здравоохранению и фармацевтической деятельности, Министерства здравоохранения Алтайского края»

Приказ Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края от 25.06.2021 N 13-а «О внесении изменений в некоторые приказы Администрации Губернатора и Правительства Алтайского края»

Законодательство Республики Алтай

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 29.06.2021 N П/233 «О внесении изменений в Порядок расходования средств республиканского бюджета Республики Алтай на реализацию мероприятий по содействию занятости населения»

Постановление Администрации города Горно-Алтайска от 29.06.2021 N 70 «О внесении изменений в Положение об оплате труда лиц, замещающих должности, не отнесенные к должностям муниципальной службы, и исполняющих обязанности по техническому обеспечению деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Город Горно-Алтайск»

Судебная практика

 Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 24.05.2021 N 117-КГ21-2-К4

Требование: О признании приказа об увольнении незаконным, восстановлении в должности, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула.

Обстоятельства: Работник ссылается на то, что его увольнение за грубое нарушение трудовой дисциплины (прогул) являлось незаконным с учетом его отсутствия на рабочем месте по уважительной причине — исполнение обязанностей председателя участковой избирательной комиссии.

Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку судами не принято во внимание отсутствие доказательств того, что работодателем были учтены тяжесть вменяемого в вину работнику дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, предшествующее поведение работника и его отношение к труду.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2021 по делу N 88-10335/2021

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О признании незаконным в части приказа об оплате труда.

Обстоятельства: Истцами в период времени выполнялась работа сверх установленной нормы, но она не оплачена ответчиком в соответствии с действующими локальными нормативно-правовыми актами.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.06.2021 по делу N 88-8775/2021, 2-2331/2020

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании задолженности по заработной плате; 2) О взыскании премий, бонусов; 3) О взыскании компенсации морального вреда.

Обстоятельства: В силу пункта дополнительного соглашения к трудовому договору истцу при увольнении должна быть выплачена компенсация в размере трехкратного среднего месячного заработка, которая ответчиком не выплачена.

Решение: 1) — 3) Удовлетворено в части.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2021 N 88-9689/2021

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании оплаты за вынужденный прогул; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) Об оплате листа временной нетрудоспособности; 4) О восстановлении на работе.

Обстоятельства: Доказан факт незаконного увольнения. Вместе с тем при определении размера оплаты за время вынужденного прогула суд не принял во внимание, что для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у работодателя. Кроме того, судом не был проверен расчет работодателя среднего дневного заработка.

Решение: 1) Дело направлено на новое рассмотрение; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.

Определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 04.02.2021 N 88-10521/2020

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О возложении обязанности выдать трудовую книжку; 3) О взыскании компенсации за задержку выдачи трудовой книжки; 4) О включении периода нахождения трудовой книжки у работодателя в трудовой стаж.

Обстоятельства: В день увольнения трудовая книжка истцу не выдана. Истец ссылается на то, что из-за отсутствия трудовой книжки не может трудоустроиться.

Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Отказано.

Процессуальные вопросы: 1) О возмещении расходов на оплату услуг представителя — удовлетворено; 2) О возмещении почтовых расходов — удовлетворено; 3) О возмещении расходов на оплату услуг нотариуса — отказано.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Статья: Можно ли подать в суд на работодателя, если он не уведомил о камерах видеонаблюдения? (Клюева Е.) («Трудовое право», 2021, N 6)
  • Статья: Повышение заработной платы (Демидова И.) («Трудовое право», 2021, N 6)
  • Статья: Анализ споров в случаях отказа работников от увольнения после заключения соглашения о расторжении трудового договора (Гибадуллина З.) («Трудовое право», 2021, N 6)
  • Вопрос: В компании есть работник, который замещает основного работника, в это время происходит слияние 2 компаний и декретную должность передают в новую компанию, а временно замещающего работника увольняют. По какой статье должно быть увольнение временного работника? («Трудовое право», 2021, N 6)
  • опрос: Может ли работник-электромонтер по обслуживанию электроустановок при сменном режиме работы (сутки через двое) совмещать профессию подсобного рабочего? («Трудовое право», 2021, N 6)
  • Статья: Проблемы аннулирования трудового договора (Кичигин С.В.) («Актуальные проблемы российского права», 2021, N 4)
  • Вопрос: В каких формах проводится конкурсная оценка кандидата? («Официальный сайт Минюста России», 2021)
  • Вопрос: Какие конкурсы проводятся в Министерстве юстиции Российской Федерации? («Официальный сайт Минюста России», 2021)
  • Статья: К вопросу о компенсации морального вреда, причиненного работнику нарушением его трудовых прав (Новрадова-Василиади С.М.) («Трудовое право в России и за рубежом», 2021, N 2)