В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.
Федеральное законодательство
Банкам разрешили не проводить идентификацию клиентов-физлиц при оплате ЖКУ на сумму, не превышающую 60 тысяч рублей
Согласно внесенным поправкам, идентификация клиентов — физических лиц не проводится при осуществлении операций по приему платежей по уплате налога, авансовых платежей по налогам, платы за ЖКУ, в том числе пеней за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за ЖКУ, если сумма данных платежей не превышает 60 000 рублей.
Также идентификация не будет проводиться при осуществлении клиентом — физическим лицом почтового перевода денежных средств в указанных целях, если сумма денежных средств по такому почтовому переводу не превышает 60 000 рублей.
Кроме этого, законом юрлицам и ИП, отнесенным Банком России к группе высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, предоставлено право обратиться с заявлением о пересмотре высокой степени (уровня) риска в Банк России. Регулятор обязан рассмотреть указанное заявление, принять соответствующее решение и сообщить о нем заявителю в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения заявления.
Предусмотрены и иные поправки.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Нормы, связанные с пересмотром высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций, присвоенной Банком России юридическому лицу (ИП), применяются с 1 октября 2024 года.
Федеральный закон от 22.07.2024 N 210-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
«Перечень коррупционно-опасных функций Министерства сельского хозяйства Российской Федерации» (одобрен Минсельхозом России 26.06.2024)
Приказ Ространснадзора от 17.06.2024 N ВБ-211фс «Об утверждении Порядка получения федеральными государственными гражданскими служащими Федеральной службы по надзору в сфере транспорта и ее территориальных органов разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении некоммерческой организацией» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.07.2024 N 78859)
Законодательство Алтайского края
Приказ Комитета по благоустройству города Барнаула от 28.06.2024 N 58 «О внесении дополнений и изменения в приложение к приказу комитета по благоустройству города Барнаула от 02.04.2024 N 27 «Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с противодействием коррупции, в отношении руководителей муниципальных учреждений, подведомственных комитету по благоустройству города Барнаула»
Приказ Комитета по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула от 08.07.2024 N 132 «О внесении дополнений в приказ комитета от 29.03.2024 N 58 «Об утверждении Положения о комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с противодействием коррупции, в отношении руководителей муниципальных учреждений (предприятий), подведомственных комитету по дорожному хозяйству и транспорту города Барнаула»
Законодательство Республики Алтай
Постановление Администрации города Горно-Алтайска от 28.06.2024 N 83 «О внесении изменений в Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов»
Постановление Администрации города Горно-Алтайска от 28.06.2024 N 82 «О внесении изменений в Порядок применения к муниципальным служащим муниципального образования «Город Горно-Алтайск» взысканий за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»
Судебная практика
Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 18.07.2024 N 305-ЭС24-5098 по делу N А40-76579/2023
Категория спора: Банковский счет.
Требования клиента: 1) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами; 2) О признании незаконными действий (бездействия) банка.
Обстоятельства: Истец указал, что действия (бездействие) банка, выразившиеся в неисполнении постановления судебного пристава-исполнителя об обращении взыскания на денежные средства должника, являются незаконными.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства банк был обязан осуществить возложенные на него публичные функции по исполнению исполнительного документа при наличии денежных средств на счете должника.
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 10.07.2024 N 59-КАД24-3-К9
Категория: Споры с органами власти.
Требования прокурора: 1) О признании незаконным бездействия по принятию мер к досрочному прекращению полномочий депутата; 2) О досрочном прекращении полномочий депутата.
Обстоятельства: Прокурор ссылается на то, что направил председателю совета депутатов представление с требованием принять меры в связи с нарушением депутатом предписаний федеральных законов, однако представление было отклонено.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку депутат, осуществляющий свои полномочия на непостоянной основе, инициатором рассмотрения поставленных вопросов, докладчиком не являлся, реализовал право участвовать в заседаниях совета депутатов в силу закона.
Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 05.07.2022 по делу N 33а-7951/2022 (УИД 24RS0009-01-2022-000088-18)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: Об оспаривании решений представительного органа о досрочном прекращении полномочий депутатов.
Обстоятельства: Решение о досрочном прекращении полномочий депутата-1 не соответствует принципам справедливости, соразмерности, пропорциональности меры ответственности допущенному нарушению. Допущенный депутатом-2, показавшим свой реальный доход, недочет при оформлении документа не может расцениваться в качестве достаточного основания для прекращения его полномочий в отсутствие умысла на сокрытие имущества. При этом решения о прекращении полномочий остальных депутатов как лиц, скрывших информацию, в том числе о получении ими доходов по иному месту работы, правомерны.
Решение: Удовлетворено в части.
Апелляционное определение Тверского областного суда от 28.04.2022 N 33-1576/2022 (УИД 69RS0008-01-2021-000439-11)
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконным распоряжения об осуществлении выплаты стимулирующего характера главе муниципального образования, взыскании выплаты стимулирующего характера, процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Распоряжение не содержит сведений о том, к какому виду денежного содержания относится выплата стимулирующего характера, за выполнение каких задач она назначена. Главой муниципального образования допущена недобросовестность при назначении спорной выплаты самому себе.
Решение: Удовлетворено.
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 26.06.2024 N Ф03-2489/2024 по делу N А51-22537/2023
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ за непредставление сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю по законодательству о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, в части назначенного наказания.
Решение: Требование удовлетворено, так как предприниматель, осуществлявший розничную торговлю ювелирными изделиями, не представил в срок в уполномоченный орган информацию для целей проведения им контроля; оснований для признания нарушения малозначительным не установлено; исходя из требований справедливости и соразмерности, характера деяния, привлечения к административной ответственности впервые, штраф заменен на предупреждение.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :
- Вопрос: Какие запреты и ограничения установлены для руководителей бюджетных учреждений? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
- Статья: Правовое регулирование мер по предупреждению коррупции в России и за рубежом (Черепанова Е.В.) («Международное публичное и частное право», 2024, N 2)
- Статья: Система внутреннего контроля (комплаенс) в предупреждении коррупционных преступлений (зарубежный опыт) (Галлямов О.О.) («Международное публичное и частное право», 2024, N 2)
- Статья: К вопросу особенностей реализации государственной антикоррупционной политики в странах Центральной Азии (Шорохов В.Е., Шорохова А.А., Власов В.В.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2024, N 5)
- Статья: Положительный опыт органов исполнительной власти Республики Корея по противодействию коррупции (Кобец П.Н.) («Государственная власть и местное самоуправление», 2024, N 5)