В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по таможенному делу.
Федеральное законодательство
Определены права уполномоченного экономического оператора, наделенного свидетельством второго или третьего типа
Установлено, что свидетельство второго или третьего типа дает право уполномоченному экономическому оператору пользоваться таким специальным упрощением, как хранение товаров, получателем и декларантом которых в соответствии с таможенной процедурой таможенного склада является этот уполномоченный экономический оператор, в сооружениях, помещениях (частях помещений) и (или) на открытых площадках (частях открытых площадок) этого уполномоченного экономического оператора, не являющихся таможенным складом.
Под специальными упрощениями понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля и иные особенности применения положений ТК ЕАЭС, применяемые в зависимости от типа свидетельства уполномоченного экономического оператора.
Настоящее Решение вступает в силу по истечении 30 календарных дней с даты его официального опубликования.
Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18.10.2024 N 86 «Об определении специального упрощения, предоставляемого уполномоченным экономическим операторам»
В 2025 — 2027 годах весь инструментарий бюджетной и налоговой политики будет ориентирован на содействие достижению национальных целей развития
К 2025 году предусматривается завершение нормализации бюджетной политики и выход на структурный первичный баланс бюджета. Это укрепит стабильность финансовой системы и будет содействовать обеспечению устойчивой и предсказуемой экономической среды.
В налоговой политике системные изменения налоговой системы, основные параметры которой будут зафиксированы до 2030 года, направлены на формирование стабильных и предсказуемых финансовых условий. Предусмотрено изменение налогообложения налогом на доходы физических лиц, которое основывается на повышении справедливости распределения налоговой нагрузки, сокращая ее за счет налоговых вычетов для семей с детьми, имеющих низкий доход, и увеличивая для налогоплательщиков со сверхвысокими доходами. Донастройка параметров налоговой системы в части налогообложения личных доходов будет включать введение дифференцированных ставок по НДФЛ и пятиступенчатой налоговой шкалы в зависимости от размера и вида полученного налогоплательщиком дохода.
Повышение налоговой нагрузки затронет около 3% налогоплательщиков НДФЛ. При этом одновременно будут усилены налоговые меры социальной поддержки, в частности: введение налогового вычета для семей с двумя и более детьми, доход которых не превышает величину 1,5 прожиточных минимума; распространение стандартного налогового вычета на лиц, выполнивших нормативы ГТО; увеличение предельного размера доходов, до достижения которого применяются стандартные налоговые вычеты; увеличение стандартных налоговых вычетов на детей и пр.
Также представлены основные меры бюджетной и налоговой политики, направленные на достижение национальных целей развития.
Кроме этого, отмечено, что в 2025 — 2027 годах условия мирового и внутреннего рынков товаров на фоне геополитических угроз, рисков, усиления радикальной санкционной политики, а также курса импортозамещения требуют от внешнеэкономической политики создание «гибкой» таможенно-тарифной политики, которая повысит оперативность реагирования на внешние вызовы и принятия действенных решений, в том числе по развитию торговли с дружественными странами.
«Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов» (утв. Минфином России)
Определена процедура обмена электронными документами между таможенным органом и оператором платформы цифрового рубля
Устанавливаются, в числе прочего, порядок направления в электронном виде поручения таможенного органа на списание цифровых рублей, решения о его отзыве, решения таможенного органа о приостановлении операций по счету цифрового рубля плательщика и об отмене приостановления, порядок направления оператором платформы цифрового рубля в таможенный орган сообщения, содержащего сведения об остатке цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля плательщика.
Настоящее Указание вступает в силу с 1 января 2025 года.
Указание Банка России от 31.07.2024 N 6814-У
«О порядке направления таможенным органом оператору платформы цифрового рубля отдельных документов таможенного органа в виде электронных документов, направления оператором платформы цифрового рубля в таможенный орган сообщения, содержащего сведения об остатке цифровых рублей, учитываемых на счете цифрового рубля плательщика (лица, несущего солидарную обязанность), а также об установлении даты получения оператором платформы цифрового рубля отдельных решений таможенного органа» Зарегистрировано в Минюсте России 23.09.2024 N 79559.
Даны разъяснения по вопросу перемещения физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных на территориях новых субъектов РФ
Сообщается, в частности, что постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2022 г. N 2215 утверждены особенности применения законодательства РФ о таможенном регулировании в связи с принятием в РФ новых субъектов.
Постановление N 2215 предусматривает придание максимально возможному количеству категорий товаров статуса товаров ЕАЭС без совершения в их отношении таможенных операций и уплаты таможенных платежей. В отношении транспортных средств для личного пользования речь, прежде всего, идет о тех из них, которые были зарегистрированы на территориях новых субъектов РФ до вступления в силу Постановления N 2215 либо зарегистрированы на территории Украины и находились на территории РФ на день принятия новых субъектов (30 сентября 2022 года) в состав Российской Федерации, а также при иных предусмотренных Постановлением N 2215 условиях.
Транспортные средства для личного пользования, не указанные в пункте 9 особенностей применения законодательства, рассматриваются как иностранные товары, в отношении которых должны быть совершены таможенные операции, связанные с их таможенным декларированием в целях обратного вывоза, выпуска в свободное обращение или помещение под предусмотренные законодательством таможенные процедуры.
<Письмо> Минфина России от 08.07.2024 N 27-01-28/63291 <О перемещении транспортных средств для личного пользования>
«Методические рекомендации по сбору и формированию информации (отчетности) в сфере государственных (муниципальных) закупок по показателям раздела 27 перечня статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии уполномоченными органами государств — членов Евразийского экономического союза» (утв. Коллегией ЕЭК)
Приказ Роспотребнадзора от 09.09.2024 N 661 «Об утверждении перечня оборудования и технических средств, необходимых для осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, подлежащих закреплению на праве оперативного управления за Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.10.2024 N 79742)
Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 16.10.2024 N Ф03-4577/2024 по делу N А51-14401/2023
Требование: О признании недействительным решения о внесении изменений в декларации на товары.
Обстоятельства: Таможня изменила декларации на товары в части сведений о стране происхождения товаров ввиду отсутствия ответа на запрос таможни о подлинности представленных сертификатов, подтверждавших страну происхождения товаров, — труб бесшовных из нержавеющей стали, доначислены антидемпинговые пошлины.
Решение: Требование удовлетворено, так как представленные декларантом сертификаты происхождения товаров, контракт, спецификации, инвойсы являются оригинальными, содержат необходимые сведения; отсутствие ответа на запрос таможни не доказывает недостоверность документов.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 16.10.2024 N Ф05-21906/2024 по делу N А41-95964/2023
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ за заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их таможенной стоимости.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку указанные в счете на оплату за услуги по доставке товарной партии на территорию Таможенного союза проценты являются условием оплаты, а не расходом на перевозку товаров, соответственно, курсовая разница не должна включаться в структуру таможенной стоимости товаров; состав правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, отсутствует.
Решение Забайкальского краевого суда от 11.01.2023 N 12-1/2023 (УИД 75RS0010-01-2021-001399-76)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ за недекларирование либо недостоверное декларирование товаров.
Решение: Удовлетворено.
Апелляционное определение Московского городского суда от 25.09.2024 N 33а-7809/2024 (УИД 77RS0004-02-2023-008426-03)
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования таможенного органа: 1) О взыскании таможенных платежей; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Задолженность по оплате таможенных платежей, а также пени ответчиком в добровольном порядке не исполнены.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Апелляционное определение Верховного Суда Республики Крым от 09.02.2023 N 33а-920/2023 (УИД 91RS0002-01-2022-006876-78)
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования таможенного органа: 1) О взыскании таможенных платежей; 2) О взыскании пени, штрафа.
Обстоятельства: Решением таможенного органа по результатам таможенного контроля установлен факт нарушения ответчиком срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :
- Статья: Разграничение единой продолжаемой преступной деятельности и реальной совокупности преступлений, предусмотренных ст. 193.1 УК РФ: общетеоретический и практико-прикладной аспекты (Василькова Е.В.) («Вестник Российской правовой академии», 2024, N 2)
- Статья: О социально-правовой обусловленности уголовной ответственности за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов (Савченко М.М.) («Безопасность бизнеса», 2024, N 3)
- Статья: Роль таможенно-тарифного регулирования в развитии внешнеэкономической деятельности (Дюкарев В.В., Мигачев Ю.И., Головачева Е.С.) («Безопасность бизнеса», 2024, N 3)
- Статья: Направления совершенствования специальных правовых режимов осуществления предпринимательской деятельности (Белоусов А.Л.) («Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право», 2024, N 1)