В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по борьбе с терроризмом и экстремизмом.

Федеральное законодательство

Определен комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) ФАДН России, его территориальных органов и подведомственных организаций

Под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений, систем и помещений, отдельные здания (строения, сооружения, помещения) и прилегающая к ним территория, а также части здания (строения, сооружения).

Устанавливаются в числе прочего порядок категорирования объектов (территорий) в целях установления дифференцированных требований к антитеррористической защищенности, порядок информирования об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) и реагирования на полученную информацию, порядок контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Прилагается форма паспорта безопасности объектов (территорий).

 Постановление Правительства РФ от 24.02.2025 N 209 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по делам национальностей, его территориальных органов, подведомственных организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)»

Обновлены правила передачи в Росфинмониторинг информации об операциях и сделках клиентов и о бенефициарных владельцах клиентов

Речь идет об информации, предусмотренной статьей 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Настоящие Правила регулируют порядок указанной информации адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами.

Признается утратившим силу Постановление Правительства РФ от 9 апреля 2021 г. N 569, регулирующее аналогичные правоотношения.

Постановление Правительства РФ от 11.02.2025 N 131 «Об утверждении Правил передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, доверительными собственниками (управляющими) иностранной структуры без образования юридического лица, исполнительными органами личного фонда (кроме наследственного фонда), в том числе международного личного фонда (кроме международного наследственного фонда), лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, лицами, осуществляющими майнинг цифровой валюты (в том числе участниками майнинг-пула), лицами, организующими деятельность майнинг-пула, нотариусами, аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами и направления Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов указанным лицам»

Минпромторгом подготовлены методические рекомендации по организации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченных на осуществление работы в области антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)

Сообщается, в частности, следующее:

правообладатель торгового объекта может воспользоваться правом на внеочередную актуализацию паспорта безопасности торгового объекта единожды с обязательным созданием комиссии по обследованию и категорированию торгового объекта;

при определении количества людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, а также принятии решения о присвоении торговому объекту соответствующей категории рекомендуется принимать во внимание специализацию такого торгового объекта;

смена собственника торгового объекта предусматривает разработку нового паспорта безопасности торгового объекта. Однако в случае, если смена собственника предполагает правопреемство в отношениях с арендатором в их неизменном виде или переход прав новому собственнику на основании универсального правопреемства, разработка нового паспорта безопасности не требуется;

при установке системы видеонаблюдения целесообразно предусматривать наличие видеокамер по периметру торгового объекта для обеспечения непрерывного видеонаблюдения за состоянием обстановки на территории торгового объекта и его окрестностях.

 Методические рекомендации Минпромторга России от 13.12.2024 N ЧР-134710/15 <Об организации деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации на осуществление работы в области антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий)>

С 1 июня 2025 года устанавливается административная ответственность за нарушение законодательства о противодействии финансированию экстремистской деятельности

В том числе расширяется административная ответственность должностных и юридических лиц, предусмотренная частями 3, 4 статьи 15.27 КоАП и частями 6, 7 статьи 15.39 КоАП.

 Федеральный закон от 28.02.2025 N 15-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Судебная практика

 Решение Верховного суда Республики Татарстан от 02.08.2023 по делу N 7-822/2023 (УИД 16RS0044-01-2023-001040-82)

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 20.29 КоАП РФ за производство и распространение экстремистских материалов.

Решение: Удовлетворено.

Определение Кировского областного суда от 16.03.2023 N 33а-1284/2023 (УИД 43RS0001-01-2022-006652-63)

Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.

Требования: О возложении обязанности устранить нарушения антитеррористической безопасности.

Обстоятельства: По результатам проведенной в отношении образовательного учреждения проверки установлено, что в учебных корпусах, здании столовой, главного клинического корпуса, общежитиях не проведены работы по усилению пропускного и внутриобъектового режимов — пункты пропуска людей не оснащены техническими средствами выявления запрещенных веществ и предметов; не в полном объеме оснащены въезды на объекты средствами снижения скорости — въезды не оборудованы средствами снижения скорости и (или) противотаранными устройствами.

Решение: Удовлетворено.

Решение Московского городского суда от 14.01.2025 по делу N 7-1462/2025 (УИД 77RS0027-02-2025-000148-79)

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ за пропаганду, публичное демонстрирование нацистской, экстремистской и иной запрещенной атрибутики и символики.

Решение: Удовлетворено.

 Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 30.01.2025 N 16-268/2025 (УИД 19MS0002-01-2024-000693-66)

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.35 КоАП РФ за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Решение: Удовлетворено.

 Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 14.01.2025 N 88а-2704/2025, 88а-41137/2024 (УИД 48RS0002-01-2024-002635-37)

Категория: Споры с органами власти в сфере образования и культуры.

Требования: О признании незаконным бездействия учреждения и органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить нарушение.

Обстоятельства: В ходе проведенной прокуратурой проверки были выявлены нарушения, выразившиеся в необеспечении объекта образования тревожной сигнализацией. Выполнение требований по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательной организации, но и органа местного самоуправления.

Решение: Удовлетворено в части.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Статья: Противодействие нацизму и экстремизму: выборочное исследование судебной практики по ч. 1 ст. 20.3 КоАП РФ в контексте действующего законодательства (Скобликов П.А.) («Актуальные проблемы российского права», 2025, N 1)
  • Статья: Методы и формы административно-правового противодействия экстремистской деятельности в информационной сфере: понятие и виды (Быков Е.П.) («Современное право», 2024, N 10)