В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по таможенному делу.

Федеральное законодательство

До 10 декабря 2025 года разрешен ввоз в РФ автотранспортом товаров из Республики Казахстан и Киргизской Республики, получателями которых являются российские юрлица, без документов, подтверждающих статус товаров как товаров ЕАЭС, без маркировки и (или) нанесения необходимой информации

При ввозе товаров перевозчик должен иметь при себе уведомление от их получателя в таможенный орган РФ (в простой письменной форме) об обязательстве получателя товаров задекларировать товар в порядке, установленном статьей 104 Федерального закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом ввоз в РФ товаров не является несоблюдением обязанностей в области таможенного дела, а также обязанностей по маркировке товаров и (или) нанесению на них информации в соответствии с требованиями законодательства РФ.

Положения настоящего Указа не распространяются на товары, классифицируемые в группах 01 — 04, 06 — 12, 15 — 22, 24, 30, 36, 93, позициях 2936, 3813 00 000 0, 3827, 8517 61 000, 8530, 8540 71 000, 8540 79 000 1, 8543 10 000 0, 8543 20 000 0, 8804 00 000 0, 8806, 9011, 9012, 9018, 9019, 9021, 9022, 9503 00 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также на наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, сильнодействующие и ядовитые вещества, оборот которых ограничен на территории РФ.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

 Указ Президента РФ от 24.10.2025 N 778 «Об особенностях таможенного регулирования на российско-казахстанском участке государственной границы Российской Федерации»

Утверждена Концепция создания национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров, а также план мероприятий по ее реализации

Задачами создания системы подтверждения ожидания товаров являются: повышение эффективности мониторинга перемещения товаров в рамках торговли РФ с другими государствами — членами ЕАЭС; выявление признаков нарушения законодательства РФ о налогах и сборах; повышение степени непрерывности контроля за товарами на всех этапах их коммерческого оборота со стороны налоговых и таможенных органов; создание условий, способствующих предотвращению нелегального ввода товаров в оборот в Российской Федерации без соблюдения требований законодательства РФ.

Предусматривается, что создание системы подтверждения ожидания товаров будет осуществляться в 2 этапа: с 1 апреля 2026 г. по 30 июня 2026 г. — в тестовом режиме; с 1 июля 2026 г. — в рабочем режиме.

 Распоряжение Правительства РФ от 10.11.2025 N 3213-р <Об утверждении Концепции создания национальной системы подтверждения ожидания поставки товаров и плана мероприятий по ее реализации>

Рассчитаны ставки вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 декабря 2025 года

В указанный период ставка пошлины на нефть сырую и на отдельные категории товаров, выработанных из нефти (мазут, битум нефтяной, легкие и средние дистилляты, бензины товарные и др.), составит 0 долларов США.

Также сообщается, что за период с 15 октября 2025 г. по 14 ноября 2025 года средняя цена на нефть сырую марки «Юралс» составила 367,8 долл. США за тонну.

 <Информация> Минэкономразвития России «О ставках вывозных таможенных пошлин на нефть и отдельные категории товаров, выработанных из нефти, на период с 1 по 31 декабря 2025 года»

С 1 января 2026 г. увеличиваются ставки таможенных сборов за совершение таможенных операций, связанных с выпуском товаров

Кроме того, с 30000 до 73860 рублей увеличены таможенные сборы за совершение таможенных операций, связанных с выпуском отдельных товаров радиоэлектроники.

 Постановление Правительства РФ от 23.10.2025 N 1638 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2024 г. N 1637»

Другие документы

Приказ ФТС России от 03.10.2025 N 912 «О признании утратившим силу приказа ФТС России от 20 сентября 2011 г. N 1914 «Об утверждении типовой формы соглашения, заключаемого между таможенным органом и уполномоченным экономическим оператором» (Зарегистрировано в Минюсте России 10.11.2025 N 84123)

Федеральный закон от 27.10.2025 N 383-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Судебная практика

 Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 13.11.2025 N 303-ЭС25-8507 по делу N А51-16929/2023

Категория: Споры с таможенными органами.

Требования: 1) О признании незаконным решения о корректировке таможенной стоимости товара; 2) О признании незаконным уведомления о не уплаченных в срок суммах таможенных платежей.

Обстоятельства: Основанием для корректировки таможенной стоимости ввезенного для личного пользования автомобиля послужила полученная таможенным органом с международного сайта-аукциона информация о цене его продажи.

Решение: Требования удовлетворены, так как общество представило документы, подтверждающие не только стоимость автомобиля, но и то, что сайт не может служить достоверным источником ценовой информации (администрация сайта не подтвердила факт продажи автомобиля).

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.11.2025 N Ф04-2828/2025 по делу N А70-26417/2023

Требование: О признании недействительными решений и уведомлений таможенных органов.

Обстоятельства: После выпуска товаров выявлено неправомерное заявление льготы по уплате НДС, приняты решения о внесении изменений в сведения, заявленные в декларации на товары, ставка НДС изменена с 0 на 20 процентов, направлены уведомления об уплате доначисленных таможенных платежей (НДС) и пеней.

Решение: Требование удовлетворено в части пеней за период действия моратория, в удовлетворении остальной части требования отказано, поскольку не соблюдены условия предоставления льготы по уплате НДС (отсутствует регистрационное удостоверение на ввезенные товары), таможенные представители наряду с предпринимателем обязаны внести таможенные платежи.

Апелляционное определение Иркутского областного суда от 23.07.2025 N 33а-5631/2025 (УИД 38RS0001-01-2024-005003-26)

Категория: Споры с таможенными органами.

Требования таможенного органа: 1) О взыскании пеней; 2) О взыскании утилизационного сбора.

Обстоятельства: По результатам проведенной таможенным органом проверки установлено, что автомобили приобретены гражданином на территории иностранного государства и ввезены в РФ не для личного пользования, а с целью их последующей продажи, что привело к неуплате гражданином утилизационного сбора в полном объеме.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 05.02.2025 N 33а-632/2025 (УИД 22RS0062-01-2024-000168-58)

Категория: Споры с таможенными органами.

Требования таможенного органа: 1) О взыскании таможенных платежей; 2) О взыскании пени, штрафа.

Обстоятельства: Уведомление о необходимости уплатить образовавшуюся задолженность оставлено ответчиком без исполнения, на сумму недоимки начислены пени.

Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.

 Решение Московского городского суда от 21.10.2025 по делу N 7-13467/2025 (УИД 77RS0008-02-2025-002691-53)

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 16.3 КоАП РФ за несоблюдение запретов и ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в РФ и их вывоз.

Решение: Удовлетворено.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Статья: Проблемы регулирования процедуры классификации товаров при таможенном оформлении (Федоров П.Г.) («Вестник арбитражной практики», 2025, N 4)