Частота плановых трудовых проверок теперь уже для всех работодателей зависит от того, к какой категории риска каждый из них относится. Если вам присвоена высокая категория, то будьте готовы принимать инспекторов раз в 2 года. Если же низкая — с плановыми проверками инспекторов можно не ждать.

— Иван Иванович, в этом году уже всем работодателям присвоены категории риска, в зависимости от которых к ним чаще или реже будут приходить с проверкой трудовые инспекторы. Но не все работодатели понимают, по каким критериям они оказываются в той или иной категории.

Могли бы вы подробнее рассказать, как определяется категория риска, на примере, допустим, сети салонов красоты и строительной компании?

— С 2017 г. все работодатели были отнесены к различным категориям риска. Применительно к сфере трудовых отношений это пять категорий: высокая, значительная, средняя, умеренная и низкая.

Для отнесения работодателей к категории риска использовался ряд критериев, установленных Постановлением Правительства РФ № 875. Значения показателей определяются по приведенным в Постановлении формулам. Если кратко, критериев три. Первый из них связан с количеством лиц, работающих в организации. Чем выше среднесписочная численность, тем выше показатель потенциального риска.

Второй критерий — категория риска зависит от того, в какой сфере экономики компания ведет деятельность. Наиболее высокий показатель у компаний, работающих в сфере добычи полезных ископаемых, в обрабатывающем производстве, строительстве, то есть там, где высок уровень производственного травматизма. Поэтому в вашем примере у салона красоты показатель потенциального вреда в сфере труда ниже, чем у строительной компании.

Кстати, рассчитывать общий показатель потенциального риска для организаций целой отрасли некорректно. Это нужно делать в отношении конкретной организации.

Третий критерий связан с тем, были ли выявлены в организации несчастные случаи, задержки выплаты зарплаты, другие нарушения трудового законодательства, за которые работодатель привлекался к административной ответственности. Например, если в течение 3 лет, предшествующих дате принятия решения о присвоении категории риска, у работодателя произошел несчастный случай со смертельным исходом, то ему присваивается высокая категория риска.

— Если в общедоступных на сайте Роструда списках работодателей с категориями высокого и значительного риска компания себя не обнаружила, то где она может уточнить, какая категория риска ей присвоена?

— Узнать о присвоенной категории риска ниже высокой или значительной можно в государственной инспекции труда своего региона. Пока не установлено специального порядка направления запроса, его формы и порядка предоставления информации трудинспекцией.

Можно подать запрос в свободной форме с интересующим вас вопросом. В течение 15 рабочих дней работодателю должны ответить, какая категория риска ему присвоена — средняя или умеренная — и на основании каких показателей это сделано.

В ответе на запрос может быть сказано, что в отношении организации (ИП) отсутствует решение об отнесении к определенной категории риска. Это означает, что работодатель отнесен к категории низкого риска.

— Допустим, работодатель считает, что ему присвоили слишком высокий уровень риска. Он может как-то поспорить с таким решением, повлиять на его изменение?

— Если работодателю непонятно, почему он отнесен к той или иной категории риска, он вправе обратиться в инспекцию труда или Роструд с запросом о разъяснении, по каким критериям он был отнесен к такой категории.

Если работодатель не согласен с присвоенной ему категорией риска, он вправе обратиться также в Роструд (если он отнесен к категории высокого риска) или инспекцию труда (если он отнесен к другим категориям риска) с заявлением о снижении категории риска.

В течение 18 рабочих дней с даты получения заявления Роструд или инспекция труда обязаны:

  •  рассмотреть такое заявление;
  •  принять по нему решение (об изменении категории риска или отказе в изменении);
  •  направить решение работодателю.

— Есть ли какие-то способы избежать плановой проверки трудинспекции? Как сервис «Электронный инспектор» на сайте онлайнинспекция.рф и эксперимент по внедрению системы добровольного внутреннего контроля могут способствовать этому?

— Непосредственно повлиять на включение или невключение компании в ежегодный план проверок работодатель не может. Такой план формируется инспекциями труда в зависимости от ряда объективных условий и критериев.

Сервис «Электронный инспектор» пока только позволяет работодателю самостоятельно проверить наличие нарушений у себя. В настоящее время итоги самопроверки не являются основанием для снижения категории риска, хотя в перспективе это возможно. Для этого необходимо внести изменения в ряд правительственных нормативных правовых актов.

Вместе с тем если при помощи сервиса самопроверки работодатель установил, что у него нет нарушений, или устранил выявленные нарушения, то в дальнейшем, при проверке трудинспекцией, к нему не будет претензий. К примеру, инспектор не выявит у работодателя фактов невыплаты в установленный срок зарплаты, тяжелых несчастных случаев или иных нарушений трудового законодательства. Тогда категория риска может быть понижена, и впоследствии компания не будет включена в план проверок.

Что касается эксперимента по внедрению системы добровольного внутреннего контроля, то первый его этап проводился в 2017 г. и сейчас завершен. В нем могли принять участие все желающие. В настоящее время подводятся итоги первого этапа. Лучшие практики будут размещены на портале Роструда.

— Любой работодатель сможет присоединиться к эксперименту по внедрению системы добровольного внутреннего контроля или есть какие-то ограничения?

— Второй этап эксперимента будет проходить в нынешнем году. О его начале, как и о порядке заявления об участии в нем и об условиях такого участия, Роструд сообщит. Думаю, у компаний будет больше стимулов включиться в этот эксперимент.

— Если при самопроверке работодатель выявил, что у него есть нарушения, какой срок считается приемлемым для их устранения?

— Срок для устранения нарушений, выявленных по итогам самопроверки, законодательно не предусмотрен. Но работодатель должен быть заинтересован в их максимально быстром устранении. Ведь не исключено, что на существующие нарушения работник пожалуется в трудинспекцию. А тогда у нее будут основания для проведения внеплановой проверки.

— Может ли работодатель самостоятельно оценить, какой штраф ему грозил бы, если бы проверка проводилась инспекторами?

Например, на сайте Роструда есть Перечень типовых нарушений обязательных требований с их классификацией (дифференциацией) по степени риска причинения вреда. В нем трудовым нарушениям присвоены баллы (от 1 до 10). Означает ли это, что от количества набранных баллов будет зависеть величина штрафа? Или этот Перечень разработан для иных целей?

— Этот Перечень не является нормативным правовым актом и, соответственно, не обязателен для применения. Цель такого Перечня, с одной стороны, унифицировать надзорную практику, чтобы за аналогичные нарушения применялась одинаковая ответственность, а с другой стороны, показать работодателям, какие нарушения трудового законодательства являются существенными, а какие незначительными.

Никакой «балльной системы» при этом не существует, накопления баллов не происходит. В то же время, выявив у себя нарушения, при помощи баллов работодатель примерно сможет понять, какой штраф ему грозит.

Если у него встретились нарушения, отнесенные к категории с высоким риском (7—10 баллов), то это максимальная величина штрафа. А за нарушение с низким риском (1—3 балла) может быть вынесено предупреждение.

— Как часто нужно обновлять результаты своего самоконтроля через сервис «Электронный инспектор»?

— Периодичность самопроверки работодатель может установить самостоятельно. Если компания в ходе самоконтроля не выявит нарушений или выявленные нарушения будут устранены с помощью сервиса «Электронный инспектор», то она может быть уверена, что трудовые отношения у нее регулируются в соответствии с требованиями закона, а значит, претензий со стороны трудинспекторов не будет.

Для сохранения категории низкого риска нужно своевременно и в полном объеме выплачивать зарплату, не допускать иных нарушений трудового законодательства.

— Работодатель провел самопроверку и из-за имеющихся нарушений получил акт по ней. Повлечет ли это внеплановую проверку для него?

— Нет, не повлечет. Проведение самопроверки — дело добровольное, ее результаты не являются основанием для проведения внеплановой проверки. Не случайно самопроверку можно пройти под условным названием компании.

Еще раз обращаю внимание работодателей: смысл самопроверки не в том, чтобы Роструд составил список нарушителей и проверял их вне плана. А в том, чтобы работодатель сам выявил имеющиеся нарушения до того, как это сделает трудинспекция, и сам их устранил.

— Правильно ли мы понимаем: если компании присвоена низкая категория риска, это не означает, что в отношении нее не могут проводиться внеплановые проверки трудинспекции?

— Правильно. Законодательством предусмотрено, что компания с низкой категорией риска освобождается от плановых проверок. Однако в случае обращения работника с обоснованной жалобой на нарушение его трудовых прав инспекция труда вправе провести внеплановую проверку.

Основаниями для проведения внеплановой проверки в компаниях любой категории риска, включая низкую, могут быть также тяжелые несчастные случаи, поступившая в инспекцию труда информация о нарушениях, влекущих угрозу жизни или здоровью работников.

— Сотрудник пожаловался в трудинспекцию, но потом с работодателем решил вопрос мирно и отозвал жалобу. Какова вероятность, что внеплановая проверка у этого работодателя состоится?

— Проверка по жалобе все равно состоится. Закон не предусматривает возможности отмены или прекращения проверки, проводимой на основании жалобы работника, в случае отзыва им этой жалобы. Ведь не исключено, что работодатель оказал на работника давление. Проверка с учетом всех обстоятельств может быть проведена либо продолжена.

Источник: сайт Главной книги