В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по семейному праву.

Федеральное законодательство

Утвержден план мероприятий по реализации в 2021 — 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации

В перечне включенных в план мероприятий:

приведение актов федеральных органов исполнительной власти в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

создание и распространение позитивного контента для детей и молодежи, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

развитие механизмов межведомственного взаимодействия по реализации направлений системы воспитания, в том числе проведение мероприятий для детей и молодежи, направленных на гражданское, патриотическое, нравственное, интеллектуальное, физическое, трудовое, экологическое, семейное, социальное воспитание и развитие творческих способностей;

обновление содержания и технологий социально-педагогической, художественной, естественнонаучной, технической, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования детей.

Распоряжение Правительства РФ от 12.11.2020 N 2945-Р <Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2021 — 2025 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года>

Роспотребнадзор в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) не запрещает гражданам, выразившим желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, приемными родителями, посещать детей в целях знакомства и установления контакта в организациях для детей-сирот

Уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ в сфере опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан должны принимать меры, обеспечивающие выдачу направлений в организации для детей-сирот всех типов (медицинские, образовательные, организации, оказывающие социальные услуги) гражданам, выразившим желание стать усыновителями, опекунами или попечителями, и доступ для граждан в организации в целях знакомства и установления контакта между ребенком и указанными гражданами.

Организация посещения детей в организациях для детей-сирот возможна с соблюдением профилактических мероприятий, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Также для организации знакомства и установления контакта между ребенком и гражданином возможно использование дистанционных технологий.

С рекомендациями Роспотребнадзора о профилактических мероприятиях можно ознакомиться по ссылке: https://www.rospotrebnadzor.ru/region/korono_virus/rek_ros.php.

<Письмо> Минпросвещения России от 26.10.2020 N 07-6471 «Об устройстве детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

С 1 января 2021 года вступает в силу новый порядок предоставления госуслуг, связанных с осуществлением иностранными организациями деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ

Заявителями в рамках госуслуги по выдаче разрешения на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ являются иностранные госорганы и организации по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ. Заявителями при предоставлении госуслуги по выдаче разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ являются представительства иностранных некоммерческих неправительственных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению (удочерению) на территории своего государства не менее 5 лет на момент подачи заявления о получении разрешения и уведомивших Минюст России о создании представительства на территории РФ.

Соответствующие госуслуги предоставляются Минпросвещения России. Срок их предоставления — в течение 30 календарных дней с даты представления необходимых документов.

Госпошлина за предоставление госуслуг не взимается.

Признан утратившим силу Приказ Минобрнауки России от 19.06.2012 N 493, регулирующий аналогичные правоотношения.

Настоящий Приказ действует до 1 января 2027 года.

Приказ Минпросвещения России от 29.10.2020 N 601 «Об утверждении административных регламентов по предоставлению Министерством просвещения Российской Федерации государственных услуг по выдаче разрешений на открытие представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и выдаче разрешений на осуществление деятельности по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительствами иностранных некоммерческих неправительственных организаций» Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2020 N 60921.

Регламентирован порядок осуществления Минпросвещения России контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории РФ

Предметом государственного контроля (надзора) является деятельность представительств по усыновлению.

Установлены, в числе прочего, права и обязанности должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора), права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по государственному контролю (надзору), исчерпывающие перечни документов и (или) информации, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора), состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе, в электронной форме.

Государственная функция исполняется бесплатно.

Общий срок осуществления государственного контроля (надзора) не может превышать 20 рабочих дней с даты принятия решения о начале проведения проверки.

Настоящий приказ вступает в силу, с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года

Приказ Минпросвещения России от 29.10.2020 N 600 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством просвещения Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за деятельностью представительств иностранных государственных органов и организаций по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации и деятельностью по усыновлению (удочерению) детей на территории Российской Федерации представительств иностранных некоммерческих неправительственных организаций» Зарегистрировано в Минюсте России 16.11.2020 N 60917.

Другие документы

Информационное письмо «О необоснованности назначения и производства психолого-педагогических экспертиз в гражданском судопроизводстве по семейным спорам, связанным с воспитанием детей» (утв. ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (протокол N 1 от 18.03.2020), ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.П. Сербского» Минздрава России (протокол N 3 от 29.06.2020))

<Письмо> Минпросвещения России от 31.01.2020 N МР-88/07 «О методике оценки качества» (вместе с Методикой оценки качества оказываемых населению услуг психолого-педагогической, методической и консультанционной помощи)

Законодательство Алтайского края

Приказ Минобрнауки Алтайского края от 27.11.2020 N 42-П «О внесении изменений в приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 06.07.2015 N 1235»

Скорректирован и дополнен Административный регламент по предоставлению государственной услуги «Предоставление информации о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей». Доступ граждан, желающих принять детей на воспитание в свои семьи, к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, осуществляется при условии документирования информации о таких гражданах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края. Гражданам, лишенным родительских прав или ограниченным в родительских правах, гражданам, отстраненным от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на них законом обязанностей, бывшим усыновителям, если усыновление отменено судом по их вине, доступ к конфиденциальной информации о детях, оставшихся без попечения родителей, не предоставляется. Приостановление предоставления государственной услуги в части предоставления гражданам информации о детях из Регионального банка данных для передачи их на воспитание в семьи граждан осуществляется на срок до поступления письменного заявления гражданина о возобновлении поиска ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, соответствующего его пожеланиям, при условии отсутствия оснований для прекращения учета сведений о гражданине в государственном банке данных о детях.

Приказ Минобрнауки Алтайского края от 13.11.2020 N 38-П «О внесении изменений в приказы Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 03.07.2015 N 1224, от 31.07.2015 N 1316»

Законодательство Республики Алтай

Приказ Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай от 19.11.2020 N П/458 «Об утверждении Административного регламента Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай предоставления государственной услуги по предоставлению гражданам информации о детях, оставшихся без попечения родителей, из регионального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, для передачи их на воспитание в семьи граждан и признании утратившими силу некоторых приказов Министерства труда, социального развития и занятости населения Республики Алтай»

Приказ Комитета по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай от 02.10.2020 N 74 «Об организации работы в территориальных отделах ЗАГС Комитета по делам записи актов гражданского состояния и архивов Республики Алтай со 2 по 20 октября 2020 года»

Судебная практика

Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 11.11.2020 N 4-КАД20-14-К1

Требование: О признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя о расчете задолженности по уплате алиментов, возложении обязанности аннулировать образовавшуюся задолженность.

Обстоятельства: Должник ссылается на то, что он не уклонялся от уплаты алиментов, так как весь указанный в постановлении период времени ребенок проживал вместе с ним и находился на его полном обеспечении.

Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку взыскание алиментов не производилось не по вине должника, следовательно, задолженность по алиментам могла быть рассчитана за прошлое время только в пределах трехлетнего срока, предшествовавшего предъявлению исполнительного листа.

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 29.10.2020 N 88-16046/2020

Категория: Семейные споры.

Требования: 1) О возмещении супругу платежей по кредитному договору.

Требования: 2) О возмещении супругу платежей по кредитному договору.

Обстоятельства: Ответчик ненадлежащим образом исполняет свою обязанность по внесению своей части во исполнение кредитных обязательств, в связи с чем истец уплачивает в счет погашения кредита сумму, превышающую размер его доли.

Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Отказано.

Апелляционное определение Московского городского суда от 06.10.2020 по делу N 2-88/2020

Категория: Семейные споры.

Требования: 1) О возмещении супругу (бывшему супругу) материального вреда, расходов (в т.ч. о взыскании с бывшего супруга суммы коммунальных платежей, платежей по кредитному договору и т.п.).

Встречные требования: 2) О разделе совместно нажитого имущества и (или) общих долгов супругов.

Обстоятельства: После расторжения брака супруги не пришли к согласию относительно раздела части имущества, в том числе долгов, а также о компенсации стоимости имущества, оставшегося у одного из супругов.

Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части.

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 03.11.2020 N 33-21759/2020 по делу N 2-148/2020

Категория: Наследственные споры.

Требования наследников: 1) О признании договора купли-продажи транспортного средства недействительным, применении последствий недействительности сделки; 2) О включении имущества в наследственную массу; 3) О разделе наследственного имущества; 4) О взыскании компенсации за долю наследственного имущества.

Обстоятельства: Истцы полагают, что подпись от имени наследодателя в договоре купли-продажи автомобиля выполнена иным лицом, кроме того, ответчик, являющийся супругом наследодателя, сразу после его смерти произвел отчуждение земельного участка и дома в пользу третьего лица, в отсутствие согласия иных наследников.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено; 4) Удовлетворено.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.11.2020 по делу N 88-23997/2020

Категория спора: Наем специализированного жилого помещения.

Требования нанимателя: О предоставлении жилого помещения.

Обстоятельства: Истец относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет жилого помещения, включен в список детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жильем, до настоящего времени жилье ему не предоставлено.

Решение: Удовлетворено.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Вопрос: Как установить факт совместного проживания с ребенком для получения мер социальной поддержки? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
  • Вопрос: Кто признается супругами? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
  • Статья: Алименты: анализ важных споров (Тихонова Н.) («Административное право», 2020, N 4)
  • Статья: История развития имущественных отношений супругов в российском праве (Ярошенко Т.В.) («Семейное и жилищное право», 2020, N 5)
  • Статья: Права супруга на доходы от личного имущества другого супруга (Метелева Ю.А.) («Семейное и жилищное право», 2020, N 5)
  • Статья: Многодетная семья: проблема понятия и правовые последствия (Долгов С.Г.) («Юрист», 2020, N 9)
  • Статья: Уполномоченный по правам ребенка в субъектах Российской Федерации: объект или субъект общественного контроля? (Залесны Я., Штырлова М.Я., Гончаров В.В.) («Социальное и пенсионное право», 2020, N 3)
  • Статья: Конфликт интересов по семейному законодательству и его последствия (Касаткина А.Ю.) («Семейное и жилищное право», 2020, N 4)
  • Статья: Семейный интерес и интерес членов семьи, обладающих особым социально-правовым статусом: общее и различное, назначение и ценность для семьи (Беспалов Ю.Ф.) («Семейное и жилищное право», 2020, N 4)