В подборке вы найдете изменения в законодательстве и решения судов, касающиеся нотариата и органов юстиции.

Федеральное законодательство

Расширен перечень осуществляемых Минюстом России полномочий в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния

Согласно внесенным изменениям, Минюст России, в числе прочего:

осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

согласовывает назначение на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего организацию деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта РФ;

устанавливает требования к содержанию и формам отчетности об осуществлении переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния, а также к порядку представления такой отчетности;

вносит Президенту РФ предложения об изъятии у органов государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния в случае их неисполнения или ненадлежащего исполнения, а также в иных случаях, установленных федеральными законами.

Кроме того, Минюст России имеет право:

направлять обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений по результатам контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов РФ переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния;

направлять обязательные для рассмотрения представления об отстранении от должности и (или) о привлечении к дисциплинарной ответственности, в том числе об освобождении от занимаемой должности, должностных лиц органов исполнительной власти субъектов РФ, ответственных за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния.

Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Указ Президента РФ от 14.01.2021 N 22 «О внесении изменений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313»

Утвержден перечень актов, соблюдение требований которых оценивается в рамках госконтроля (надзора) за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах

В перечень включены, в числе прочего:

Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I;

Приказ Минюста России от 16.04.2014 N 78 «Об утверждении Правил нотариального делопроизводства»;

Приказ Минюста России от 07.02.2020 N 15 «Об утверждении Порядка проведения территориальными органами Минюста России проверки совершения нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления».

Госконтроль (надзор) осуществляется Минюстом России и его территориальными органами.

Приведены, в том числе ссылки на структурные единицы нормативного правового акта, содержащие обязательные требования.

«Перечень актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора) за исполнением профессиональных обязанностей нотариусов, работающих в государственных нотариальных конторах»

Скорректирован перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении госсобственности на землю

Изложены в новой редакции пункты 1 и 2 указанного перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 14.04.2016 N 307.

Постановление Правительства РФ от 14.01.2021 N 3 «О внесении изменений в пункты 1 и 2 перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю»

С 29 декабря на большинстве нотариальных документов появится специальная маркировка — QR-код, которая сделает бессмысленным существование криминального «рынка» поддельных нотариальных бланков

QR-код — это машиночитаемая маркировка, которая будет размещаться в правом нижнем углу нотариального документа.

Каждый QR-код уникален, в нем зашифрованы основные реквизиты документа: сведения о заявителях или их представителях, дата совершения нотариального действия, вид нотариального действия и регистрационный номер, ФИО нотариуса, нотариальный округ нотариуса.

Убедиться в подлинности нотариального документа с помощью QR-кода очень просто: подойдет любое сканирующее устройство (удобно использовать приложение на смартфоне). Для проверки необходимо навести сканер на маркировку, далее на экране появится ссылка, содержащая реквизиты нотариального документа — ФИО заявителей, дата совершения нотариального действия и другие, сведения откроются по этой ссылке. Достаточно сверить информацию из текста документа с данными QR-кода, чтобы убедиться в его достоверности.

QR-код нет смысла каким-либо образом копировать или фальсифицировать: попытка сгенерировать код в другой программе и нанести на подделываемый документ не пройдет, поскольку такая подмена вскроется при проверке. Так как сведения о каждом нотариальном действии вносятся нотариусом в Единую информационную систему (ЕИС) нотариата, то проверка по QR-коду, у которого есть уникальный идентификационный номер, автоматически установит и сообщит — есть ли документ с такими реквизитами в нотариальной базе данных.

Установление дополнительной цифровой защиты на документ не потребует дополнительных расходов от граждан: проставление маркировки на нотариальный акт совершается в рамках одного нотариального действия, а вся разработка и поддержка платформы QR-кодирования осуществляется за счет средств нотариата.

QR-коды будут присутствовать только на «бумаге», электронные документы, удостоверенные нотариально, не требуют проставления маркировки, так как защищены УКЭП (усиленной квалифицированной электронной подписью) нотариуса.

<Информация> ФНП «QR-код на нотариальных документах: цифровая гарантия защищенности»

Другие документы

Федеральный закон от 30.12.2020 N 537-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» в части защиты прав и законных интересов застрахованных лиц при выборе страховщика по обязательному пенсионному страхованию и статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате»

Приказ Росреестра от 15.12.2020 N П/0475 «Об утверждении Положения об Управлении государственного геодезического и земельного надзора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.12.2020 N Ф04-5244/2020 по делу N А03-5402/2020

Требование: О признании незаключенными договоров субаренды лесных участков.

Обстоятельства: Уполномоченный орган в сфере природных ресурсов и экологии сослался на то, что подписанные обществами договоры субаренды лесных участков для заготовки древесины содержат не соответствующее закону условие о сроке аренды и не прошли государственную регистрацию.

Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку суды уклонились от оценки доводов о возможной недействительности (ничтожности) оспариваемых договоров, не исследовали обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, не дали оценку доводам уполномоченного органа, выступающего в защиту интересов публично-правового образования.

Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.12.2020 N 88-18620/2020

Категория спора: Защита прав на землю.

Требования правообладателя: 1) Об устранении препятствий в пользовании земельным участком; 2) Об исправлении кадастровой ошибки.

Обстоятельства: Спорный земельный участок принадлежит на праве собственности муниципальному образованию. По заказу администрации были проведены кадастровые работы. При проведении работ было установлено, что дымовая труба котельной закреплена растяжками, конструкция расположена за границами земельного участка, сформированного в целях эксплуатации котельной, и находится на смежном земельном участке, принадлежащем на праве совместной собственности ответчикам.

Решение: 1) Отказано; 2) Удовлетворено.

Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на проведение экспертизы — удовлетворено

Апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2020 по делу N 33а-3131/2020

Категория: Споры с Минюстом России.

Требования Минюста: О ликвидации организации.

Обстоятельства: Истец указал, что в деятельности административного ответчика выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации, о наличии которых и сроке их устранения в адрес ответчика направлялось письменное предупреждение, однако информация об устранении допущенных нарушений административным ответчиком не поступила.

Решение: Удовлетворено.

Апелляционное определение Московского городского суда от 22.07.2020 по делу N 33а-2763/2020

Категория: Споры с Минюстом России.

Требования заявителя: О признании недействительным распоряжения о нежелательности пребывания в РФ.

Обстоятельства: Истец указал, что продолжительное время проживает на территории Российской Федерации, распоряжение противоречит международным обязательствам Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, а также нарушает права и законные интересы административного истца.

Решение: Отказано.

Апелляционное определение Московского городского суда от 04.09.2020 по делу N 33а-3131/2020

Категория: Споры с Минюстом России.

Требования Минюста: О ликвидации организации.

Обстоятельства: Истец указал, что в деятельности административного ответчика выявлены неоднократные грубые нарушения законодательства Российской Федерации, о наличии которых и сроке их устранения в адрес ответчика направлялось письменное предупреждение, однако информация об устранении допущенных нарушений административным ответчиком не поступила.

Решение: Удовлетворено.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Проблемы административно-правового регулирования регистрационной деятельности (Трофимова И.А.) («Административное право и процесс», 2020, N 11)
  • Статья: К вопросу об исполнительной силе медиативного соглашения, удостоверенного нотариусом (Батухтина Е.М.) («Арбитражный и гражданский процесс», 2020, N 11)
  • Статья: Обеспечение нотариусом доказательств, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (Сучкова Н.В.) («ИЗиСП», «КОНТРАКТ», 2020)
  • Статья: О государственной регистрации права: на примере права пережившего супруга на долю в общей совместной собственности согласно абз. 2 п. 4 ст. 256 ГК РФ (Арсланов К.М.) («Наследственное право», 2020, N 3)
  • Статья: Ответственность нотариуса за причинение вреда (Епифанцева Т.Ю.) («Наследственное право», 2020, N 3)
  • Статья: Повышение активной роли нотариусов в производстве по наследственным делам: проблемы, пути решения, перспективы (Доманов В.Н., Доманов В.В.) («Наследственное право», 2020, N 3)
  • Статья: К вопросу о судебном порядке оспаривания исполнительной надписи (Катукова С.Ю., Нахова Е.А.) («Нотариус», 2020, N 7)
  • Статья: К вопросу об отдельных аспектах применения электронных технологий в процессе удостоверения завещаний (Михайлова А.С.) («Нотариус», 2020, N 7)
  • Статья: О необходимости введения административной ответственности за неправомерный отказ в совершении нотариального действия (Коновалов А.М.) («Нотариус», 2020, N 6)
  • Статья: Роль нотариуса через связь времен: от Великой Отечественной войны до правового регулирования и цифровизации в наследовании государственных наград (Иванова Ж.Б.) («Нотариус», 2020, N 6)
  • Статья: Состояние российского нотариата: внедрение цифрового формата (Кириллова Е.А.) («Нотариус», 2020, N 6)