В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Изменения с 1 апреля 2021 по оформлению приемки товаров, работ, услуг в электронной форме в ЕИС

Вопрос

С 1 апреля 2021 года при осуществлении госзакупок планировалось ввести обязательную приемку товара в электронном виде с использованием функционала ЕИС. Внесены ли данные изменения в 44-ФЗ либо они регламентированы другим правовым актом?

Ответ

Минфином России подготовлен законопроект по поправкам в Закон о контрактной системе, который находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ, так называемый «второй оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ», которым в том числе при исполнении контракта по итогам электронных процедур, большинства закрытых электронных процедур формировать и подписывать документы о приемке нужно будет в электронной форме, за исключением некоторых случаев. Такая возможность уже сейчас реализована в ЕИС.  Но пока это право, а не обязанность сторон контракта. (ст. 4, Проект Федерального закона N 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.01.2021).

Соответственно, обязанность подписывать документы о приемке в электронной форме может появиться при условии внесения соответствующих изменений в Закон № 44-ФЗ, пока такие изменения не приняты.

Обоснование

В настоящий момент оформление электронного документа о приемке является правом заказчика, а не обязанностью, т.к. Законом № 44-ФЗ такие требования не установлены, также не приняты подзаконные акты, устанавливающие порядок электронного актирования приемки исполненного контракта, его отдельного этапа.

Кроме того, возможность электронного актирования заказчику необходимо предусмотреть в контракте.

Функционал ЕИС позволяет осуществить подписание электронных документов о приемке для любой закупки, если сведения о ней подлежат внесению в реестр контрактов. Обновленная функциональность ЕИС позволяет заказчикам формировать и подписывать универсальные передаточные документы и счета-фактуры (включая корректировочные) в электронной форме, такая возможность доступна в личном кабинете пользователя ЕИС.

Обмен документами о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме с использованием ЕИС возможен лишь при взаимном согласии сторон контракта.

В настоящее время не конкретизируется, на каком этапе и как это согласие оформляется. Можно порекомендовать заказчикам включать в проект контракта, в раздел о порядке приемки товаров, работ, услуг, оговорку о том, что заказчик по согласованию с исполнителем вправе подписать документ о приемке с использованием ЕИС.

Предполагается, что в дальнейшем появятся более четкие регламенты по порядку применения электронного актирования.

Кроме этого, преимущество внедрения в ЕИС документа о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме рассматривается Федеральным казначейством как инструмент достоверности данных исполнения контракта.

Минфином России подготовлен законопроект по поправкам в Закон о контрактной системе, который находится на рассмотрении в Государственной Думе РФ, так называемый «второй оптимизационный пакет поправок к Закону № 44-ФЗ», которым в том числе при исполнение контракта по итогам электронных процедур, большинства закрытых электронных процедур формировать и подписывать документы о приемке нужно будет в электронной форме, за исключением некоторых случаев. Такая возможность уже сейчас реализована в ЕИС. Но пока это право, а не обязанность сторон контракта. (ст. 4, Проект Федерального закона N 1100997-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упрощения и оптимизации порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (ред., внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 26.01.2021).

Соответственно, обязанность подписывать документы о приемке в электронной форме может появиться при условии внесения соответствующих изменений в Закон № 44-ФЗ, пока такие изменения не приняты.

Таким образом, согласно Письму Казначейства России N 14-00-06/27476, ФНС России N АС-4-15/26126@ от 18.12.2019, документ о приемке товара, работы, услуги заказчик вправе по согласованию с исполнителем контракта   сформировать в ЕИС в электронной форме, подписав его по правилам Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Документальное оформление приемки оказанных услуг по государственному контракту, являющемуся основанием для оплаты исполнителю

Вопрос

Между заказчиком и исполнителем заключен государственный контракт, по условиям которого документом приемки оказанных услуг является акт оказанных услуг. После оказания услуг, исполнитель предоставил заказчику универсальный передаточный документ. Является ли нарушением оплата по УПД, и необходимо ли заключение дополнительного соглашения в данном случае?

Ответ

Условия о порядке приемки товара, работы, услуги, в том числе перечень документов, представляемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении поставки товара, определяются условиями заключенного контракта и формируются заказчиком при осуществлении каждой конкретной закупки индивидуально. (Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 24-03-08/80055).

Следует обратить внимание, что «Законом N 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с документальным оформлением приемки поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы.

Также, согласно пункту 13 части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.»  (Письмо Минфина России от 20.09.2019 N 24-03-07/72565).

Для устранения претензий со стороны контрольных органов заказчику рекомендуется оформлять приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в строгом соответствии условиям контракта, т.к. заказчик самостоятельно определяет порядок, срок приемки исполнения обязательств по контракту, его документальное оформление.

Возможно у Федерального казначейства (его территориального органа) может возникнуть претензия к заказчику по несоответствию указанного в контракте документа о приемке и представленного в реестр контрактов, поэтому, заказчику рекомендуется с исполнителем услуг приемку оформить актом, как указано в контракте в установленный им срок. А заключение дополнительного соглашения наоборот, предполагается, что приведет к нарушению условий контракта, если контрактом не предусмотрены соответствующие положения.

Обоснование

Приемка товаров, работ, услуг является неотъемлемым условием контракта, который должен содержать порядок исполнения и оформления заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту на основании п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ для проверки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги всегда проводится экспертиза. Заказчик может провести ее либо своими силами, либо с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций (далее — сторонние эксперты).

Если приемка прошла успешно, заказчик обязан составить соответствующий документ (ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).  Единая форма законом не предусмотрена. Вместе с тем для отдельных ситуаций нормативными актами она может быть установлена.

На практике, в случае, когда утвержденной формы нет, можно использовать акт приема-передачи товаров (работ, услуг), который готовит сотрудник контрактной службы (контрактный управляющий).

Как правило, акт о приемке товара, работы, услуги, является закрывающим, отдельным документом, в котором фиксируется факт, подтверждающий исполнение контракта и служит основанием для оплаты поставщику (подрядчику, исполнителю).

Акт составляется по итогам проведенной экспертизы заказчиком на основании представленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) универсальных передаточных документов либо товарных накладных, сопроводительных документов.

В акте, составленном в двух экземплярах, указываются:

— перечень товаров, работ, услуг, которые заказчиком приняты от контрагента;

— стоимость принятых товаров, работ, услуг;

— заключение экспертизы, проведенной заказчиком;

— решение заказчика, обоснование претензий при их наличии;

— подписи уполномоченных лиц сторон контракта.

К акту обязательно прилагаются документы: сертификаты соответствия на товар, товарно-транспортные накладные, универсальный передаточный документ.

Таким образом, оформление приемки исполненных обязательств должно соответствовать условиям, установленным контрактом, т.е. исполнение контракта в полном объеме считается выполненным с предоставлением документации совместно с актом при приемке товара, работы, услуги.

Если документ о приемке товара (работы, услуги) не составлен, заказчику грозит административная ответственность.

Так, согласно ч.9 ст. 7.32, КоАП Несоставление документов о приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги или отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги либо ненаправление мотивированного отказа от подписания таких документов в случае отказа от их подписания — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере двадцати тысяч рублей.

Таким образом, условия о порядке приемки товара, работы, услуги, в том числе перечень документов, представляемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при осуществлении поставки товара, определяются условиями заключенного контракта и формируются заказчиком при осуществлении каждой конкретной закупки индивидуально. (Письмо Минфина России от 11.09.2020 N 24-03-08/80055).

Вместе с тем, универсальный передаточный документ (УПД) — это документ, который объединяет в себе счет-фактуру и первичный документ. Он также может использоваться только как первичный учетный документ для оформления различных фактов хозяйственной жизни.

Утвержденной формы УПД нет, поскольку УПД не является обязательным документом и применяется по решению самого налогоплательщика. Форма УПД должна содержать все реквизиты счета-фактуры и первичного документа.

УПД можно использовать:

1)       как счет-фактуру и одновременно как первичный документ — УПД со статусом «1»;

2)       только как первичный документ — УПД со статусом «2».

Например, с помощью УПД можно оформить:

1)       отгрузку товаров с транспортировкой и без;

2)       передачу имущественных прав (в том числе исключительных и неисключительных, а также передачу прав требования при их уступке);

3)       сдачу-приемку работ, услуг (в том числе посреднических, экспедиторских)

УПД может заменить большинство документов, подтверждающих передачу товарно-материальных ценностей и сдачу-приемку работ, услуг (например, ТОРГ-12, М-15, ОС-1 и др.). Однако УПД не заменит те документы, формы которых, согласно требованию закона утверждают уполномоченные органы (например, транспортную накладную) (Информация Минфина России N ПЗ-10/2012). Но если договором предусмотрено оформление к ним дополнительных первичных документов, вы можете оформить УПД в качестве такого дополнительного документа (Письмо ФНС России от 10.08.2018 N АС-4-15/15570@).

Следует обратить внимание, что «Законом N 44-ФЗ не регулируются вопросы, связанные с документальным оформлением приемки поставленного товара, оказанной услуги, выполненной работы.

Также, согласно пункту 13 части 2 статьи 103 Закона N 44-ФЗ в реестр контрактов включается документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.»  (Письмо Минфина России от 20.09.2019 N 24-03-07/72565).

Учитывая изложенное, для устранения претензий со стороны контрольных органов заказчику рекомендуется оформлять приемку поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги в строгом соответствии условиям контракта, т.к. заказчик самостоятельно определяет порядок, срок приемки исполнения обязательств по контракту, его документальное оформление.

Возможно у Федерального казначейства (его территориального органа) может возникнуть претензия к заказчику по несоответствию указанного в контракте документа о приемке и представленного в реестр контрактов, поэтому, заказчику рекомендуется с исполнителем услуг приемку оформить актом, как указано в контракте в установленный им срок. А заключение дополнительного соглашения наоборот, предполагается, что приведет к нарушению условий контракта, если контрактом не предусмотрены соответствующие положения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Осуществление приемки товаров, работ, услуг по ранее заключенному контракту с 01.04.2021

Вопрос

Учреждением был заключен в конце 2019 года контракт на оказание услуг.  Срок оказания 2020-2021 гг. Согласно контракту, приемка услуг осуществляется по акту оказанных услуг и не предусматривалась электронная приемка на ЕИС.В связи с изменениями, вступающими в силу с 01.04.2021 формирование и подписание документа о приемке в электронной форме – обязанность. Каким образом осуществлять приемку услуг после 01.04.2021?

Ответ

Минфином России разработан «второй оптимизационный пакет поправок к Закону N 44-ФЗ» с существенными изменениями, в том числе предлагается перевод процедур исполнения контракта (приемка, «электронное актирование», расторжение контракта), обжалования в электронную форму.

Ознакомиться с текстом законопроекта можно по ссылке:     https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37071-minfin_rossii_zavershil_podgotovku_zakonoproekta_ob_optimizatsii_i_uproshchenii_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_zakupok_i_vnes_yego_v_pravitelstvo_rossiiskoi_federatsii.

Указанный законопроект, разработанный Минфином России с другими федеральными органами исполнительной власти в настоящее время не принят.

Таким образом, до официального принятия поправок в Закон № 44-ФЗ и срока вступления их в силу оформление электронного документа о приемке является правом заказчика, а не обязанностью.

Поэтому, стороны контракта должны руководствоваться порядком и сроками, которые установлены в контракте.

Обоснование

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ Для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В соответствии п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ порядок и сроки проведения приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги устанавливается условиями контракта.

Поэтому, стороны контракта должны руководствоваться порядком и сроками, которые установлены в контракте. Это обязательные условия, которые должны содержаться в любом контракте.

По результатам приемки товара, работы, услуги, если она прошла успешно, необходимо оформить соответствующий документ в порядке и сроки, установленные контрактом. Документ о приемки составляется в соответствии с требованиями, установленными контрактом с  учетом требований, предъявляемых  к оформлению первичных учетных документов.

В настоящее время при желании можно оформить приемку в ЕИС (произвести электронное актирование в ЕИС). Для этого в данной системе нужно создать электронный документ о приемке товара (работы, услуги), подписав его по правилам Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ. (Письмо Казначейства России N 14-00-06/27476, ФНС России N АС-4-15/26126@ от 18.12.2019). Такой акт приравнивается к бумажному документу с собственноручными подписями.

Однако, условие по электронному документообороту по приемке исполнения обязательств по контракту должно быть предусмотрено в самом контракте.

Минфином России разработан «второй оптимизационный пакет поправок к Закону N 44-ФЗ» с существенными изменениями, в том числе предлагается перевод процедур исполнения контракта (приемка, «электронное актирование», расторжение контракта), обжалования в электронную форму.

Ознакомиться с текстом законопроекта можно по ссылке:     https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=37071-minfin_rossii_zavershil_podgotovku_zakonoproekta_ob_optimizatsii_i_uproshchenii_gosudarstvennykh_i_munitsipalnykh_zakupok_i_vnes_yego_v_pravitelstvo_rossiiskoi_federatsii.

В частности, в ст. 94 Закона № 44-ФЗ предлагается ввести ч.9,10 такого содержания: «9. При исполнении контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 9 статьи 24 настоящего Федерального закона):

1) поставщик (подрядчик, исполнитель) в соответствии с частью 2 настоящей статьи в срок, установленный в контракте в соответствии с подпунктом «а» пункта 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени поставщика (подрядчика, исполнителя) проект документа о приемке, который должен содержать:

а) включенные в контракт в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 51 настоящего Федерального закона идентификационный код закупки, наименование, место нахождения заказчика, наименование объекта закупки, место поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), предусмотренная подпунктами «а», «г», «е» части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, единица измерения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), выполненной работы (при наличии), оказанной услуги (при наличии);

б) наименование поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги;

в) наименование страны происхождения поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

г) информацию о количестве поставленного товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг);

д) информацию об объеме выполненной работы, оказанной услуги;

е) стоимость исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, с указанием цены за единицу товара (при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), работы, услуги;

ж) иную информацию, предусмотренную требованиями, установленными в соответствии с частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;

2) к проекту документа о приемке, предусмотренному пунктом 1 настоящей части, могут прилагаться документы, которые считаются его неотъемлемой частью. При этом в случае, если информация, содержащаяся в прилагаемых документах, не соответствует информации, содержащейся в документе о приемке, приоритет имеет предусмотренная пунктом 1 настоящей части информация, содержащаяся в документе о приемке;

3) проект документа о приемке не позднее одного часа с момента его подписания в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части, автоматически с использованием единой информационной системы направляется заказчику. Датой поступления заказчику проекта документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого документа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен заказчик;

4) в срок, установленный контрактом, но не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления проекта документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части, заказчик (за исключением случая создания приемочной комиссии в соответствии с частью 6 настоящей статьи) осуществляет одно из следующих действий:

а) подписывает в единой информационной системе (без размещения на официальном сайте) усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, проект документа о приемке;

б) формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;

5) в случае создания в соответствии с частью 6 настоящей статьи приемочной комиссии не позднее двадцати рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику проекта документа о приемке в соответствии с пунктом 3 настоящей части:

а) члены приемочной комиссии подписывают усиленными электронными подписями поступивший проект документа о приемке или формируют с использованием единой информационной системы, подписывают усиленными электронной подписями мотивированный отказ от подписания документа о приемке с указанием причин такого отказа;

б) после подписания членами приемочной комиссии в соответствии с подпунктом «а» настоящего пункта проекта документа о приемке или мотивированного отказа от подписания проекта документа о приемке заказчик подписывает такие проект документа или отказ усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика;

6) документ о приемке, мотивированный отказ от подписания документа о приемке не позднее одного часа с момента подписания в соответствии с подпунктами «а» и «б» пункта 4 или подпунктом «б» пункта 5 настоящей части направляется автоматически с использованием единой информационной системы поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) документа о приемке, мотивированного отказа от подписания документа о приемке считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом таких документа о приемке, мотивированного отказа в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);

7) в случае получения в соответствии с пунктом 6 настоящей части мотивированного отказа от подписания документа о приемке поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе устранить указанные в мотивированном отказе от подписания документа о приемке причины такого отказа и направить заказчику документ о приемке в порядке, предусмотренном настоящей частью;

8) документ о приемке считается подписанным в день его подписания заказчиком в единой информационной системе в соответствии с настоящей частью.

  1. В случае обмена документами при применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта, предусмотренных пунктом 3 части 1 настоящей статьи, в отношении контракта, заключенного по результатам электронных процедур, закрытых электронных процедур (за исключением закрытых электронных процедур, проводимых в случае, предусмотренном пунктом 5 части 9 статьи 24 настоящего Федерального закона), обмен информацией осуществляется с использованием единой информационной системы путем направления электронных уведомлений, подписанных усиленной электронной подписью.»

Указанный законопроект, разработанный Минфина России с другими федеральными органами исполнительной власти в настоящее время не принят.

Таким образом, до официального принятия поправок в Закон № 44-ФЗ и  срока вступления их в силу оформление электронного документа о приемке является правом заказчика, а не обязанностью.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Необходимость указание в преамбуле договора или контракта, заключаемого с физическим лицом наименование Закона № 44-ФЗ, в котором бюджетное учреждение выступает исполнителем

Вопрос

Бюджетная организация работает по 44- ФЗ. При заключении договоров в преамбуле в качестве заказчика мы обязательно указываем 44- ФЗ. Так как наша организация по роду своей деятельности оказывает услуги физическим лицам нужно ли в договоре в преамбуле Договора или Контракта указывать 44- ФЗ, если контракт заключается с физическим лицом, и мы выступаем как Исполнители по Договору (контракту).

Ответ

Бюджетные учреждения являются заказчиком и осуществляют большую часть закупок в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, т.е. это все закупки за счет бюджетных и иных средств, за исключением не-которых, которые они могут проводить по Закону N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ)

Исходя из того, что бюджетное учреждение в случае заключения  договора с физическим лицом, в котором является не заказчиком, а исполнителем, и не расходуются бюджетные средства, то соответственно такие отношения регулируются общими положениями  гражданского законодательства РФ и требование установления в преамбуле гражданско-правового договора наименование «Закона № 44-ФЗ» не требуется.

Обоснование

Согласно ч.1 ст. 1, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  установлено, что данный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

В соответствии п. 7 ст. 3, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

Государственный контракт, муниципальный контракт — гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд. (п.8 ст. 3, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ).

Контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона. (п.8.1 ст. 3, Федерального  закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ).

В силу п.2 ст. 72, «Бюджетного  кодекса  Российской Федерации»  Государственные (муниципальные) кон-тракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Поэтому, бюджетные учреждения являются заказчиком и  осуществляют большую часть закупок в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ, т.е. это все закупки за счет бюджетных и иных средств, за исключением некоторых, которые они могут проводить по Закону N 223-ФЗ (ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ)

«Таким образом, под контрактом понимается в том числе договор, заключенный бюджетным учреждением в соответствии с Законом N 44-ФЗ.» (Письмо Минэкономразвития России от 20.03.2017 N ОГ-Д28-3106).

Исходя из того, что бюджетное учреждение в случае заключения договора с физическим лицом, в котором является не заказчиком, а исполнителем, и не расходуются бюджетные средства, то соответственно такие отношения регулируются общими положениями гражданского законодательства РФ и требование установления в преамбуле гражданско-правового договора наименование «Закона № 44-ФЗ» не требуется.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Необходимость заключения дополнительного соглашения к контракту о продлении срока его исполнения

Вопрос

Нужно ли заключать дополнительное соглашение к контракту о продлении срока его действия, если такой срок истек, а обязательства по контракту еще не исполнены?

Ответ

В случае принятия решения об изменении срока исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ст. 95 Закона N 44-ФЗ необходимо заключить дополнительное соглашение и направить сведения в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с даты его заключения.

Обоснование

Изменить срок исполнения контракта возможно только исключительно в случаях, установленных ст. 95, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.02.2021) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Чтобы оформить изменение срока исполнения контракта:

1)       Необходимо составить проект дополнительного соглашения (два экземпляра), в который включить:

— номер, дату и место составления допсоглашения;

— номер и дату контракта;

— наименования сторон (название организации, Ф.И.О. и должности лиц, которые подпишут доку

мент);

— основание для изменения срока (например, реквизиты документа о сокращении лимитов или реквизиты решения органа власти об изменении условий контракта);

— новый срок исполнения контракта и новую цену контракта, если она изменилась;

— срок предоставления новой банковской гарантии, если срок действия старой прекращается (Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N Д28и-3525). Рекомендуется согласовать и срок действия новой банковской гарантии. Если обеспечение предоставлено денежными средствами, полагаем, надо согласовать новый срок их возврата;

2)       Направить два экземпляра допсоглашения поставщику (подрядчику, исполнителю) заказным письмом с уведомлением о вручении или передать представителю. В письме указать срок для их подписания и возврата;

3)       после получения подписанных допсоглашений подписать оба экземпляра со своей стороны и один экземпляр вернуть контрагенту. Перед этим убедиться, что документ не был изменен;

4)       направить сведения в реестр контрактов в течение пяти рабочих дней с даты заключения допсоглашения (ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 12 Правил N 1084).

Если заказчик изменит  срок исполнения контракта в иных случаях, не предусмотренных Законом № 44-ФЗ  могут оштрафовать по ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ, а дополнительное  соглашение об изменении срока будет признано недействительным. Такую позицию высказывают суды и УФАС России в своих решениях. (п.9 «Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017), Постановление ФАС России от 21.04.2017 по делу N ВП-14/17/АК135-17 Обстоятельства: Действия заказчика, изменившего существенные условия государственного контракта, нарушают часть 1 статьи 95 Закона о контрактной системе. Меры ответственности: Штраф в соответствии с ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ. )

Таким образом, в случае принятия решения об изменении срока исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ст. 95 Закона N 44-ФЗ необходимо заключить дополнительное соглашение и направить сведения в реестр контрактов в течение 5 рабочих дней с даты его заключения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс