В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Актуализированы отдельные акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции

Поправки внесены в целях приведения положений отдельных указов Президента РФ о противодействии коррупции в соответствие с Федеральным конституционным законом от 06.11.2020 N 4-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Скорректированы порядок представления сведений о доходах Председателем Правительства РФ, заместителем Председателя Правительства РФ и федеральными министрами, а также Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, и соблюдения ограничений лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 21.09.2009 N 1066.

Указ вступает в силу со дня его подписания.

Указ Президента РФ от 20.04.2021 N 232 «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»

В 2021 году Росфинмониторинг продолжит целенаправленную работу по повышению законопослушности поднадзорных субъектов

Сообщается, что 21.05.2020 Федеральной службой по финансовому мониторингу в личных кабинетах поднадзорных субъектов и на официальном сайте Росфинмониторинга было размещено Информационное сообщение «О порядке осуществления государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2020 году», в котором сообщалось об отмене проверочных мероприятий и снижении общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности до конца 2020 года в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой.

Указанные ограничения в 2021 году отменены, и Росфинмониторинг осуществляет государственный контроль в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в обычном режиме.

При этом установленный Постановлением Правительства РФ от 30.11.2020 N 1969 мораторий на проверки в 2021 году организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства, не распространяется на планирование и проведение проверок Росфинмониторингом на основании следующего.

Росфинмониторинг не относится к категории федеральных органов исполнительной власти, организующих и проводящих проверки в соответствии с положениями Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (подпункт 15 пункта 3 статьи 1).

В этой связи ограничения и требования в части организации и проведения проверок, предусмотренные вышеуказанным Федеральным законом и подзаконными актами, принятыми в его развитие в указанной части, на Росфинмониторинг также не распространяются.

Учитывая изложенное, порядок планирования проверок, установленный Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ, а также Постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 N 4893, а, следовательно, и изменения, вносимые в указанные нормативные правовые акты Постановлением Правительства РФ N 1969, не распространяются на проверочную деятельность Росфинмониторинга.

Таким образом, в 2021 году Росфинмониторингом будут осуществляться проверки всех категорий поднадзорных организаций и индивидуальных предпринимателей.

<Информация> Росфинмониторинга «О порядке осуществления Росфинмониторингом государственного контроля в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в 2021 году»

Представление сведений о доходах и имуществе госслужащих: типичные ошибки

Представление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера является обязанностью лица, предусмотренной антикоррупционным законодательством.

На основании результатов анализа сведений, представленных в рамках декларационных кампаний 2020 — 2021 года приведен перечень типичных ошибок, допускаемых при заполнении справки (по каждому ее разделу), а также описаны правильные действия заявителя:

Наиболее часто допускаются ошибки при указании, в частности, персональных данных; реквизитов удостоверяющих документов; наименования кадрового подразделения, куда представляется справка.

Также, зачастую госслужащие забывают указывать доходы от вкладов, в том числе закрытых в отчетном периоде; доходы по предыдущему месту работы, полученные в отчетном периоде, от работы по совместительству и договорам гражданско-правового характера; выплаты, полученные в рамках социальной и иной поддержки; суммы материальной помощи; выигрыши в лотереях, букмекерских конторах, тотализаторах.

Также сообщается о случаях, например, когда служащий (работник):

не заполняет раздел 2 «Сведения о расходах» при заключении в отчетном периоде договора (договоров) участия в долевом строительстве;

в подразделе 3.1 «Недвижимое имущество» не отражает объекты недвижимого имущества, не используемые длительное время, либо право собственности на которые не зарегистрировано в установленном порядке;

в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» отражает не все открытые по состоянию на отчетную дату счета в банках и иных кредитных организациях и т.д.

 «Обзор типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (утв. Минфином России)

Росфинмониторингом утверждены структура электронного сообщения и структура квитанции о принятии (непринятии) электронного сообщения

Для направления Росфинмониторингом в кредитную организацию запроса о предоставлении информации об операциях клиентов, формируется сообщение в электронной форме в соответствии с процедурой, установленной Приказом Росфинмониторинга от 16.07.2020 N 171.

Настоящим приказом утверждены структура электронного сообщения и структура квитанции о принятии (непринятии) электронного сообщения, согласованные с Банком России.

 «Структура электронного сообщения и структура квитанции о принятии (непринятии) электронного сообщения, предусмотренные пунктом 23 Особенностей направления Федеральной службой по финансовому мониторингу в кредитные организации запросов в электронной форме, утвержденных приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 16 июля 2020 г. N 171» (утв. Росфинмониторингом)

Другие документы

«План Верховного Суда Российской Федерации по противодействию коррупции на 2021 — 2023 годы»

Приказ МИД России от 04.03.2021 N 3643 «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства иностранных дел Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» (Зарегистрировано в Минюсте России 08.04.2021 N 63028)

Законодательство Алтайского края

Постановление Алтайского краевого Законодательного Собрания от 30.03.2021 N 122 «О Плане мероприятий Алтайского краевого Законодательного Собрания по противодействию коррупции на 2021 — 2023 годы»

Постановление Администрации города Бийска от 23.11.2020 N 2113 «Об утверждении Перечня должностей муниципальной службы в Администрации города Бийска и ее структурных подразделениях, замещение которых связано с коррупционными рисками, при назначении на которые граждане и при замещении которых муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»

Судебная практика

Постановление Верховного Суда РФ от 17.03.2021 N 18-АД21-1

Обстоятельства: Постановлением прекращено производство по делу о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 19.28 КоАП РФ, за незаконное вознаграждение от имени юридического лица в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение: Постановление отменено. Производство по жалобе, поданной в суд кассационной инстанции и принятой к производству этого суда, прекращено, поскольку полномочий на рассмотрение жалобы у суда кассационной инстанции не имелось, рассмотрение жалобы в порядке, предусмотренном статьями 30.13 — 30.19 КоАП РФ, являлось незаконным.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.04.2021 N Ф03-16/2021 по делу N А51-21907/2019

Требование: О признании неправомерным отказа в проведении операций по счетам, о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и процентов по ст. 856 ГК РФ.

Обстоятельства: Банк неоднократно не выполнял поручения клиента на перечисление средств с его счета со ссылкой на подозрение в легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, после представления подтверждающих документов банк операции не производил.

Решение: Требование удовлетворено частично, так как установление неправомерности действий банка как способ защиты права не соответствует требованиям ст. 9 ГК РФ и не влечет восстановление нарушенных прав; взыскание процентов по ст. 856 ГК РФ неправомерно; взыскание процентов по ст. 395 ГК РФ обоснованно.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 22.03.2021 N Ф10-5992/2020 по делу N А83-19638/2019

Требование: О признании недействительным представления прокурора об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции.

Обстоятельства: Руководителем общества в установленный срок не направлено сообщение о заключении трудового договора с бывшим муниципальным служащим представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку у общества как работодателя при приеме на работу бывшего муниципального служащего возникла обязанность по направлению сообщения о заключении трудового договора, однако данная обязанность обществом не была исполнена.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.02.2021 по делу N 88-1038/2021, 2-7/2020

Категория: Прочие гражданско-правовые споры.

Требования: Об обращении имущества в доход государства.

Обстоятельства: Гражданин являлся лицом, занимающим должность государственной гражданской службы и обязанным представлять сведения о доходах и расходах; от замещаемой должности освобожден.

Решение: Удовлетворено.

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.03.2021 N 88-3377/2021

Категория спора: Защита прав и интересов работника.

Требования работника: 1) О взыскании компенсации морального вреда; 2) О восстановлении на работе; 3) О признании незаконным увольнения в связи с непринятием работником мер по урегулированию конфликта интересов; 4) О признании результатов служебной проверки недействительными.

Обстоятельства: Истец распоряжением был уволен с муниципальной службы, считает свое увольнение незаконным, связанным с его преследованием со стороны ответчика, основания, указанные в распоряжении о прекращении трудовых отношений, в действительности отсутствуют, ответчиком нарушены процедура проведения проверки, а также порядок привлечения истца к дисциплинарной ответственности.

Решение: 1) — 4) Удовлетворено в части.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Новые разъяснения Пленума о квалификации взяточничества (Яни П.С.) («Законность», 2021, N 4)
  • Статья: Легализация криптовалюты: судебная практика (Долгиева М.М.) («Законность», 2021, N 3)
  • Статья: Субъекты гражданско-правовой ответственности за коррупцию (Бочкарев С.А.) («Законность», 2021, N 3)
  • Статья: К вопросу о предмете легализации преступных доходов (Яни П.С.) («Законность», 2021, N 3)
  • Статья: Совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов о противодействии коррупции (Ильяков А.Д.) («Законность», 2021, N 3)
  • Статья: Вы все не так поняли про ФЗ N 115-ФЗ! Что на самом деле ждет бизнес в 2021 году? (Царькова Д.) («Жилищное право», 2021, N 3)
  • Статья: Коррупционная преступность сквозь призму «мертвых» статей Уголовного кодекса РФ (Сухаренко А.Н.) («Безопасность бизнеса», 2021, N 1)
  • Статья: Глобальные инициативы и результативность деятельности «Группы двадцати» по противодействию коррупции в бизнесе (Кобец П.Н.) («Безопасность бизнеса», 2021, N 1)
  • Статья: Тенденции регулирования института конфликта интересов как инструмента контроля лояльности политических элит и механизма, гарантирующего доверие общества к власти, в отдельных государствах бывшего СССР (Старостина И.А.) («Конституционное и муниципальное право», 2021, N 1)
  • Статья: Экономические меры противодействия легализации: анализ судебной практики (Ефремов В.В., Завьялов С.О.) («Вестник экономического правосудия Российской Федерации», 2020, N 12)