В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по гражданскому праву и процессу.

Федеральное законодательство

Рассмотрен вопрос о государственной регистрации залога в случае наличия в ЕГРН записи о запрете совершения регистрационных действий в отношении имущества, внесенной на основании постановления судебного пристава-исполнителя

По мнению Росреестра, наличие в ЕГРН записи о государственной регистрации ограничения права на основании постановления судебного пристава-исполнителя об аресте, запрете совершения регистрационных действий в отношении имущества не препятствует внесению в ЕГРН записи о такой обеспечительной мере, как залог, возникающий в силу закона в соответствии с пунктом 2.1 статьи 73 Налогового кодекса РФ, на основании документов, направленных налоговыми органами.

<Письмо> Росреестра от 13.04.2021 N 14-2832-ГЕ/21 <О государственной регистрации залога, в случае наличия в Едином государственном реестре недвижимости записи о запрете совершения регистрационных действий в отношении имущества, внесенной на основании постановления судебного пристава-исполнителя>

В Госдуму внесен законопроект о возможности создания личных фондов

Согласно законопроекту личным фондом признается учрежденная на определенный срок либо бессрочно гражданином или после его смерти нотариусом унитарная некоммерческая организация, осуществляющая управление переданным ей этим гражданином имуществом или унаследованным от этого гражданина имуществом. Личный фонд вправе заниматься деятельностью, соответствующей целям, определенным уставом фонда, и необходимой для достижения этих целей.

Гражданин, создавший личный фонд при жизни или предусмотревший в своем завещании создание наследственного фонда, признается учредителем личного фонда. Замена учредителя личного фонда не допускается. При создании личных фондов не допускается соучредительство нескольких лиц.

Решение учредителя личного фонда об учреждении личного фонда подлежит нотариальному удостоверению.

Стоимость имущества, передаваемого личному фонду (за исключением наследственного фонда) его учредителем при создании личного фонда, не может быть менее ста миллионов рублей, при этом оценка этого имущества должна быть проведена независимым оценщиком.

Также определяются особенности наследственного фонда.

Фонды, учреждаемые гражданами и (или) юридическими лицами и преследующие благотворительные, культурные, образовательные или иные социальные, общественно полезные цели, получат наименование «общественно полезные фонды».

Разработчики законопроекта подчеркивают, что его принятие позволит повысить привлекательность российской юрисдикции для внутренних и внешних инвесторов, поскольку предлагается к использованию эффективный инструмент управления активами.

Проект Федерального закона N 1172284-7 «О внесении изменений в части первую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации»

Разработан законопроект, направленный на комплексное реформирование института банкротства

Согласно пояснениям разработчиков законопроекта действующие механизмы реабилитационных процедур редко применяются на практике и редко заканчиваются восстановлением платежеспособности должников.

Предлагается отказаться от таких процедур банкротства, как наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление, ограничившись применением одной реабилитационной и одной ликвидационной процедуры банкротства.

Законопроектом предусматривается возможность подачи в арбитражный суд не только заявления о признании должника банкротом, как это предусмотрено в настоящее время, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов.

Новая реабилитационная процедура (реструктуризация долгов) направлена на восстановление платежеспособности должника и сохранение бизнеса.

Кроме того, предлагается сократить сроки проведения конкурсного производства в том числе путем оперативного прекращения заведомо убыточной деятельности.

Так, в частности, в соответствии с законопроектом к исключительной компетенции собрания кредиторов относится принятие решения о продолжении или прекращении хозяйственной деятельности должника в ходе конкурсного производства. При этом компенсация непогашенных расходов, связанных с продолжением хозяйственной деятельности должника, осуществляется за счет средств кредиторов, проголосовавших за принятие такого решения.

В целях снижения расходов на проведение торгов и ускорения сроков их проведения предлагаются изменения в части определения начальной цены продажи имущества должников и новый механизм проведения торгов. Предлагается отказаться от торгов в форме публичного предложения и изменить требования к электронным площадкам для проведения торгов.

Законопроектом предусматривается создание государственной информационной системы раскрытия информации о формировании и реализации конкурсной массы.

Законопроектом также изменяется порядок отбора СРО арбитражных управляющих и (или) арбитражных управляющих для проведения процедур и предъявляемые к ним требования.

Предусматривается создание государственного регистра арбитражных управляющих, в том числе в целях осуществления процедуры выбора арбитражных управляющих на основании балльной оценки.

Предлагаемыми поправками совершенствуется порядок расчета и выплаты вознаграждения арбитражным управляющим: уточняются размер фиксированной суммы вознаграждения в зависимости от процедуры банкротства и порядок ее выплаты (единовременно — по итогам проведения процедуры банкротства или ежемесячно — после утверждения плана реструктуризации долгов), а также размер суммы процентов по вознаграждению.

Предлагается упорядочить очередность удовлетворения требований кредиторов с учетом их приоритетности, определить возможность субординации требований отдельных кредиторов (контролирующих должника и аффилированных с ним лиц) и обеспечения залогом отдельных обязательств должника.

Механизм установления требований по обязательным платежам в качестве обеспеченных залогом направлен на более полную защиту интересов Российской Федерации в делах о банкротстве с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, согласно которой налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде денежной суммы подлежит взносу в казну.

Отдельные положения законопроекта посвящены вопросам проверки наличия признаков преднамеренного и фиктивного банкротства в отношении стратегических предприятий и организаций с госучастием, а также должников, имеющих на момент возбуждения дела о банкротстве задолженность по обязательным платежам свыше 100 млн рублей.

Проект Федерального закона N 1172553-7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Другие документы

Приказ Росреестра от 06.04.2021 N П/0148 «О внесении изменений в приказ Росреестра от 8 августа 2019 г. N П/0336 «Об определении перечня особо ценного движимого имущества федеральных государственных бюджетных учреждений, подведомственных Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» (Зарегистрировано в Минюсте России 17.05.2021 N 63463)

Приказ ФСО России от 31.03.2021 N 52 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федерального бюджетного учреждения, находящегося в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.05.2021 N 63437)

Законодательство Алтайского края

Постановление Администрации города Барнаула от 12.05.2021 N 683 «Об утверждении предельной стоимости платных услуг, предоставляемых муниципальным бюджетным учреждением культуры «Дворец культуры «Южный»

Законодательство Республики Алтай

Распоряжение Администрации города Горно-Алтайска от 06.04.2021 N 475-р «О создании балансовой комиссии по рассмотрению результатов финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий муниципального образования «Город Горно-Алтайск» и хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в муниципальной собственности муниципального образования «Город Горно-Алтайск»

Судебная практика

Решение Суда по интеллектуальным правам от 30.04.2021 по делу N СИП-111/2021

Требование: О досрочном прекращении правовой охраны товарного знака по свидетельству РФ.

Обстоятельства: Истец ссылается на свою заинтересованность в досрочном прекращении правовой охраны спорного товарного знака в отношении товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак, и его неиспользование ответчиком.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку ответчик не представил доказательств, подтверждающих использование спорного товарного знака в указанный период.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 13.05.2021 N Ф07-3894/2021 по делу N А56-47806/2020

Требование: О взыскании задолженности по оплате тепловой энергии.

Обстоятельства: Предприятие без заключенного в письменном виде договора ресурсоснабжения поставило для нужд многоквартирного дома тепловую энергию, в том числе в отношении имущества учреждения — пустующих квартир.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствие со стороны собственника помещения действий по заключению контракта в целях исполнения своей обязанности по несению расходов на содержание общедомового имущества не является основанием для освобождения от внесения платы.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 04.05.2021 N Ф07-3849/2021 по делу N А56-115254/2019

Требование: О взыскании с поручителя суммы аванса, уплаченного по договору субаренды судна, убытков — разницы между ценой, установленной в договоре, и ценой, уплаченной по замещающему договору.

Обстоятельства: Договор расторгнут в связи с невозможностью предоставления судна; сумма аванса не возвращена.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку подтверждено неисполнение субарендодателем обязательств по договору; договором поручительства предусмотрено обязательство ответчика солидарно отвечать перед истцом за исполнение субарендодателем всех обязательств по договору субаренды.

Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 27.04.2021 N Ф10-750/2021 по делу N А84-4508/2020

Требование: О взыскании неустойки по договору поставки.

Обстоятельства: Покупатель указывает на невыполнение поставщиком обязательств по поставке согласованного в договоре товара.

Решение: Требование удовлетворено в связи с ненадлежащим исполнением поставщиком обязательств, при этом размер ответственности соответствует принципам добросовестности, разумности и справедливости.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 29.04.2021 N Ф06-58357/2020 по делу N А55-1798/2019

Требование: О взыскании убытков, причиненных удержанием груза.

Обстоятельства: В связи с нарушением истцом условий договора о предоставлении и организации транспортных услуг ответчик удержал переданный к перевозке груз и разместил его на складе, заключив с третьим лицом договор временного хранения. Истец полагал, что указанными действиями ответчик создал ему препятствия в осуществлении предпринимательской деятельности.

Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку правомерность действий ответчика по удержанию груза не доказана, размер убытков снижен.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Статья: Учредители некоммерческой организации (Суркова С.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
  • Статья: Последствия совершения юридических действий без предварительного разрешения органа опеки и попечительства (Поваров Ю.С.) («Нотариус», 2021, N 2)
  • Статья: Изучаем договор товарного кредита (Росиков А.) («Юридический справочник руководителя», 2021, N 3)
  • Статья: равовые аспекты отказа от права оперативного управления (Шереметьева Н.В.) («Российский судья», 2021, N 3)