В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по семейному праву.

Федеральное законодательство

Установлен перечень мероприятий, которые должны осуществлять ОАО «Российские железные дороги», АО «Федеральная пассажирская компания» и операторы питания при перевозках организованных групп детей железнодорожным транспортом в летний период 2021 года в условиях сохраняющихся рисков распространения COVID-19

В частности, рекомендуется обеспечить:

— условия для кратковременного пребывания детских организованных коллективов в залах ожидания, посадку в поезда по заранее подготовленным маршрутам («зеленый коридор»), минимизацию входа в здание вокзала после завершения посадки;

— продажу билетов в случае предоставления организатором поездки ОГД письменного подтверждения принимающей стороны о снятии ограничительных мероприятий по COVID-19 в регионе;

— проведение термометрии ОГД перед выходом на посадочные платформы, при посадке в вагон и в пути следования по установленным регламентам;

— ограничение прохода посторонних лиц через вагоны с ОГД;

— использование работниками пассажирского комплекса средств индивидуальной защиты (маски, перчатки), кожных антисептиков.

Постановление Главного государственного санитарного врача по железнодорожному транспорту РФ от 31.05.2021 N 3

«Обеспечение санитарно-эпидемиологической безопасности при перевозке организованных групп детей железнодорожным транспортом в период летней оздоровительной кампании 2021 года в условиях сохраняющихся рисков распространения COVID-19»

Установлен порядок обеспечения оказания медицинской помощи детям в возрасте до 18 лет, являющихся гражданами РФ, с тяжелыми жизнеугрожающими или хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными)

Перечень заболеваний формируется с учетом следующих критериев:

заболевание имеет распространенность не более 10 случаев на 100 тыс. населения и (или) является хроническим с тяжелым течением, приводящим без патогенетического лечения к выраженным нарушениям жизненных функций или летальному исходу в детском возрасте;

для лечения заболевания дополнительно к объемам медицинской помощи, оказываемой гражданам в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, необходимо дополнительное финансовое обеспечение оказания медицинской помощи детям с орфанными заболеваниями, включая обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также техническими средствами реабилитации;

для лечения заболевания имеются лекарственные препараты патогенетического действия, зарегистрированные в Российской Федерации, и (или) в странах Европейского союза, и (или) в Соединенных Штатах Америки, или имеются медицинские изделия, предназначенные для коррекции или лечения жизнеугрожающих заболеваний, зарегистрированные в Российской Федерации, и (или) в странах Европейского союза, и (или) в Соединенных Штатах Америки, а также технические средства реабилитации;

для лечения заболевания имеется метод лечения с научно доказанной эффективностью.

Перечень заболеваний подлежит пересмотру не реже одного раза в 2 года.

Перечень категорий детей формируется с учетом следующих критериев:

наличие особенностей течения заболевания, при которых без применения лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации может наступить неблагоприятный исход;

отсутствие особенностей заболевания или состояния, при которых по техническим и иным причинам невозможно применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации, предназначенных для лечения заболеваний, включенных в перечень заболеваний.

Обеспечение оказания медицинской помощи конкретному ребенку в части обеспечения лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также техническими средствами реабилитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми попечительским советом Фонда поддержки детей с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями, «Круг добра» перечнем лекарственных препаратов, закупаемых Минздравом России или подведомственным ему казенным учреждением для нужд Фонда, и перечнем лекарственных препаратов, медицинских изделий, технических средств реабилитации, закупаемых Фондом для оказания медицинской помощи детям с тяжелыми жизнеугрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими (орфанными) заболеваниями.

При формировании перечней для закупок учитываются ценовая политика производителей, наличие локализации производства на территории РФ, а также удобство применения у детей лекарственных препаратов, медицинских изделий и технических средств реабилитации.

Перечень заболеваний, перечень категорий детей и перечни для закупок формируются на основании направляемых в Фонд предложений главных внештатных специалистов Минздрава России, органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, а также общественных объединений по защите прав граждан в сфере охраны здоровья, благотворительных организаций, законных представителей детей. Экспертный совет Фонда рассматривает поступившие предложения и формирует проекты перечня заболеваний, перечня категорий детей, перечней для закупок.

Обеспечение оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами РФ) конкретному ребенку с орфанным заболеванием, обеспечение лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также техническими средствами реабилитации осуществляются на основании заявок органов исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны здоровья, формируемых на основании заявлений законных представителей ребенка с орфанным заболеванием, включенным в перечень заболеваний.

По результатам рассмотрения заявки экспертным советом Фонда выносится одно из следующих решений:

об удовлетворении заявки на конкретного ребенка с орфанным заболеванием и (или) группу детей на один год;

о необходимости сбора дополнительной информации о состоянии здоровья ребенка, предлагаемом методе лечения, в том числе за пределами РФ, лекарственном препарате, медицинском изделии, техническом средстве реабилитации;

об отказе в удовлетворении заявки на конкретного ребенка с орфанным заболеванием и (или) группу детей.

В случае принятия решения об отказе в удовлетворении заявки указывается обоснование такого решения и рекомендации по альтернативным методам лечения.

Сведения о принятых на заседаниях экспертного совета Фонда решениях размещаются на официальном сайте Фонда в сети «Интернет».

Настоящее Постановление распространяется на правоотношения, возникшие с 3 февраля 2021 г.

Постановление Правительства РФ от 21.05.2021 N 769 «Об утверждении Правил обеспечения оказания медицинской помощи (при необходимости за пределами Российской Федерации) конкретному ребенку с тяжелым жизнеугрожающим или хроническим заболеванием, в том числе редким (орфанным) заболеванием, либо группам таких детей»

Дети-сироты, находящиеся в больнице, не останутся без должного ухода и присмотра

Ранее уход и присмотр за сиротами в больницах не входили в перечень медицинских услуг, а также не относились к видам деятельности детских домов. К оказанию такой помощи, по мере возможности, привлекались негосударственные некоммерческие организации и волонтеры.

Теперь настоящим Постановлением закреплена социальная услуга по совместному нахождению работников организаций для детей-сирот с детьми в медицинской организации при оказании им медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода оказания медицинской помощи.

При этом волонтеры, некоммерческие организации и благотворительные фонды как и прежде, могут привлекаться к сопровождению детей в случае оказания им медицинской помощи.

Постановление Правительства РФ от 19.05.2021 N 760 «О внесении изменения в пункт 51 Положения о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей»

Утверждены методические рекомендации N МР 2.4.0242-21 по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи

Рекомендации разработаны в целях охраны здоровья детей и молодежи, предотвращения инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), обеспечения безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи, организации и проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мер при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.

В приложениях приведены:

рекомендуемая номенклатура, объем и периодичность проведения лабораторных и инструментальных исследований в организациях воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи;

рекомендуемые размеры инструментов, используемых для столярных и слесарных работ;

комплексы физкультурных минуток и упражнений.

«МР 2.4.0242-21. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению санитарно-эпидемиологических требований к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 17.05.2021)

Законодательство Алтайского края

Приказ Минсоцзащиты Алтайского края от 20.05.2021 N 27/Пр/213 «Об утверждении Административного регламента предоставления государственной услуги «Направление средств (части средств) материнского (семейного) капитала в Алтайском крае на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, путем компенсации затрат на приобретение таких товаров и услуг»

Приказ Минобрнауки Алтайского края от 20.05.2021 N 32-П «О порядке выдачи направлений для помещения детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих законных представителей, в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в отношении которых Министерство образования и науки Алтайского края осуществляет функции и полномочия учредителя»

Законодательство Республики Алтай

Постановление Правительства Республики Алтай от 04.06.2021 N 152 «О внесении изменений в Правила подачи и рассмотрения заявления о распоряжении средствами (частью средств) республиканского материнского (семейного) капитала, утвержденные постановлением Правительства Республики Алтай от 22 мая 2019 года N 152»

Приказ Комитета по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай от 25.05.2021 N 32 «О внесении изменений в Порядок проведения мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, принятых Комитетом по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай, утвержденного приказом Комитета по делам ЗАГС и архивов Республики Алтай от 31 августа 2015 года N 72»

Судебная практика

Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.05.2021 N 88-10313/2021

Категория: 1) Социальная поддержка в получении жилья; 2) Споры с уполномоченными органами в сфере труда.

Требования заявителя: 1) Об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; 2) О признании распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, незаконным.

Обстоятельства: Истец обратился с заявлением к ответчику о включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, распоряжением ответчика истцу отказано.

Решение: 1) — 2) Удовлетворено.

Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 20.05.2021 N 88-11143/2021

Категория: Семейные споры.

Требования: 1) О расторжении брака; 2) О взыскании алиментов.

Обстоятельства: Примирение и сохранение семьи между сторонами невозможно. Ответчик является гражданином другого государства, представленные им сведения об официальных доходах от трудовой деятельности не свидетельствуют об отсутствии иных самостоятельных доходов, за счет которых он обеспечивает свое существование. В такой ситуации взыскание алиментов в долевом отношении к заработку затруднительно, а значит, имеются основания для их взыскания в твердой денежной сумме.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 18.05.2021 N 88-8219/2021 по делу N 2-829/2019

Категория спора: Социальная защита.

Требования: О взыскании средств материнского (семейного) капитала.

Обстоятельства: Истец указывает на то, что действия ответчика по нецелевому использованию средств материнского (семейного) капитала повлекли незаконное обогащение за счет бюджетных средств, находящихся на счетах Пенсионного фонда РФ, в связи с чем нарушены законные права и интересы Российской Федерации как собственника бюджетных средств.

Решение: Удовлетворено.

Процессуальные вопросы: О возмещении расходов на уплату государственной пошлины — Удовлетворено.

Апелляционное определение Московского городского суда от 08.04.2021 по делу N 33-14439/2021

Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.

Требования заявителя: 1) О включении в список нуждающихся в жилом помещении; 2) Об оспаривании отказа в признании малоимущими и постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Обстоятельства: Истец указал на то, что относится к категории лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет.

Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.

Апелляционное определение Свердловского областного суда от 09.02.2021 по делу N 33а-1593/2021

Категория: Споры с судебными приставами-исполнителями.

Требования должника: О признании незаконными постановлений пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства и об определении задолженности по алиментам.

Обстоятельства: Должник по исполнительному производству, возбужденному по заявлению взыскателя на основании соглашения об уплате алиментов, указал, что постановление вынесено ненадлежащим территориальным органом, должник по указанному в заявлении взыскателя адресу никогда не проживал и не получал документы пристава, о возбуждении исполнительного производства уведомлен не был, соглашение предъявлено для принудительного исполнения после достижения ребенком восемнадцатилетнего возраста.

Решение: Удовлетворено в части.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Ситуация: Как супруги могут разделить земельный участок при разводе? («Электронный журнал «Азбука права», 2021)
  • Ситуация: Как установить факт нахождения ребенка на иждивении? («Электронный журнал «Азбука права», 2021)
  • Ситуация: Как определяется подсудность дел о взыскании алиментов? («Электронный журнал «Азбука права», 2021)
  • Ситуация: Как установить факт регистрации рождения? («Электронный журнал «Азбука права», 2021)
  • Статья: Налогово-правовые меры поддержки семей (Журавлева О.О.) («Журнал российского права», 2021, N 5)
  • Статья:Особенности уголовно-правовой оценки вовлечения несовершеннолетнего в совершение действий, представляющих о пасность для его жизни Щетинина Н.В.) («Законность», 2021, N 5)
  • Статья: О свойственниках и дальних родственниках в гражданском и семейном праве (Эрделевский А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)