В подборке вы найдете изменения в законодательстве и решения судов, касающиеся нотариата и органов юстиции.

Федеральное законодательство

Установлены требования к распоряжению об отмене доверенности, порядок выдачи выписки из реестра распоряжений об отмене доверенностей

Согласно поправкам, внесенным в Основы законодательства РФ о нотариате, распоряжение об отмене доверенности, за исключением нотариально удостоверенной доверенности, представленное доверителем или его представителем в электронной форме, должно быть подписано усиленной квалифицированной электронной подписью доверителя или его представителя и должно содержать определенные сведения.

По просьбе любого лица нотариус выдает выписку из реестра распоряжений об отмене доверенностей. Нотариус не несет ответственность за недостоверность сведений, содержащихся в данном реестре. Выписка из реестра может быть выдана в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью нотариуса.

Нотариальный тариф за выдачу выписки из реестра распоряжений об отмене доверенностей установлен в размере 100 рублей.

Кроме того, поправками, в том числе закреплен порядок удостоверения решения единственного участника юридического лица.

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений, для которых установлен иной срок их вступления в силу.

Федеральный закон от 01.07.2021 N 267-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

В рамках оказания гражданам бесплатной юридической помощи закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций направлять письменный ответ на соответствующий запрос государственного юридического бюро

Установлено, что государственное юридическое бюро вправе направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации официальное обращение по входящим в компетенцию указанных органов и организаций вопросам о предоставлении справок, характеристик и иных документов, необходимых для оказания гражданам бесплатной юридической помощи.

Ответ на запрос должен быть дан в тридцатидневный срок со дня его получения. В случаях, требующих дополнительного времени на сбор и предоставление запрашиваемых сведений, указанный срок может быть продлен, но не более чем на тридцать дней, при этом в адрес государственного юридического бюро, направившего указанный запрос, направляется уведомление о продлении срока рассмотрения запроса государственного юридического бюро.

Требования к форме, порядку оформления и направления запроса государственного юридического бюро определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обеспечения граждан бесплатной юридической помощью.

В предоставлении государственному юридическому бюро запрошенных сведений может быть отказано в случае:

их отсутствия у субъекта запроса;

нарушения требований к форме, порядку оформления и направления запроса;

отнесения законом запрашиваемых сведений к информации с ограниченным доступом.

Неправомерный отказ в предоставлении сведений, предоставление которых предусмотрено федеральными законами, нарушение сроков предоставления сведений, предоставление заведомо недостоверных сведений влекут ответственность, установленную законодательством РФ.

Федеральный закон от 01.07.2021 N 257-ФЗ «О внесении изменений в статью 17 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»

29 июня 2021 года вступает в силу закон, который устанавливает порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости

Речь идет о Федеральном законе от 30.12.2020 N 518-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Отмечается, что реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.

Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.

Для правообладателей реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в их отношении, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей.

Действие нового закона, в том числе распространяется на ранее учтенные объекты недвижимости на территориях Республики Крым и города Севастополя, где действуют определенные особенности правового регулирования имущественных и земельных отношений.

<Информация> Росреестра «Росреестр разъяснил, как будет действовать закон о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости»

С 01.07.2021 проверка межевых и технических планов будет осуществляться исключительно при оказании государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав

Сообщается, что Федеральным законом от 11.06.2021 N 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (вступает в силу с 01.07.2021) вносятся изменения в статью 22 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и в статью 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с которыми:

— предметом федерального государственного надзора в области геодезии и картографии является в том числе надзор за соблюдением требований к выполнению геодезических и картографических работ и их результатам (за исключением геодезических и картографических работ, осуществляемых при кадастровой деятельности, и их результатов);

— основанием для приостановления осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются в том числе:

содержащиеся в межевом плане, техническом плане или карте-плане территории результаты выполненных работ по определению координат характерных точек границ земельного участка, контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке не соответствуют требованиям к точности и методам определения таких координат, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— при выполнении работ в целях подготовки межевого плана, технического плана или карты-плана территории не соблюдены требования, установленные в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 30.12.2015 N 431-ФЗ «О геодезии, картографии и пространственных данных и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к геодезическим работам и их результатам».

Таким образом, с 01.07.2021 проверка межевых и технических планов будет осуществляться исключительно при оказании государственной услуги по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав.

<Письмо> Росреестра от 22.06.2021 N 16-01429/21 <О проверке межевых и технических планов>

Другие документы

Указ Президента РФ от 05.07.2021 N 402 «Вопросы обеспечения представительства и защиты интересов Российской Федерации в межгосударственных органах, иностранных и международных (межгосударственных) судах, иностранных и международных третейских судах (арбитражах)»

Приказ Росреестра от 21.05.2021 N П/0215 «Об утверждении Положения об Управлении методического обеспечения и анализа в сфере регистрации прав и кадастрового учета Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.2021 N Ф04-1937/2021 по делу N А67-4275/2019

Требование: О признании права собственности должника отсутствующим.

Обстоятельства: Муниципалитет указал на то, что государственная регистрация права собственности должника на объект, не обладающий признаками объекта недвижимости, расположенный на земельном участке, распоряжаться которым уполномочен муниципалитет, незаконна и нарушает права последнего.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку объект недвижимости на участке отсутствует, регистрация в ЕГРП права собственности на свайное поле нарушает права и законные интересы муниципалитета вследствие обременения правом на такой объект.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 28.06.2021 N Ф04-5640/2020 по делу N А45-30446/2019

Требование: О включении требования в реестр требований участников строительства.

Обстоятельства: Кредитор обратился в суд с возражением на результат рассмотрения конкурсным управляющим его требования как участника строительства о передаче жилого помещения (квартиры).

Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено возникновение у должника обязательства перед участником строительства, требование которого трансформировано в денежное ввиду отсутствия объекта строительства.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.06.2021 N Ф04-2839/2021 по делу N А45-19081/2020

Требование: О признании отсутствующим права собственности на нежилое здание с указанием на то, что решение суда является основанием для исключения из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) сведений о характеристиках и правах в отношении здания.

Обстоятельства: В судебном порядке на общество возложена обязанность освободить земельный участок путем демонтажа расположенного на нем объекта. Экспертизой установлено, что здание не является объектом капитального строительства, при этом в ЕГРН внесена запись о праве собственности общества на него.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку избран надлежащий способ защиты, регистрация права произведена в отношении объекта, не являющегося объектом недвижимости.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 10.06.2021 N Ф05-25214/2019 по делу N А41-19639/2018

Требование: О признании недействительными и применении последствий недействительности: 1) Договора дарения; 2) Свидетельства о праве на наследство.

Решение: 1) Требование удовлетворено, поскольку дарение совершено в пользу заинтересованного лица при наличии признаков неплатежеспособности, при этом из собственности должника безвозмездно выбыло ликвидное имущество; 2) В удовлетворении требования отказано, поскольку выдача свидетельства о праве на наследство является нотариальным действием, при этом отсутствуют основания полагать, что договор дарения и принятие наследства являются взаимосвязанными сделками, целью которых являлось сокрытие должником имущества в целях невозможности обращения на него взыскания.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16.06.2021 N Ф07-6208/2021 по делу N А56-20957/2020

Требование: Об оспаривании решений общего собрания участников ООО и решения регистрирующего органа о внесении изменений в сведения об обществе, содержащиеся в ЕГРЮЛ.

Обстоятельства: Истцы ссылаются на то, что участники общества находятся в состоянии корпоративного конфликта и в спорный период решений о смене генерального директора общества не принимали.

Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку решение внеочередного общего собрания участников общества не удостоверено нотариально; два других решения в подлиннике ни в регистрирующий орган, ни в суд не представлены.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Нотариальная защита смарт-контрактов (Митрофанова И.А.) («Нотариус», 2021, N 4)
  • Статья: К некоторым вопросам, возникающим в банковской и нотариальной практике (Алланина Л.М.) («Нотариус», 2021, N 4)
  • Статья: Особенности правового регулирования нотариальной деятельности (источники нотариата) (Ярошенко Т.В.) («Нотариус», 2021, N 4)
  • Статья: Профессиональное значение эмоционального интеллекта в нотариальной деятельности (Суслов Ю.Е., Федоров А.Ф.) («Нотариус», 2021, N 4)
  • Статья: Особенности работы нотариусов с осужденными в местах лишения свободы (Кочкина О.В., Марчук О.А.) («Нотариус», 2021, N 4)
  • Статья: Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости: развитие полномочий органов местного самоуправления (Габучева С.А.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2021, N 2)
  • Вопрос: Что понимается под кадастровой ошибкой, закреплен ли указанный термин законодательно и каково его соотношение с понятием «реестровая ошибка»? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)
  • Вопрос: Как проходит нотариальное удостоверение сделки? («Официальный сайт Минюста России», 2021)
  • Вопрос: Каковы полномочия Минюста России в сфере судебно-экспертной деятельности? («Официальный сайт Минюста России», 2021)