В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.
Федеральное законодательство
Подписан закон, предусматривающий механизм обращения в доход государства средств чиновников, в отношении которых не представлены сведения о законности их получения
Законом предусмотрен механизм, позволяющий обращать в доход Российской Федерации денежные средства на счетах лиц, осуществление полномочий которыми влечет обязанность представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если не представлены достоверные сведения, подтверждающие законность их получения.
Выявление указанных обстоятельств будет осуществляться в рамках проведения прокурорских проверок.
Нижний предел суммы денежных средств, в отношении которых органы прокуратуры должны будут обратиться в суд с заявлением о взыскании в доход государства, установлен в размере 10 000 рублей.
Федеральный закон от 06.03.2022 N 44-ФЗ «О внесении изменений в статью 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» и Федеральный закон «О противодействии коррупции»
Банк России разъяснил порядок формирования ФЭС в отношении операции по списанию со счета НКО денежных средств на выплату заработной платы
Указано, что основанием для списания денежных средств со счета НКО в рамках зарплатного проекта, а также основанием для формирования формализованного электронного сообщения (ФЭС) в уполномоченный орган, следует считать единое платежное поручение на общую сумму реестра.
Сообщен порядок заполнения показателей ФЭС с кодом вида операции 9004 (операция по расходованию НКО денежных средств и (или) иного имущества).
<Письмо> Банка России от 22.02.2022 N 12-4-2/833 «О порядке заполнения показателей ФЭС по операции по расходованию НКО денежных средств, направленных на выплату заработной платы»
Установлен порядок осуществления контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения
Положением определены предмет и объект контроля, а также органы и саморегулируемые организации, уполномоченные на его осуществление.
Документом также закреплены особенности осуществления Росфинмониторингом дистанционного мониторинга, который представляет собой систему наблюдения в указанной сфере и реализуется на постоянной основе посредством сбора, обработки и анализа информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в соответствии с законодательством РФ.
Контроль (надзор) осуществляется с применением риск-ориентированного подхода, в связи с чем деятельность контролируемого лица подлежит отнесению к одному из следующих уровней риска несоблюдения требований законодательства: высокий; повышенный; умеренный; низкий.
Постановление Правительства РФ от 19.02.2022 N 219 «Об утверждении Положения о контроле (надзоре) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения»
С 1 апреля 2022 года вступают в силу обновленные требования к представлению в Росфинмониторинг информации, предусмотренной Федеральным законом о ПОД/ФТ
Установлены:
перечень субъектов, на которые распространяется действие данного приказа (операторы связи, лизинговые компании, организации федеральной почтовой связи, организаторы азартных игр, адвокаты, нотариусы, аудиторы, ИП, осуществляющие скупку и продажу драгметаллов и ювелирных изделий и др.);
перечень передаваемой информации и порядок ее направления;
перечень признаков, указывающих на необычный характер сделок.
Признан утратившим силу приказ Росфинмониторинга от 22.04.2015 N 110, а также приказы, вносящие в него изменения.
Приказ Росфинмониторинга от 08.02.2022 N 18 «Об утверждении Особенностей представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» Зарегистрировано в Минюсте России 22.02.2022 N 67436.
Приказ Минстроя России от 16.02.2022 N 100/пр «О внесении изменений в План Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации по противодействию коррупции на 2021 — 2024 годы, утвержденный приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23 декабря 2020 г. N 842/пр»
Приказ Минюста России от 16.02.2022 N 23 «О внесении изменения в Порядок проведения служебной проверки в отношении сотрудника органов принудительного исполнения Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2020 N 65» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.02.2022 N 67384)
Законодательство Алтайского края
Приказ Минстроя Алтайского края от 18.02.2022 N 85 «Об утверждении Перечня должностей государственной гражданской службы в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края, замещение которых связано с коррупционными рисками»
Решение Барнаульской городской Думы от 04.02.2022 N 855 «О внесении изменений в решение городской Думы от 03.09.2021 N 740 «Об утверждении Порядка принятия наград, почетных и специальных званий (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений лицами, замещающими отдельные муниципальные должности города Барнаула на постоянной основе»
Законодательство Республики Алтай
Решение Горно-Алтайского городского Совета депутатов от 17.02.2022 N 38-6 «О принятии мер ответственности к депутатам Горно-Алтайского городского Совета депутатов»
Приказ Аппарата Главы и Правительства Республики Алтай от 08.02.2022 N 28 «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы Республики Алтай в Аппарате Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай и Правительства Республики Алтай, при замещении которых государственные гражданские служащие Республики Алтай обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21.02.2022 N Ф01-8384/2021 по делу N А31-16482/2020
Требование: О взыскании неосновательного обогащения в сумме списанной комиссии.
Обстоятельства: Так как у клиента возникли затруднения в распоряжении имевшимися на расчетном счете денежными средствами, клиент потребовал закрыть счет и перевести остаток денежных средств на свой счет в другом банке. Банк перечислил сумму остатка, взыскав при этом комиссию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку условие договора на банковское обслуживание об установлении повышенной комиссии посредством реализации банком права на изменение в одностороннем порядке тарифа на свои услуги является явно обременительным для клиента и нарушает его экономические интересы и поскольку не доказано, что при закрытии счета банк понес дополнительные затраты.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2022 N Ф05-32559/2021 по делу N А40-3450/2021
Требование: О признании незаконным отказа в проведении операции по перечислению денежных средств, обязании исполнить распоряжение.
Обстоятельства: Между сторонами заключен договор банковского счета. Клиент представил в банк платежное поручение о перечислении денежных средств, однако ему было отказано в проведении операции ввиду выявления наличия признаков, указывающих на риск отмывания доходов (финансирования терроризма).
Решение: Требование удовлетворено, поскольку банком не доказано, что банковские операции клиента были подозрительными, не имели реальной цели, преследовали цели по легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, несут риски для банка, пошли на финансирование террористической деятельности.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2022 N 09АП-84078/2021 по делу N А40-188062/2021
Категория спора: Банковский счет.
Требования клиента: 1) О взыскании неосновательного обогащения в виде необоснованно списанной комиссии; 2) О взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.
Обстоятельства: Закон о противодействии отмыванию доходов не содержит норм, позволяющих кредитным организациям в качестве меры противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 01.02.2022 N 16-99/2022
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.
Решение: Удовлетворено.
Кассационное определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 12.01.2022 N 88а-20/2022 по делу N 2а-110/2021
Категория: Споры с органами власти.
Требования: О признании незаконными действий в сфере противодействия коррупции.
Обстоятельства: По результатам рассмотрения представления прокурора решением в отношении депутата не установлены признаки коррупционного правонарушения, депутату рекомендовано воздерживаться от голосований на заседаниях при рассмотрении вопросов, касающихся финансово-хозяйственной деятельности.
Решение: Удовлетворено в части.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:
- Статья: Виды коррупционных правонарушений (Булгаков С.Н.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
- Вопрос: Каковы цели и задачи международной организации «Группа государств по борьбе с коррупцией»? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)
- Статья: Иерархия коррупционных рисков в сфере публичных финансов (Омелехина Н.В.) («Финансовое право», 2021, N 12)
- Статья: Вопросы квалификации коррупционных преступлений (Хотькина О.К.) («Современное право», 2021, N 11)
- Статья: Формирование и соблюдение антикоррупционных стандартов ведения частного бизнеса в ракурсе международного и внутригосударственного права (Трунцевский Ю.В.) («Международное публичное и частное право», 2021, N 6)