В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.
Федеральное законодательство
Банки не будут проводить идентификацию клиентов-физлиц при оплате покупок в иностранных интернет-магазинах
Теперь обязательная идентификация клиента — физического лица, а также упрощенная идентификация не проводятся также при осуществлении кредитными организациями перевода денежных средств за счет остатка электронных денежных средств клиента в пользу организации, созданной за пределами территории РФ, в целях оплаты товаров, работ и услуг, использования результатов интеллектуальной деятельности, если сумма переводимых денежных средств не превышает 15 000 рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 15 000 рублей.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 18.03.2023 N 74-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
Росфинмониторинг: риелторам следует обращать особое внимание на операции, связанные с реализацией госпрограмм, направленных на предоставление жилья нуждающимся категориям населения
При предоставлении в Росфинмониторинг сведений о таких операциях (сделках), в частности, может быть указан код признака необычной операции 3506 «Осуществление сделки с недвижимым имуществом, стороной по которой выступает участник федеральных, региональных либо муниципальных целевых программ или национальных проектов, направленных на обеспечение жильем либо на улучшение жилищных условий».
<Информационное сообщение> Росфинмониторинга «О повышении внимания индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к операциям/сделкам, связанным с реализацией государственных программ, предусматривающих бюджетное финансирование»
Установлена обязанность руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
Также указанные сведения в Банк России обязаны предоставлять граждане, претендующие на должность руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного.
Кроме этого, законом закрепляются и иные антикоррупционные ограничения. В частности, установлена обязанность руководителя службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного уведомлять Банк России о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Устанавливать соответствующие антикоррупционные требования (в частности, определять порядок уведомления о случаях обращения каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений и порядок представления деклараций о доходах) уполномочен Банк России.
Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон от 18.03.2023 N 70-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Уточнен перечень информации, представляемой в Росфинмониторинг организациями, индивидуальными предпринимателями
Установлено, что передаче подлежит, в том числе, информация о принятых мерах по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих организации или физическому лицу, включенным в составляемые в рамках реализации полномочий, предусмотренных главой VII Устава ООН, Советом Безопасности ООН или органами, специально созданными решениями Совета Безопасности ООН, перечни организаций и физических лиц, связанных с террористическими организациями и террористами.
Также аналогичные обязанности возложены на адвокатов, нотариусов, доверительных собственников, исполнительные органы международного личного фонда, лиц, оказывающих юридические или бухгалтерские услуги.
Указанная информация подлежит передаче незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня, следующего за днем применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.
Приказ Росфинмониторинга от 19.01.2023 N 12 «О внесении изменений в Особенности представления в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», утвержденные приказом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 8 февраля 2022 г. N 18″ Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2023 N 72552.
«Перечень функций МЧС России, при реализации которых вероятно возникновение коррупционных рисков» (одобрено на заседании комиссии МЧС России по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов 10.03.2023 N 2)
Приказ ФСИН России от 30.01.2023 N 48 «О внесении изменений в некоторые нормативные правовые акты Федеральной службы исполнения наказаний по вопросам противодействия коррупции» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.03.2023 N 72497)
Постановление Верховного Суда РФ от 13.02.2023 N 50-АД22-3-К8
Требование: Об отмене актов о привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, за неисполнение требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Решение: Акты изменены, деяние генерального директора общества, выразившееся в неисполнении законодательства в части организации и осуществления внутреннего контроля, переквалифицировано с ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ на ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, так как данных о том, что неисполнение законодательства повлекло непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, что имеет значение для квалификации деяния по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ, не имеется.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 17.02.2023 N Ф05-35971/2022 по делу N А40-104732/2022
Требование: О взыскании неосновательного обогащения.
Обстоятельства: Клиент указывает на то, что банк уведомил его об отказе в совершении операции по оплате по счету за предоставление услуг по перевозкам, указав при этом, что документы по запросу банка представлены не в полном объеме и имеют признаки формального документооборота, в связи с чем имеются подозрения о том, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательства того, что клиент уклонялся от процедур обязательного контроля, не представлял банку запрашиваемые документы, раскрывающие экономический смысл совершенных операций, не представлено.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 03.03.2023 N Ф06-796/2023 по делу N А65-11077/2022
Требование: О взыскании убытков, возникших в связи с отказом в проведении платежных операций.
Обстоятельства: Истец (клиент) указал, что ответчик (банк) отказал в проведении платежных операций, необоснованно считая, что спорные операции совершены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, что повлекло причинение убытков истцу.
Решение: Дело передано на новое рассмотрение, поскольку не дана оценка представленным в дело доказательствам и доводам сторон.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 19.01.2022 N 33-92/2022
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании премий; 2) О взыскании компенсации морального вреда; 3) О признании незаконным решения о привлечении к дисциплинарной ответственности; 4) О признании незаконным перевода; 5) О признании результатов заключения недействительными.
Обстоятельства: По результатам служебной проверки установлено несоблюдение со стороны истца требований законодательства, что выразилось в неуведомлении истцом в письменной форме непосредственного руководителя (начальника) о возникновении или возможности возникновения конфликта интересов, как только ему стало об этом известно.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано; 4) Отказано; 5) Отказано.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Бурятия от 20.09.2021 по делу N 33-2815/2021
Категория спора: Защита прав и интересов иных лиц в трудовых спорах.
Требования: 1) Об обязании расторгнуть трудовой договор; 2) О признании незаконным распоряжения об объявлении замечания.
Обстоятельства: В ходе проверки исполнения законодательства о муниципальной службе прокурором было установлено, что работником администрации муниципального образования при заключении трудового договора были представлены недостоверные сведения, предусмотренные ФЗ «О противодействии коррупции», при этом за представление недостоверных сведений о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера к работнику администрации было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:
- Статья: Риски использования криптовалюты в целях отмывания денежных средств и финансирования терроризма: вопросы правового регулирования обращения цифровых денег (Данилова О.А.) («Финансовое право», 2023, N 2)
- Вопрос: Какими полномочиями обладает прокуратура РФ в сфере противодействия коррупции? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)