В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по жилищному праву.
Определены особенности применения положений законодательства РФ в сферах организации и проведения капремонта общего имущества в многоквартирных домах, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг, водоснабжения и водоотведения на территориях ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей
Так, при управлении многоквартирными домами, предоставлении коммунальных услуг не применяются положения:
— частей 9.2 и 9.3 статьи 156, частей 1.2, 2, 4 — 8.1, 13, 14 и 17 статьи 161 и части 5 статьи 162 ЖК РФ;
— постановления Правительства от 6 февраля 2006 г. N 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»;
— постановления Правительства от 3 апреля 2013 г. N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».
Кроме этого:
— до 31 декабря 2026 года включительно не применяются положения пункта 8 части 1 статьи 20 ЖК РФ о выдаче предписания при осуществлении государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля;
— до 1 января 2024 года не применяются положения статьи 168 ЖК РФ в части необходимости утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Настоящее постановление действует до 1 января 2028 года.
Постановление Правительства РФ от 07.03.2023 N 360 «Об утверждении особенностей применения положений законодательства Российской Федерации в сферах организации и проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, управления многоквартирными домами, предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, водоснабжения, водоотведения и организации и осуществления в 2023 — 2026 годах регионального государственного жилищного контроля (надзора) и муниципального жилищного контроля на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2023 г. N 249»
Утвержден перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется Минстроем России в рамках лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами
В перечне приводятся в числе прочего гиперссылки на текст нормативного правового акта на официальном интернет-портале правовой информации; реквизиты структурных единиц акта, содержащих обязательные требования; категории лиц, обязанных соблюдать установленные требования.
Приказ Минстроя России от 28.02.2023 N 130/пр «Об утверждении перечня нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках лицензирования деятельности по управлению многоквартирными домами»
Вопрос о правовой природе краткосрочного (на срок от одних до нескольких суток) возмездного предоставления гражданам жилого помещения в многоквартирном доме должен решаться судом исходя из содержания конкретной деятельности
Конституционный Суд РФ признал часть 3 статьи 17 Жилищного кодекса РФ не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает запрета деятельности по краткосрочному (на срок от одних до нескольких суток) возмездному предоставлению собственником гражданам принадлежащего ему жилого помещения в многоквартирном доме без содержательной оценки такой деятельности в соотнесении с гостиничными услугами лишь при наличии отдельных формальных признаков оказания гостиничных услуг (сроки предоставления жилья, систематичность, предпринимательский характер такой деятельности и др.), если при этом не создаются для иных жильцов многоквартирного дома неудобства, существенно превышающие те, которые имеют место в ходе обычного использования жилого помещения, и если это не влечет очевидного повышения интенсивности эксплуатации мест общего пользования в многоквартирном доме.
Если же собственником предоставляемого гражданам на короткий срок жилого помещения предприняты меры по такому его оборудованию (оснащению), которое позволяет одновременно предоставлять его значительно большему числу граждан, чем размещаются в таком помещении при обычном проживании, либо помещение регулярно предоставляется такому числу граждан, либо оно может предоставляться менее чем на одни сутки, а равно для удовлетворения потребностей, не связанных с проживанием в нем (для проведения празднований, других мероприятий, встреч и т.п.), либо если имеет место постоянное или регулярное нахождение в местах общего пользования в многоквартирном доме лиц, обеспечивающих оказание размещенным в жилом помещении гражданам услуг, обычно оказываемых гостиницами, либо если одним собственником краткосрочно предоставляется гражданам несколько помещений в одном многоквартирном доме, — то это дает основания рассматривать такую деятельность как фактическое предоставление гостиничных услуг с применением соответствующих правовых последствий.
Федеральному законодателю надлежит комплексно урегулировать особенности краткосрочного предоставления жилых помещений для размещения, обеспечив баланс интересов, в частности, собственников помещений, лиц, которым они предоставляются, иных жильцов многоквартирного дома. При введении тех или иных условий осуществления такой деятельности надо учитывать степень удовлетворенности потребности в средствах временного размещения, в связи с чем законодатель вправе определить специальные правила краткосрочного предоставления (найма) жилых помещений для отдельных местностей (например, туристических мест и курортов).
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.03.2023 N 9-П «По делу о проверке конституционности части 3 статьи 17 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина П.Е. Бахирева»
Ростехнадзором подготовлены разъяснения об особенностях осуществления государственного надзора в области безопасного использования лифтов
Сообщается, в частности, что проведение контрольных мероприятий в обязательном порядке должно быть согласовано с органами прокуратуры. Внеплановые контрольные мероприятия будут проводиться по обращениям граждан и организаций, содержащим информацию о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, факты наступления данных негативных последствий нарушения обязательных требований. Понятие «непосредственная угроза» подразумевает высокую степень вероятности причинения соответствующего вреда в краткосрочной перспективе, то есть ситуацию, когда отсутствие мер реагирования надзорных органов неминуемо влечет наступление негативных последствий. Это может быть неконтролируемое движение лифта с открытыми дверями, прохождение кабиной лифта крайних положений первого и последнего этажа, отсутствие двусторонней переговорной связи из кабины лифта с диспетчером, неисправность автоматического реверсирования дверей кабины, возможность открытия дверей шахты снаружи шахты без применения специального ключа, предусмотренного изготовителем.
Кроме того, приказом Ростехнадзора от 17.02.2023 N 72 утвержден перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора, которые будут использоваться при определении параметров объекта контроля, отклонение от которых будет свидетельствовать о высокой степени риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, и являться основанием для проведения внеплановых проверок при осуществлении Ростехнадзором государственного надзора в отношении лифтов.
<Информация> Ростехнадзора «Об осуществлении Ростехнадзором государственного надзора в области безопасного использования лифтов»
Приказ Минстроя России от 21.03.2023 N 206/пр «О показателях средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по субъектам Российской Федерации на II квартал 2023 года» (Зарегистрировано в Минюсте России 28.03.2023 N 72749)
«Перечень поручений по итогам совещания по вопросам восстановления жилой инфраструктуры» (утв. Президентом РФ 01.03.2023 N Пр-399)
Законодательство Алтайского края
Постановление Администрации города Барнаула от 07.03.2023 N 318 «Об утверждении Порядка перечисления денежных средств на проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа — города Барнаула Алтайского края, в рамках исполнения судебных решений»
Приказ Управления по тарифам Алтайского края от 14.03.2023 N 17-пр «О результатах проведения мониторинга соблюдения предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Алтайского края за январь — февраль 2023 года»
Законодательство Республики Алтай
Постановление Правительства Республики Алтай от 17.03.2023 N 103 «Об утверждении региональной программы по модернизации систем коммунальной инфраструктуры в Республике Алтай на 2023 — 2027 годы»
Постановление Правительства Республики Алтай от 14.03.2023 N 96 «О мерах по реализации основного мероприятия «Улучшение жилищных условий молодых семей» государственной программы Республики Алтай «Развитие жилищно-коммунального и транспортного комплекса» и признании утратившими силу некоторых постановлений Правительства Республики Алтай»
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 24.03.2023 N 309-ЭС22-23453 по делу N А60-52343/2021
Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании недействительным предписания органа жилищного надзора.
Решение: Дело передано в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ, поскольку заслуживает внимания довод предприятия о том, что предписание органа жилищного надзора не отвечает критериям определенности и исполнимости, так как не содержит ни одной конкретной даты либо периода, в который предприятие обязано проводить начисление такой платы, описания порядка и формул для начисления платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению по составляющей «холодная вода», и возлагает на предприятие обязанность по исполнению требований, не предусмотренных действующим законодательством.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 21.03.2023 N Ф04-644/2023 по делу N А03-6101/2021
Требование: О взыскании компенсации потерь электроэнергии.
Обстоятельства: Истец указал на неисполнение ответчиками как собственниками и владельцами объектов электросетевого хозяйства, через которые осуществляется поставка электроэнергии конечным потребителям истца, требований о компенсации потерь электроэнергии в принадлежащих им сетях.
Решение: Требование удовлетворено частично, поскольку доказаны факты перетока электроэнергии через принадлежащие ответчикам сети, неисполнения возложенной на них законом обязанности по компенсации потерь в сетях в объеме, определенном с учетом опровергнутой истцом презумпции потребления объектами третьего лица электроэнергии, в отношении одного из ответчиков пропущен срок исковой давности.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.03.2023 N Ф04-575/2023 по делу N А02-235/2022
Требование: О взыскании комиссии за ведение счета, открытого для формирования фонда капитального ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирном жилом доме.
Обстоятельства: За оказанные расчетно-кассовые услуги клиенту начислена комиссия, которая не оплачена.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку начисление комиссии за банковские операции произведено банком на основании договора банковского счета, который подписан клиентом, с применением новых тарифов, их изменение также предусмотрено данной сделкой.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2023 по делу N 88-5000/2023
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: 1) О прекращении права собственности на жилое помещение; 2) О выплате цены жилого помещения.
Обстоятельства: Постановлением ответчика многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Однако до настоящего времени меры по расселению жилого дома не приняты, в связи с чем истцы полагают, что Администрация необоснованно уклоняется от изъятия жилого помещения.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2023 N 88-5444/2023
Категория спора: Плата за жилищно-коммунальные услуги.
Требования управляющей организации: О взыскании платы за помещение и коммунальные услуги.
Обстоятельства: Ответчики в нарушение принятых на себя обязательств не вносят плату за услуги по отоплению, водоснабжению, водоотведению, в связи с чем у них образовалась задолженность.
Решение: Удовлетворено.
Процессуальные вопросы: О возмещении расходов по уплате государственной пошлины — удовлетворено.
Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :
- Готовое решение: Как обжаловать акт о неучтенном потреблении электроэнергии, воды и тепловой энергии (КонсультантПлюс, 2023)
- Статья: Понятия прописки нет, а проблемы остались (Новикова Т.) («Жилищное право», 2023, N 1)
- Статья: Жилье для пострадавших от стихии и пожара. Анализ практики (Мартасов Д.) («Жилищное право», 2023, N 1)
- Статья: Жилье сиротам. Практика (Шакирова Э.) («Жилищное право», 2023, N 1)
- Статья: Особенности правового регулирования размещения блоков кондиционеров на фасадах жилых зданий (Чистов А.П.) («Правовые вопросы недвижимости», 2022, N 2)
- Статья: Вправе ли военнослужащий сдавать в аренду жилое помещение? (Кириченко Н.С.) («Право в Вооруженных Силах», 2022, N 11)
- Статья: Правовая природа договора о финансировании мероприятий по технологическому присоединению в рамках догазификации (Пивкин М.И.) («Хозяйство и право», 2022, N 12)