Сумма, внесенная в качестве ПСН-налога по сроку уплаты, наступившему раньше, чем произошла утрата права на патент, не возвращается. Но на эту сумму уменьшается налог по режиму налогообложения, на который перешел ИП. А начисленные суммы «патентного» налога со сроком уплаты после утраты права на патент аннулируются.

Напомним: при наступлении обстоятельств, перечисленных в п. 6 ст. 346.45 НК (например, при превышении лимита по доходам или численности работников), ИП утрачивает право на ПСН и считается перешедшим на иной режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент.

Пример 1. ИП с 01.01.2026 совмещает ПСН и УСН. Патент получен на срок с 01.01.2026 по 31.12.2026.

Сумма исчисленного ПСН-налога составила 90 000 руб.:

  • по сроку уплаты 01.04.2026 — 30 000 руб.;
  • по сроку уплаты 28.12.2026 — 60 000 руб.

Сумма 20 000 руб. зачтена в счет исполнения обязанности по уплате ПСН-налога по сроку уплаты 01.04.2026.

10.07.2026 предприниматель подал заявление об утрате права на ПСН. Дата наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на ПСН — 01.07.2026.

В этом случае налоговики аннулируют начисления по налогу:

  • по сроку уплаты 01.04.2026 — 10 000 руб.;
  • по сроку уплаты 28.12.2026 — 60 000 руб.

При этом начисленная сумма ПСН-налога по сроку уплаты 01.04.2026 в размере 20 000 руб. аннулированию не подлежит. Денежные средства, зачтенные в счет исполнения обязанности по уплате ПСН-налога, не подлежат возврату или зачету, но могут быть использованы при уменьшении исчисленной суммы УСН-налога.

Пример 2. ИП получил патент со сроком действия с 01.01.2026 по 30.06.2026.

Сумма исчисленного налога по патенту составила 30 000 руб.:

  • по сроку уплаты 01.04.2026 — 10 000 руб.;
  • по сроку уплаты 30.06.2026 — 20 000 руб.

31.03.2026 предприниматель подал заявление об утрате права на ПСН. Дата наступления обстоятельства, являющегося основанием для утраты права на ПСН — 20.03.2026.

В данном случае ИФНС аннулирует все начисления по ПСН – и по сроку уплаты 01.04.2026 в размере 10 000 руб., и по сроку уплаты 28.12.2026 в размере 20 000 руб.

Письмо ФНС от 28.09.2026 № СД-36-3/8565@

Источник: сайт Главная книга