В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Обновлен регламент Минюста России по аккредитации лиц, осуществляющих антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и их проектов в качестве независимых экспертов

Административным регламентом в числе прочего устанавливаются:

  • органы и должностные лица, уполномоченные на предоставление государственной услуги;
  • срок предоставления государственной услуги;
  • исчерпывающий перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе в электронной форме, порядок их представления;
  • исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении или приостановления предоставления государственной услуги;
  • состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур (действий), требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур (действий) в электронной форме;
  • порядок и периодичность осуществления плановых и внеплановых проверок полноты и качества предоставления государственной услуги, в том числе порядок и формы контроля за полнотой и качеством предоставления государственной услуги;
  • ответственность должностных лиц Минюста России за решения и действия (бездействие), принимаемые (осуществляемые) ими в ходе предоставления государственной услуги;
  • досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Минюста России, а также его должностных лиц.

Утратившим силу признается Приказ Минюста России от 27.07.2012 N 146 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» с внесенными в него изменениями и дополнениями.

 Приказ Минюста России от 29.03.2019 N 57 «Об утверждении Административного регламента Министерства юстиции Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению аккредитации юридических и физических лиц, изъявивших желание получить аккредитацию на проведение в качестве независимых экспертов антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации»

Утверждена Антикоррупционная политика Банка России

Антикоррупционная политика Банка России применяется при осуществлении Банком России функций планирования, регулирования, организации деятельности, контроля за исполнением соблюдения запретов, ограничений и обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также при взаимодействии с партнерами (потенциальными контрагентами) в процессе закупочной деятельности Банка России.

Определены задачи антикоррупционной политики, основные принципы антикоррупционной деятельности, меры и инструменты ее осуществления.

В целях реализации антикоррупционной политики применяются следующие меры и инструменты, в том числе:

  • определение должностных лиц и/или структурных подразделений Банка России, ответственных за профилактику коррупционных правонарушений;
  • определение зон ответственности структурных подразделений Банка России в сфере противодействия коррупции;
  • анализ подверженности служащих Банка России коррупциогенным факторам (воздействиям), мониторинг на постоянной основе выявленных коррупционных рисков;
  • сбор, обработка и обобщение информации, касающейся деятельности Банка России в сфере противодействия коррупции.

Приказ Банка России от 17.04.2019 N ОД-867″Об утверждении Антикоррупционной политики Банка России»

Скорректирован срок представления банками в Росфинмониторинг сведений и информации в соответствии с законодательством о ПОД/ФТ

Срок вступления в силу Указания Банка России от 17.10.2018 N 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» установлен с 15 июля 2019 года. Ранее был предусмотрен срок вступления в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования данного Указания.

Настоящее Указание вступает в силу со дня его официального опубликования.

 Указание Банка России от 28.03.2019 N 5108-У «О внесении изменения в пункт 12 Указания Банка России от 17 октября 2018 года N 4936-У «О порядке представления кредитными организациями в уполномоченный орган сведений и информации в соответствии со статьями 7, 7.5 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»

Минфин России проинформировал о новых обязанностях бухгалтеров в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ

18 марта 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», предусматривающие уточнение обязанностей указанных лиц в сфере ПОД/ФТ/ФРОМУ (Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ).

Отмечено, что ряд требований в отношении ПОД/ФТ/ФРОМУ распространяется на бухгалтеров в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента определенные операции (контролируемые операции).

При изучении Федерального закона от 18 марта 2019 г. N 33-ФЗ бухгалтеры особое внимание должны обратить на нормы, посвященные применению мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, а также приему на обслуживание и обслуживанию публичных должностных лиц (это, в частности, лица, замещающие государственные должности РФ, должности в Банке России, государственных корпорациях и иных организациях, созданных Российской Федерацией).

Меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества применяются незамедлительно, но не позднее одного рабочего дня со дня размещения на официальном сайте Росфинмониторинга:

  • информации о включении клиента в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму,
  • решения о применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, принадлежащих таким организации или физическому лицу.
  • О применении мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества бухгалтер обязан незамедлительно проинформировать Росфинмониторинг.

 Информационное сообщение Минфина России от 12.04.2019 N ИС-учет-17 <Об изменениях Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»>

Обновлены рекомендации банкам о порядке выдачи справок по счетам и операциям на основании запросов уполномоченных должностных лиц

В частности, приведен актуальный перечень должностных лиц, наделенных полномочиями по направлению запросов в кредитные организации, налоговые органы Российской Федерации и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, при осуществлении проверок в целях противодействия коррупции в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2013 N 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции».

Банк России также напоминает, что неисполнение федеральных законов является основанием для применения к кредитным организациям мер, предусмотренных в соответствии со статьей 74 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

С даты размещения настоящего Информационного письма на официальном сайте Банка России отменено аналогичное Информационное письмо Банка России от 05.12.2017 N ИН-03-21/56.

 Информационное письмо Банка России от 10.04.2019 N ИН-03-21/34 «Об исполнении запросов, поступающих в соответствии с пунктом 18.1 Указа Президента Российской Федерации от 21.09.2009 N 1065»

Законодательство Алтайского края

 Приказ УТЗН Алтайского края от 17.04.2019 N 45/Пр/59 «Об утверждении Порядка уведомления государственными гражданскими служащими управления Алтайского края по труду и занятости населения представителя нанимателя о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений»

 Приказ Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18.04.2019 N 38-пр «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов и урегулированию конфликта интересов»

Законодательство Республики Алтай

Указ Главы Республики Алтай, Председателя Правительства Республики Алтай от 29.03.2019 N 80-у «О внесении изменений в состав президиума комиссии по координации работы по противодействию коррупции в Республике Алтай»

Судебная практика

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.03.2019 N Ф04-223/2019 по делу N А27-10048/2018

Требование: Об обязании разблокировать доступ к системе дистанционного банковского обслуживания расчетного счета.

Обстоятельства: Банком в адрес общества (клиента) направлен запрос о предоставлении документов, объясняющих экономический смысл проводимых по расчетному счету операций с контрагентами. Оценив представленные документы, банк пришел к выводу о том, что все расходные операции являются подозрительными, и приостановил совершение расходных операций по счету клиента.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в связи с выявлением в спорных операциях признаков подозрительности у банка отсутствовали основания для возобновления доступа общества к системе дистанционного банковского обслуживания.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Статья: Системный подход к противодействию коррупции (Фещенко П.Н.) («Актуальные проблемы российского права», 2019, N 2)
  • Статья: Совершенствование уголовного законодательства в области борьбы с коррупцией (Голубых Н.В., Лепихин М.О.) («Актуальные проблемы российского права», 2019, N 2)
  • Статья: Имплементация рекомендаций группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) о виртуальных активах: сравнительно-правовая перспектива (Лыков А.А.) («Международное уголовное право и международная юстиция», 2019, N 2)
  • Статья: Обзор правовых позиций в постановлениях Конституционного Суда России (Афанасьев С.) («Сравнительное конституционное обозрение», 2019, N 1)
  • Статья: Совершенствование деятельности по контролю за расходами государственных служащих и иных лиц (Малышева Л.А.) («Законность», 2019, N 3)
  • Статья: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории и практики (Тухватуллин Т.А.) («Российская юстиция», 2019, N 2)
  • Статья: Особенности реализации надзорных функций прокуратуры в сфере противодействия коррупции (Ильина О.В.) («Российская юстиция», 2019, N 2)
  • Статья: Ответственность по ст. 5.59 КоАП РФ как способ предупреждения коррупции при рассмотрении обращений граждан: законодательство, правоприменительная практика и возможные пути усовершенствования (Скобликов П.А.) («Российская юстиция», 2019, N 2)
  • Статья: О коррупциогенных недостатках критериев и процедур присвоения государственных наград (Боброва Н.А.) («Конституционное и муниципальное право», 2019, N 2)
  • Статья: Обязанность уведомлять о фактах обращения с целью склонения к совершению коррупционных правонарушений: проблемы практической реализации (Пресняков М.В.) («Административное право и процесс», 2019, N 2)
  • Статья: Антикоррупционное взаимодействие бизнеса и государства: состояние и перспективы (Сухаренко А.Н., Крылова Д.В.) («Российская юстиция», 2019, N 1)