В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по жилищному праву.

Федеральное законодательство

Определены требования к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства

Проект состоит из текстовой и графической частей, включающих в себя, в числе прочего:

  • сведения о результатах и материалах обследования объекта капитального строительства, подлежащего сносу;
  • сведения об условиях отключения объекта капитального строительства от сетей инженерно-технического обеспечения в соответствии с условиями отключения объекта капитального строительства, подлежащего сносу, от сетей инженерно-технического обеспечения, выданными организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения;
  • описание и обоснование принятого способа сноса объекта капитального строительства;
  • описание решений по вывозу и утилизации отходов от сноса объекта капитального строительства, в том числе демонтированного оборудования (при наличии такого оборудования);
  • план земельного участка, в границах которого расположен объект капитального строительства, подлежащий сносу, и прилегающих территорий с указанием места размещения сносимого объекта капитального строительства, надземных и подземных сетей инженерно-технического обеспечения, зон развала и опасных зон в период сноса объекта капитального строительства с указанием мест складирования материалов, конструкций, изделий и оборудования, установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, а также схемы движения транспортных средств;
  • технологические карты-схемы последовательности сноса и разборки строительных конструкций, оборудования и сетей инженерно-технического обеспечения.

В случае если снос объекта капитального строительства планируется осуществлять с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50 процентов, к проекту прилагается смета на снос объекта капитального строительства.

 Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 N 509 «Об утверждении требований к составу и содержанию проекта организации работ по сносу объекта капитального строительства»

Скорректирован порядок расчета тарифов на услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами

В частности, устанавливается, что в расходы на транспортирование ТКО, учитываемые при определении размера тарифа, включаются расходы на транспортирование ТКО, предусмотренных схемой потоков ТКО, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, до объектов размещения ТКО, включенных в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта РФ, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обеззараживания, захоронения ТКО.

Долгосрочные параметры регулирования в области обращения с ТКО могут быть пересмотрены, в том числе, при необходимости исполнения предписаний федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного регулирования тарифов, в рамках реализации полномочий по государственному контролю (надзору) в области регулируемых цен (тарифов).

 Постановление Правительства РФ от 13.04.2019 N 446 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 г. N 484»

Утверждены правила расчета максимального размера ущерба причиненного расположенным на территориях субъектов РФ жилым помещениям граждан, подлежащего возмещению с использованием механизма добровольного страхования

Установлено, что участие страховщика по договору страхования в возмещении ущерба, причиненного жилому дому, квартире, иному виду жилого помещения, определенного ЖК РФ, в случае утраты (гибели) в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, застрахованного в рамках программы организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории субъекта РФ жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, утвержденной в соответствии с пунктом 1 статьи 111 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», определяется в предельных значениях страховой суммы от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей (далее — минимальный объем обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации).

При этом конкретный размер минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации в пределах указанных значений устанавливается в программе единым в отношении всех жилых помещений, расположенных на территории субъекта РФ, либо дифференцируется с учетом следующих факторов:

  • кадастровая стоимость жилых помещений ниже максимального значения минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилых помещений в результате чрезвычайной ситуации, составляющего 500 тыс. рублей;
  • степень физического износа жилых помещений свыше 60%;
  • типы жилых помещений (кирпичное, крупноблочное, крупнопанельное, из монолитного бетона, облегченных блоков и др.);
  • виды жилых помещений (жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната);
  • иные обстоятельства, имеющие существенное значение при определении минимального объема обязательств страховщика по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, указанные в программе.

Постановление вступает в силу с 4 августа 2019 года.

 Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 N 433 «Об определении страховых сумм по риску утраты (гибели) жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации по договорам страхования жилых помещений, заключенным в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования, и Правил расчета максимального размера ущерба, подлежащего возмещению в рамках программ организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территориях субъектов Российской Федерации жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования»

Подрядным организациям предоставлена возможность увеличения до 1 октября 2019 года цены заключенного договора на проведение капремонта в связи с ростом НДС

Скорректированы правила привлечения подрядных организаций для проведения капремонта в многоквартирных домах. В частности:

  • уточняется круг работ, связанных с ремонтом лифтового оборудования, для проведения которых проводится предварительный отбор подрядных организаций;
  • определены последствия признания электронного аукциона несостоявшимся и незаключения договора о проведении капитального ремонта с единственным участником электронного аукциона;
  • уточняется перечень сведений, вносимых в реестр недобросовестных подрядных организаций;
  • устанавливаются положения об аудите и контроле закупок в сфере капитального ремонта многоквартирных домов.

 Постановление Правительства РФ от 12.04.2019 N 437 «О внесении изменений в Положение о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме»

Другие документы

 <Письмо> Минстроя России от 06.03.2019 N 7778-МЕ/06 <О мероприятиях в рамках федерального проекта «Формирование комфортной городской среды»>

 <Письмо> Минстроя России от 22.04.2015 N 11904-АП/07 <О предоставлении жилых помещений по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования>

Судебная практика

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.04.2019 N Ф04-1179/2019 по делу N А70-13520/2018

Требование: Об оспаривании уведомлений о приостановлении и отказе в регистрации ограничений прав на объект недвижимости и обременений объекта.

Обстоятельства: Гражданин не погасил долг по кредиту, решением суда признано право собственности гражданина на квартиру и право залога банка на нее. Банк от имени гражданина обратился в административный орган с заявлением о регистрации права собственности на квартиру и ипотеки в силу закона, по итогам рассмотрения которого приняты уведомления.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку банк представил необходимые документы, правовые основания для приостановления регистрации признанного судом права собственности гражданина на квартиру и права залога за банком отсутствуют.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 25.04.2019 N Ф04-1196/2019 по делу N А67-8616/2018

Требование: О взыскании долга за услуги по текущему ремонту и содержанию общего имущества многоквартирного дома (МКД), неустойки.

Обстоятельства: За учреждением зарегистрировано право оперативного управления на нежилые помещения в МКД. Общество, которое осуществляет управление МКД, сослалось на неисполнение учреждением обязательств по внесению платы за содержание общего имущества дома.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку нежилое помещение является составной частью МКД, учреждение обязано нести бремя содержания общего имущества, необходимого для обслуживания всего дома в целом, и оплачивать оказанные обществом услуги по содержанию и текущему ремонту независимо от заключения договора на управление МКД.

 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.04.2019 N Ф04-1331/2019 по делу N А46-15150/2018

Требование: О признании недействительным предписания Государственной жилищной инспекции субъекта РФ.

Обстоятельства: По результатам проверки выдано предписание, согласно которому обществу необходимо разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) информацию о состоянии расчетов потребителей по жилому помещению.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество не является исполнителем коммунальных услуг холодного водоснабжения и водоотведения для собственников и пользователей помещений многоквартирного дома, который находится в управлении третьего лица, в связи с чем у него отсутствует обязанность по размещению в ГИС ЖКХ спорной информации.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 10.04.2019 по делу N 33-3145/2019

Требование: О защите прав потребителя.

Обстоятельства: Собственниками помещений многоквартирного дома, в том числе истцами, было проведено общее собрание, на котором принято решение о заключении прямого договора по горячему водоснабжению и отоплению с ответчиком как ресурсоснабжающей организацией, однако ответчик от заключения договоров отказался.

Решение: Требование удовлетворено частично.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 13.02.2019 по делу N 33-1446/2019

Требование: О возложении обязанности обеспечить доступ в помещение для проведения ремонтных работ с наружной стороны.

Обстоятельства: Истец на правах собственника производит ремонт в принадлежащем ему помещении, для окончания работ необходимо обследование фундамента и стен на участках, примыкающих к помещениям ответчика, принадлежащий ответчику гараж перекрывает доступ к стене истца и является самовольной постройкой; в разрешении спора во внесудебном порядке администрацией отказано.

Встречное требование: О возложении обязанности устранить препятствия в оформлении прав на самовольную постройку, а также устранить нарушения, указанные в экспертном заключении, путем сноса самовольной постройки.

Решение: 1) Требование удовлетворено в части; 2) Встречное требование удовлетворено в части.

 Апелляционное определение Алтайского краевого суда от 13.02.2019 по делу N 33-1260/2019

Требование: О признании действий незаконными, обязании произвести перерасчет.

Обстоятельства: Управляющая компания неправомерно осуществляет начисление платы за сбор и вывоз твердых бытовых отходов истцу и другим собственникам квартир в многоквартирном доме, прокурором города направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которые до настоящего времени не устранены.

Решение: Требование удовлетворено.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • «Правовой режим объектов размещения отходов» (Тихомирова Л.А.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2019)
  • Ситуация: Предусмотрены ли льготы по оплате услуг ЖКХ для лиц, достигших 80 лет? («Электронный журнал «Азбука права», 2019)
  • Статья: Апартаменты как жилье? (Щербатова С.) («Жилищное право», 2019, N 4)
  • Статья: К вопросу о соотношении уголовной и административной ответственности за незаконное подключение к газопроводу и использование газа в бытовой сфере (Решняк М.Г., Моисеев С.С.) («Безопасность бизнеса», 2019, N 2)
  • Статья: Предоставление жилого помещения инвалидам (Маркина М.В.) («Социальное и пенсионное право», 2019, N 1)