В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Возврат (возмещение) уволенным сотрудником расходов на обучение: отражение в учете бюджетного учреждения

Вопрос

Какими проводками отразить в учете возврат за обучение в кассу организации уволенным сотрудником, который не отработал определенный срок по ученическому договору?

Ответ

В учете бюджетного учреждения будут сформированы записи (п. 221 Инструкции № 157н, п. 109 Инструкции № 174н, п. 12.1.3 Приказа № 85н, п. 9.3.4 Приказа № 209н):

 

Д ХХХХ0000000000130 Х 209 34 567   К ХХХХ0000000000130 Х 401 10 134

— отражена задолженность сотрудника (Бухгалтерская справка);

 

Д 00000000000000000 Х 201 34 510    К ХХХХ0000000000130 Х 209 34 667

Одновременное увеличение забалансового счета 17 по КДБ 130, КОСГУ 134

— поступили денежные средства в кассу (Приходный кассовый ордер).

Далее, согласно п. 85 и п. 72 Инструкции № 174н следует в обычном порядке отразить записи по зачислению денежных средств из кассы на лицевой счет учреждения.

Обоснование

Согласно п. 221 Инструкции № 157н, п. 109 Инструкции № 174н учет задолженности уволенного сотрудника за обучение согласно условий ученического договора следует отразить на счете 0 209 34 000 «Расчеты по доходам от компенсации затрат».

Согласно Приказа № 85н такие доходы учреждения должны быть отнесены на статью 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» аналитической группы подвида доходов; согласно Приказа № 209н – на подстатью 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ.

Учитывая вышеизложенное, в учете бюджетного учреждения будут сформированы записи:

Д ХХХХ0000000000130 Х 209 34 567   К ХХХХ0000000000130 Х 401 10 134

— отражена в учете задолженность сотрудника (Бухгалтерская справка);

Д 00000000000000000 Х 201 34 510    К ХХХХ0000000000130 Х 209 34 667

Одновременное увеличение забалансового счета 17 по КДБ 130, КОСГУ 134

— поступили денежные средства в кассу (Приходный кассовый ордер).

Далее, согласно п. 85 и п. 72 Инструкции № 174н следует в обычном порядке отразить записи по зачислению денежных средств из кассы на лицевой счет учреждения, отражая операции по забалансовым счетам 17 и 18 по КиФ 510 и 610 (Приказ № 85н); КОСГУ 510 и 610 (Приказ № 209н) — соответственно.

По схожей ситуации имеется Письмо Минфина России от 25.10.2019 N 02-07-10/82188.

В подборке к ответу дана ссылка на материалы, выводы в которых основаны на утративших силу указаниях по применению бюджетной классификации, однако, суть доходов в действующих Приказе № 85н и Приказе № 209н — та же.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Лимит кассы при отсутствии выручки

Вопрос

Автономное учреждение с июля 2019 г.  не принимает денежные средства в кассу, т.к. нет кассового аппарата. Но обороты по кассе есть в виде возвратов подотчетных средств и выдачи заработной платы. Нужен ли приказ на лимит кассы?

Ответ

Автономное учреждение обязано устанавливать лимит остатка наличных денег независимо от применения им норм Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ. Не устанавливать лимит могут только ИП, а также субъекты МП (абзац 10 п. 2 Указания N 3210-У).

Однако, в рассматриваемом случае движение наличных денежных средств в кассе происходит только в случае возврата остатка подотчетных сумм, а также при выплате заработной платы. Данные виды движений наличных денежных средств не относятся к видам поступлений и расходований, которые в соответствии с п. 1 и 2 Приложения к Указаниям N 3210-У можно учесть при расчете лимита.

В таком случае, полагаем, учреждению приказом руководителя необходимо установить нулевой лимит остатка денежных средств в кассе и организовать сдачу наличных средств по такому графику, который позволит не допустить остатка наличных денег на конец рабочего дня.

Обоснование

При оформлении и учете кассовых операций государственные (муниципальные) учреждения должны руководствоваться порядком ведения кассовых операций в РФ, установленным ЦБ РФ (п. 167 Инструкции № 157н). В настоящее время такой порядок утвержден Указанием № 3210-У, которым, в частности, предусмотрено требование о накоплении денежной наличности в кассе в пределах установленного лимита.

(п. 2 Указания Банка России от 11.03.2014 N 3210-У).

Лимитом кассы называют максимально допустимую сумму наличных денежных средств, которая может находиться в кассе учреждения на конец рабочего дня.

Вся наличность, превышающая лимит, должна сдаваться в банк для последующего зачисления на счет учреждения. Лимит кассы учреждение устанавливает самостоятельно, исходя из характера своей деятельности, а также с учетом объемов поступлений и выдач наличных средств. При этом не имеет значения, обязано ли учреждение согласно Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ применять по своим операциям ККТ, или нет.

Для утверждения лимита кассы руководитель учреждения издает соответствующий распорядительный документ, например, приказ. В нем прописываются сумма лимита и дата, с которой его следует применять. К документу прилагается расчет лимита кассы, который производится по одной из двух формул, приведенных в приложении к Указанию N 3210-У.

Утверждать лимит кассы можно на любой период (месяц, квартал, год и т.д.) либо не указывать его вообще и пересматривать его величину по мере необходимости. Например, если изменился объем поступлений наличных денег за оказанные услуги (выполненные работы, проданные товары) или выдачи наличных денег.

Накопление наличных денег в кассе сверх установленного лимита допускается в следующих случаях (абзац 8 п. 2 Указания N 3210-У):

— в дни различных выплат работникам (заработной платы, отпускных, стипендий, пособий и др.). При этом выплаты должны быть произведены в течение 5 рабочих дней, включая день, в котором получены денежные средства на эти нужды со счета (п. 6.5 Указания N 3210-У);

— в выходные, нерабочие праздничные дни в случае ведения в эти дни кассовых операций.

В других случаях превышение лимита кассы является нарушением порядка ведения кассовой дисциплины, за которое предусмотрена административная ответственность в виде штрафа (ст. 15.1 КоАП РФ):

— для должностных лиц — в размере от 4 000 до 5 000 руб.;

— для юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Таким образом, автономное учреждение на общих основаниях обязано устанавливать лимит остатка наличных денег. Ведь в соответствии с абзацем 10 п. 2 Указания N 3210-У не устанавливать лимит остатка наличных денежных средств могут только индивидуальные предприниматели, а также субъекты малого предпринимательства.

На практике зачастую учреждения не осуществляют расчеты в рамках приносящей доход деятельности наличными деньгами, но имеют движение денежных средств по кассе (зарплата, подотчет и т.п.).

В рассматриваемом случае движение наличных денежных средств в кассе учреждения происходит только в случае возврата остатка подотчетных сумм, а также при выплате заработной платы. Данные виды движений наличных денежных средств не относятся к видам поступлений и расходований, которые в соответствии с п. 1 и 2 Приложения к Указаниям N 3210-У можно учесть при расчете лимита остатка наличных денежных средств.

В таком случае, полагаем, учреждению приказом руководителя необходимо установить нулевой лимит остатка денежных средств в кассе и организовать при этом сдачу наличных средств по такому графику, который позволит не допустить остатка наличных денег на конец рабочего дня в кассе учреждения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Балансовая стоимость активов для определения размера крупной сделки

Вопрос

Подскажите методику расчета крупной сделки для аукциона. Какая именно строка формы 503730 берется для расчета?

Ответ

Для определения размера крупной сделки учреждением используется балансовая стоимость активов из строки 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730) на последнюю отчетную дату (Письмо Минфина России от 26.04.2019 N 02-06-10/31240).

Обоснование

Крупной сделкой для бюджетных учреждений будет считаться сделка, если цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10% балансовой стоимости активов (абзац 2 п. 13 ст. 9.2 Закона о некоммерческих организациях).

В Письме Минфина России от 26.04.2019 N 02-06-10/31240 ведомство разъяснило: для расчета критерия отнесения сделки к крупной в целях обоснования необходимости ее согласования необходимо использовать показатель Баланса государственного (муниципального) учреждения (ф. 0503730), представленного и принятого в составе официальной отчетности на последнюю отчетную дату.

Таким образом, для определения размера крупной сделки учреждением используется балансовая стоимость активов.  Для определения балансовой стоимости активов следует использовать показатели строки 350 графы 10 Баланса (ф. 0503730).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Приносящая доход деятельность бюджетного учреждения здравоохранения: налогообложение налогом на прибыль организаций

Вопрос

Какие доходы подлежат налогообложению налогом на прибыль. Медицинское бюджетное учреждение оказывает услуги на платной основе:

1.Изготовление печатной продукции (услуги по изготовлению);

2.Оказание медицинских услуг (платная флюорография и профилактическая стоматология);

3.Оказание образовательных услуг по медицине.

Ответ

Выручка бюджетного медицинского учреждения от реализации услуг по изготовлению печатной продукции, от оказания платных медицинских и образовательных услуг является доходом от реализации согласно ст. 249 НК РФ на общих основаниях. Статья 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», не содержит никаких исключений для них.

В данном случае доходы от платных услуг по профилактической стоматологии при соблюдении определенных условий могут облагаться по ставке 0% (ст. 284.1 НК РФ).

Обоснование

Бюджетные учреждения, будучи российскими организациями, на основании п. 1 ст. 246 Налогового кодекса Российской Федерации признаются налогоплательщиками налога на прибыль организаций.

Хотя бюджетные учреждения не преследуют целью своей деятельности извлечение прибыли, она может иметь место, поскольку бюджетным учреждениям не запрещено вести деятельность, приносящую доход, если она закреплена в уставе, служит целям создания бюджетного учреждения и соответствует им (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

Порядок исчисления и уплаты налога на прибыль установлен главой 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ, и бюджетные учреждения исчисляют и уплачивают налог на прибыль в общеустановленном порядке.

Иными словами, доходы от коммерческой деятельности, получаемые бюджетными учреждениями, включая доходы от реализации государственного (муниципального) имущества, закрепленного за учреждениями на праве оперативного управления, а также внереализационные доходы, облагаются налогом на прибыль в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 247, п. 1 ст. 248 НК РФ, Письма Минфина России от 25.04.2019 N 03-03-06/3/30587, от 23.05.2013 N 03-03-06/4/18539 и ряд других).

1) Выручка учреждения от реализации услуг по изготовлению печатной продукции является доходом от реализации услуг согласно ст. 249 НК РФ;

2) выручка от оказания платных медицинских услуг также является доходом от реализации услуг согласно ст. 249 НК РФ;

3) Оказание образовательных услуг аналогично является доходом от реализации услуг согласно ст. 249 НК РФ.

Если обратиться к ст. 251 «Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы», то следует, что она не содержит никаких исключений для указанных выше доходов учреждения.

Таким образом, по указанным операциям объектом обложения налогом на прибыль является прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью признается превышение суммы полученных доходов над величиной произведенных расходов, которые определяются по правилам гл. 25 НК РФ (ст. 247 НК РФ). Ставка налога на прибыль составляет 20 %. Сроки и порядок уплаты налога на прибыль и авансовых платежей по нему установлены в ст. 287 НК РФ. Бюджетные учреждения уплачивают только квартальные авансовые платежи по итогам отчетного периода и не уплачивают в течение отчетного периода суммы ежемесячных авансовых платежей независимо от среднего размера полученного ими дохода от реализации за предыдущие четыре квартала (ст. 286 НК РФ).

Наряду с общими правилами уплаты налога на прибыль, медицинские учреждения могут воспользоваться возможностью применения нулевой ставки по налогу на прибыль. Порядок ее применения установлен статьей 284.1 НК РФ. В соответствии с ст. 284.1 НК РФ медицинские организации вправе применять налоговую ставку 0% при соблюдении определенных условий. Причем это касается только доходов от медицинской деятельности, включенной в Перечень, установленный Правительством Российской Федерации.

В частности, в данном случае доходами, облагаемыми по ставке 0% могут быть доходы от платных услуг по профилактической стоматологии.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Расходы ФСС на выплаты дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников согласно Указа Президента РФ № 313 от 6 мая 2020 г.: выбор подстатьи расходов КОСГУ.

Вопрос

Какой КОСГУ для выплаты дополнительных страховых гарантий отдельным категориям медицинских работников по указу Президента РФ № 313 от 6 мая 2020?

Ответ

Полагаем, в трактовке п. п. 5, 6 Указа Президента РФ от 06.05.2020 N 313, Приказа № 209н такая выплата, производимая ФСС, рассматривается в рамках подстатьи 261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения» КОСГУ.

Обоснование

В связи с коронавирусной инфекцией отдельным категориям медицинских работников предоставляются дополнительные страховые гарантии в виде единовременной страховой выплаты.

Указанная выплата производится ФСС РФ сверх выплат, предусмотренных законодательством об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. п. 1, 2, 5, 6 Указа Президента РФ от 06.05.2020 N 313; Перечень, утв. Распоряжением Правительства РФ от 15.05.2020 N 1272-р).

Выплату производит ФСС РФ по результатам расследования страхового случая (п. 6 Указа Президента РФ от 06.05.2020 N 313). Для страховых случаев, предусмотренных п. п. «б» п. 2 данного Указа, утверждено Временное положение, устанавливающее порядок их расследования. Оно действует по 31 декабря 2020 г. (п. п. 1 — 2 Постановления Правительства РФ от 16.05.2020 N 695).

В трактовке Приказа № 209н такая выплата, производимая самим ФСС, рассматривается в рамках подстатьи

261 «Пенсии, пособия и выплаты по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию населения» КОСГУ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс