В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Порядок учета и списания расходных медицинских материалов в бюджетных учреждениях здравоохранения

Вопрос

Порядок учета и списания расходных медицинских материалов в бюджетных учреждениях здравоохранения.

Ответ

Согласно п. 119 Инструкции № 157н аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.

В бухгалтерском учете следует руководствоваться Инструкцией № 157н , СГС «Запасы», а  также рядом разъясняющих писем Минфина РФ:

— от 25.10.2019 N 02-07-10/82188;

— от 08.05.2019 N 02-08-10/34105;

— от 07.06.2019 N 02-08-10/43803;

— от 25.03.2016 N 02-07-10/17036;

— от 15.10.2012 N 02-06-10/4287.

Отраслевые же особенности учета медикаментов (в том числе – расходных материалов) раскрыты в Инструкции N 747, положения которой следует применять в части, не противоречащей указанным выше нормативным документам по бухгалтерскому учету.

В соответствии с пунктом 46 Инструкции 747 аналитический учет лекарственных средств в бухгалтерии учреждения ведется в суммовом выражении по группам ценностей, перечисленным в пункте 1 Инструкции 747.

В соответствии с п. 108 Инструкции N 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости согласно учетной политики (п. 6 Инструкции N 157н).

Обоснование

Единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением.

В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа (п. 101 Инструкции N 157н, п. 8 ФСБУ «Запасы»).

Согласно п. 118 Инструкции N 157н на соответствующих аналитических счетах счета 105 00 «Материальные запасы» учитываются определенные группы материалов.

Согласно п. 119 данной инструкции аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения, с учетом положений, предусмотренных отраслевыми особенностями.

Согласно п. 1 Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденной Приказом Минздрава СССР от 02.06.1987 N 747 (отраслевые особенности):

-к медикаментам относятся: лекарственные средства, сыворотки и вакцины, лекарственное растительное сырье, лечебные минеральные воды, дезинфекционные средства и т.п.;

— к перевязочным средствам — марля, бинты, вата, компрессная клеенка и бумага, алигнин и т.п.;

— к вспомогательным материалам — бумага вощеная, пергаментная и фильтровальная, бумажные коробки и мешочки, капсулы и облатки, колпачки, пробки, нитки, сигнатуры, этикетки, резиновые обхваты, смола и т.п.; — к таре — склянки и банки емкостью свыше 5000 мл, бутыли, бидоны, ящики и другие предметы возвратной тары, стоимость которой не включена в цену приобретенных медикаментов, а показана в оплаченных счетах отдельно.

В соответствии с пунктом 46 Инструкции 747 аналитический учет лекарственных средств в бухгалтерии учреждения ведется в суммовом выражении по группам ценностей, перечисленным в пункте 1 Инструкции 747.

Таким образом, положения Приказа Министерства здравоохранения СССР от 02.06.1987 «Об утверждении Инструкции по учету медикаментов, перевязочных средств и изделий медицинского назначения в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР» следует применять в части, не противоречащей действующему законодательству.

В соответствии с п. 108 Инструкции N 157н выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо по средней фактической стоимости.

Метод, который учреждение будет применять, определяя размер расходов при списании материальных запасов (медикаментов, перевязочных средств и т.д.), используемых на нужды учреждения при выполнении работ и оказании услуг, следует закрепить локальным актом, утвержденным в рамках учетной политики (п. 6 Инструкции N 157н).

В бухгалтерском учете следует, помимо Инструкции № 157н, СГС «Запасы», Инструкции N 747 (в части отраслевых особенностей здравоохранения) учитывать и ряд разъясняющих писем Минфина РФ:

— от 25.10.2019 N 02-07-10/82188;

— от 08.05.2019 N 02-08-10/34105;

— от 07.06.2019 N 02-08-10/43803;

— от 25.03.2016 N 02-07-10/17036;

— от 15.10.2012 N 02-06-10/4287.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Отражение в учете бюджетного учреждения операций по начислению выплат стимулирующего характера, произведенных за счет средств субсидий на иные цели

Вопрос

Бухгалтерские проводки с КПС. Поступила целевая субсидия для выплаты стимулирующего характера медикам. Начислена и выплачена заработная плата и страховые взносы. Надо списывать расходы на счет 401.20 или 109.00?

Ответ

В учете бюджетного учреждения при начислении расходов на выплаты стимулирующего характера, финансирование которых осуществлялось в рамках целевых субсидий, будут сформированы записи (п. 153 Инструкции № 174н):

Д 09ХХ0000000000111 5 401 20 211             К 09ХХ0000000000111 5 302 11 737

Д 09ХХ0000000000119 5 401 20 213             К 09ХХ0000000000119 5 303 ХХ 731

Д 09ХХ0000000000111 5 302 11 837             К 00000000000000000 5 201 11 610

Д 09ХХ0000000000119 5 303 ХХ 831             К 00000000000000000 5 201 11 610

Обоснование

В бюджетах бюджетной системы РФ предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.

Из бюджетов бюджетной системы Р Ф могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (ст. 78.1 БК РФ).

Субсидии на иные цели подлежат отражению в бухгалтерском учете в рамках соответствующего КФО «5» (Инструкция № 157н).

Субсидии на иные цели предоставляются в случаях, когда у учреждения имеется потребность осуществить расходы, которые носят непостоянный (разовый) характер. Ведь включение таких расходов в состав нормативных затрат на оказание услуг в рамках государственного задания может привести к искажению реальной стоимости услуг (Письма Минфина России от 18.09.2012 N 02-03-11/3784, от 30.04.2015 N 02-01-10/25454).

Поэтому расходы, произведенные за счет средств субсидий на иные цели, не участвуют в формировании себестоимости государственной услуги, на финансовое обеспечение выполнения которой учреждение получает соответствующие субсидии по КФО «4».

Поэтому счет 0 109 00 000 применяется учреждениями, как правило, в рамках деятельности по КФО «4» и «2» (Инструкция № 174н).

Согласно п. 153 Инструкции № 174н, начисление расходов бюджетного учреждения, источником финансового обеспечения которых являлись, в частности, субсидии на иные цели, как правило отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 5 401 20 200 «Расходы экономического субъекта».

Учитывая вышеизложенное, в учете бюджетного учреждения при начислении расходов на выплаты стимулирующего характера, финансирование которых осуществлялось в рамках целевых субсидий, будут сформированы записи:

1) Д 09ХХ0000000000111 5 401 20 211             К 09ХХ0000000000111 5 302 11 737

— произведено начисление стимулирующих выплат медицинским работникам;

2) Согласно нового п. 81 ст. 217 НК РФ с таких выплат НДФЛ не удерживается;

3) Д 09ХХ0000000000119 5 401 20 213             К 09ХХ0000000000119 5 303 02 (303 06, 303 07, 303 10) 731

— начислены страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС;

4) Д 09ХХ0000000000111 5 302 11 837             К 00000000000000000 5 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КФО 5, КВР 111, КОСГУ 211

— перечислена выплата сотрудникам;

5) Д 09ХХ0000000000119 5 303 02 (303 06, 303 07, 303 10) 831   К 00000000000000000 5 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КФО 5, КВР 119, КОСГУ 213

— перечислены взносы на ОПС, ОМС и ОСС на ВНиМ в налоговую инспекцию, на ОСС от НС и ПЗ – в ФСС.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Распоряжение имуществом автономного учреждения

Вопрос

Вправе ли автономное учреждение передать имущество (основное средство) в безвозмездное пользование некоммерческой организации? Имущество приобретено за счет средств краевого бюджета.

Ответ

Если рассматриваемое имущество автономного учреждения (объект основных средств) не является не-движимым имуществом, приобретенным за счет собственных доходов, а также не отнесено к категории особо ценного движимого имущества (ОЦДИ), закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, то учреждение вправе самостоятельно распоряжаться таким имуществом, в частности, передать по договору безвозмездного пользования (п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ, ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ).

Обоснование

Основные средства подлежат выбытию (списанию) с учета в следующих случаях (п. 45 Федерального стандарта N 257н):

— принятие решения о списании имущества (например, в случае недостачи, хищения, порчи, ликвидации и т.д.);

— прекращение по решению учреждения использования основного средства в целях, предусмотренных при его признании, и прекращение получения учреждением экономических выгод или полезного потенциала от дальнейшего использования основного средства;

— передача в соответствии с договором аренды (имущественного найма) либо договором безвозмездного пользования в случае возникновения у получателя такого имущества объекта бухгалтерского учета в составе основных средств (финансовая аренда);

— передача другому государственному (муниципальному) учреждению;

— передача в результате продажи (дарения);

— иные основания, предусматривающие в соответствии с законодательством РФ прекращение права оперативного управления основным средством (права владения и (или) пользования, полученным по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования).

Как видим, передача объекта основных средств в безвозмездное пользование без прекращения у передающей стороны учета объекта в составе ОС (операционная аренда на льготных условиях) не является выбытием объекта. В учете отражаются операции по внутреннему перемещению (п. 9 Инструкции № 183н).

В соответствии с п. 1 ст. 689 ГК РФ по договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) передает имущество в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю). При этом ссудополучатель обязуется вернуть имущество в том состоянии, в каком он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. К договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные для договора аренды (п. 2 ст. 689 ГК РФ).

На основании ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» имущество автономного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ.

Собственником имущества автономного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

В соответствии с п. 2 ст. 298 Гражданского кодекса РФ автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.

Аналогично, в силу ч. 2 ст. 3 Закона N 174-ФЗ автономное учреждение без согласия учредителя не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним учредителем или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества. Остальным имуществом, в том числе недвижимым имуществом, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно.

Учитывая вышеизложенное, если рассматриваемое имущество автономного учреждения (объект основных средств) не является недвижимым имуществом, приобретенным за счет собственных доходов, а также не отнесено к категории особо ценного движимого имущества (ОЦДИ), закрепленного за ним учредителем или приобретенного за счет средств, выделенных учредителем на приобретение этого имущества, то учреждение вправе самостоятельно распоряжаться таким имуществом, в частности, передать по договору безвозмездного пользования.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Расходы органа власти на выплаты при сокращении государственных служащих: КВР и подстатья расходов КОСГУ

Вопрос

Какой КВР и КОСГУ по сокращению госслужащих?

Ответ

При сокращении госслужащему полагаются:

1) денежное содержание за отработанный период

2) денежная компенсация за все неиспользованные отпуска

Указанные расходы отражаются по КВР 121 и относятся на подстатью 211 КОСГУ в обычном порядке;

3) компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания

4) дополнительная компенсация при увольнении госслужащего с его письменного согласия ранее срока, указанного в уведомлении об увольнении.

Расходы отражаются по КВР 121 и относятся на подстатью 266 КОСГУ;

5) дополнительная компенсация при увольнении из госорганов, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, выплачиваемая в установленном порядке.

Расходы отражаются по КВР 321 в увязке с подстатьей 266 КОСГУ.

6) другие выплаты:

— в рамках основных и дополнительных государственных гарантий, предусмотренные Законом N 79-ФЗ;

— установленные Законом Республики Алтай от 27.11.2002 N 7-16 «О государственной службе Республики Алтай».

Обоснование

При сокращении госслужащему полагаются:

1) денежное содержание за отработанный период.

Денежное содержание госслужащих включает (ч. 2 ст. 50 Закона о государственной гражданской службе):

— оклад месячного денежного содержания, который состоит из должностного оклада по замещаемой должности и оклада за классный чин (месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, классным чином юстиции или дипломатическим рангом);

— дополнительные выплаты.

Указанные расходы отражаются по виду расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» и относятся на подстатью 211 «Заработная плата» в обычном порядке;

2) денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

При увольнении госслужащему нужно выплатить компенсацию за все неиспользованные дни отпусков (ч. 13 ст. 46 Закона о государственной гражданской службе).

Указанные расходы отражаются по виду расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» и относятся на подстатью 211 «Заработная плата» в обычном порядке.

3) компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания. Расходы на выплату отражаются по виду расходов 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» и относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ (Порядок N 85н, Порядок N 209н).

4) дополнительная компенсация при увольнении госслужащего с его письменного согласия ранее срока, указанного в уведомлении об увольнении.

Компенсация равна денежному содержанию, исчисленному пропорционально времени, которое осталось до истечения срока предупреждения.

Расходы на выплату дополнительной компенсации отражаются по КВР 121 «Фонд оплаты труда государственных (муниципальных) органов» и относятся на подстатью 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ (п. 10.6.6 Порядка N 209н);

5) дополнительная компенсация при увольнении из госорганов, которые расположены в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за пятый и шестой месяцы со дня увольнения, выплачиваемая в установленном порядке.

Выплата указанной компенсации производится представителем нанимателя государственного органа, в котором служащий замещал должность гражданской службы, за счет средств данного органа (ч. 3.2 ст. 37 Закона N 79-ФЗ).

Такая компенсация может быть выплачена только при определенных условиях (ч. 3.2 ст. 37 Закона о государственной гражданской службе).

Полагаем, расходы отражаются по КВР 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» в увязке с подстатьей 266 » Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» КОСГУ (в Письмо от 29.04.2016 N 02-05-10/25422 Минфин давал аналогичные разъяснения в свете утративших силу Указаний № 65н).

6) другие выплаты.

К ним относятся:

-выплаты (компенсации, возмещение расходов) в рамках основных и дополнительных государственных гарантий, предусмотренные Законом N 79-ФЗ;

— выплаты, установленные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, а также законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (в данном случае -. Закон Республики Алтай от 27.11.2002 N 7-16 «О государственной службе Республики Алтай»).

Выходное пособие госслужащему при сокращении не выплачивается.

Выплату всех причитающихся сумм необходимо произвести в день увольнения (ч. 1 ст. 140 ТК РФ).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Учетная политика филиала

Вопрос

Может ли филиал бюджетного учреждения, находящийся на самостоятельном балансе, имеющий свой лицевой счет, разрабатывать свою Учётную политику, отличающуюся от Учреждения?

Ответ

Филиалы учреждения не могут иметь свою учетную политику.

Обоснование

Филиалы (обособленные подразделения) учреждения не могут иметь свою учетную политику ни для целей бухгалтерского учета, ни для целей налогового учета.

Это связано с тем, что:

— учетную политику формирует самостоятельно экономический субъект (субъект учета) и утверждает руководитель этого субъекта (ч. 2 ст. 8 Закона N 402-ФЗ, п. п. 19, 22 Федерального стандарта N 256н, п. п. 7, 8, 9 Федерального стандарта N 274н, п. 6 Инструкции N 157н);

— филиалы (обособленные подразделения) учреждения не являются юридическими лицами и субъектами учета (п. 3 ст. 55 ГК РФ, п. 4 ст. 5 Закона о некоммерческих организациях N 7-ФЗ, п. 3 Федерального стандарта N 256н, п. 1 Инструкции N 157н).

Требования учетной политики для целей бухгалтерского (бюджетного) учета учреждения обязательны для всех филиалов (обособленных подразделений) учреждения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс