В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Обязанность заказчика включать сумму обеспечения исполнения контракта в проект контракта в соответствии с требованиями Закона №44-ФЗ при проведении электронного аукциона

Вопрос

Обязан ли Заказчик прописывать сумму обеспечения исполнения контракта в тексте проекта контракта как на этапе подачи заявок, так и на этапе подписания контракта (в отправленном на подпись победителю электронного аукциона проекте контракта) в рамках Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ? Процедура — Электронный аукцион.

Ответ

Проект государственного контракта должен содержать общие обязательные условия договора в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, а также условия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.

Нормой ч.6 ст. 96, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020)  предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта в процентах от НМЦК, который на усмотрение заказчика в зависимости от специфики и стоимости закупки определяется и устанавливается в закупочных документах заказчиком самостоятельно.

Поэтому, в проект контракта включаются все известные заказчику условия, а для информации, которая будет известна только по результатам аукциона, оставляются  пустые графы для заполнения, например, в от-ношении НДС или обеспечения контракта.

Требования к обеспечению исполнения контракта: его способам, размерам, срокам возврата и т.д. устанавливаются в проекте контракта в соответствии со ст. ст. 34, 37, 96 Закона N 44-ФЗ.

Например, при закупке у СМП и СОНКО указывается в проекте контракта, что размер обеспечения рассчитывается исходя из цены заключаемого контракта.

Исходя из приведенных норм Закона № 44-ФЗ в проекте контракта указывается размер обеспечения исполнения контракта, установленный заказчиком в извещении и документации о закупке в соответствии с требованиями ст. ст. 34, 37, 96 Закона N 44-ФЗ

После составления протокола по итогам закупки и перед заключением контракта в ранее составленный проект контракта заказчик, используя функционал ЕИС, включает сведения, информацию  в соответствии ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, в т.ч. помимо размера обеспечения исполнения контракта, предусмотренного извещением и документацией о закупке, проектом контракта, сумма такого обеспечения.( Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта (КонсультантПлюс, 2020).

Ранее Минфин России   придерживался позиции: «из Закона N 44-ФЗ следует, что размер обеспечения исполнения контракта указывается в извещении и в документации о закупке (при наличии). В свою очередь, обязанность указывать размер такого обеспечения в проекте контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 04.12.2017 N 24-03-07/80465),

Однако, с 2019 г. такая обязанность появилась с учетом внесения изменений ст. 1, Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  и при этом,  сумма обеспечения исполнения контракта указывается в проекте контракта с остальными сведениями, направляемого победителю закупки для подписания.

Обоснование

Согласно пункту 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать размер обеспечения исполнения контракта, срок и порядок предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии ч. 1 ст. 96 Закона N 44-ФЗ по общему правилу требование об обеспечении исполнения контракта включается помимо извещения об осуществлении закупки, документации о закупке, в том числе в проект контракта и является обязанностью заказчика.

Исключения составляют случаи, указанные в ч.2 ст. 96, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) , в которых предусмотрено право и отсутствие обязанности в отдельных случаях.

Составлять проект контракта  надо с учетом требований Гражданского кодекса РФ к его оформлению и со-держанию. Отличается он тем, что в него включают обязательные условия, установленные Законом N 44-ФЗ и иными нормативными правовыми актами.

Существенными являются условия о предмете контракта и условия, которые определены в законе как обязательные для того или иного вида договора (абз. 2 п. 1 ст. 432 ГК РФ).

Таким образом, проект государственного контракта должен содержать общие обязательные условия договора в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, а также условия, предусмотренные Законом N 44-ФЗ.

В соответствии ч.6 ст. 96, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  Размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенные в заявке участника закупки цена, сумма цен единиц товара, работы, услуги снижены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, начальной сумме цен единиц товара, работы, услуги, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона. В случае заключения контракта по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона предусмотренный настоящей частью размер обеспечения исполнения контракта, в том числе предоставляемого с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона, устанавливается от цены, по которой в соответствии с настоящим Федеральным законом заключается контракт, но не может составлять менее чем размер аванса. Размер обеспечения гарантийных обязательств не может превышать десять процентов начальной (максимальной) цены контракта.

То есть нормой ч.6 ст. 96, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020)  предусмотрен размер обеспечения исполнения контракта в процентах от НМЦК, который на усмотрение заказчика в зависимости от специфики и стоимости закупки определяется и устанавливается в закупочных документах заказчиком самостоятельно.

Поэтому, в проект контракта включаются все известные заказчику условия, а для информации, которая будет известна только по результатам аукциона, оставляются  пустые графы для заполнения, например, в от-ношении НДС или обеспечения контракта.

Если по условиям закупки требуется обеспечить исполнение контракта, следует указывать, что контракт заключается только после предоставления участником закупки такого обеспечения (ч. 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

Требования к обеспечению исполнения контракта: его способам, размерам, срокам возврата и т.д. устанавливаются в проекте контракта в соответствии со ст. ст. 34, 37, 96 Закона N 44-ФЗ.

Например, при закупке у СМП и СОНКО указывается в проекте контракта, что размер обеспечения рассчитывается исходя из цены заключаемого контракта.

Исходя из приведенных норм Закона № 44-ФЗ в проекте контракта указывается размер обеспечения исполнения контракта, установленный заказчиком в извещении и документации о закупке в соответствии с требованиями ст. ст. 34, 37, 96 Закона N 44-ФЗ

После составления протокола по итогам закупки и перед заключением контракта в ранее составленный проект контракта заказчик, используя функционал ЕИС, включает сведения, информацию  в соответствии ч. 2 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ, в т.ч. помимо размера обеспечения исполнения контракта, предусмотренного извещением и документацией о закупке, проектом контракта, сумма такого обеспечения.( Готовое решение: Как подготовить проект государственного, муниципального контракта (КонсультантПлюс, 2020).

Ранее Минфин России   придерживался позиции: «из Закона N 44-ФЗ следует, что размер обеспечения исполнения контракта указывается в извещении и в документации о закупке (при наличии). В свою очередь, обязанность указывать размер такого обеспечения в проекте контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрена (Письмо Минфина России от 04.12.2017 N 24-03-07/80465).

Однако, с 2019 г. такая обязанность появилась с учетом внесения изменений ст. 1, Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  и при этом,   сумма обеспечения исполнения контракта указывается в проекте контракта с остальными сведениями, направляемого победителю закупки для подписания.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность осуществление закупок малого объема за наличный расчет в соответствии Закона № 44-ФЗ

Вопрос

Можно ли осуществить закупки малого объема за наличный расчет в рамках Закона № 44-ФЗ?

Ответ

Заказчик вправе осуществлять закупки на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ   в форме заключения договора(контракта), непосредственно путем подписания актов (накладных) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) либо оплаты выставленного счета, либо закупку за наличный расчет сотрудником заказчика за выданные ему под отчет наличные денежные средства, в таком случае подтверждением сделки являются товарные или кассовые чеки и другие документы. Если же закупка за наличный расчет проводится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, сумма оплаты по ней не должна превышать 100 тыс. руб.

Обоснование

Закупки малого объема — это закупки у единственного поставщика на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. В обоих случаях предельная цена одного контракта — 600 тыс. руб.

Заключить контракт по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут образовательные, научные и иные организации, учреждения, перечисленные в данной норме.

Для каждого из этих видов закупок установлен предельный годовой объем. Такой объем заказчик устанавливает самостоятельно с учетом того, что он не может превышать 2 млн руб. или 10% СГОЗ, но в пределах 50 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).

Закупки малого объема осуществляются в большинстве случаях через единый агрегатор торговли «Березка» (https://agregatoreat.ru/). Применять агрегатор не требуется в случаях, перечисленных в п. п. 7, 9 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р.

Вместе с тем взаимодействовать с ЕАТ «Березка» придется, чтобы разместить информацию о контракте в реестре закупок (п. 7 указанного Распоряжения).

Органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления рекомендовано использовать агрегатор (п. 8 Распоряжения Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

Для заключения контракта по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ заказчику не нужно включать в контракт расчет и обоснование его цены. Контракт заключается в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В большинстве случаев это три варианта:

1) заключение договора (требования ст. 34 Закона № 44-ФЗ);

2) оплата по счету или приобретение без договора. При таком способе двусторонний документ («договор», «контракт») не оформляется. Контракт заключается непосредственно путем подписания актов (накладных) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) либо оплаты выставленного счета (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ);

3). закупка за наличный расчет. (Письмо Минфина России от 04.10.2017 N 24-02-08/64784).

Такие закупки осуществляются сотрудником заказчика за выданные ему под отчет наличные денежные средства. Если же закупка проводится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, сумма оплаты по ней не должна превышать 100 тыс. руб. (п. 4 Указания Банка России от 09.12.2019 N 5348-У).

Двусторонний документ в данном случае также не оформляется. Подтверждением сделки являются товарные или кассовые чеки и другие документы (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

При этом, сведения о закупках, совершенных без заключения контракта, необходимо внести в реестр закупок малого объема.

Реестр закупок должны вести получатели бюджетных средств в соответствии п. 1 ст. 73 Бюджетного Кодекса  РФ. К ним относятся (ст. 6 БК РФ):

1)       госорганы;

2)       органы управления государственным внебюджетным фондом;

3)       органы местного самоуправления;

4)       органы местной администрации;

5)       казенные учреждения, которые находятся в ведении распорядителя бюджетных средств.

Однако, по мнению Минфина России, бюджетные учреждения не должны вести реестр закупок, поскольку они отсутствуют в данном перечне (Письмо от 19.09.2012 N 02-11-08/3805).

Вместе с тем, если бюджетное учреждение осуществляет закупки за счет субсидий из бюджета без заключения контракта, в любом случае рекомендуется вести реестр с такими закупками во избежание спорных ситуаций с контрольными органами.

Учитывая изложенное, заказчик вправе осуществлять закупки на основании п. 4 и п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ   в форме заключения договора(контракта), непосредственно путем подписания актов (накладных) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) либо оплаты выставленного счета, либо закупку за наличный расчет сотрудником заказчика за выданные ему под отчет наличные денежные средства, в та-ком случае подтверждением сделки являются товарные или кассовые чеки и другие документы. Если же закупка за наличный расчет проводится у юридического лица или индивидуального предпринимателя, сумма оплаты по ней не должна превышать 100 тыс. руб.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Включение срока проведения приемки обязательств по контракту в срок его исполнения

Вопрос

Входит ли срок проведения экспертизы приемки товаров, работ, услуг в срок исполнения контракта? например: срок сдачи ремонтных работ 29.05.2020, подрядчик приносит документы 29.05. и на приёмку работы есть 5 рабочих дней, Заказчик проводит приёмку в последний день 05.06., будет ли это нарушение срока исполнения по контракту или подрядчик сдал вовремя?

Ответ

В соответствии ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ документ о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен быть составлен в течение срока, установленного контрактом для приемки.

Учитывая изложенное, при расчете заказчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом.  (Письмо Минфина России от 16.03.2020 N 24-03-07/19771).

Обоснование

Согласно п. а) ч.13 ст. 34, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

В силу ч. 1 ст. 94 Закона N 44-ФЗ исполнение контракта представляет собой комплекс мер, в том числе приемку товара (работ, услуг), проведение экспертизы, оплату товара (работ, услуг), применение мер ответственности и совершение иных действий в случае нарушения одной из сторон условий контракта.

Для проверки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги всегда проводится экспертиза. Заказчик может провести ее либо своими силами, либо с привлечением сторонних экспертов, экспертных организаций (ч. 3 ст. 94 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии ч. 7 ст. 94 Закона N 44-ФЗ документ о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги должен быть составлен в течение срока, установленного контрактом для приемки.

Учитывая изложенное, при расчете заказчиком размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, не учитываются дни, потребовавшиеся заказчику для приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги, оформления результатов такой приемки, если иное не предусмотрено контрактом.  (Письмо Минфина России от 16.03.2020 N 24-03-07/19771).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность формирования электронных документов о приемке результатов исполнения контрактов, заключенных  с 01.01 2020 года

Вопрос

Дайте пожалуйста пояснение о формировании электронного документа о приемке товаров, работ, услуг в ЕИС.

С 01.01.2020 г. были заключены договора и контракты, где в условиях не прописаны пункты об обмене электронными документами. Счета и акты выполненных работ получали по почте и на электронную почту. Нужно ли дополнительно заключать допсоглашения об обмене электронными документами?

Ответ

Возможность формировать документы в электронном виде действует в отношении контрактов, заключенных с 1 января 2020 года. Если они заключены до названной даты или в заключенных контрактах не предусмотрено условие об обмене документами в электронном  виде, то воспользоваться новым функционалом ЕИС можно при условии, что в контракте в качестве первичного учетного документа указан универсальный передаточный документ (счет-фактура).

Кроме того, госорганами дана рекомендация предусматривать в проекте контракта, в частности, возможность оформления и обмена документами о приемке в электронной форме.

Существенными являются условия договора, которые необходимы и достаточны для его заключения. Таким условием всегда является предмет договора, а также это условия, которые названы в правовых актах как существенные или необходимые (обязательные) для договоров данного вида.

Существенным будет и условие, которое надо согласовать по заявлению одной из сторон.

Кроме того, изменение существенных условий контракта при его исполнении ограничено случаями, установленными ст. 95, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Таким образом, если контрактом не предусмотрено условие об электронном обмене документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, то соответственно внести изменения  обязательного условия о порядке и сроках оформления результатов  приемки  исполнения контракта является существенным условием, тем более требующего согласования с контрагентом, следовательно по положениям Закона № 44-ФЗ не допускается.

Официальных разъяснений не найдено, рекомендуется обратиться в Минфин России за получением разъяснений новой нормы.

Обоснование

С 1 января 2020 года заказчики и поставщики в рамках исполнения контрактов могут воспользоваться функциональными возможностями ЕИС по формированию и подписанию документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме.

Это можно сделать в личном кабинете пользователя при взаимном согласии сторон на обмен такими документами.

Для этого заказчику нужно:

— найти контракт в реестре на этапе «Исполнение»;

— воспользоваться пунктом контекстного меню «Предусмотреть формирование документов о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме».

После выполнения этих действий у поставщика (подрядчика, исполнителя) появится возможность формировать документы в электронном виде.

Такой порядок действует в отношении контрактов, заключенных с 1 января 2020 года. Если они заключены до названной даты или в заключенных контрактах не предусмотрено условие об обмене документами в электронном  виде, то воспользоваться новым функционалом ЕИС можно при условии, что в контракте в качестве первичного учетного документа указан универсальный передаточный документ (счет-фактура).

Кроме того, госорганами дана рекомендация предусматривать в проекте контракта, в частности, возможность оформления и обмена документами о приемке в электронной форме.

Следует отметить, что Казначейство и ФНС признают документ о приемке, сформированный в ЕИС и под-писанный электронными подписями, равнозначным бумажному документу с собственноручными подписями. (Письмо Казначейства России N 14-00-06/27476, ФНС России N АС-4-15/26126@ от 18.12.2019 «Об электронном документообороте документов о приемке товаров (выполнении работ, оказании услуг), сформированных с использованием единой информационной системы в сфере закупок»).

При этом,  Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика. (ч.1 ст. 34, Федерального  закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ).

В соответствии ч.2 ст. 34, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Согласно п.1  ч. 13 ст. 34, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  В контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, в том числе с учетом положений части 13 статьи 37 настоящего Федерального закона, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки, а также о порядке и сроке предоставления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обеспечения гарантийных обязательств в случае установления в соответствии с частью 4 статьи 33 настоящего Федерального закона требований к их предоставлению. В случае, если контрактом предусмотрены его поэтапное исполнение и выплата аванса, в контракт включается условие о размере аванса в отношении каждого этапа исполнения контракта в виде процента от размера цены соответствующего этапа.

В  силу п.1 ст. 432, ГК РФ Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Таким образом, существенными являются условия договора, которые необходимы и достаточны для его заключения. Таким условием всегда является предмет договора, а также это условия, которые названы в правовых актах как существенные или необходимые (обязательные) для договоров данного вида.

Существенным будет и условие, которое надо согласовать по заявлению одной из сторон.

Кроме изменение существенных условий контракта при его исполнении ограничено случаями, установленными ст. 95, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

Таким образом, если контрактом не предусмотрено условие об электронном обмене документов о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, то соответственно внести изменения  обязательного условия о порядке и сроках оформления результатов  приемки  исполнения контракта  является существенным условием, тем более требующего согласования с контрагентом, следовательно по положениям Закона № 44-ФЗ не допускается.

Официальных разъяснений не найдено, рекомендуется обратиться в Минфин России за получением разъяснений новой нормы.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Правомерность заказчика устанавливать дополнительные требования к субподрядчикам

Вопрос

В закупке по выполнению работ по реконструкции автомобильной дороги, где начальная (максимальная) цена контракта превышает 10 млн. рублей Заказчик имеет право устанавливать требования к субподрядчикам по Постановлению № 99 от 04.02.2015 ?

Ответ

Закон № 44-ФЗ  и Постановление Правительства РФ  № 99 дает право заказчику предъявлять требования именно к участникам закупки. Возможность установления требований к субподрядчикам не предусмотрена.

Обоснование

При осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки в соответствии ст. 31, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» .

В соответствии ч.2 ст. 31, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участи-ем, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкур-сов или аукционов, дополнительные требования.

Такие дополнительные требования к отдельным видам закупок в настоящее время утверждены Постановлением  Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (ред. от 20.03.2020).

Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением N 1  и приложением N 2 к настоящему постановлению.

Так, дополнительные требования нужно предусмотреть при проведении электронного аукциона с НМЦК выше 10 млн руб. и конкурса с ограниченным участием в электронной форме с НМЦК выше 100 млн руб., если закупаются (п. 2, 2(1), 2(2), 2(3) Приложения N 1, п. 5 Приложения N 2 к Постановлению N 99):

— работы по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства (в том числе линейного объекта);

— работы по строительству некапитального строения, сооружения (строений, сооружений), благоустройству территории;

— работы по ремонту, содержанию автодорог.

В Письме Минфина России от 31.10.2019 N 24-02-08/84217 ведомство  приходит к выводу: «… с целью подтверждения соответствия участника закупки дополнительному требованию, предусмотренному пунктом 2 Приложения N 1 к Постановлению N 99, участник закупки представляет совокупность документов, предусмотренных Постановлением N 99, подтверждающих наличие опыта у конкретного лица и позволяющих сделать вывод об объеме выполненных работ непосредственно этим участником.»

Учитывая изложенное, Закон № 44-ФЗ  и Постановление Правительства РФ № 99 дает право заказчику предъявлять требования именно к участникам закупки. Возможность установления требований к субподрядчикам не предусмотрена.

Кроме того, на практике контрольные органы  могут признать, что установление требования о предоставлении в составе заявки документов на субподрядчиков либо установление к субподрядчику  аналогичных дополнительных требований как к участнику закупки,  ограничивает количество участников закупки.

Так,  к примеру,  в ряде случаев заказчик вправе предусмотреть требование о наличии у участника на праве собственности и (или) ином законном основании определенного имущества. Вместе с тем установление данных требований не должно приводить к необоснованному ограничению количества участников закупки. Например, нельзя требовать, чтобы у участников было оборудование конкретных моделей (п. 2 Письма Минэкономразвития России N 23275-ЕЕ/Д28и, ФАС России N АЦ/45739/15 от 28.08.2015).

В связи с изложенным не рекомендуется устанавливать иных требований к участникам закупки, кроме  установленных законодательством  единых  обязательных и  дополнительных требований, а также требовать в составе заявки на участие в закупке документов на субподрядчиков.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс