В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по административному праву и судопроизводству.

Федеральное законодательство

До 1 октября 2020 года приостановлено применение мер административной ответственности за нарушения в области применения ККТ при осуществлении расчетов водителями или кондукторами в салоне транспортного средства при реализации билетов и талонов для проезда, а также расчетов за услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства (включая услуги ресурсоснабжающих организаций)

Кроме того, в ряде составов административных правонарушений уточнен срок назначения административного наказания в виде дисквалификации («сроком на шесть месяцев»), в целях их приведения в соответствие с положением части 2 статьи 3.11 КоАП РФ, согласно которой дисквалификация устанавливается на срок от 6 месяцев до 3 лет.

Федеральный закон от 23.06.2020 N 184-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 2 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и приостановлении действия отдельных положений статьи 14.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Установлена административная ответственность саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка

Нарушение саморегулируемой организацией в сфере финансового рынка порядка осуществления контроля деятельности своих членов и применения в отношении них мер воздействия повлечет предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц — в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

За непредставление или нарушение порядка либо сроков представления информации об изменении адреса (места нахождения) саморегулируемой организации, адреса электронной почты, номеров контактных телефонов или адреса официального сайта в сети «Интернет», об изменениях, внесенных в устав, либо о документах, утвержденных (принятых) саморегулируемой организацией и регламентирующих деятельность ее специализированных органов, предусматривается предупреждение или наложение административного штрафа: на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Также определено, что административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы при его уплате не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о его наложении.

В случае, если копия постановления о назначении административного штрафа, направленная лицу, привлеченному к административной ответственности, по почте заказным почтовым отправлением, поступила в его адрес после истечения двадцати дней со дня вынесения такого постановления, указанный срок подлежит восстановлению судьей, органом, должностным лицом, вынесшими такое постановление, по ходатайству лица, привлеченного к административной ответственности.

Федеральный закон от 23.06.2020 N 187-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и статью 1 Федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

Верховный Суд РФ разъяснил некоторые вопросы применения норм КАС РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции

В частности, сообщается следующее:

при проверке соблюдения сроков апелляционного обжалования необходимо иметь в виду, что соответствующий срок не считается пропущенным, если жалоба, представление были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока (часть 4 статьи 93 КАС РФ). В этом случае дата подачи апелляционных жалобы, представления определяется по штемпелю на конверте, квитанции о приеме заказной корреспонденции либо иному документу, подтверждающему прием жалобы, представления (справка почтового отделения, копия реестра на отправку почтовой корреспонденции, уведомление о поступлении документов в информационную систему, содержащее дату и время поступления документов, и др.);

если на судебный акт поданы апелляционные жалоба, представление, частная жалоба, представление и одновременно поставлен вопрос о восстановлении пропущенного срока их подачи, суд первой инстанции сначала решает вопрос о восстановлении пропущенного процессуального срока, а затем в случае отсутствия оснований для оставления без движения, возвращения жалобы, представления выполняет требования частей 1, 4, 6 статьи 302 КАС РФ о направлении лицам, участвующим в деле, копии жалобы, представления и приложенных к ним документов, о направлении дела (материала) вместе с жалобой, представлением в суд апелляционной инстанции;

при подаче апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления в установленный законом срок вместе с заявлением о восстановлении срока на их подачу такое заявление судом не рассматривается;

неуказание в жалобе, представлении номера административного дела, присвоенного судом первой инстанции, при наличии сведений об обжалуемом решении суда и соответствии жалобы, представления иным требованиям КАС РФ, неуказание адреса электронной почты или номера телефона при наличии иных данных, позволяющих известить лицо, подающее жалобу, представление, о движении дела, или при наличии названных сведений в материалах дела, а также иные недостатки, которые сами по себе не являются препятствием для рассмотрения жалобы, представления, не влекут оставление таких жалобы, представления без движения.

Срок для исправления недостатков жалобы, представления суду первой инстанции следует назначать с учетом реальной возможности их устранения, времени, необходимого на отправку и доставку почтовой корреспонденции, исходя из территориальной удаленности от суда места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу, а также с учетом иных обстоятельств;

судам первой инстанции необходимо учитывать, что если апелляционная, частная жалоба и приложенные к ним документы поданы лицом, не обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в электронном виде и копии этих документов не были направлены другим лицам, участвующим в деле, то суд при наличии технической возможности размещает их на официальном сайте суда в сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа и (или) сообщает указанным лицам о поступлении жалобы способом, предусмотренным для направления судебных извещений (например, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти в сети «Интернет», электронной почтой, телефонограммой и др.), разъясняя возможность ознакомиться с ними и подать возражения;

установление в ходе рассмотрения административного дела нарушения срока апелляционного обжалования судебного акта при отсутствии определения о восстановлении этого срока или несоответствия апелляционных жалобы, представления, частной жалобы, представления требованиям статьи 299 КАС РФ является основанием для оставления их без рассмотрения по существу при условии, что в суде апелляционной инстанции отсутствует возможность устранения выявленных недостатков;

неуплата лицом, участвующим в деле, государственной пошлины либо ее уплата не в полном размере не может служить основанием для возвращения апелляционной жалобы с делом судом апелляционной инстанции в суд первой инстанции для совершения процессуальных действий, предусмотренных статьей 300 КАС РФ. В этом случае вопрос о взыскании государственной пошлины в установленном законом размере может быть разрешен судом апелляционной инстанции с учетом правил, предусмотренных главой 10 КАС РФ;

в силу части 3 статьи 111 КАС РФ в случаях если суд вышестоящей инстанции, не передавая дело на новое рассмотрение, изменит состоявшееся решение суда нижестоящей инстанции или примет новое решение, он соответственно изменяет распределение судебных расходов с учетом правил, установленных указанной статьей. Если в этих случаях суд вышестоящей инстанции не изменил решение суда в части распределения судебных расходов, этот вопрос должен решить суд первой инстанции по заявлению лица, заинтересованного в его разрешении. Данная норма права применяется в том числе к расходам, понесенным судом апелляционной инстанции в связи с рассмотрением административного дела, расходам, возникшим на стадии производства в суде апелляционной инстанции по инициативе суда апелляционной инстанции (например, расходам, связанным с назначением экспертизы, назначением адвоката), а также к расходам по уплате государственной пошлины.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 11.06.2020 N 5 «О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции»

Установлен порядок объявления органами внутренних дел предостережений о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений

Утверждены также:

форма официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения;

перечни категорий должностных лиц системы МВД России, уполномоченных объявлять официальное предостережение (предостережение).

Официальное предостережение (предостережение) вручается уполномоченным должностным лицом под подпись лицу, которому оно объявлено.

Приказ МВД России от 04.03.2020 N 119 «О некоторых вопросах объявления органами внутренних дел Российской Федерации официального предостережения (предостережения) о недопустимости действий, создающих условия для совершения преступлений, административных правонарушений, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, либо недопустимости продолжения антиобщественного поведения» Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2020 N 58737.

Другие документы

Приказ МВД России от 17.03.2020 N 164 «О внесении изменений в Порядок осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, утвержденный приказом МВД России от 8 июля 2011 г. N 818» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.06.2020 N 58739)

<Письмо> Минфина России от 31.01.2020 N 09-07-10/6337 <Об административной ответственности должностных лиц>

Законодательство Республики Алтай

Приказ Минприроды Республики Алтай от 06.07.2020 N 396 «Об утверждении Перечня должностных лиц Министерства природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»

Судебная практика

Определение Верховного Суда РФ от 19.06.2020 N 304-ЭС20-8156 по делу N А03-8956/2019

Требование: О пересмотре в кассационном порядке судебных актов по делу о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности на основании ч. 2 ст. 14.43 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа.

Решение: В передаче дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ отказано, поскольку суды правомерно пришли к выводу о наличии в деянии общества элементов состава вмененного административного правонарушения.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 03.07.2020 N С01-731/2020 по делу N А21-5370/2019

Требование: О взыскании компенсации за нарушение исключительных прав на товарные знаки.

Обстоятельства: Истцы являются правообладателями товарных знаков. Ссылаются на то, что ответчиком был помещен под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления товар, маркированный спорными товарными знаками в отсутствие согласия на их использование.

Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку ответчик является собственником ввозимого товара, не имеет соглашений с правообладателями спорных товарных знаков, доказательств введения спорного товара в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия не представлено.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 01.06.2020 N Ф04-1227/2020 по делу N А67-8894/2018

Требование: О солидарном взыскании ущерба за поврежденный товар, судебных издержек по проведению экспертиз, необходимых для установления его размера.

Обстоятельства: В результате срабатывания пожарной сигнализации арендованный торговый павильон засыпало противопожарным порошком, в результате чего повреждено имущество арендатора. Претензия о компенсации причиненных убытков путем предоставления арендных каникул сроком на шесть месяцев арендодателем не исполнена.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт причинения ущерба имуществу арендатора противоправным поведением арендодателя, допустившим нарушения требований пожарной безопасности, в том числе касающихся систем и установок противопожарной защиты, установлен.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.06.2020 N Ф04-1163/2020 по делу N А03-16443/2019

Требование: О привлечении общества к ответственности по ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ за осуществление деятельности по производству и обороту алкогольной продукции с добавлением спирта без соответствующей лицензии.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения в действиях общества установлен, процессуальные нарушения не выявлены.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 08.06.2020 N Ф04-1414/2020 по делу N А67-9540/2019

Требование: Об отмене постановления о назначении обществу наказания в виде штрафа, предусмотренного ч. 2.1 ст. 14.16 КоАП РФ, за продажу алкогольной продукции несовершеннолетнему лицу.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку отсутствуют допустимые доказательства, подтверждающие наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения, так как при проведении контрольной покупки сотрудниками полиции в качестве покупателя привлечен несовершеннолетний, законные представители которого не давали согласия на его участие в проведении данного мероприятия.

Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса» :

  • Статья: Нарушения административных правил — обзор за 2019 год (Сиражетдинова О.) («Жилищное право», 2020, N 6)
  • Статья: Понятие, правовая природа и признаки принципов производства по делам об административных правонарушениях (Нобель А.Р.) («Актуальные проблемы российского права», 2020, N 5)
  • Статья: Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как ограничение прав человека на свободу и личную неприкосновенность (Дарбинян А.А., Морозова М.В., Пирязева Н.Е.) («Миграционное право», 2020, N 2)
  • Статья: Проблемы отграничения организации незаконной миграции от административных правонарушений (Панькин А.А.) («Миграционное право», 2020, N 2)
  • Статья: Миграционные нарушения: обзор судебной практики (Балдынова А.) («Трудовое право», 2020, N 6)
  • Статья: Ошибки, важные в кадровом делопроизводстве. Анализ споров (Тихонова Н.) («Трудовое право», 2020, N 6)
  • Статья: Административная ответственность в системе предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере как эффективный метод обеспечения законности и дисциплины в управлении бюджетными средствами (Андреев С.А.) («Финансовое право», 2020, N 5)
  • Статья: К вопросу о времени возникновения института административной ответственности в России (Зуева Л.Ю.) («Административное право и процесс», 2020, N 5)