В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Безвозмездное поступление здания. Отражение в учете бюджетного учреждения до момента получения правоустанавливающих документов

Вопрос

Как правильно отразить безвозмездное поступление здания (памятник архитектуры) от вышестоящей организации? Какой счет использовать до получения свидетельства?

Ответ

Если здание — памятник архитектуры введено в эксплуатацию до вступления в действие утратившего силу Закона № 122-ФЗ, то оно может быть принято к учету на балансовый счет 101 при наличии законно обусловленного права оперативного управления (ст. 299 ГК РФ), которое может быть подтверждено в данном случае Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) или Извещением (ф. 0504805) (Письмо Минфина России от 30.05.2019 N 02-06-10/39467).

Других официальных разъяснений (кроме указанного выше Письма Минфина России от 30.05.2019 N 02-06-10/394670) — нет.

В противном случае объект недвижимости до регистрации прав следует отражать на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (Письма Минфина РФ от 14.10.2015 N 02-07-10/58921, от 17.07.2015 N 02-07-10/41190, от 11.11.2016 N 02-06-10/66367).

Обоснование

П. 38 Инструкции № 157н закрепляет, что счет 0 101 00 000»Основные средства» предназначен для учета операций с материальными объектами, относящимися к основным средствам в соответствии с положениями федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства».

В свою очередь, п. 7 СГС «Основные средства», дает определение основным средствам: «являющиеся активами материальные ценности независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования субъектом учета на праве оперативного управления (праве владения и (или) пользования имуществом, возникающем по договору аренды (имущественного найма) либо договору безвозмездного пользования) в целях выполнения им государственных (муниципальных) полномочий (функций), осуществления деятельности по выполнению работ, оказанию услуг либо для управленческих нужд субъекта учета».

Иными словами, на счете 0 101 00 000 «Основные средства» учитываются объекты, принадлежащие учреждению на праве оперативного управления либо праве владения, праве пользования (договор аренды, безвозмездного пользования).

Согласно п. 1 ст. 296 ГК РФ имущество бюджетных учреждений закрепляется за ними на праве оперативного управления. Собственником имущества является соответственно РФ, субъект РФ, муниципальное образование.

Из статьи 299 ГК РФ следует, что право оперативного управления возникает у учреждения:

— в отношении имущества, собственником которого принято решение о закреплении его за учреждением, – с момента передачи ему имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника;

— в отношении имущества, приобретенного в процессе финансово-хозяйственной деятельности по договору или иным основаниям — согласно положений главы 14 ГК РФ. В отношении движимого имущества право оперативного управления возникает в момент его передачи учреждению от поставщика, а в отношении недвижимого имущества – с момента государственной регистрации.

Недвижимое имущество, права на которые подлежат государственной регистрации, принимается к учету на основании первичных учетных документов с обязательным приложением документов, которые подтверждают такую регистрацию (п. 36 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 08.02.2019 N 02-06-10/7925).

Здания и иное недвижимое имущество принимаются к бухгалтерскому учету на основании:

— первичных учетных документов, которые предусмотрены условиями контракта (договора) (Письмо Минфина России от 11.11.2016 N 02-06-10/66367);

— приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);

— акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

— извещения (ф. 0504805);

— иных форм, утвержденных в учетной политике.

Государственная регистрация возникновения и перехода прав на недвижимое имущество удостоверяется выпиской из ЕГРН, которая может предоставляться как в электронной форме, так и на бумажном носителе (ч. 1 ст. 28 Закона N 218-ФЗ).

Если нет свидетельства о госрегистрации, то те объекты недвижимого имущества, которые введены в эксплуатацию до вступления в действие Закона № 122-ФЗ о регистрации прав на недвижимость (утратил силу), принимаются к учету при наличии законно обусловленного права оперативного управления на такие объекты. Это позиция Минфина России, которая основана на утративших силу положениях Закона о регистра-ции прав на недвижимость (Письмо Минфина России от 30.05.2019 N 02-06-10/39467).

 

Учитывая вышеизложенное, полагаем, при безвозмездном получении здания — памятника архитектуры, введенного в эксплуатацию до вступления (21.07.1997 г.)в действие Закона № 122-ФЗ, данный объект может быть принят к учету при наличии законно обусловленного права оперативного управления, которое может быть подтверждено в данном случае актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) или извещением (ф. 0504805).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Оплата больничного в случае увольнения сотрудника. Проводки в бюджетном учреждении

Вопрос

Подробные проводки КВР и КОСГУ при оплате больничного бывшему сотруднику (больничный принес после увольнения)?

Ответ

Так как учреждение является участником пилотного проекта и речь идет об оплате больничного листа после увольнения, то в учете будут оформлены записи по начислению и выплате пособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств учреждения так:

Д ХХХХ0000000000321 4 401 20 266     К ХХХХ0000000000321 4 302 66 737

— начислено пособие в размере 60 % среднего заработка;

Д ХХХХ0000000000321 4 302 66 837     К ХХХХ0000000000321 4 303 01 731

— удержан НДФЛ;

Д ХХХХ0000000000321 4 302 66 837     К 00000000000000000 4 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 321, КОСГУ 266

— выплачено пособие бывшему сотруднику;

Д ХХХХ0000000000321 4 303 01 831     К 00000000000000000 4 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 321, КОСГУ 266

— перечислен НДФЛ в бюджет.

Обоснование

Если нетрудоспособность наступила в течение 30 календарных дней после увольнения, то пособие оплачивается только в случае болезни или травмы самого бывшего работника в размере 60 % среднего заработка независимо от страхового стажа (ч. 2 ст. 5, ч. 3 ст. 13, ч. 2 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).

Документом для оплаты пособия после увольнения является больничный лист.

Его уволенный работник должен представить не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности или установления инвалидности (ч. 1 ст. 12 Закона N 255-ФЗ).

Отнесение пособия по временной нетрудоспособности на КВР и КОСГУ зависит от источника выплат и категории получателя (работник, бывший сотрудник).

По общему правилу, при выплате пособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя расходы отражаются так:

— по КВР 111 в увязке с подстатьей 266 КОСГУ, если работник заболел или получил травму в период действия трудового договора;

— по КВР 321 в увязке с подстатьей 266 КОСГУ, если это пособие выплачивается бывшему работнику, который заболел после увольнения.

Начисление и выплату пособия по больничному листу следует отразить в учете на счете 0 302 00 000.

В данной ситуации, так как учреждение является участником пилотного проекта («прямые выплаты») и речь идет об оплате больничного листа после увольнения (прекращения действия трудового договора), то в учете будут оформлены записи по начислению и выплате пособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств учреждения так:

Д ХХХХ0000000000321 4 401 20 266     К ХХХХ0000000000321 4 302 66 737

— начислено пособие в размере 60 % среднего заработка (3 дня);

Д ХХХХ0000000000321 4 302 66 837     К ХХХХ0000000000321 4 303 01 731

— удержан НДФЛ;

Д ХХХХ0000000000321 4 302 66 837      К 00000000000000000 4 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 321, КОСГУ 266

— выплачено пособие бывшему сотруднику;

Д ХХХХ0000000000321 4 303 01 831      К 00000000000000000 4 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 321, КОСГУ 266

— перечислен НДФЛ в бюджет.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Получение спонсорской помощи бюджетным учреждением

Вопрос

Бюджетному учреждению хотят оказать денежную спонсорскую помощь в размере 15 000 рублей. Как правильно это оформить и должны ли мы заплатить какие-то налоги с этой суммы?

Ответ

Если помощь действительно подразумевает спонсорство, по смыслу попадающее под  п. п. 9 и п. п. 10 статьи 3 Закона N 38-ФЗ, то она может признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как доход от оказания услуг за плату (Письмо Минфина РФ от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72).

Полученные по договору дарения, денежные средства для целей налогообложения прибыли признаются внереализационным доходом на дату поступления денежных средств в кассу учреждения или на его лице-вой (банковский) счет (п. 8 ч. 2 ст. 250, п. п. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

А денежные средства, полученные учреждением по договору пожертвования (ст. 582 ГК РФ) и используемые в указанных жертвователем целях (хотя такое указание и необязательно в случае пожертвования юридическому лицу согласно п. 3 ст. 582 ГК РФ), не облагаются налогом на прибыль (п. п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Указанные средства поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ). Однако, если цель все же была определена жертвователем, а денежные средства использованы не по целевому назначению, то они являются внереализационным доходом в целях налогообложения прибыли (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

В учете операцию следует отразить так:

Д 00000000000000000 2 201 11 510        К ХХХХ0000000000150 2 205 55 66Х

Одновременное увеличение забалансового счета 17 по КФО 2, КДБ 150, КОСГУ 155

— зачислено на лицевой счет добровольное пожертвование физического (юридического) лица (п. 72 Инструкции № 174н, Приказ № 85н, Приказ № 209н);

Д ХХХХ0000000000150 2 205 55 56Х        К ХХХХ0000000000150 2 401 10 155

— начислен доход учреждения от добровольного пожертвования (п. 39 СГС «Доходы»).

Обоснование

В Письме Минфина РФ от 01.09.2009 N 03-03-06/4/72 по аналогичной ситуации позиция такова: в действующем законодательстве Российской Федерации понятие «спонсорство» не предусмотрено. Вместе с тем понятия «спонсор» и «спонсорская реклама» предусмотрены в Федеральном ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ «О рекламе». Согласно п. п. 9 и п. п. 10 статьи 3 Закона N 38-ФЗ спонсором признается лицо, предоставившее средства либо обеспечившее предоставление средств для организации и (или) проведения спортивного, культурного или любого иного мероприятия, создания и (или) трансляции теле- или радиопередачи либо создания и (или) использования иного результата творческой деятельности. Спонсорская реклама представляет собой рекламу, распространяемую на условии обязательного упоминания в ней об определенном лице как о спонсоре. В соответствии со ст. 3 Закона N 38-ФЗ под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Следовательно, спонсорский взнос имеет целевой характер и предполагает встречные обязательства сторон по предоставлению услуг рекламного характера. Таким образом, спонсорский вклад может признаваться платой за рекламу и, соответственно, рассматриваться в целях налогообложения прибыли как до-ход от оказания услуг за плату.

Если, согласно того же Письма, рассмотреть данный вопрос с позиции налогообложения пожертвований некоммерческим организациям, то в этом случае необходимо учитывать следующее: согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. Пожертвования могут делаться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным учреждениям, благотворительным, научным и образовательным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, иным некоммерческим организациям в соответствии с законом, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 ГК РФ.

Определение налоговой базы по налогу на прибыль организаций производится налогоплательщиками в порядке, установленном гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ. Целевые поступления, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль некоммерческими организациями, определены в п.2 ст. 251 Кодекса, их перечень является исчерпывающим. В частности, к таким целевым поступлениям отнесены пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Таким образом, сумма денежных средств, полученных учреждением по договору пожертвования и используемых в указанных жертвователем целях, не облагается налогом на прибыль (п. п. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Однако, денежные средства, которые получены учреждением по договору пожертвования и использованы не по целевому назначению, указанному жертвователем, являются внереализационным доходом в целях налогообложения прибыли (п. 14 ч. 2 ст. 250 НК РФ).

Необходимо также учитывать следующее: денежные средства, полученные по договору дарения, для целей налогообложения прибыли признаются внереализационным доходом на дату поступления денежных средств в кассу учреждения или на его лицевой (банковский) счет (п. 8 ч. 2 ст. 250, п. п. 2 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Учитывая вышеизложенное, полагаем, если помощь действительно не подразумевает спонсорство, по смыслу попадающее под  п. п. 9 и п. п. 10 статьи 3 Закона N 38-ФЗ, то целесообразнее принять ее в виде пожертвования, отразив так:

Д 00000000000000000 2 201 11 510        К ХХХХ0000000000150 2 205 55 66Х

Одновременное увеличение забалансового счета 17 по КФО 2, КДБ 150, КОСГУ 155

— зачислено на лицевой счет добровольное пожертвование физического (юридического) лица, имеющее целевой характер (п. 72 Инструкции № 174н). В данном случае следует составить договор пожертвования, с указанием целевого характера поступивших средств, хотя такое указание необязательно в случае пожертвования юридическому лицу (п. 3 ст. 582 ГК РФ);

Д ХХХХ0000000000150 2 205 55 56Х        К ХХХХ0000000000150 2 401 10 155

— начислен доход учреждения от добровольного пожертвования (п. 39 СГС «Доходы»).

Указанные средства поступают в самостоятельное распоряжение учреждения (ст. 298 ГК РФ).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Документальное оформление операций при приобретении объектов основных средств

Вопрос

Нужно ли оформлять акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при приобретении основного средства от поставщика?

Ответ

В учетной политике должны быть строго закреплены соответствующие формы учетных документов, при-меняемых при поступлении (в частности – приобретении) объектов основных средств.

Документом, подтверждающим приемку имущества может быть как Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207), так и Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) (Методические указания по применению форм первичных учетных доку-ментов и формированию регистров бухучета).

Если при покупке основного средства контрактом (договором) предусмотрено предоставление отгрузочных документов, оформленных соответствующим образом, то принять приобретенный объект к учету можно и на основании товарной накладной поставщика (при наличии соответствующей нормы в учетной политике).

Обоснование

Поступившие в учреждение основные средства принимаются к учету на основании:

— первичных учетных документов, которые предусмотрены условиями контракта (договора), например, товарная накладная, счет-фактура;

— приходного ордера на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207);

— акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101);

— акта приемки материалов (материальных ценностей) (ф. 0504220);

— извещения (ф. 0504805);

— иных форм, утвержденных в учетной политике.

 

Так, Приказ Минфина России от 30.03.2015 N 52н регламентирует, что Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) составляется учреждением при поступлении материальных ценностей (в том числе основных средств, материальных запасов) и служит основанием для принятия к бухгалтерскому учету и отражения на балансе учреждения.  А Письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795 разъясняет, что если при покупке основного средства контрактом (договором) предусмотрено предоставление отгрузочных документов, оформленных соответствующим образом, то в этом случае Приходный ордер (ф. 0504207) можно не составлять.

Далее, Приказ N 52н закрепляет, что Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) составляется при передаче нефинансовых активов между учреждениями, учреждениями и организациями (иными правообладателями); при оформлении операций по приемке (передаче) имущества, относящегося к объектам нефинансовых активов. Учреждение в рамках формирования учетной политики вправе установить порядок применения Акта о приеме-передаче (ф. 0504101) при приобретении, безвозмездной передаче, продаже объектов нефинансовых активов.

Учитывая вышеизложенное:

— документом, подтверждающим приемку-передачу имущества может быть приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) или акт о приеме-передаче объектов не-финансовых активов (ф. 0504101) (Методические указания по применению форм первичных учетных доку-ментов и формированию регистров бухучета);

— если при покупке основного средства контрактом (договором) предусмотрено предоставление отгрузочных документов, оформленных соответствующим образом, то принять приобретенный объект к учету можно и на основании товарной накладной поставщика (при наличии соответствующей нормы в учетной политике).

Таким образом, случаи применения всех указанных документов должны быть четко закреплены в учетной политике.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Выбор аналитического счета для учета перчаток с полимерным покрытием

Вопрос

Надо ли казенному учреждению учитывать перчатки с полимерным покрытием как мягкий инвентарь или можно учитывать как прочие материалы на счете 105.36?

Ответ

Перчатки с полимерным покрытием приобретаются учреждением как для общехозяйственных нужд, так и в рамках мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. При этом, согласно Инструкции № 157н, они не являются мягким инвентарем.

Расходы должны быть отражены по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ.

Учет следует организовать на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы».

Обоснование

Согласно требований п. 118 Инструкции № 157н к мягкому инвентарю относятся, как правило, диэлектрические перчатки (спецодежда). Учитываются они в бухгалтерском (бюджетном) учете в общем для всех средств индивидуальной защиты порядке.

Обычные же перчатки с полимерным покрытием приобретаются учреждением как для общехозяйственных нужд, так и в рамках его мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции.

В таком случае расходы должны быть отражены по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н). А учет, соответственно, следует организовать на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы» (как хозяйственные материалы или иные материальные запасы).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс