В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Действия заказчика в случае не подписания контракта поставщиком в установленный Законом № 44-ФЗ срок

Вопрос

Заключен контракт в рамках 44-ФЗ, 19 июня 2020 года, проект контракта для подписания был направлен Поставщику 22 июня 2020 году, в течение 5 дней Поставщик не успел подписать контракт, а подписал только 30 июня с просрочкой на 1 день. Что необходимо предпринимать в этой ситуации, если Поставщик предоставит уважительное обоснование в пропуске срока?

Ответ

Согласно ч. 3, 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен разместить проект контракта на электронной площадке в срок, отведенный для его подписания.

Таким образом, если победитель закупки не направил в установленный срок подписанный проект кон-тракта, то он считается уклонившимся  от заключения контракта, и  его могут включить в РНП.

В таком случае, заказчик должен составить протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта. В течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта заказчик направляет в антимонопольный орган информацию и документы, указанные в п. п. 1 — 3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ (ч. 13 ст. 83.2, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Учитывая изложенное, в случае нарушения установленных сроков на подписание проекта контракта победителем закупки, заказчик обязан обратиться в антимонопольный орган с информацией о включении его в РНП с документами, свидетельствующими об уклонении победителя от заключения контракта. В свою очередь, контрольный орган при рассмотрении обращения устанавливает уважительность, обоснованность действий победителя закупки, предпринимаемые им меры к заключению контракта, причинно-следственные связи, послужившие нарушению срока подписания контракта.  (ч.4,7ст. 104, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ).

Обоснование

В соответствии ч.1 ст. 83.2, Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке.

Порядок и сроки заключения контракта по результатам закупки установлены 83.2 Закона N 44-ФЗ.

Согласно ч. 3, 6 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ участник закупки должен разместить проект контракта на электронной площадке в срок, отведенный для его подписания.

При этом, документы (информация), подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта, размещаются вместе с подписанным участником контрактом, только если такое требование установлено в извещении и (или) документации о закупке.

После того как участник представил необходимые документы, подписал проект контракта и разместил его на электронной площадке, заказчик в течение трех рабочих дней подписывает контракт и размещает его в ЕИС и на электронной площадке. С момента такого размещения в ЕИС контракт считается заключенным (ч. 7, 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ)

В силу ч.13 ст. 83.2, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  Победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

Исходя из положений ч. 13 ст. 83.2, ч. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ победитель признается уклонившимся от заключения контракта, если он в установленные сроки:

1)       не направил подписанный проект контракта;

2)       не направил протокол разногласий (при их наличии);

3)       не предоставил обеспечение исполнения контракта (при необходимости);

4)       не исполнил антидемпинговые требования в соответствии со ст. 37 Закона N 44-ФЗ (при необходимости).

Таким образом, если победитель закупки не направил в установленный срок подписанный проект кон-тракта, то он считается  уклонившимся  от заключения контракта, и  его могут включить в РНП.

В таком случае, заказчик должен составить протокол о признании победителя уклонившимся от заключения контракта. В течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта заказчик направляет в антимонопольный орган информацию и документы, указанные в п. п. 1 — 3 ч. 3 ст. 104 Закона N 44-ФЗ (ч. 13 ст. 83.2, ч. 4 ст. 104 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728).

Кроме того, заказчик может обратиться в суд с требованием возместить убытки, причиненные уклонением от заключения контракта, в части, не покрытой суммой обеспечения заявки (ч. 14 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ).

Таким образом, контрактные отношения между заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) должны считаться существующими с момента подписания протокола, государственный (муниципальный) контракт необходим лишь для их фиксации.

В этой связи неподписание контракта в срок, установленный законодательством, должно однозначно расцениваться как уклонение от заключения договора (Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18 февраля 2011 г. по делу N А45-15345/2010, Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 16 января 2012 г. по делу N А53-6748/2011).

Вместе с тем, ФАС России ранее сообщала: контрольные органы будут учитывать коронавирус как обстоятельство непреодолимой силы, когда будут рассматривать обращения о включении в РНП.

При этом большую роль играет причинно-следственная связь.

Например, антимонопольные органы не обнаружили признаков недобросовестности, когда:

— участник не смог подписать контракт в срок, так как ответственный сотрудник заболел коронавирусом;

— участник перечислил обеспечение исполнения контракта позже срока, поскольку не успел наладить удаленную работу главбуха;

— участнику удалось только согласовать с заказчиком проект банковской гарантии, а вот выдать оригинал банк в срок не смог из-за своей ограниченной работы в связи с пандемией;

— участнику одобрили банковскую гарантию, однако он не знал о новом порядке выдачи гарантий из-за коронавируса. Участник ждал гарантию нарочно, вместо того чтобы искать информацию на официальном сайте, из-за чего сорвал срок подписания контракта;

— в протоколе разногласий к проекту контракта участник сообщил о невозможности заключить контракт, так как он не вошел в число организаций, которым было разрешено работать с 4 по 30 апреля 2020 года;

— организация не смогла поставить товары в срок, так как зарубежный партнер приостановил производство комплектующих для этого товара из-за пандемии. При этом в России их не делают.

Но сослаться на пандемию получается не всегда.

При этом, включение в РНП — не единственная ответственность поставщика за уклонение от заключения контракта. Так, победитель не подписал контракт в срок, объяснив это следующим: он подал заявку ошибочно, исходя из цены, рассчитанной в январе 2020 года с учетом другого курса доллара. В текущих условиях исполнение контракта затруднено из-за пандемии и невыгодно из-за выросшего курса доллара. Организацию не включили в реестр, но оштрафовали за уклонение от заключения контракта.

Учитывая изложенное, в случае нарушения установленных сроков на подписание проекта контракта победителем закупки, заказчик обязан обратиться в антимонопольный орган с информацией о включении его в РНП с документами, свидетельствующими об уклонении победителя от заключения контракта. В свою очередь, контрольный орган при рассмотрении обращения устанавливает уважительность, обоснованность действий победителя закупки, предпринимаемые им меры к заключению контракта, причинно-следственные связи, послужившие нарушению срока подписания контракта.  (ч.4,7ст. 104, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» ).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Обязанность заказчика требовать новое обеспечение исполнения контракта, после его заключения

Вопрос

Должен ли заказчик требовать новое обеспечение, если после заключения контракта банк-гарант, выдавший банковскую гарантию был исключен из перечня банков, предусмотренного частью 1.2 статьи 45 Федерального закона № 44-ФЗ?

Ответ

Поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если у банка, выдавшего гарантию в качестве обеспечения его исполнения, отзовут лицензию на осуществление банковских операций.

При этом, условие о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта должно быть изначально предусмотрено в контракте.  Кроме того, обеспечение необходимо предоставить не позднее месяца со дня, когда заказчик надлежащим образом уведомил поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости его предоставить. За неисполнение этого обязательства заказчик обязан начислить пени как за просрочку исполнения обязательств.

Вместе с тем, заказчик не возвращает банковскую гарантию банку, у которого отозвали лицензию, и взыскание по ней не производится (ч. 12 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Следует обратить внимание, что с 1 июля 2019 года в контракте должно быть условие о замене банковской гарантии, если у банка отозвали лицензию.  Поэтому, обязанность у поставщика (подрядчика, исполните-ля) возникает после того, как заказчик уведомил поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить  новое обеспечение. Такая позиция поддерживается судом. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2019 N Ф07-12032/2019 по делу N А56-141584/2018)

Обоснование

В соответствии ч. 1, 2, 4 ст. 96 Закона N 44-ФЗ участник закупки, с которым заключается контракт по результатам аукциона или конкурса обязан предоставить обеспечение исполнения контракта.

Исполнение контракта, гарантийные обязательства могут обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта, гарантийных обязательств, срок действия банковской гарантии определяются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. При этом срок действия банковской гарантии должен превышать предусмотренный контрактом срок исполнения обязательств, которые должны быть обеспечены такой банковской гарантией, не менее чем на один месяц, в том числе в случае его изменения в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона. (ч.3 ст. 96 Закона N 44-ФЗ).

При этом, Заказчики в качестве обеспечения заявок, исполнения контрактов, гарантийных обязательств принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и включенными в перечень, предусмотренный частью 1.2 настоящей статьи. (ч.1 ст. 45, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2018 г. N 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов» установлены требования к банкам.

Согласно положениям ч.1.2 ст. 45, Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» перечень банков, соответствующих установленным требованиям, ведется Минфином России на основании сведений, полученных от Банка России, и подлежит размещению на официальном сайте Минфина России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

Согласно ч. 30 ст. 34 Закона N 44-ФЗ   Если заказчиком в соответствии с частью 1 статьи 96 настоящего Федерального закона установлено требование обеспечения исполнения контракта, в контракт включается обязательство поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить соответствующее обеспечение. Размер такого обеспечения может быть уменьшен в порядке и случаях, которые предусмотрены частями 7, 7.1, 7.2 и 7.3 статьи 96 настоящего Федерального закона. За каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного настоящей частью, начисляется пеня в размере, определенном в порядке, установленном в соответствии с частью 7 настоящей статьи.

Учитывая изложенное, поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить новое обеспечение исполнения контракта, если у банка, выдавшего гарантию в качестве обеспечения его исполнения, отзовут лицензию на осуществление банковских операций.

При этом, условие о предоставлении нового обеспечения исполнения контракта должно быть изначально предусмотрено в контракте.  Кроме того, обеспечение необходимо предоставить не позднее месяца со дня, когда заказчик надлежащим образом уведомил поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости его предоставить. За неисполнение этого обязательства заказчик обязан начислить пени как за просрочку исполнения обязательств.

Вместе с тем, заказчик не возвращает банковскую гарантию банку, у которого отозвали лицензию, и взыскание по ней не производится (ч. 12 ст. 45 Закона N 44-ФЗ).

Следует обратить внимание, что с 1 июля 2019 года в контракте должно быть условие о замене банковской гарантии, если у банка отозвали лицензию.  Поэтому, обязанность у поставщика (подрядчика, исполнителя) возникает после того, как заказчик уведомил поставщика (подрядчика, исполнителя) о необходимости предоставить новое обеспечение. Такая позиция поддерживается судом. (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2019 N Ф07-12032/2019 по делу N А56-141584/2018).

В Письме Минфина России от 21.04.2020 N 24-03-07/31971 ведомство изложило свою позицию: «Таким образом, Законом N 44-ФЗ предусмотрено, что банк должен соответствовать требованиям постановления N 440 и быть включенным в перечень только на момент выдачи банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта. При этом положений о соответствии банка требованиям постановления N 440 на протяжении всего срока действия контракта Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.

… если банк перестал соответствовать требованиям статьи 45 Закона N 44-ФЗ, при этом продолжил осуществлять банковскую деятельность, то обязательства банка по банковской гарантии не прекращаются.»

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность увеличения цены контракта не более 10 процентов

Вопрос

Возможно ли увеличение цены контракта в рамках 44-ФЗ не более 10%, если контракт на оказание услуг по поверке и в спецификации указана единица измерения — 1 условная единица? Будет ли нарушением заключение доп. соглашения на увеличение 10 % от цены контракта?

Ответ

Положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность увеличения установленного контрактом количества товара, объема работы или услуги (если такая возможность была установлена документацией о закупке) по соглашению сторон не более чем на десять процентов цены контракта.

Однако, например, «предусмотренная в пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможность увеличения цены контракта обусловлена пропорциональным увеличением предусмотренных контрактом объемов работ или услуг. Таким образом, в случае отсутствия в контракте установленного объема работ или услуг применять положения пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик не вправе» ( Вопрос: Вправе ли заказ-чик при исполнении контракта, при заключении которого изначально объем подлежащих оказанию услуг не был определен в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, увеличить цену такого контракта, применив положения п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ? («Вестник Института госзакупок», 2018, N 11).

Поэтому, учитывая специфику закупки в соответствии с отраслевым законодательством, установленные условия контракта в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, заказчик по соглашению с исполнителем услуг вправе увеличить цену контракта, если такое условие было предусмотрено документацией о закупке и контрактом в части пропорционального увеличения объема услуг.

На основании изложенного в случае возникновения необходимости в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, то закупку таких работ необходимо осуществить в рамках новой процедуры в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. (Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-05/36403, Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208).

Обоснование

Согласно ч.1,2 ст. 34, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Кон-тракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

Статьей 95 Федерального закона № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, при которых возможно изменение цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий кон-тракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и кон-трактом, в том числе, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены кон-тракта.

При этом, пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменить цену контракта по соглашению сторон, можно только если заказчик принял решение увеличить или уменьшить количество товаров, услуг, работ (кроме работ по строительству, реконструкции, капремонту, сносу объекта капстроительства или сохранению объектов культурного наследия). Изменить количество можно в пределах 10%, а цену контракта — пропорционально стоимости товаров, работ или услуг.

Таким образом, положениями Закона о контрактной системе предусмотрена возможность увеличения установленного контрактом количества товара, объема работы или услуги (если такая возможность была установлена документацией о закупке) по соглашению сторон не более чем на десять процентов цены контракта.

Следует отметить, что заказчик вправе составить дополнительное соглашение об увеличении объема и цены к уже заключенному контракту, только если такое условие предусмотрено текстом заключенного контракта. Если такой оговорки в тексте контракта нет, заказчик не может пересматривать условия контракта.

Исходя из разъяснений госорганов, если в контракте несколько позиций товаров, работ, услуг, то можно увеличить только одну из них или сразу несколько (Письма Минфина России от 11.12.2019 N 24-03-07/96489, Минэкономразвития России от 21.02.2017 N ОГ-Д28-1836, от 25.10.2016 N Д28и-2759).

Однако, например, «предусмотренная в пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ возможность увеличения цены контракта обусловлена пропорциональным увеличением предусмотренных контрактом объемов работ или услуг. Таким образом, в случае отсутствия в контракте установленного объема работ или услуг применять положения пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик не вправе»( Вопрос: Вправе ли заказ-чик при исполнении контракта, при заключении которого изначально объем подлежащих оказанию услуг не был определен в соответствии с п. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ, увеличить цену такого контракта, применив положения п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ? («Вестник Института госзакупок», 2018, N 11).

Поэтому, учитывая специфику закупки в соответствии с отраслевым законодательством, установленные условия контракта в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ, заказчик по соглашению с исполнителем услуг вправе увеличить цену контракта, если такое условие было предусмотрено документацией о закупке и контрактом в части пропорционального увеличения объема услуг.

На основании изложенного в случае возникновения необходимости в выполнении дополнительных работ, не предусмотренных контрактом, то закупку таких работ необходимо осуществить в рамках новой процедуры в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. (Письмо Минфина России от 09.06.2017 N 24-03-05/36403, Письмо Минэкономразвития России от 07.12.2016 N Д28и-3208).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность увеличения цены контракта более чем на 10 процентов, заключенного у единственного поставщика на основании п.4 ч.1 ст.93 Закона № 44-ФЗ

Вопрос

Контракт заключен по п. 4 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ цена контракта — 50000,00 руб. Возможно ли увеличить цену контракта до 90000,00 руб.?

Ответ

Изменение цены контракта, заключенного у единственного поставщика на основании п.4 ч.1 ст. 93, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) при его исполнении возможно не более чем на 10 процентов, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, и такое условие должно быть предусмотрено в самом контракте.

Обоснование

Изменение существенных условий контракта, заключенного у единственного поставщика осуществляется в том же порядке, что и по результатам проведенных конкурентных  закупок.

Случаи, когда можно изменять существенные условия контракта, и требования, которые необходимо при этом соблюдать, перечислены в ст. 95, ч. 65 ст. 112 Закона N 44-ФЗ.

Так, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) контрактом.(ч.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ).

При этом, п.п. б п.1 ч.1 ст. 95, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контракт-ной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается в случае, если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта.

Таким образом, изменение цены контракта, заключенного у единственного поставщика на основании п.4 ч.1 ст. 93, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) при его исполнении возможно не более чем на 10 процентов, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, и такое условие должно быть предусмотрено в самом контракте.

Контрольные органы считают нарушением внесение в контракт изменений, не предусмотренных ст. ст. 34 и 95 Закона N 44-ФЗ.

За такое нарушение должностное лицо заказчика могут оштрафовать на 20 тыс. руб., а юридическое лицо — на 200 тыс. руб. (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ). При этом штраф могут наложить как на заказчика, так и на поставщика. Если же нарушение повлекло дополнительный расход бюджетных средств или уменьшение объема закупки, штраф будет назначен в двукратном размере дополнительно израсходованных средств или цены, на которую уменьшен объем по контракту (ч. 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность участия в закупке физического лица, осуществляемой только для СМП

Вопрос

Электронный аукцион для СМП, может участвовать физлицо?

Ответ

Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются СМП, и, соответственно, не могут быть участниками закупки, осуществляемой заказчиками согласно  п.1 ч.1 ст. 30, Федерального  закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Обоснование

Заказчики в течение года должны осуществить закупки у субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) на сумму, которая определяется со-гласно положениям ч. 1 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.

Согласно  ч.1 ст. 4, Федерального закона  от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и со-ответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

То есть субъекты малого и среднего предпринимательства (СМП) — это средние, малые и микропредприятия, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные  без образования юридического лица.

Критерии малого предприятия, микропредприятия, среднего предприятия  установлены  ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ.

В Решении Свердловского УФАС России от 02.09.2019 по жалобе N 066/06/82.3-2806/2019, поступившей от  Заявителя, заявку которого, котировочная комиссия заказчика  не правомерно отклонила,  антимонопольный орган признал  жалобу необоснованной, т.к. оператором электронной площадки не направлена заказчику Выписка из ЕГРИП, а участник закупки зарегистрирован в реестре участников как физическое лицо, а не как индивидуальный предприниматель, то есть не может являться СМП и участником данной закупки.

Следовательно, физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются СМП, и, соответственно, не могут быть участниками закупки, осуществляемой заказчиками согласно  п.1 ч.1 ст. 30, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 08.06.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс