В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Банк России разъяснил порядок предоставления гражданам сведений о наличии счетов и иной информации, необходимой для представления ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

Разъяснения подготовлены в связи с изданием Указания Банка России от 14.04.2020 N 5440-У, регламентирующего порядок предоставления кредитными организациями и НФО указанных сведений гражданам.

Сообщается, что самой ранней отчетной датой при трудоустройстве клиента в организацию после вступления Указания Банка России N 5440-У в силу будет являться 01.08.2020.

Также отмечено, что при указании в качестве отчетной даты первого числа месяца 01.12.2020 предоставляются следующие сведения:

при подаче клиентом обращения в 2020 году — сведения об имуществе и об обязательствах имущественного характера предоставляются по состоянию на указанную отчетную дату, сведения о доходах указываются за 2019 год. Если срок исполнения по обращению будет выпадать на первый рабочий день 2021 года, то представление в указанной ситуации сведений о доходах за 2020 год не будет считаться ошибкой;

при подаче клиентом обращения в 2021 году — сведения об имуществе и об обязательствах имущественного характера предоставляются по состоянию на указанную отчетную дату, сведения о доходах указываются за 2020 год.

<Письмо> Банка России от 23.07.2020 N 21-9/888 «О применении Указания N 5440-У»

Расширен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю

Поправками, в том числе:

в перечень таких операций включены операции по зачислению денежных средств на счет (вклад) или списанию денежных средств со счета (вклада) при осуществлении платежей по договору финансовой аренды (лизинга) на сумму от 600 тыс. рублей, операция почтового перевода денежных средств на сумму от 100 тыс. рублей и операция по возврату неиспользованного остатка денежных средств, внесенных в качестве аванса за услуги связи на сумму от 100 тыс. рублей;

установлена обязанность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган сведения, необходимые для идентификации иностранной структуры без образования юридического лица, совершающей операцию с денежными средствами или иным имуществом;

увеличена со 100000 до 200000 рублей сумма покупки физическим лицом ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней в розницу с использованием персонифицированного электронного средства платежа, при которой идентификация клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца не проводится.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральный закон от 13.07.2020 N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля»

При рассмотрении экономических споров суды вправе по своей инициативе проверять обстоятельства, касающиеся возможного обращения участников к судебному порядку разрешения споров в целях легализации доходов, полученных с нарушением законодательства

В судебной практике выявляются факты обращения в суд недобросовестных участников гражданского оборота в целях легализации доходов, полученных в результате нарушения законодательства, в том числе обращение в суд при действительном отсутствии спора для получения исполнительных документов и вывода денежных средств за рубеж без соблюдения установленных ограничений и правил.

В связи с необходимостью выполнения судами требований закона, направленных на противодействие незаконным финансовым операциям, Верховным Судом РФ даны, в частности, следующие разъяснения:

суды вправе привлекать к участию в деле государственные органы, если обстоятельства дела свидетельствуют о наличии признаков легализации доходов, полученных незаконным путем;

суд при рассмотрении спора, возникшего из гражданских правоотношений, вправе отказать в утверждении мирового соглашения, не принять признание иска ответчиком (признание стороной обстоятельств) и иные результаты примирения сторон, если имеются основания полагать, что лица, участвующие в деле, намерены совершить незаконную финансовую операцию при действительном отсутствии спора о праве между ними;

если при рассмотрении дела суд обнаружит в действиях стороны, других участников процесса, должностного или иного лица признаки экономического преступления, суд сообщает об этом в органы дознания или предварительного следствия, в том числе направляет копию соответствующего частного определения;

выявление при разрешении экономических и иных споров, возникающих из гражданских отношений, обстоятельств, свидетельствующих о направленности действий участников оборота на придание правомерного вида доходам, полученным незаконным путем, может являться основанием для вывода о ничтожности соответствующих сделок как нарушающих публичные интересы и для отказа в удовлетворении основанных на таких сделках имущественных требований, применении последствий недействительности сделок по инициативе суда;

требования, вытекающие из долговых обязательств (выдачи векселей), не подлежат удовлетворению, если судом установлено, что оформление долгового обязательства (выдача и предъявление векселя к оплате) направлено на придание правомерного вида незаконным финансовым операциям;

суд отказывает в признании и приведении в исполнение решения иностранного суда (иностранного арбитражного решения), в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда, если действительной целью обращения в суд являлось создание видимости гражданско-правового спора и получение формального основания для перечисления денежных средств в иностранные юрисдикции.

«Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с принятием судами мер противодействия незаконным финансовым операциям» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 08.07.2020)

Другие документы

Приказ Роспечати от 06.07.2020 N 128 «О внесении изменений в приказ Роспечати от 01.08.2018 N 237 «Об утверждении Плана по противодействию коррупции Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям на 2018 — 2020 годы»

Приказ Минэкономразвития России от 25.06.2020 N 374 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной гражданской службы в Минэкономразвития России, при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (Зарегистрировано в Минюсте России 21.07.2020 N 59033)

Законодательство Алтайского края

Постановление Администрации города Бийска от 23.07.2020 N 1300 «Об утверждении Порядка проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при реализации Администрацией города Бийска и ее структурными подразделениями своих полномочий»

Приказ Комитета по образованию города Барнаула от 20.05.2020 N 706-осн «Об утверждении перечня коррупционно опасных функций комитета по образованию города Барнаула»

Законодательство Республики Алтай

Постановление Администрации города Горно-Алтайска от 28.07.2020 N 76 «О внесении изменений в Положение о Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов»

Постановление Правительства Республики Алтай от 13.07.2020 N 232 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Алтай от 28 октября 2016 года N 313»

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.06.2020 N Ф01-9245/2020 по делу N А43-15298/2019

Требование: О признании незаконными отказа в выполнении распоряжения о проведении банковской операции, об обязании выполнить это распоряжение и представить в уполномоченный орган (Росфинмониторинг) сведения об устранении оснований для отказа в выполнении этого распоряжения.

Обстоятельства: Клиент оспаривает действия банка, отказавшего ему в совершении операции по переводу денежных средств его контрагенту.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку не доказано, что проводимая клиентом операция носит запутанный характер, не имеет очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, а также поскольку, отказав клиенту в совершении банковской операции, банк не указал, какие именно документы ему необходимо предоставить.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.06.2020 N Ф05-6937/2020 по делу N А40-194124/2019

Требование: О признании незаконными действий, обязании возобновить доступ к дистанционному банковскому обслуживанию.

Обстоятельства: Банком отключена возможность управления расчетным счетом с использованием технологии дистанционного доступа и заблокирована банковская карта истца. Истец считает действия банка незаконными.

Решение: Требование удовлетворено, поскольку банком не представлены доказательства того, что деятельность истца подпадает под санкции в рамках ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 13.07.2020 N 16-3558/2020

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ст. 19.29 КоАП РФ за незаконное привлечение к трудовой деятельности, выполнению работ, оказанию услуг государственного (муниципального) служащего.

Решение: Удовлетворено.

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 26.06.2020 N 16-3360/2020

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Решение: Удовлетворено.

Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22.07.2020 N 16-2101/2020

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Решение: Удовлетворено.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Вопрос: На каком основании осуществляется проверка сведений, представленных гражданином при поступлении на государственную гражданскую службу? В отношении каких гражданских служащих должна проводиться проверка достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах? («Официальный сайт Генпрокуратуры России», 2020)
  • Вопрос: Какие критерии применяются для признания информации достаточной при принятии решения об осуществлении контроля за расходами? («Официальный сайт Генпрокуратуры России», 2020)
  • Вопрос: Каковы особенности привлечения работников к дисциплинарной ответственности за совершение коррупционных правонарушений? («Официальный сайт Генпрокуратуры России», 2020)
  • Вопрос: Какие меры по предупреждению коррупции должны приниматься в организациях? («Официальный сайт Генпрокуратуры России», 2020)
  • Статья: Ошибки, важные в кадровом делопроизводстве. Анализ споров (Тихонова Н.) («Трудовое право», 2020, N 6)
  • Статья: Изменения законодательства о противодействии коррупции: что день грядущий нам готовит (Пресняков М.В.) («Административное право и процесс», 2020, N 5)