В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Отражение в учете бюджетного учреждения операций по получению от ФСС компенсации расходов на предупредительные меры по сокращению травматизма и профзаболеваний

Вопрос

Возмещение страхователям расходов на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний. На какой код доходов и проводки отнести бюджетному учреждению?

Ответ

Сумма возмещения расходов, полученная от ФСС РФ, является доходом учреждения от компенсации затрат и отражается по статье аналитической группы подвида доходов бюджета 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» в увязке с подстатьей 134 «Доходы от компенсации затрат» КОСГУ (Порядок N 85н, Порядок N 209н, Письмо Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478).

В бухгалтерском учете операции отражаются так:

Д XXXX0000000000130 Х 209 34 561    К XXXX0000000000130 Х 401 10 134

— начислена задолженность ФСС по компенсации расходов учреждения (п. 109 Инструкции № 174н, Бухгалтерская справка);

Д 00000000000000000 Х 201 11 510    К XXXX0000000000130 Х 209 34 661

Увеличение забалансового счета 17 по КФО Х, КДБ 130, КОСГУ 134

— поступила сумма возмещения от ФСС (Письмо Минфина России от 30.08.2019 N 02-06-10/66856, Выписка из лицевого счета).

С 01.01.2021 года доходы будут относится на «новую» подстатью 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования РФ» КОСГУ (Проект Приказа Минфина России ).

Обоснование

За счет взносов на травматизм можно профинансировать расходы на мероприятия, предусмотренные п. 3 Правил, утвержденных Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н. Однако объем средств, направляемых на эти цели, ограничен (Письмо ФСС РФ от 05.08.2020 N 02-09-11/12-05-19094).

Участники пилотного проекта оплачивают расходы за счет собственных средств, а также уплачивают страховые взносы на случай травматизма в полном объеме.

Сумма компенсации поступает впоследствии на лицевой счет учреждения.

В связи с этим такие страхователи отражают расходы в рамках предупредительных мер по коду вида расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг» в увязке с соответствующими подстатьями статей 220, 310, 340 КОСГУ (Письмо Минфина России от 26.12.2019 N 02-05-10/102478).

Суммы задолженности по компенсации расходов, понесенных такими учреждениями, отражаются по дебету счета 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» и кредиту счета 0 401 10 134 «Доходы от компенсации затрат» (п. 109 Инструкции № 174н). При этом поступление на лицевой счет суммы компенсации расходов отражается по дебету счета 0 201 11 000 «Денежные средства учреждения на лицевых счетах в органе казначейства» и кредиту счета 0 209 34 000 «Расчеты по компенсации затрат» с одновременным увеличением забалансового счета 17 «Поступления денежных средств» (Письмо Минфина России от 30.08.2019 N 02-06-10/66856).

Так, при отражении в учете понесенных расходов учреждением формируются типовые записи по их начислению. При этом пункт 109 Инструкции № 174н не устанавливает требований об отражении дальнейших операций по предъявлению ФСС РФ суммы расходов, подлежащей возмещению, исключительно по КФО 2 «Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)».

На практике такие операции могут быть отражены по тем же КФО, что и сами расходы (например, КФО 4):

Д XXXX0000000000130 4 209 34 561    К XXXX0000000000130 4 401 10 134 (Бухгалтерская справка);

Д 00000000000000000 4 201 11 510    К XXXX0000000000130 4 209 34 661

Увеличение забалансового счета 17 по КФО 4, КДБ 130, КОСГУ 134 (Выписка из лицевого счета).

Полагаем, если учреждением начисление задолженности ФСС по компенсации расходов будет отражено все же по КФО 2, то никаких дополнительных операций делать не потребуется, ведь данными средствами оно будет распоряжаться в рамках КФО 2, но, в любом случае, на цели, связанные с уставной деятельностью.

Хотим отметить важный момент: Минфин подготовил поправки к Порядку применения КОСГУ N 209н. Новшества затронут как доходные, так и расходные коды КОСГУ. Предполагается, что обновленный порядок будет применяться при ведении учета с 1 января 2021 года, при составлении бюджетной (бухгалтерской) и иной финансовой отчетности за 2021 год.

Так, с 01.01.2021 года планируется выделение новой подстатьи доходов 139 «Доходы от возмещений затрат Фондом социального страхования Российской Федерации» КОСГУ. На данный код будут относиться доходы, поступающие в порядке возмещения расходов от ФСС на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс 

Выбор подстатьи расходов КОСГУ при приобретении материальных запасов

Вопрос

К какой КОСГУ отнести: лейкопластырь, перчатки нитриловые, перчатки виниловые, дезинфицирующе средство (1л) — 346 или 349?

Ответ

Полагаем:

—  лейкопластырь может быть приобретен по подстатье 341 КОСГУ и учтен, соответственно, как перевязочное средство на счете 0 105 31 341 «Медикаменты и перевязочные средства»;

— перчатки нитриловые, виниловые должны быть отражены по подстатье 346. Учет следует организовать на счете 0 105 36 346 «Прочие материальные запасы» (как хозяйственные материалы или иные материальные запасы);

— дезинфицирующее средство также следует отразить по подстатье 346 КОСГУ, учитывая затем в качестве прочих материальных запасов.

Принятие соответствующего решения находится в компетенции комиссии учреждения (Письма Минфина России от 12.02.2016 N 02-07-10/8036, от 10.09.2014 N 02-07-05/45503). Более конкретизированный перечень нефинансовых активов, включаемых в конкретную группу учета МЗ, определяется положениями учетной политики учреждения.

Обоснование

Отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса (п. 11.4.1 Порядка № 209н).

В целом, по вопросу приобретения подобных материальных запасов учреждению следует руководствоваться данным пунктом Приказа № 209н, а также рядом разъясняющих Писем Минфина РФ:

— Письмо Минфина России от 03.09.2019 N 02-08-05/67819

— Письмо Минфина России от 09.08.2019 N 02-08-10/60687

— Письмо Минфина России от 01.08.2019 N 02-08-10/57713

— Письмо Минфина России от 26.07.2019 N 02-08-05/56168

— Письмо Минфина России от 07.06.2019 N 02-08-10/43803

— Письмо Минфина России от 08.05.2019 N 02-08-10/34105

— Письмо Минфина России от 02.11.2018 N 02-05-10/79114

— Письмо Минфина России от 18.01.2019 N 02-05-10/2075

— Письмо Минфина России от 17.01.2019 N 02-05-11/2076

Вывод в них один: расходы на приобретение медицинских изделий, медицинского инструментария для применения в медицинских целях отражаются по подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ.

Поэтому полагаем, что лейкопластырь может быть приобретен по подстатье 341 КОСГУ и учтен, соответственно, как перевязочное средство – на счете 0 105 31 341 (п. 118 Инструкции № 157н).

Что касается перчаток, то согласно требований п. 118 Инструкции № 157н к мягкому инвентарю относятся, как правило, диэлектрические перчатки (спецодежда). Учитываются они в бухгалтерском (бюджетном) учете в общем для всех средств индивидуальной защиты порядке. Обычные же перчатки с полимерным покрытием (нитриловые, виниловые) приобретаются учреждением как для общехозяйственных нужд, так и в рамках его мероприятий по борьбе с распространением коронавирусной инфекции. В таком случае расходы должны быть отражены по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н). А учет, соответственно, следует организовать на счете 0 105 36 000 «Прочие материальные запасы» (как хозяйственные материалы или иные материальные запасы).

Дезинфицирующее средство также следует отразить по подстатье 346 КОСГУ и учитывать как прочие материальные запасы (п. 118 Инструкции № 157н, Письмо Минфина России от 06.04.2020 N 02-08-10/27111).

В заключение отметим, что принятие решения об отнесении материальных запасов к соответствующей группе аналитического учета находится в компетенции субъекта учета (Письма Минфина России от 12.02.2016 N 02-07-10/8036, от 10.09.2014 N 02-07-05/45503).

Таким образом, более конкретизированный перечень нефинансовых активов, включаемых в конкретную группу учета МЗ, определяется положениями учетной политики учреждения.

Считаем нужным пояснить, что по мнению Минфина, ошибки в определении аналитического учета объектов имущества (искажение в аналитических показателях отчетности), не влияют на принятие финансовых решений пользователем отчетности, следовательно, не влияют на достоверность отчетности (Письмо 07.09.2017 N 02-06-10/57741).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Представительские расходы: приобретение воды и канцелярских товаров. Выбор подстатьи расходов КОСГУ

Вопрос

По какому КОСГУ отразить приобретение канцелярских товаров и бутилированной воды для представительских расходов (проведение совещаний)?

Ответ

Полагаем, покупку канцелярских принадлежностей и бутилированной питьевой воды для проведения совещания необходимо отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 29.01.2019 N 02-05-10/4935, Письмо Минфина РФ от 17.01.2019 N 02-05-11/2076).

Обоснование

Приобретение канцелярских принадлежностей необходимо отражать по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ (Письмо Минфина РФ от 29.01.2019 N 02-05-10/4935).

В целом, приобретение бутилированной питьевой воды может быть отражено:

— при наличии системы централизованного питьевого водоснабжения и отсутствии заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора или лаборатории организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, о признании воды не соответствующей санитарным нормам — по подстатье 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ (п. 11.4.2 Порядка N 209н, Письмо Минфина РФ от 17.01.2019 N 02-05-11/2076);

— при отсутствии системы централизованного питьевого водоснабжения либо выдаче органом санитарно-эпидемиологического надзора или лабораторией организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, заключения о признании воды не соответствующей санитарным нормам — по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ (п. 11.4.8 Порядка N 209н);

— в случае, когда такая вода приобретается государственным, муниципальным органом, учреждением, в функции которого не входит обеспечение питанием различного контингента, при наличии в учреждении системы централизованного питьевого водоснабжения и отсутствии заключения органа санитарно-эпидемиологического надзора или лаборатории организации, эксплуатирующей системы водоснабжения, о признании воды не соответствующей санитарным нормам, — по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих оборотных запасов (материалов)» КОСГУ.

Полагаем, расходы на приобретение воды в данном конкретном случае – для проведения совещания, отражаются по подстатье 346 КОСГУ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Доходы бюджетного учреждения – арендодателя от возмещения арендатором расходов на ремонт

Вопрос

Как в налоговом учете арендодателю отразить возмещение расходов арендатором по ремонту?

Ответ

В ст. 251 НК РФ приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении при-были. Суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения расходов, в ст. 251 НК РФ не поименованы. В этой связи, денежные суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения расходов на ремонт, признаются внереализационными доходами на основании ст. 250 НК РФ (Письма Минфина от 06.09.2017 N 03-03-06/3/57236, от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 20.12.2012 N 03-03-06/4/117; Письмо УФНС РФ по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877; Постановление Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 12604/13 по делу N А75-9013/2012).

Далее, ни в п. 2 ст. 146, ни в п. 3 ст. 39 НК РФ операции по возмещению расходов на ремонт арендатором арендодателю не поименованы. Такие операции также не поименованы и в ст. 149 НК РФ, в которой установлены операции, не подлежащие налогообложению НДС. С учетом позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении N 12604/13, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у арендодателя возникает и объект налогообложения в виде передаваемых арендатору результатов выполненных работ по ремонту.

Обоснование

В соответствии с положениями ст. 246 и 247 НК РФ российские организации являются налогоплательщиками налога на прибыль организаций, объектом налогообложения по которому является прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая как разница между полученными доходами и произведенными рас-ходами в соответствии с нормами главы 25 Кодекса.

В соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав.

Внереализационными доходами признаются доходы, не указанные в ст. 249 Кодекса.

В ст. 251 Кодекса приведен исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при налогообложении прибыли организаций. Суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения коммунальных и эксплуатационных расходов, в ст. 251 НК РФ не поименованы.

В этой связи, денежные суммы, полученные от арендаторов в качестве возмещения расходов на ремонт, признаются внереализационными доходами на основании ст. 250 НК РФ.

Аналогичный выводы (но в части возмещения коммунальных расходов) — в Письмах Минфина РФ: от 06.09.2017 N 03-03-06/3/57236, от 28.08.2013 N 03-03-06/4/35325, от 20.12.2012 N 03-03-06/4/117. При этом арендодатель может учитывать стоимость ремонта и в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 28.06.2006 N 19-11/58877 – также разъясняет порядок отражения возмещения коммунальных услуг, полагаем, для возмещения расходов на ремонт выводы будут аналогичны).

Из Постановления Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 12604/13 по делу N А75-9013/2012 также следует, что передача арендодателем арендатору стоимости выполненных третьим лицом работ по ремонту предмета аренды влечет образование показателей хозяйственно-финансовой деятельности: выручки — у передаю-щей стороны и расходов — у принимающей стороны, которая возмещает стоимость ремонта.

Согласно п. п. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признаются, в частности, операции по реализации работ, услуг на территории РФ. Реализацией работ или услуг организацией признается передача на возмездной основе результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу (п. 1 ст. 39 НК РФ).

П. 2 ст. 146 НК РФ содержит исчерпывающий перечень операций, которые не признаются объектом обложения НДС. В первую очередь, это операции, не признаваемые реализацией на основании п. 3 ст. 39 НК РФ.

Ни в п. 2 ст. 146 НК РФ, ни в п. 3 ст. 39 НК РФ операции по возмещению расходов на ремонт арендатором арендодателю не поименованы. Такие операции также не поименованы и в ст. 149 НК РФ, в которой установлены операции, не подлежащие налогообложению НДС.

С учетом позиции ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 12604/13 по делу N А75-9013/2012, полагаем, что в рассматриваемой ситуации у арендодателя возникает и объект налогообложения в виде передаваемых арендатору результатов выполненных работ по ремонту.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Бухгалтерский учет личных медицинских книжек сотрудников в казенном учреждении.

Вопрос

Бухгалтерский учет личных медицинских книжек сотрудников в казенном учреждении.

Ответ

Полагаем, услуги по оформлению медицинских книжек подлежат отражению как иные расходы открытого перечня расходов подстатьи 226  «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Затраты отражаются по КВР (п. п. 48.1.1.2, 48.1.2.2, 48.2.4.4 Порядка N 85н):

— 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», если такие расходы оплачивает само учреждение;

— 112 (в учреждениях), 122 (в государственных и муниципальных органах), если учреждение возмещаете расходы, понесенные работниками.

Какой-либо отдельный количественный (забалансовый) бухгалтерский учет приобретенных медицинских книжек Инструкцией № 157н не предусмотрен.

Обоснование

Согласно требований Приказа № 209н, статья 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ детализируется подстатьями КОСГУ, каждая из которых содержит перечень относимых к ней расходов:

— 221 «Услуги связи»;

— 222 «Транспортные услуги»;

— 223 «Коммунальные услуги»;

— 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)»;

— 225 «Работы, услуги по содержанию имущества»;

— 226 «Прочие работы, услуги»;

— 227 «Страхование»;

— 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений»;

— 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

В частности, Приказом № 209н закреплено, что на подстатью 226  «Прочие работы, услуги» КОСГУ относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенных на подстатьи 221 — 225, 227 — 229 КОСГУ. а перечень расходов, относимых на подстатью 226 КОСГУ является открытым, то есть и не исключает отражения иных расходов, которые он не предусматривает.

Иными словами, полагаем, услуги по оформлению медицинских книжек, четко не поименованные в Приказе № 209н, а также не отнесенные на другие подстатьи статьи 220 КОСГУ, подлежат отражению как иные расходы открытого перечня расходов подстатьи 226  «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

Затраты отражаются по КВР (п. п. 48.1.1.2, 48.1.2.2, 48.2.4.4 Порядка N 85н):

— 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг», если такие расходы оплачивает учреждение;

— 112 (в учреждениях), 122 (в государственных и муниципальных органах), если учреждение возмещаете расходы, понесенные работниками.

Таким образом, например, при приобретении бланков медицинских книжек, сумма указанных расходов отражается в учете учреждения записью по дебету счета 1 401 20 226 и кредиту счета 1 302 26 73Х (п. п. 102, 121 Инструкции N 162н). Перечисление средств в счет погашения задолженности перед исполнителем с лицевого счета в органе казначейства оформляется записью по дебету счета 1 302 26 83Х и кредиту счета 1 304 05 226 (п. 111 Инструкции N 162н).

Какой-либо отдельный количественный (забалансовый) бухгалтерский учет медицинских книжек Инструкцией № 157н не предусмотрен.

Как следует из с. 30 медицинской книжки, она должна храниться у работодателя и выдаваться на руки при прохождении медосмотров в медицинском учреждении.

Для учета имеющихся медкнижек работников рекомендовано вести журнал учета медицинских книжек. Отдельный журнал можно завести для того, чтобы отмечать факты выдачи и возврата медкнижки после прохождения медосмотров.

В соответствии с формой с. 30 медицинской книжки при увольнении работодатель должен вернуть ее работнику — независимо от того, оплачивал ее стоимость работодатель или работник. Содержащееся в форме личной медицинской книжки положение о хранении личной медицинской книжки у работодателя и возможности выдачи книжки работнику по его требованию, а также о предъявлении личной медицинской книжки по новому месту работы при увольнении и переходе на другое место работы соответствует действующему законодательству (Решение ВС РФ от 24.03.2015 N АКПИ15-272).

Новый работодатель, в свою очередь, должен в разд. II этого документа сделать отметку о переходе к нему работника.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс