В  выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Обжалование действий должностных лиц страховых организаций

Вопрос

Прошу разъяснить порядок обжалования действий должностных лиц страховых организаций. Куда эффективнее подать жалобу в Роспотребнадзор или Национальный банк? Претензия в части расторжения договоров страхования и выплаты страховой премии в саму страховую организацию уже направлялась. Однако, получен формальная отписка, что уплаченная страховая премия возврату не подлежит.

Ответ

Органом, уполномоченным рассматривать жалобы, связанные с работой страховых организаций, является Банк России. Жалобу можно направить, воспользовавшись функционалом официального сайта Банка России (раздел «Интернет-приемная Банка России»). Также на сайте Банка России опубликованы рекомендации гражданам по спорным вопросам взаимодействия со страховыми организациями, в том числе по порядку обжалования их действий (ссылка: https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint).

Страховой надзор осуществляется Банком России.

Обоснование

В ст. 35, «Комментарий к Закону РФ от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (постатейный) (Пешкова Х.В., Митричев И.А., Лысенко Т.И., Непринцева Н.В.) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2018) {КонсультантПлюс} определено, что Органом, уполномоченным рассматривать жалобы, связанные с работой страховых организаций, является Банк России. Жалобу можно направить, воспользовавшись функционалом официального сайта Банка России (раздел «Интернет-приемная Банка России») <213>.

———————————

<213> URL: https://www.cbr.ru/Reception/Message/Register?messageType=Complaint (дата обращения: 1 августа 2018 г.).

Также на сайте Банка России опубликованы рекомендации гражданам по спорным вопросам взаимодействия со страховыми организациями, в том числе по порядку обжалования их действий <214>.

<214> URL: https://www.cbr.ru/Reception/Faq/dsr_insh/ (дата обращения: 1 августа 2018 г.).

Банк России дает разъяснения по порядку обжалования действий страховщиков в следующих ситуациях, часто вызывающих вопросы:

— отказ в заключении договоров ОСАГО страховыми организациями;

— действия страховщиков в части навязывания дополнительных услуг при приобретении полисов ОСАГО;

— существенная удаленность пунктов урегулирования убытков по страховым случаям ОСАГО;

— несогласие с размером страховой выплаты по договорам ОСАГО;

— длительное рассмотрение заявления потерпевшего по договорам ОСАГО;

— отказ в приеме заявления по убыткам ОСАГО (неполный комплект документов);

— несоответствие информации по коэффициенту «бонус-малус» в автоматизированной системе обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;

— несогласие с суммой выплаты по добровольным видам страхования;

— длительное рассмотрение выплат по заявлениям по добровольным видам страхования.

По каждому из случаев Банк России рекомендует, в какой орган или в какую организацию следует обратиться заявителю за защитой своих прав и законных интересов.

Здесь следует иметь в виду, что указанное справедливо для публично-правовых споров. Споры, имеющие исключительно частноправовой характер, не могут быть разрешены в административном порядке органом страхового надзора, — применяется судебный порядок.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Особенности соглашения о соблюдении режима конфиденциальной информации

Вопрос

Как прописать в договоре подряда соблюдение режима конфиденциальной информации третьими лицами и ответственность исполнителя в случае её разглашения третьими лицами?

Ответ

Примеры формулировок подобных соглашений, а также мер ответственности можно взять из Форма: Соглашение о неразглашении информации (приложение к трудовому договору / гражданско-правовому договору / порядку проведения переговоров), Форма: Соглашение о конфиденциальности).

Необходимо обратить внимание, что контрагентом является непосредственно исполнитель, а не его работники или иные привлекаемые лица (третьи лица). То есть обязанность соблюдение режима конфиденциальной информации возлагается на исполнителя, который уже в свою очередь принимает меры по соблюдение режима конфиденциальной информации третьими лицами.

Обоснование

Согласно ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне»:

коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду;

обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, — лицо, которое владеет информацией, составляющей коммерческую тайну, на законном основании, ограничило доступ к этой информации и установило в отношении ее режим коммерческой тайны;

доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, — ознакомление определенных лиц с информацией, составляющей коммерческую тайну, с согласия ее обладателя или на ином законном основании при условии сохранения конфиденциальности этой информации;

передача информации, составляющей коммерческую тайну, — передача информации, составляющей коммерческую тайну и зафиксированной на материальном носителе, ее обладателем контрагенту на основании договора в объеме и на условиях, которые предусмотрены договором, включая условие о принятии контрагентом установленных договором мер по охране ее конфиденциальности;

контрагент — сторона гражданско-правового договора, которой обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, передал эту информацию;

разглашение информации, составляющей коммерческую тайну, — действие или бездействие, в результате которых информация, составляющая коммерческую тайну, в любой возможной форме (устной, письменной, иной форме, в том числе с использованием технических средств) становится известной третьим лицам без согласия обладателя такой информации либо вопреки трудовому или гражданско-правовому договору.

Таким образом, чтобы распространить режим конфиденциальности информации на отношения с контрагентом необходимо принять меры в соответствии со ст. 10 ФЗ «О коммерческой тайне», а не только урегулировать отношения по использованию информации, составляющей коммерческую тайну контрагентами на основании гражданско-правовых договоров (см., например, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.08.2017 N 17АП-8666/2017-АК по делу N А60-11128/2017). В противном случае может быть отказано во взыскании штрафа с контрагента (см. Постановление Суда по интеллектуальным правам N С01-331/2014 по делу N А40-41976/2013).

Однако установление режима коммерческой тайны, по мнению некоторых судов, допустимо и в самом договоре (см., например, Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2015 N 13АП-16964/2014 по делу N А56-5365/2014, оставленное без изменения Постановлением Суда по интеллектуальным правам от 06.11.2015 N С01-1404/2014 по делу N А56-5365/2014).

Примеры формулировок подобных соглашений, а также мер ответственности можно взять из Форма: Соглашение о неразглашении информации (приложение к трудовому договору / гражданско-правовому до-говору / порядку проведения переговоров), Форма: Соглашение о конфиденциальности).

Необходимо обратить внимание, что контрагентом является непосредственно исполнитель, а не его работники или иные привлекаемые лица (третьи лица). То есть обязанность соблюдение режима конфиденциальной информации возлагается на исполнителя, который уже в свою очередь принимает меры по соблюдение режима конфиденциальной информации третьими лицами.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Обжалование в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации

Вопрос

Определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 10.03.2020.

Вторая сторона еще может обжаловать это решение, если да, то в какой срок?

Ответ

Трехмесячный срок на обжалование пропущен.

Обоснование

Согласно ч. 1 ст. 390.2 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, указанные в части второй статьи 390.4 настоящего Кодекса, могут быть обжалованы в порядке, установленном настоящим параграфом, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации лицами, участвующими в деле, и другими лицами, если их права и законные интересы нарушены судебными постановлениями. Кассационные жалоба, представление могут быть поданы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации при условии, что лицами, указанными в абзаце первом настоящей части, были исчерпаны иные установленные настоящим Кодексом способы обжалования судебного постановления.

В  силу п. 1 ч. 2 ст. 390.4 ГПК РФ, кассационные жалоба, представление подаются на вступившие в законную силу решения и определения районных судов, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, принятые ими по первой инстанции, а также на апелляционные и иные определения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, апелляционных судов общей юрисдикции, принятые ими в качестве суда апелляционной инстанции, если кассационные жалоба, представление были рассмотрены кассационным судом общей юрисдикции; на определения кассационного суда общей юрисдикции, за исключением определений, которыми не были изменены или отменены судебные постановления мировых судей или вынесенные по результатам их обжалования определения районных судов, — в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 390.3 ГПК РФ, в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации кассационные жалоба, представление подаются в срок, не превышающий трех месяцев со дня вынесения определения кассационным судом общей

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Сроки давности привлечения к административной ответственности

Вопрос

Срок давности за неразмещение на Федресурсе?

Ответ

2 месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Обоснование

Согласно ч. 1. ст. 4.5 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения. Данное правило носит общий характер, рассматриваемый состав под исключения не подпадает.

Состав, предусмотренный ч. 6 ст. 14.25 КоАП РФ, не относится к составам, правонарушения по которым рассматриваются судом.

Следовательно, срок давности составляет 2 месяца.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Повторное предъявление для исполнения исполнительного документа

Вопрос

Если исполнительное производство в отношении должника окончено в 2018 году, но после этого должник добровольно вносил средства в счет долга, можно ли вновь направить исполнительный лист приставам? Исполнительный лист от 2015 года.

Ответ

Если задолженность сохранилась — возможно.

Обоснование

Возвращение взыскателю исполнительного документа не является препятствием для повторного предъявления исполнительного документа к исполнению в пределах срока, установленного статьей 21 настоящего Федерального закона (ч. 4 ст. 46 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Согласно ч. 5 ст. 46 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», в случае возвращения взыскателю исполнительного документа в соответствии с пунктом 4 части 1 настоящей статьи [если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание] взыскатель вправе повторно предъявить для исполнения исполнительные документы, указанные в частях 1, 3, 4 и 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, не ранее шести месяцев со дня вынесения постановления об окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного документа, а другие исполнительные документы не ранее двух месяцев либо до истечения указанного срока в случае предъявления взыскателем информации об изменении имущественного положения должника.

В силу ч. 1 ст. 21 ФЗ от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительные листы, вы-даваемые на основании судебных актов, за исключением исполнительных листов, указанных в частях 2, 4 и 7 настоящей статьи, могут быть предъявлены к исполнению в течение трех лет со дня вступления судебного акта в законную силу. Исполнительные листы, содержащие требования о возвращении на основании международного договора Российской Федерации незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка, предъявляются к исполнению в течение одного года со дня вступления в законную силу судебного акта.

В случаях, когда возвращение исполнительного документа взыскателю после возбуждения исполнительного производства вызвано обстоятельствами, имеющими отношение к должнику, законодательное регулирование исполнительного производства в части сроков предъявления исполнительных документов к исполнению не может рассматриваться как нарушение конституционного баланса интересов взыскателя и должника в исполнительном производстве, поскольку иное позволяло бы должнику препятствовать его осуществлению, с тем чтобы вследствие истечения срока предъявления исполнительного документа к исполнению избавиться от возможности быть принужденным службой судебных приставов к исполнению вынесенного в отношении него судебного акта, а взыскателя лишало бы средств борьбы с неправомерным поведением должника и тем самым препятствовало бы надлежащему исполнению судебного акта (Постановление Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 7-П).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс