В подборке вы найдете изменения в законодательстве и последние решения судов по противодействию коррупции и отмыванию доходов.

Федеральное законодательство

Обобщена практика применения законодательства о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов

В Обзоре отмечается, что анализ деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов свидетельствует о применении прямо предусмотренных законодательством мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, включающих:

изменение должностного или служебного положения лица, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей;

отказ его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Представитель нанимателя (работодатель) отстраняет от замещаемой должности (не допускает к исполнению должностных обязанностей) служащего (работника) на период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от замещаемой должности (недопущения к исполнению должностных обязанностей).

Как правило, отстранение применяется, если ситуация конфликта интересов носит длящийся характер.

В ситуации, когда конфликт интересов связан с единичным случаем принятия решения в отношении самого себя или лиц, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, мерой по предотвращению и урегулированию такого конфликта является отвод (самоотвод), предполагающий заявление о невозможности дальнейшего исполнения должностных обязанностей (осуществления полномочий) в конкретной ситуации в связи с возникновением конфликта интересов.

Если должностное лицо, являющееся стороной конфликта интересов, имеет возможность давать поручения или оказывать иное влияние на подчиненных или подконтрольных ему лиц, передача им полномочий по принятию решений (участию в принятии решений) в отношении лиц, с которыми связана его личная заинтересованность, не может рассматриваться как мера по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.

«Обзор практики применения законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции по вопросам предотвращения и урегулирования конфликта интересов»

Актуализированы отдельные акты Правительства РФ по вопросам ПОД/ФТ

В связи с принятием федеральных законов от 13.07.2020 N 208-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в целях совершенствования обязательного контроля», от 20.07.2020 N 212-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершения финансовых сделок с использованием финансовой платформы», от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены поправки в:

требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667;

Положение о представлении информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями и направлении Федеральной службой по финансовому мониторингу запросов в организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальным предпринимателям, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 19.03.2014 N 209;

Постановление Правительства РФ от 29.05.2014 N 492.

В частности, изменения учитывают создание новых некредитных финансовых организаций.

Постановление Правительства РФ от 22.10.2020 N 1716 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»

Минтрудом России разъяснено понятие «личная заинтересованность» в целях принятия мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов

Отмечается, что личная заинтересованность может быть связана не только с родственниками или свойственниками (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей), но и с иными лицами, с которыми у должностного лица либо его родственников или свойственников имеются имущественные, корпоративные или иные близкие отношения.

<Письмо> Минтруда России от 05.11.2020 N 18-2/В-757 <О Методических рекомендациях по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов>

Минтруд России информирует о разработке методических рекомендаций, предметом которых является порядок проведения оценки коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупочной деятельности государственным органом, органом местного самоуправления или организацией

Рекомендации доступны для ознакомления и скачивания по ссылке: https://gossluzhba.gov.ru/page/index/metod3.

Методические рекомендации направлены, в первую очередь, на оказание помощи в проведении оценки коррупционных рисков для целей минимизации уровня коррупции подразделениям органов (организаций) по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностным лицам органов (организаций), ответственным за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).

Результатом использования Методических рекомендаций будет обеспечение в органах (организациях) единого подхода к организации работы по:

— выявлению коррупционных рисков, возникающих на разных этапах закупочной деятельности;

— разработке реестра (карты) коррупционных рисков, возникающих при осуществлении закупок, и мер по их минимизации;

— формированию индикаторов коррупции при осуществлении закупок.

<Письмо> Минтруда России от 30.09.2020 N 18-2/10/П-9716 <О Методических рекомендациях по выявлению и минимизации коррупционных рисков при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд>

Другие документы

«Методические рекомендации по порядку рассмотрения должностными лицами органов военного управления, воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации обращений граждан о возможных коррупционных правонарушениях» (утв. Минобороны России 23.10.2020)

Приказ ФСО России от 06.10.2020 N 194 «Об утверждении Порядка уведомления военнослужащими и федеральными государственными гражданскими служащими органов государственной охраны о фактах обращения к ним в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений» (Зарегистрировано в Минюсте России 09.11.2020 N 60793)

Законодательство Алтайского края

Постановление Администрации города Белокурихи от 19.08.2020 N 910 «Об утверждении Положения о Совете по противодействию коррупции»

Решение Совета депутатов Шелаболихинского района от 26.06.2020 N 24 «О Порядке сообщения лицами, замещающими муниципальные должности и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Шелаболихинского района, о получении подарка в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями, участие в которых связано с исполнением ими служебным (должностных) обязанностей, сдаче и оценке подарка, реализации (выкупе) и зачислении средств, вырученных от его реализации»

Законодательство Республики Алтай

Постановление Администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» от 07.10.2009 N 1020 «О порядке уведомления Главы Администрации МО «Усть-Коксинский район» РА о фактах обращения в целях склонения муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений»

Постановление Администрации муниципального образования «Усть-Коксинский район» от 23.09.2010 N 1095 «Об утверждении перечня должностей муниципальной службы МО «Усть-Коксинский район» РА, во исполнение Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925″

Судебная практика

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 20.10.2020 N Ф08-7913/2020 по делу N А32-60792/2019

Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 15.27 КоАП РФ за неисполнение предписания, вынесенного в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или распространения оружия массового уничтожения.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлено, что общество не в полном объеме устранило нарушения, указанные в предписании, что свидетельствует о наличии в его действиях состава вмененного правонарушения. Процедура привлечения к ответственности соблюдена.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2020 N 09АП-44837/2020 по делу N А40-25949/2020

Категория спора: Банковский счет.

Требования клиента: О признании решения об отказе в пролонгации договора банковского счета незаконным.

Обстоятельства: Не доказано ответчиком наличие оснований, позволяющих отнести истца к организациям, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, дело, на которое ссылается ответчик в качестве оснований, отменено.

Решение: Удовлетворено.

Постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 15.10.2020 N 16-5946/2020

Категория спора: Привлечение к административной ответственности.

Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 19.28 КоАП РФ за незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Решение: Удовлетворено.

Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 28.09.2020 N 77-1672/2020

Приговор: По ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ (покушение; дача взятки).

Определение: Приговор изменен, действия осужденного переквалифицированы с ч. 3 ст. 291 УК РФ на ч. 3 ст. 30, ч. 3 ст. 291 УК РФ, назначено наказание с применением ч. 3 ст. 66 УК РФ в виде 1 года 9 месяцев лишения свободы; на основании ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров путем частичного присоединения к назначенному наказанию неотбытого наказания окончательно назначено наказание в виде 2 лет 3 месяцев лишения свободы.

Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 10.09.2020 N 77-1887/2020

Приговор: По ч. 3 ст. 159, ч. 2 ст. 285, ч. 3 ст. 290, ч. 2 ст. 292 УК РФ (мошенничество; злоупотребление должностными полномочиями; получение взятки; служебный подлог).

Определение: Акты изменены: переквалифицированы действия осужденного со ст. 285 ч. 2 УК РФ на ст. 292 ч. 2 УК РФ; исключено осуждение по ч. 2 ст. 285 УК РФ, окончательно назначено наказание в виде штрафа с лишением права занимать должности на государственной службе в органах местного самоуправления, связанные с осуществлением функций представителя власти, организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями сроком на 3 года.

 Дополнительные материалы из информационного банка «Юридическая пресса»:

  • Ситуация: В каких случаях необходимо предоставление сведений о счетах (вкладах) гражданина третьим лицам? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
  • Ситуация: Куда обращаться с жалобой на банк? («Электронный журнал «Азбука права», 2020)
  • Вопрос: Что относится к специальным мерам противодействия коррупции? (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)
  • Статья: Реестр лиц, уволенных с государственной и муниципальной службы в связи с утратой доверия: вопросы эффективности (Пресняков М.В., Чаннов С.Е.) («Журнал российского права», 2020, N 10)
  • Статья: Завуалированная взятка или законно оказанная услуга? (Хилюта В.В.) («Законность», 2020, N 10)
  • Статья: Новеллы Конституции РФ в сфере противодействий коррупции (Соколова О.С.) («Административное и муниципальное право», 2020, N 6)
  • Статья: Реализация антикоррупционной политики в отношении муниципальных служащих: уголовно-правовой аспект (Синяева М.И.) («Муниципальная служба: правовые вопросы», 2020, N 3)
  • Статья: Историко-правовой аспект мошенничества как формы хищения в уголовном законодательстве России и Китая (Рудый Н.К., Лютов В.А.) («Международное публичное и частное право», 2020, N 4)
  • Статья: Сравнительный анализ антикоррупционных обязанностей, запретов, ограничений для служащих Банка России и зарубежных центральных банков (Андрюхин А.Ю.) («Безопасность бизнеса», 2020, N 4)