В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Покупка котлов для проведения капитального ремонта: выбор кода вида расходов (КВР)

Вопрос

Какой будет вид расходов при приобретении котлов в целях капитального ремонта?

Ответ

Если покупка котлов произведена в целях капитального ремонта, то применяется КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» (Приказ № 85н).

Обоснование

Согласно п. 99 Инструкции N 157н к материальным запасам, в частности, относятся:

— готовые к установке строительные конструкции и детали (металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической и иных систем (отопительные котлы, радиаторы и т.п.));

— оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки. К оборудованию, требующему монтажа, относятся оборудование, которое может быть введено в действие только после сборки его частей и прикрепления к фундаменту или опорам зданий и сооружений, и комплекты запасных частей такого оборудования.

По общему правилу, если приобретение объекта осуществляется по договору с его установкой (монтажом), то расходы относятся на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ (п. 11.1 Порядка N 209н).

Если же приобретение и установка (монтаж) предусмотрены разными договорами, то затраты относятся:

1) на подстатью 344 «Увеличение стоимости строительных материалов» КОСГУ, на подстатью 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ, на подстатью 347 «Увеличение стоимости материальных запасов для целей капитальных вложений» КОСГУ – при приобретении котлов (учитывая их целевое и функциональное назначение);

2) на подстатью 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ (п. 10.2.8 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 10.02.2020 N 02-08-10/8681) — при установке (монтаже) котлов в случае, если работы производятся для целей капитальных вложений (затраты формируют сумму на счете 0 106 00 000);

3) на подстатью 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ (Письмо Минфина России от 10.02.2020 N 02-08-10/8681) — на установку (монтаж) котлов в случае, если работы производятся не для целей капитальных вложений (расходы отражаются на счете 0 401 20 000).

По вопросу выбора КВР основные моменты таковы:

— по КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» отражаются расходы на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта и (или) реставрации государственного (муниципального) имущества;

— при отнесении расходов на КВР 243 следует убедиться, что они не связаны с бюджетными инвестициями, которые следует отражать по одному из КВР группы 400;

— следует проверить, носят ли расходы на ремонт капитальный характер, так как расходы в целях текущего ремонта следует отражать по КВР 244.

Таким образом, если покупка котлов произведена в рамках (в целях) капитального ремонта, то применяется КВР 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества».

Ответ дан на основании материалов по схожим ситуациям.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Покупка автомобиля бюджетным учреждением: документальное оформление

Вопрос

Бюджетная организация планирует приобрести автомобиль. Поставщик выставил им для оплаты форму ТОРГ-12. Правомерно ли ее применение в бюджетной организации для оплаты за автомобиль?

Ответ

Принятие к учету объекта основных средств оформляется первичным учетным документом, которым может выступать непосредственно товарная накладная от поставщика (Письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795), одновременно подтверждающая возникновение у бюджетного учреждения денежного обязательства (п. 308 Инструкции № 157н).

Оплата за автомобиль может быть произведена по товарной накладной, составленной в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки (гл. 30 «Поставка товаров» ГК РФ), содержащей все обязательные реквизиты и подтверждающей передачу автомобиля покупателю.

При оплате за приобретенное ТС в Разделе 2 «Реквизиты документа-основания» Заявки на кассовый расход учреждение указывает, в частности, номер и дату товарной накладной (как документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства — Приказ Казначейства России от 10.10.2008 N 8н).

Обоснование

При покупке автомобиля учреждение руководствуется общими нормами гл. 30 «Поставка товаров» ГК РФ и Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ.

Согласно Инструкции № 157н, обязательства учреждения — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения.

Денежные обязательства – это обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу или юридическому лицу определенные денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его полномочий, или в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации, иного правового акта, условиями договора или соглашения.

Таким образом, на основании договора на покупку автомобиля у учреждения возникают обязательства, а на основании отгрузочных документов поставщика – денежные обязательства (обязанность уплатить ему денежные средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки).

Товарная накладная по форме N ТОРГ-12 — это первичный учетный документ, применяемый для оформления продажи (отпуска) ТМЦ сторонней организации.

Её выписывает поставщик. Первый экземпляр остается у поставщика и является основанием для списания ТМЦ. Второй экземпляр передается сторонней организации (в данном случае – бюджетному учреждению) и является основанием для оприходования им ценностей (в данном случае –автомобиля).

Порядок заполнения формы N ТОРГ-12 Указаниями по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету торговых операций не установлен.

Однако, в накладной должны быть заполнены реквизиты, обязательные для первичных учетных документов (при этом Закон 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» распространяет свое действие и на коммерческие организации, и на организации государственного сектора; в данном случае един для поставщика и покупателя в части надлежащего оформления ТОРГ-12).

Далее, у покупателя (бюджетного учреждения) приобретение основного средства оформляется на основании первичных учетных документов, которые предусмотрены условиями контракта (договора), например, счета-фактуры, товарной накладной. Эти документы, как было отмечено выше, должны быть оформлены надлежащим образом — тогда Приходный ордер на приемку материальных ценностей (нефинансовых активов) (ф. 0504207) можно не составлять (Письмо Минфина России от 07.12.2016 N 02-07-10/72795).

Таким образом, принятие к учету автомобиля оформляется первичным учетным документом, которым может выступать непосредственно товарная накладная от поставщика, одновременно подтверждающая возникновение у бюджетного учреждения денежного обязательства.

Следовательно, оплата за автомобиль может быть произведена по товарной накладной, составленной в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки и подтверждающей передачу автомобиля покупателю.

При оплате в Разделе 2 «Реквизиты документа-основания» Заявки на кассовый расход учреждение указывает, в частности, реквизиты документа, подтверждающего возникновение денежного обязательства (Приказ Казначейства России от 10.10.2008 N 8н). В данном случае – номер и дату товарной накладной.

В ответе не рассмотрена регистрация права собственности на автомобиль.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Замена системного блока в комплекте компьютерного оборудования

Вопрос

В бюджетном учреждении числится объект основных средств — компьютер, в состав которого входит: монитор, системный блок, клавиатура, мышь. Вышел из строя системный блок. Как в бухучете провести замену системного блока, КОСГУ 310 или 346?

Ответ

Если системный блок принимается к учету как запасная часть автоматизированного рабочего места, то расходы на его приобретение отражаются по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ (п. 11.4.6 Порядка N 209н).

Обоснование

Системный блок учитывается в качестве объекта основных средств или материальных запасов на основании решения постоянно действующей комиссии учреждения по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).

В целом, на практике расходы на приобретение системного блока отражаются:

— по статье 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ, если системный блок соответствует критериям признания его объектом основных средств (п. п. 7, 8 Федерального стандарта N 257н, п. 11.1 Порядка N 209н). Таким объектом признается, например, системный блок, который используется в охранной системе как средство вычислительной техники, то есть как самостоятельный инвентарный объект (п. 45 Инструкции N 157н, Письмо Минфина России от 20.07.2016 N 02-07-10/42570);

— по подстатье 346 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов» КОСГУ, если системный блок принимается к учету в составе материальных запасов — как запасная часть компьютера (автоматизированного рабочего места) (п. 11.4.6 Порядка N 209н). В этом случае системный блок не выполняет самостоятельной функции.

В учете бюджетного учреждения расходы отражаются так:

Д Х 105 36 346   К Х 302 34 73Х

— поступил от поставщика системный блок (п. 34 Инструкции N 174н);

Д Х 302 34 83Х   К Х 201 11 610

Одновременное увеличение забалансового счета 18 по КВР 244, КОСГУ 346

— погашена задолженность перед поставщиком (п. 73 Инструкции N 174н, п. 367 Инструкции N 157н);

Д Х 401 20 272     К Х 105 36 446

— списан с учета системный блок, израсходованный на проведение ремонта компьютерного комплекта (п. 37 Инструкции N 174н).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Принятие бюджетным учреждением обязательств по результатам конкурсных процедур. Отражение в учете и отчетности

Вопрос

В 2019 году федеральное бюджетное учреждение провело закупки с применением конкурсных процедур, по результатам которых сделаны в учете следующие записи: размещено извещение 450620/450227; приняты обязательства 450227/450221; отражена экономия 450227/450620.

Как отразить в учете перенос на текущий финансовый год обязательств, принятых в 2019 г.? Как обязательства, принятые учреждением, отразятся в отчете ф. 0503738 в 2020 г.?

Ответ

01.01.2020 года будут сформированы записи (Бухгалтерская справка) (п. 312 Инструкции № 157н):

Д 4 502 21 ХХХ   К 4 502 11 ХХХ – отражен перевод права на принятие обязательств на текущий (2020-ый) год;

Д 4 506 10 ХХХ   К 4 506 20 ХХХ – отражен перевод обязательств на текущий (2020-ый) год.

В Отчете об обязательствах учреждения (ф. 0503738) за 2020 год данный факт отражается в обычном порядке — в графе 6 «Принятые обязательства всего».

Обоснование

2019 год:

Д 4 506 20 ХХХ   К 4 502 27 ХХХ – на сумму первоначальной (максимальной) цены контракта;

Д 4 502 27 ХХХ   К 4 502 21 ХХХ – на сумму заключенного по итогам процедур контракта;

Д 4 502 27 ХХХ   К 4 506 20 ХХХ – экономия по контракту.

Согласно п. 312 Инструкции № 157н, показатели (остатки) обязательств текущего финансового года (за исключением исполненных денежных обязательств), сформированные по результатам отчетного финансового года, подлежат перерегистрации в году, следующим за отчетным финансовым годом.

Показатели (остатки, обороты) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов соответственно:

— показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года), — на счета санкционирования текущего финансового года;

— показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным), — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);

— показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным, — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).

Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года.

Поэтому, показатели по счетам 502.20 (30,40), 504.20 (30,40), 506.20 (30,40) в начале года всегда нужно перенести на счета санкционирования текущего года прямыми проводками.

Таким образом, 01.01.2020 года будут сформированы записи (Бухгалтерская справка):

Д 4 502 21 ХХХ   К 4 502 11 ХХХ – отражен перевод права на принятие обязательств на текущий (2020-ый) год;

Д 4 506 10 ХХХ   К 4 506 20 ХХХ – отражен перевод обязательств на текущий (2020-ый) год.

Далее, в течение 2020 года – при принятии денежных обязательств по контракту —  буде сформирована запись:

Д 4 502 11 ХХХ   К 4 502 12 ХХХ – отражены принятые денежные обязательства текущего года.

В отчете (ф. 0503738) за 2020 год данный факт отражается в обычном порядке — в графе 6 «Принятые обязательства всего» (и в графе 8 «Денежные обязательства» — при получении в текущем периоде документов от контрагента).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Исправление ошибок прошлых лет в части неверного отражения расходов, изменяющих балансовую стоимость здания

Вопрос

В краевом бюджетном учреждении несколько лет подряд велись ремонтные работы здания и был сделан пристрой, расходы списывались на счет 401.20.243 без счета 106.34. В настоящее время получен кадастровый номер на пристрой и необходимо увеличить стоимость здания.

Подскажите бухгалтерские проводки для бюджетного учреждения.

Ответ

В 2020 году следует увеличить стоимость основного здания на сумму произведенных расходов (работ) по возведению пристройки Бухгалтерской справкой так (п. 27, п. 45 Инструкции № 157н; п. 7 СГС «Основные средства»; п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», п. 14 Методических рекомендаций по его применению):

Д Х 401 28 225   К Х 304 86 732 – «красное сторно» на сумму расходов, произведенных в 2019 году;

Д Х 401 29 225   К Х 304 96 732 – «красное сторно» на сумму расходов, произведенных до 2019 года;

Д Х 106 11 310   К Х 304 86 732 — на сумму расходов, произведенных в 2019 году;

Д Х 106 11 310   К Х 304 96 732 — на сумму расходов, произведенных до 2019 года;

Д Х 101 12 310   К Х 106 11 310 – увеличена первоначальная стоимость здания.

Обоснование

Важно обратить внимание на п. 45 Инструкции № 157н: «надворные постройки, пристройки, ограждения и другие надворные сооружения, обеспечивающие функционирование здания (сарай, забор, колодец и др.), составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами».

Отсюда следует вывод, что пристрой действительно может числиться в составе здания, не являясь отдельным инвентарным объектом. Тогда, согласно п. 27 Инструкции № 157н, п. 7 СГС «Основные средства» стоимость здания должна быть увеличена на сумму произведенных работ.

Далее, ошибкой в бухгалтерской (финансовой) отчетности считается пропуск и (или) искажение, возникшее при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании бухгалтерской (финансовой) отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности и должна была быть получена и использована при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 27 СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», а также  п. 14 Методических рекомендаций по его применению).

Исправление ошибок прошлых лет отражается в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности обособленно (п. 18 Инструкции N 157н). В целях обособления операций, связанных с исправлением ошибок прошлых лет, Инструкцией N 174н предусмотрены соответствующие счета бухгалтерского учета:

— 0 401 18 000 «Доходы финансового года, предшествующего отчетному»;

— 0 401 19 000 «Доходы прошлых финансовых лет»;

— 0 401 28 000 «Расходы финансового года, предшествующего отчетному»;

— 0 401 29 000 «Расходы прошлых финансовых лет»

а также

— 30486 «Иные расчеты года, предшествующего отчетному»;

— 30496 «Иные расчеты прошлых лет».

Применение данных счетов наглядно описано в Методических рекомендациях по применению федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки.

Учитывая вышеизложенное:

1) в учете бюджетного учреждения были сделаны записи (до 2020 года):

Д ХХХХ0000000000243 Х 401 20 225     К ХХХХ0000000000243 Х 302 25 730 (73Х – с 2019 года)

— отражены работы по возведению пристройки к зданию (поименованные как капитальный ремонт);

2) каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в ЕГРН, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории РФ кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав (ст. 5 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ).

При получении кадастрового номера в 2020 году следует увеличить стоимость основного здания на сумму произведенных расходов (работ) по возведению пристройки:

Д Х 401 28 225   К Х 304 86 732 – «красное сторно» на сумму расходов, произведенных в 2019 году;

Д Х 401 29 225   К Х 304 96 732 – «красное сторно» на сумму расходов, произведенных до 2019 года;

Д Х 106 11 310   К Х 304 86 732 — на сумму расходов, произведенных в 2019 году;

Д Х 106 11 310   К Х 304 96 732 — на сумму расходов, произведенных до 2019 года;

При этом, если расходы на возведение пристройки были произведены по КФО (например, КФО 5), отличному от КФО, по которому учтено здание (например, КФО 4), то в обычном порядке следует осуществить перенос капитальных вложений на соответствующий КФО (например, с КФО 5 на КФО 4) посредством счета 0 304 06 000.

далее,

Д Х 101 12 310   К Х 106 11 310 – увеличена первоначальная стоимость здания.

Если срок полезного использования здания остался прежним, начисление амортизации по нему следует продолжить по норме, которая была определена при введении его в эксплуатацию, до полного погашения измененной первоначальной стоимости.

При исправлении ошибок следует, как было отмечено выше, руководствоваться п. 18 Инструкции № 157н. Дополнительные бухгалтерские записи по исправлению ошибок, выявленных субъектом учета, а также исправления способом «Красное сторно» оформляются Бухгалтерской справкой (ф.0504833). В ней делается ссылка на наименование, номер исправляемого Журнала операций, период, за который он составлен, и период выявления ошибок, а также приводится информация по обоснованию внесения исправлений (п. 18 Инструкции № 157н, Приложение № 5 к Приказу Минфина России N 52н).

Исправительные операции, а также операции по закрытию счетов, на которых обособлена информация по исправлению ошибок прошлых лет, отражаются в отдельном регистре — журнале по прочим операциям (ф. 0504071) с признаком «Исправление ошибок прошлых лет».

Согласно Методическим указаниям, показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности на начало отчетного периода (в любых формах отчетности) отражаются с учетом их корректировок по исправительным записям выявленных ошибок прошлых лет.

Входящие остатки корректируются по строке «Финансовый результат прошлых отчетных периодов», а также по строкам, отражающим значения скорректированных в результате исправления ошибок прошлых лет статей бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Показатели оборотов по счетам бухгалтерского учета (увеличения, уменьшения объектов учета), доходов, расходов, отражаемые в бухгалтерской (финансовой) отчетности, формируются на основании данных соответствующих регистров бухучета без учета оборотов по исправлению ошибок прошлых лет — как если бы выявленные ошибки прошлых лет были исправлены в момент их допущения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс