В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Обязанность указания в извещении о закупке на оказание услуг ремонта транспортных средств перечня запасных частей, предполагаемых к использованию при оказании услуг

Вопрос

Должны ли организация в извещении об электронном аукционе (44-ФЗ), на оказание услуг ремонта транспортных средств, отображать весь перечень запасных частей и расходных материалов, которые, возможно, будут использованы при оказании услуги?

Ответ

Общие требования к содержанию извещения о закупке перечислены в ст. 42 Закона N 44-ФЗ.

При осуществлении закупок подобного рода, заказчикам необходимо указывать в извещении три вида цен: начальную цену за единицу, начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта, что будет свидетельствовать о том, что количество поставляемых товаров, объем подлежащих оказанию услуг невозможно определить, и заказчику необходимо в результате закупки установить цену за единицу товара, услуги. (Решение Липецкого УФАС России от 04.09.2019 N 048/06/105-646/19,  Решение ФАС России от 16.01.2020 N ПГОЗ-008/19, Решение Псковского УФАС России от 10.10.2019 по делу N 060/06/69-254/2019, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.07.2020 N Ф10-1480/2020 по делу N А83-9172/2019).

Как правило на практике, требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг заказчик формирует в техническом  задании, которое в свою очередь является приложением к документации  о закупке, в т.ч. в виде таблиц, содержащих наименования товаров и показателей (характеристик) товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика в соответствии с частью 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе. (Решение Новгородского УФАС России от 09.10.2020 N 053/06/67-533/2020, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 11.11.2019 по делу N 44-5189/19 ).

«Таким образом, исходя из системного понимания норм Закона N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке указывается цена запасных частей или цена каждой запасной части к технике, оборудованию, в связи с чем перечень таких запасных частей должен быть исчерпывающим.» (Письмо Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2092 ).

Обоснование

Почти для каждой закупки заказчику необходимо сформировать извещение, в которое он должен включить основную информацию о закупке.

Общие требования к содержанию извещения о закупке перечислены в ст. 42 Закона N 44-ФЗ.

Однако сведения, которые должны быть в извещении, различаются в зависимости от формы определения поставщика и особенностей закупки.

В соответствии пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе  в извещении должно содержаться краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, при осуществлении закупок подобного рода, заказчикам необходимо указывать в извещении три вида цен: начальную цену за единицу, начальную сумму цен единиц и максимальное значение цены контракта, что будет свидетельствовать о том, что количество поставляемых товаров, объем подлежащих оказанию услуг невозможно определить, и заказчику необходимо в результате закупки установить цену за единицу товара, услуги. (Решение Липецкого УФАС России от 04.09.2019 N 048/06/105-646/19, Решение ФАС России от 16.01.2020 N ПГОЗ-008/19, Решение Псковского УФАС России от 10.10.2019 по делу N 060/06/69-254/2019, Постановление Арбитражного суда Центрального округа от 03.07.2020 N Ф10-1480/2020 по делу N А83-9172/2019).

Как правило на практике, требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ, оказании услуг заказчик формирует в техническом  задании, которое в свою очередь является приложением к документации  о закупке, в т.ч. виде таблиц, содержащих наименования товаров и показателей (характеристик) товаров, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности заказчика в соответствии с частью 1,2 статьи 33 Закона о контрактной системе. (Решение Новгородского УФАС России от 09.10.2020 N 053/06/67-533/2020, Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 11.11.2019 по делу N 44-5189/19 ).

Ранее в  Письме Минэкономразвития России от 13.07.2015 N Д28и-2092  разъяснялись положения Закона № 44-ФЗ  следующим образом: «Согласно части 2 статьи 42 Закона N 44-ФЗ в случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ в том числе по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Таким образом, исходя из системного понимания норм Закона N 44-ФЗ, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке указывается цена запасных частей или цена каждой запасной части к технике, оборудованию, в связи с чем перечень таких запасных частей должен быть исчерпывающим.»

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Обязанность организатора торгов по продаже государственного и муниципального имущества проводить осмотр такого имущества участниками торгов

Вопрос

Организация продает государственное и муниципальное имущество — автомобили. Отчет об оценке, фото и др размещены на РТС Тендер.

Желающие приобрести данные авто (их более 30) просят осмотр автомобиля.

Обязаны ли мы организовывать просмотры?

Ответ

В зависимости от основания продажи государственного и муниципального имущества у организатора торгов может возникнуть обязанность установления в аукционной  документации порядка и срока осмотра имущества, выставленного на торги.

Так, согласно п.п. 15 п.114 Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 11.07.2018) Документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать:

— дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору. Осмотр обеспечивает организатор аукциона или специализированная организация без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

«Между тем указание предусмотренных подпунктом 15 пункта 114 Правил N 67 сведений в документации об аукционе является обязательным…» (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.10.2016 N Ф02-5819/2016 по делу N А33-28831/2015).

Кроме того, в случае, когда в извещении, документации о продаже государственного, муниципального имущества организатором торгов установлена возможность потенциальным участникам ознакомиться с имуществом, выставленном на торги, то соответственно, у  организатора возникает в таком случае обязанность обеспечить потенциальных участников визуальным  осмотром продаваемого имущества .(Решение Московского УФАС России от 18.03.2019 по делу N 1-00-633/77-19 Нарушение: п. 1.13.3 извещения о проведении Торгов. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений. Решение Московского УФАС России от 15.08.2019 по делу N 077/07/00-7545/2019 Нарушение: п. 15 ч. 114 Правил проведения конкурсов и аукционов. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений. Решение Челябинского УФАС России от 28.07.2020 по жалобе N 074/10/18.1-1720/2020 Обстоятельства: По мнению Заявителя, организатором торгов не обеспечена возможность ознакомления с имуществом, поскольку отсутствует комплект ключей от автомобиля, а также документы на транспортное средство; состояние имущества не соответствует первоначальному отчету об оценке имущества. Решение: Признать жалобу необоснованной., Решение Крымского УФАС России от 13.03.2020 по делу N 07/22-20 Обстоятельства: По мнению Заявителя, Организатором торгов при проведении аукциона допущено нарушение норм Закон о защите конкуренции и Приказа ФАС России N 67, а именно Организатором торгов не обеспечена возможность осмотра имущества, в связи с чем, заявитель был лишен возможности подать заявку на участие в аукционе в срок, установленный документацией. Решение: Признать жалобу обоснованной; предписание не выдавать.).

Обоснование

Продажа государственного и муниципального имущества должна осуществлять в соответствии с нормами Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О приватизации государственного и муниципального имущества» (п.2,4 ч.1 ст. 13, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ (ред. от 31.07.2020)) и положениями ст. 448, «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)».

Согласно ч.2 ст. 448, ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Порядок организации и проведения продажи в электронной форме в силу п. 14 ст. 32.1 Закона о приватизации устанавливается Правительством РФ.

Постановлением  Правительства РФ от 27.08.2012 N 860 (ред. от 29.07.2020)  утверждено Положение об организации и проведении продажи государственного или муниципального имущества в электронной форме.

Для размещения информации о продаже приватизируемого государственного или муниципального имущества в соответствии с требованиями законодательства РФ согласно пп. «а» п. 1 Постановления Правительства РФ от 10.09.2012 N 909 определен официальный сайт РФ в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» — www.torgi.gov.ru.

При этом, приведенными нормами законодательства и нормативными актами не предусмотрена обязанность организатора, продавца обеспечивать осуществление осмотра государственного, муниципального имущества, выставленного на торги по приватизации.

Вместе с тем, антимонопольные требования к торгам, запросу котировок цен на товары, запросу предложений установлены ст. 17, Федерального  закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О защите конкуренции».

Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества утверждены Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 11.07.2018).

Так согласно п.п. 15 п.114 Правил, утвержденных Приказом ФАС России от 10.02.2010 N 67 (ред. от 11.07.2018) Документация об аукционе помимо информации и сведений, содержащихся в извещении о проведении аукциона, должна содержать:

— дату, время, график проведения осмотра имущества, права на которое передаются по договору. Осмотр обеспечивает организатор аукциона или специализированная организация без взимания платы. Проведение такого осмотра осуществляется не реже, чем через каждые пять рабочих дней с даты размещения извещения о проведении аукциона на официальном сайте торгов, но не позднее чем за два рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

«Между тем указание предусмотренных подпунктом 15 пункта 114 Правил N 67 сведений в документации об аукционе является обязательным; такое требование вызвано необходимостью обеспечить безоговорочное право лица, претендующего на участие в аукционе, на осмотр имущества в четко определенный временной период, при котором отсутствует необходимость совершения им каких-либо дополнительных действий. Поэтому в документации об аукционе информация о дате, времени, графике проведения осмотра имущества должна быть указана однозначно, четко и недвусмысленно; возможность двоякого толкования указанной информации должна быть исключена.» (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.10.2016 N Ф02-5819/2016 по делу N А33-28831/2015).

Учитывая изложенное, в зависимости от основания продажи государственного и муниципального имущества у организатора торгов может возникнуть обязанность установления в аукционной документации порядка и срока осмотра имущества, выставленного на торги.

В случае, когда в извещении, документации о продаже государственного, муниципального имущества организатором торгов установлена возможность  потенциальным участникам ознакомиться с имуществом, выставленном на торги, то соответственно, у организатора возникает в таком случае обязанность обеспечить потенциальных участников визуальным осмотром продаваемого имущества. (Решение Московского УФАС России от 18.03.2019 по делу N 1-00-633/77-19 Нарушение: п. 1.13.3 извещения о проведении Торгов. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений. Решение Московского УФАС России от 15.08.2019 по делу N 077/07/00-7545/2019 Нарушение: п. 15 ч. 114 Правил проведения конкурсов и аукционов. Решение: Признать жалобу обоснованной; выдать предписание об устранении нарушений. Решение Челябинского УФАС России от 28.07.2020 по жалобе N 074/10/18.1-1720/2020 Обстоятельства: По мнению Заявителя, организатором торгов не обеспечена возможность ознакомления с имуществом, поскольку отсутствует комплект ключей от автомобиля, а также документы на транспортное средство; состояние имущества не соответствует первоначальному отчету об оценке имущества. Решение: Признать жалобу необоснованной, Решение Крымского УФАС России от 13.03.2020 по делу N 07/22-20 Обстоятельства: По мнению Заявителя, Организатором торгов при проведении аукциона допущено нарушение норм Закон о защите конкуренции и Приказа ФАС России N 67, а именно Организатором торгов не обеспечена возможность осмотра имущества, в связи с чем, заявитель был лишен возможности подать заявку на участие в аукционе в срок, установленный документацией. Решение: Признать жалобу обоснованной; предписание не выдавать.).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Заключение дополнительного соглашения к контракту об изменении отдельных позиций товара

Вопрос

Как составить дополнительное соглашение по 44-ФЗ по исключению некоторых товара?

Необходимо составить дополнительное соглашение по 44-ФЗ, с уменьшением цены в связи с отказом от некоторых позиций товара.

Ответ

Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить условия контракта в строго определенных случаях.

Согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно изменить количество товаров, работ или услуг — в пределах 10% от цены контракта. Однако, возможность внести такие изменения нужно предусмотреть в самом контракте и в документации (в контракте — если закупка у единственного поставщика).

То есть изменить количество можно в пределах 10%, а цену контракта — пропорционально стоимости товаров. При этом количество товара можно уменьшить по определенным позициям, но не более чем на 10% исходя из их количества, установленного в контракте. (Письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-03-08/21456, от 11.12.2019 N 24-03-07/96489).

Форма дополнительного соглашения произвольная, требований к его содержанию не установлено, стороны контракта самостоятельно формируют.

Чтобы подготовить дополнительное соглашение, возьмите из контракта наименования и реквизиты сторон, укажите основания для внесения изменений, сами изменения и то, что остальные положения контракта неизменны.

Кроме того, в соглашении необходимо указать новую цену контракта, новое количество товаров, если цена снижена из-за уменьшения количества (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), а также иные измененные условия, например, новые размеры штрафов, если при снижении цены их размер нужно уменьшить (ч. 2, 5, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400, Письмо Минэкономразвития России от 19.04.2017 N ОГ-Д28-4691).  (Форма: Дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения) (КонсультантПлюс, 2020)).

В течение пяти рабочих дней после изменения контракта необходимо направить информацию об этом в орган, уполномоченный вести реестр контрактов (Федеральное казначейство), если информация о контракте подлежит размещению в нем. В противном случае штраф составит 20 тыс. руб. (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

Обоснование

Изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случаях, установленных ст. 95, Федерального  закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, Законом № 44-ФЗ предусмотрена возможность изменить условия контракта в строго определенных случаях.

Поэтому, при необходимости можно внести изменения в контракт, составив к нему дополнительное соглашение. При этом, следует учитывать ограничения при изменении существенных условий контракта.

Так, согласно пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ можно изменить количество товаров, работ или услуг — в пределах 10% от цены контракта (за исключением контракта на выполнение работ по строительству, ре-конструкции, капремонту, сносу объектов капстроительства или работ по сохранению объектов культурного наследия). Однако, возможность внести такие изменения нужно предусмотреть в самом контракте и в документации (в контракте — если закупка у единственного поставщика).

То есть изменить количество можно в пределах 10%, а цену контракта — пропорционально стоимости товаров.

При этом количество товара можно уменьшить по определенным позициям, в т.ч. локального сметного расчета, но не более чем на 10% исходя из их количества, установленного в контракте. Следует проверить, чтобы общая стоимость изменилась пропорционально такому изменению, но не более чем на 10% (Письма Минфина России от 19.03.2020 N 24-03-08/21456, от 11.12.2019 N 24-03-07/96489).

Цена контракта уменьшается исходя из цены за единицу товара (работы, услуги) в контракте.

При изменении количества товара нужно составить дополнительное соглашение к контракту, в т.ч. когда уменьшается цена контракта в случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ.

Форма дополнительного соглашения произвольная, требований к его  содержанию не  установлено, стороны контракта самостоятельно формируют.

Чтобы подготовить дополнительное соглашение, возьмите из контракта наименования и реквизиты сторон, укажите основания для внесения изменений, сами изменения и то, что остальные положения контракта неизменны.

Кроме того, в соглашении необходимо указать новую цену контракта, новое количество товаров, если цена снижена из-за уменьшения количества (пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ), а также иные измененные условия, например, новые размеры штрафов, если при снижении цены их размер нужно уменьшить (ч. 2, 5, 8 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 12.12.2016 N Д28и-3400, Письмо Минэкономразвития России от 19.04.2017 N ОГ-Д28-4691).  (Форма: Дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, заключенного по Закону N 44-ФЗ (образец заполнения) (КонсультантПлюс, 2020)).

Дополнительное соглашение составляется в двух экземплярах и подписывается  у уполномоченных лиц заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя).

В течение пяти рабочих дней после изменения контракта необходимо направить информацию об этом в орган, уполномоченный вести реестр контрактов (Федеральное казначейство), если информация о контракте подлежит размещению в нем. В противном случае штраф составит 20 тыс. руб. (ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП РФ).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Оплата оказанных услуг без заключения контракта на основании решения Арбитражного суда

Вопрос

Свободный остаток средств в рамках закона №44-ФЗ был запланирован на оплату услуг по текущему ремонту, но не использован в текущем году. На эту сумму было приобретено оборудование и оплачены другие услуги. В следующем году оплата услуг по ремонту должна также входить в объем остатка средств ( т.е. без проведения процедур) или оплачивается в ином порядке? Договор не был подписан, хотя услуги оказаны. Решение Арбитражного суда о размере суммы, на которую оказаны услуги еще не вступил в силу.

Бюджетное учреждение оплачивает исполнительный лист, только после регистрации в УФК и в течение 30-ти дней?

Ответ

Если судом вынесено решение в отношении заказчика по оплате фактически оказанных услуг без обязательного заключения контракта, предусмотренного требованиями Закона № 44-ФЗ, и оставлено вышестоящими судебными инстанциями в силе, оплатить фактически оказанные работы, услуги с выдачей исполнительного документа, то соответственно заказчик обязан выполнить судебное решение. При этом, если на оплату планируются средства бюджета, то естественно все операции должны осуществляться через лицевой счет, открытый в Федеральном казначействе и такой судебный акт, исполнительный документ будут служить основанием для оплаты исполнителю работ, услуг, оказанных без заключения контракта.

Кроме того, судебным актом может быть установлен срок оплаты.

В указанной ситуации бюджетному учреждению за дополнительными разъяснениями рекомендуется обратиться в Федеральное Казначейство (его территориальный орган).

Обоснование

На практике нередко возникает ситуация, когда работы (услуги) для государственных или муниципальных нужд выполняются без заключения государственного или муниципального контракта, как в случаях рассмотренных в Постановлении Президиума ВАС РФ от 04.06.2013 N 37/13 по делу N А23-584/2011, Постановлении Президиума ВАС РФ от 28.05.2013 N 18045/12 по делу N А40-37822/12-55-344.

«Оплата» в такой ситуации нередко осуществляется путем предъявления фактическим подрядчиком (исполнителем) иска к фактическому заказчику о взыскании неосновательного обогащения, равного стоимости выполненных работ (оказанных услуг).

Однако, в последнее время суды приходят к иной позиции: «Выполнение работ и оказание услуг без государственного (муниципального) контракта, подлежащего заключению в случаях и в порядке, предусмотренных Законом N 44-ФЗ, свидетельствует о том, что лицо, выполнявшее работы или оказывавшее услуги, не могло не знать, что работы выполняются им при очевидном отсутствии обязательства, в связи с чем в этом случае требование об оплате товаров, работ или услуг не подлежит удовлетворению.

Целью регулирования Закона N 44-ФЗ являлось, в том числе, предотвращение неэффективного использования бюджетных денежных средств и недопущение предоставления отдельным лицам преимуществ в получении госзаказа по сравнению с теми претендентами, кто имеет возможность предложить более выгодные условия удовлетворения государственных либо муниципальных нужд.

Выполнение работ или оказание услуг в целях удовлетворения государственных или муниципальных нужд, в отсутствие государственного или муниципального контракта, не порождают у исполнителя право требовать оплаты соответствующего предоставления, за исключением случаев, когда законодательство предусматривает возможность размещения государственного или муниципального заказа у единственного поставщика.» (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2019 N Ф05-8445/2019 по делу N А41-76013/2018).

Таким образом, если судом вынесено решение в отношении заказчика по оплате фактически оказанных услуг без обязательного заключения контракта, предусмотренного требованиями Закона № 44-ФЗ, и оставлено вышестоящими судебными  инстанциями в силе, оплатить фактически оказанные работы, услуги с выдачей исполнительного документа, то соответственно заказчик обязан выполнить судебное решение. При этом, если на оплату планируются средства бюджета, то  естественно все операции должны осуществляться через лицевой счет, открытый в Федеральном казначействе и такой судебный акт, исполнительный документ будут служить основанием для оплаты исполнителю работ, услуг, оказанных без заключения контракта.

Кроме того, судебным актом может быть установлен срок оплаты.

По общим правилам срок оплаты по контракту (в том числе отдельного этапа) не может превышать согласно ч. 8 ст. 30, ч. 13.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ:

— 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Правительство РФ может установить иной срок в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства;

— 15 рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, если контракт заключен по результатам закупки среди СМП (СОНКО).

Следует обратить внимание, что Приказом Минфина России от 19.07.2019 N 113н (ред. от 20.07.2020) утвержден Порядок формирования информации, а также обмена информацией и документами между заказчиком и Федеральным казначейством в целях ведения реестра контрактов, заключенных заказчиками.

В указанной ситуации бюджетному учреждению за дополнительными разъяснениями рекомендуется обратиться в Федеральное Казначейство (его территориальный орган).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Возможность расторжения контракта в одностороннем порядке, в случае выполнения работ по контракту исполнителем, но не соответствующим условиям контракта

Вопрос

Заключен гос. контракт по 44-ФЗ. Исполнителем произведены работы, которые не соответствуют условиям контракта. Возможно ли в данном случае расторгнуть контракт в одностороннем порядке?

Ответ

Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке только в тех случаях, которые предусмотрены в Гражданском кодексе РФ как основания для одностороннего отказа от исполнения обязательства. Кроме того, такое право заказчика должно быть закреплено в контракте.

Контракт можно расторгнуть, если подрядчик не устранил в установленный заказчиком срок недостатки выполненных работ либо эти недостатки существенны и неустранимы (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

«Законом N 44-ФЗ предусмотрен десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении для устранения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нарушений условий контракта.» (Вопрос: Об ответственности поставщика, подрядчика, исполнителя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту, а также об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта. (Письмо Минфина России от 21.05.2020 N 24-03-08/42203)).

В Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 N 07АП-945/2016 по делу N А45-22266/2015  суд указал: «Ссылка истца на отсутствие права на односторонний отказ после прекращения контракта подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 10.1 контракта в части обязательств, не исполненных к указанной дате, контракт действует до полного исполнения сторонами. Соответственно, отказ от исполнения контракта возможен до исполнения подрядчиком обязанности по передаче заказчику надлежащего результата работ, соответствующего условиям контракта.»

Кроме того, должностные лица заказчика несут персональную ответственность за нарушение порядка расторжения контракта. (Вопрос: Об исполнении контракта и одностороннем отказе заказчика от его исполнения. (Письмо Минфина России от 10.06.2020 N 24-03-08/50011).

Учитывая изложенное, заказчик вправе принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в случае не устранения в установленный срок заказчиком недостатков выполненных работ или существенного и неустранимого нарушения условий контракта подрядчиком, исполнителем с соблюдением  всей установленной процедуры расторжения контракта в соответствии ст. 95, Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  и положениями ГК РФ.

Обоснование

В соответствии ч.8 ст. 95, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»  Расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

В одностороннем порядке расторжение контракта имеет свои нюансы.

Например, в некоторых ситуациях заказчик обязан расторгнуть контракт в соответствии ч. 15 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. К примеру,  если товар не соответствует требованиям, установленным в документации о закупке и  условиям контракта (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2017 N Ф06-26225/2017 по делу N А65-6772/2017), а в некоторых  случаях  заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе расторгнуть контракт. Такие случаи предусмотрены гражданским законодательством.

Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ  заказчик может расторгнуть контракт в одностороннем порядке только в тех случаях, которые предусмотрены в Гражданском кодексе РФ как основания для одностороннего отказа от исполнения обязательства. Кроме того, такое право заказчика должно быть закреплено в контракте.

Чтоб избежать споров по вопросу правомерного основания расторжения контракта в одностороннем порядке, в контракте следует предусмотреть открытый перечень случаев одностороннего отказа. Это позволит использовать любое из предусмотренных Гражданским кодексом РФ оснований, даже если оно не указано в контракте.

Так, контракт можно расторгнуть, если:

— подрядчик нарушил сроки выполнения работ и это повлекло потерю интереса заказчика к исполнению контракта (п. 3 ст. 708 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10.02.2017 N Ф04-7162/2017 по делу N А27-5846/2016);

— подрядчик не приступил к выполнению работ вовремя или проводил их настолько медленно, что их своевременное окончание явно невозможно (п. 2 ст. 715 ГК РФ, Решение Курганского УФАС России от 28.12.2016 N РНП45-60/2016);

— подрядчик не устранил в установленный заказчиком срок недостатки выполненных работ либо эти недостатки существенны и неустранимы (п. 3 ст. 723 ГК РФ).

Также гражданским законодательством предусмотрено право заказчика в любой момент отказаться от контракта на выполнение работ или оказание услуг, даже если нарушений со стороны подрядчика или исполнителя нет (ст. 717, п. 1 ст. 782 ГК РФ, Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 08.06.2016 N Ф06-8780/2016 по делу N А49-11658/2015).

При этом, в соответствии ст. 717 ГК РФ Если иное не предусмотрено договором подряда, заказчик может в любое время до сдачи ему результата работы отказаться от исполнения договора, уплатив подрядчику часть установленной цены пропорционально части работы, выполненной до получения извещения об отказе заказчика от исполнения договора. Заказчик также обязан возместить подрядчику убытки, причиненные прекращением договора подряда, в пределах разницы между ценой, определенной за всю работу, и частью цены, выплаченной за выполненную работу.

В силу п. 1 ст. 782 ГК РФ Заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.

Таким образом, возможно заказчиком расторгнуть контракт в одностороннем порядке до сдачи результатов работ, услуг с возмещением фактически понесенных расходов, убытков подрядчику, исполнителю.

Однако, рекомендуется заказчику придерживаться позиции судов и госорганов, согласно которой отказаться от исполнения контракта можно только при наличии нарушений (Письмо Минэкономразвития России от 08.04.2016 N Д28и-880, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.05.2016 N Ф07-3770/2016 по делу N А13-8444/2015).

Так как в силу ч.14 ст. 95, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

«Таким образом, Законом N 44-ФЗ предусмотрен десятидневный срок с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом заказчиком решении для устранения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) нарушений условий контракта.» (Вопрос: Об ответственности поставщика, подрядчика, исполнителя за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств по контракту, а также об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта. (Письмо Минфина России от 21.05.2020 N 24-03-08/42203)).

В Постановлении  Седьмого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2016 N 07АП-945/2016 по делу N А45-22266/2015 суд указал: «Ссылка истца на отсутствие права на односторонний отказ после прекращения контракта подлежит отклонению, поскольку в силу пункта 10.1 контракта в части обязательств, не исполненных к указанной дате, контракт действует до полного исполнения сторонами. Соответственно, отказ от исполнения контракта возможен до исполнения подрядчиком обязанности по передаче заказчику надлежащего результата работ, соответствующего условиям контракта.»

Вместе с тем, при принятии заказчиком решения о расторжении контракта в одностороннем порядке в связи с его ненадлежащим исполнением подрядчиком, исполнителем, заказчику необходимо соблюсти всю процедуру расторжения, установленную нормами Закона № 44-Фз и положениями ГК РФ, в противном случае такое решение заказчика судом может быть признанно неправомерным. (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2015 N 09АП-36559/2015-ГК по делу N А40-73379/15).

Кроме того, должностные лица заказчика несут персональную ответственность за нарушение порядка расторжения контракта. (Вопрос: Об исполнении контракта и одностороннем отказе заказчика от его исполнения. (Письмо Минфина России от 10.06.2020 N 24-03-08/50011)).

Учитывая изложенное, заказчик вправе принять решение о расторжении контракта в одностороннем порядке в случае не устранения в установленный срок заказчиком недостатков выполненных работ или  существенного и неустранимого нарушения условий контракта подрядчиком, исполнителем с соблюдением всей установленной процедуры расторжения контракта в соответствии ст. 95, Федерального закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и положениями ГК РФ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс