В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Возможность исполнения заключенного договора (контракта) ОСАГО, но не размещенного в установленные сроки в ЕИС в соответствии требований Закона № 44-ФЗ

Вопрос

Договор по ОСАГО подписан организацией и поставщиком 14.01., но в ЕИС по техническим причинам до сих пор не размещен, можем ли мы работать по данному договору?

Ответ

Контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС подписанного заказчиком контракта.

Таким образом, если процедура заключения контракта соблюдена, но при этом, заказчиком не размещена информация, сведения, документы о заключении контракта в реестре контракта в ЕИС, такой контракт может исполняться.

Однако, за нарушение сроков направления информации в реестр контрактов ответственное должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 20 тыс. руб. на основании ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ.

Обоснование

В Законе N 44-ФЗ нет указания на тот момент, что после подписания контракта по результатам проведенной закупки он не подлежит исполнению, в случае нарушения заказчиком срока размещения сведений о заключении контракта в ЕИС.

В соответствии ч.7ст. 83.2, Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика.

Согласно ч. 8 ст. 83.2 Закона N 44-ФЗ при проведении электронных процедур датой заключения контракта считается дата размещения в ЕИС контракта, подписанного заказчиком.

Таким образом, контракт считается заключенным с момента размещения в ЕИС и на электронной площадке с использованием ЕИС подписанного заказчиком контракта. (Вопрос: О моменте заключения контракта по результатам электронной процедуры. (Письмо Минфина России от 23.04.2020 N 24-03-08/32737)).

В силу ч. 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 12 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084 заказчик обязан в течение пяти рабочих дней с момента заключения контракта зарегистрировать контракт в реестре контрактов. Для этого необходимо направить сведения о контракте в Казначейство при помощи системы «Электронный бюджет».

Какие документы (сведения), нужно направить в реестр контрактов указаны в ч. 2 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1084.

Таким образом, если процедура заключения контракта соблюдена, но при этом, заказчиком не размещена информация, сведения, документы о заключении контракта в реестре контракта в ЕИС, такой контракт может исполняться.

Однако, за нарушение сроков направления информации в реестр контрактов ответственное должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности в виде наложения штрафа в размере 20 тыс. руб. на основании ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ. (Вопрос: О последствиях непредставления, несвоевременного представления информации и (или) документов, подлежащих включению в реестр контрактов. (Письмо Минэкономразвития России от 11.01.2017 N Д28и-276), Постановление Мордовского УФАС России от 07.11.2019 по делу N 013/04/7.31-627/2019 Нарушение: ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (нарушение порядка ведения реестра контрактов, составляющих государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков…). Решение: Назначен штраф. Постановление Карельского УФАС России от 29.04.2019 N 010/04/7.31-228/2019 Нарушение: ч. 2 ст. 7.31 КоАП РФ (нарушение порядка ведения реестра контрактов, составляющих государственную тайну, реестра недобросовестных поставщиков…). Решение: Назначен штраф.).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Оформление приемки товаров, работ, услуг в электронной форме в ЕИС

Вопрос

С какой даты и каким документом установлена обязанность применять систему электронного актирования в ЕИС?

Ответ

В настоящий момент оформление электронного документа о приемке является правом заказчика, а не обязанностью, т.к.  Законом № 44-ФЗ такие требования не установлены, также не приняты подзаконные акты, устанавливающие порядок электронного актирования приемки исполненного контракта, его отдельного этапа.

Возможность электронного актирования заказчику необходимо предусмотреть в контракте.

Обязанность подписывать документы о приемке в электронной форме может появиться с 1 апреля 2021 года при условии внесения соответствующих изменений в Закон N 44-ФЗ.

Таким образом, согласно Письму Казначейства России N 14-00-06/27476, ФНС России N АС-4-15/26126@ от 18.12.2019, документ о приемке товара, работы, услуги заказчик вправе по согласованию с исполнителем контракта сформировать в ЕИС в электронной форме, подписав его по правилам Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

Обоснование

В настоящий момент оформление электронного документа о приемке является правом заказчика, а не обязанностью, т.к. Законом № 44-ФЗ такие требования не установлены, также не приняты подзаконные акты, устанавливающие порядок электронного актирования приемки исполненного контракта, его отдельного этапа.

Возможность электронного актирования заказчику необходимо предусмотреть в контракте.

Функционал ЕИС позволяет осуществить подписание электронных документов о приемке для любой закупки, если сведения о ней подлежат внесению в реестр контрактов. Обновленная функциональность ЕИС позволяет заказчикам формировать и подписывать универсальные передаточные документы и счета-фактуры (включая корректировочные) в электронной форме, такая возможность доступна в личном кабинете пользователя ЕИС.

Обмен документами о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме с использованием ЕИС возможен лишь при взаимном согласии сторон контракта.

В настоящее время не конкретизируется, на каком этапе и как это согласие оформляется. Можно порекомендовать заказчикам включать в проект контракта, в раздел о порядке приемки товаров, работ, услуг, оговорку о том, что заказчик по согласованию с исполнителем вправе подписать документ о приемке с использованием ЕИС.

Предполагается, что в дальнейшем появятся более четкие регламенты по порядку применения электронного актирования.

Кроме этого, преимущество внедрения в ЕИС документа о приемке товаров (работ, услуг) в электронной форме рассматривается Федеральным казначейством как инструмент достоверности данных исполнения контракта.

Обязанность подписывать документы о приемке в электронной форме может появиться с 1 апреля 2021 года при условии внесения соответствующих изменений в Закон N 44-ФЗ.

Таким образом,  согласно Письму Казначейства России N 14-00-06/27476, ФНС России N АС-4-15/26126@ от 18.12.2019, документ о приемке товара, работы, услуги заказчик вправе по согласованию с исполнителем контракта   сформировать в ЕИС в электронной форме, подписав его по правилам Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Применение понятий контракт и гражданско-правовой договор при осуществлении закупок бюджетным учреждением

Вопрос

Бюджетное упреждение обязано заключать договора по гражданскому кодексу или контракты (закупки)?

Ответ

Бюджетное учреждение осуществляя закупки в соответствии требований Закона N 44-ФЗ заключает контракты, а закупки проводимые согласно положений Закона N 223-ФЗ заключает гражданско-правовые договоры. (п. 8.1 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ,ч. 2 ст. 15,  Закона N 44-ФЗ).

Обоснование

Согласно п.7 ч.1 ст. 3, Федерального  закона  от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик — государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с частями 1 и 2.1 статьи 15 настоящего Федерального закона бюджетное учреждение, государственное, муниципальное унитарные предприятия, осуществляющие закупки.

В соответствии ч. 1 ст. 15 Закона N 44-Ф Бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

Таким образом, бюджетные учреждения осуществляют большую часть закупок в порядке, предусмотренном Законом N 44-ФЗ.

По Закону N 223-ФЗ бюджетные учреждения могут проводить закупки и заключать гражданско-правовые договоры только в следующих случаях (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ):

1)       договор оплачивается за счет грантов, если грантодатель не установил иных требований, за счет средств, полученных в качестве дара, в том числе пожертвования, по завещанию (пп. 1 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);

2)       договор заключается в целях исполнения контракта, по которому бюджетное учреждение само является исполнителем;

3)       договор оплачивается за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.

Для того, чтобы осуществлять закупки по Закону N 223-ФЗ бюджетному учреждению необходимо разработать и разместить до начала года в ЕИС положение о закупке.

Без утвержденного и размещенного в ЕИС  положения о закупке все закупки независимо от источника финансирования бюджетные учреждения проводят только по Закону N 44-ФЗ (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

В соответствии п. 8.1 ч. 1 ст. 3 Закона N 44-ФЗ контракт — государственный или муниципальный контракт либо гражданско-правовой договор, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества) и который заключен бюджетным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона.

Поэтому, часто задаваемый вопрос, как назвать гражданско-правовой договор бюджетного учреждения — контракт или договор: ответ прост: гражданско-правовой договор бюджетного учреждения, а также любого другого заказчика, заключенный по Закону N 44-ФЗ, является контрактом.

«Таким образом, положения Закона N 44-ФЗ в достаточной мере регламентируют установленные в Законе N 44-ФЗ термины.» (Вопрос: О терминах, применяемых при осуществлении закупок, а также об обосновании закупки товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд. (Письмо Минфина России от 25.03.2020 N 24-01-08/23588)).

«Таким образом, по результатам осуществления закупки в соответствии с Законом о контрактной системе заказчик заключает с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) контракт.» (Вопрос: О применении наименований «контракт» или «договор» при осуществлении закупок (Письмо Минфина России от 16.06.2017 N 24-02-05/37727)).

Учитывая изложенное, бюджетное учреждение осуществляя закупки в соответствии требований Закона N 44-ФЗ заключает контракты, а закупки проводимые согласно положений Закона N 223-ФЗ заключает гражданско-правовые договоры. (п. 8.1 ч. 1 ст. 3, ч. 1 ,ч. 2 ст. 15,  Закона N 44-ФЗ).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Обязанность ведения журнала регистрации контрактов федеральным органам исполнительной власти

Вопрос

Нужно ли федеральным органам исполнительной власти, которые ведут закупки средствами федерального бюджета, вести журнал регистрации контрактов с указанием даты, номера, контрагента?

Ответ

Непосредственно Закон № 44-ФЗ и Правила № 1084 не устанавливают для заказчиков  иных требований по  ведению журнала регистрации контрактов, кроме  ведения реестра контрактов в ЕИС.

Вместе с тем, согласно ст. 73, «Бюджетного кодекса Российской Федерации» получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

цена и дата закупки.

Таким образом, реестр закупок должны вести все получатели бюджетных средств. К ним относятся  в соответствии ст. 6 БК РФ в первую очередь,  государственные органы.

Реестр закупок — это реестр, в который получатели бюджетных средств вносят данные о закупках без заключения контракта. Чаще всего это закупки до 600 тыс. руб., поэтому такой реестр часто называют реестром закупок малого объема, но  это не реестр контрактов.

При этом, в реестр закупок:

—  обязательно вносить данные о закупках без заключения контракта (п. 1 ст. 73 БК РФ);

— по своему желанию можно включить сведения о закупках по контракту, которые заказчик не направляет в реестр контрактов. Это можно сделать для учета всех закупок, совершенных на бюджетные средства.

Учитывая изложенное, в  реестре закупок  целесообразно приводить информацию о закупках, сведения о которых не направляются в реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Ведение реестра закупок позволит организовать их учет и исключит претензии контрольных органов.

Обоснование

Согласно ч. 1, 3 ст. 103 Закона N 44-ФЗ, п. п. 6, 15 Правил ведения реестра контрактов, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1084 под регистрацией государственного (муниципального) контракта понимается направление заказчиком необходимых сведений в Казначейство России. После их проверки ведомство сформирует реестровую запись в реестре контрактов, включив в нее соответствующие документы и информацию.

Непосредственно Закон № 44-ФЗ и Правила № 1084 не устанавливают для заказчиков иных требований по ведению журнала регистрации контрактов, кроме ведения реестра контрактов в ЕИС .

Вместе с тем, согласно ст. 73, «Бюджетного кодекса Российской Федерации» получатели бюджетных средств обязаны вести реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Реестры закупок, осуществленных без заключения государственных или муниципальных контрактов, должны содержать следующие сведения:

краткое наименование закупаемых товаров, работ и услуг;

наименование и местонахождение поставщиков, подрядчиков и исполнителей услуг;

цена и дата закупки.

Таким образом, реестр закупок должны вести все  получатели бюджетных средств. К ним относятся  в соответствии ст. 6 БК РФ:

1)       государственные органы;

2)       органы управления государственным внебюджетным фондом;

3)       органы местного самоуправления;

4)       органы местной администрации;

5)       казенные учреждения, которые находятся в ведении распорядителя бюджетных средств.

Реестр закупок — это реестр, в который получатели бюджетных средств вносят данные о закупках без заключения контракта. Чаще всего это закупки до 600 тыс. руб., поэтому такой реестр часто называют реестром закупок малого объема, но  это не реестр контрактов.

На практике иногда встает вопрос, нужно ли включать в реестр помимо закупок, совершенных без контракта, и те закупки, которые не включаются в реестр контрактов. Четкой позиции по этому вопросу нет. Однако для контрольных органов ключевым моментом является наличие самого реестра закупок и необходимой информации в нем.

Форму реестра закупок заказчик  может разработать сам, поскольку нормативно она не установлена. Главное — отразить в реестре все необходимые сведения, которые  установлены п. 2 ст. 73 БК РФ.

При этом, в реестр закупок:

—  обязательно вносить данные о закупках без заключения контракта (п. 1 ст. 73 БК РФ);

— по своему желанию можно включить сведения о закупках по контракту, которые заказчик не направляет в реестр контрактов. Это можно сделать для учета всех закупок, совершенных на бюджетные средства.

К закупкам без заключения контракта относятся:

  • закупки за наличный расчет;
  • закупки, совершенные путем подписания актов (накладных) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг либо оплаты выставленного счета.

В большинстве случаев это закупки малого объема, в связи с этим реестр закупок часто также называют реестром закупок малого объема.

К закупкам по контрактам, которые не были включены в реестр контрактов, относятся контракты с единственным поставщиком, заключенные на основании п. п. 4, 5, 23, 42, 44, 45, 46 (в части контрактов с физлицами) и 52 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

Можно включать в реестр закупок в том числе и эти контракты, чтобы избежать спорных ситуаций с контрольными органами. На практике контрольные органы признают нарушением в основном отсутствие самого реестра закупок (п. 1.8 Представления Счетной палаты РФ от 30.05.2017 N ПР 07-82/07-02) или необходимых сведений в нем (п. 3 Представления Счетной палаты РФ от 31.05.2016 N ПР 02-119/07-02).

В случае нарушений органы финансового контроля могут выдать представления и предписания, возбудить административное производство, направить в правоохранительные органы документы, иные материалы и (или) информацию о выявлении фактов действия (бездействия), содержащего признаки состава преступления (ст. 270.2 БК РФ, Письмо Минфина России от 13.01.2020 N 02-09-09/637).

Учитывая изложенное, в реестре закупок  целесообразно приводить информацию о закупках, сведения о которых не направляются в реестр контрактов, предусмотренный ст. 103 Закона N 44-ФЗ. Ведение реестра закупок позволит организовать их учет и исключит претензии контрольных органов.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Будет ли являться нарушением требований Закона № 223-ФЗ и Закона № 135-ФЗ, если заказчик включит в документацию о закупке условие о запрете на привлечение соисполнителей по договору поставки товара

Вопрос

Заказчик проводит закупки в соответствии с 223-ФЗ. Заказчик опубликовал документацию о проведении конкурса в электронной форме. Предмет — поставка товара. Документация предусматривает возможность привлечения соисполнителей, если это предусмотрено соответствующим пунктом Информационной карты. Вместе с тем, этот пункт информационной карты Заказчик не заполнил, поскольку имеет желание, чтобы Участник осуществил исполнение договора лично. \от участника поступил запрос на дачу разъяснений. Вопрос: будет ли являться нарушением 223-ФЗ и 135-ФЗ включение условия в документацию о закупке, запрета на привлечение соисполнителей?

Ответ

Учитывая сложившуюся судебную и административную практику, заказчик вправе  в документации о закупке и в частности в условиях договора установить запрет на привлечение субподрядчиков, соисполнителей при исполнении обязательств по договору поставки товара с учетом своего положения о закупке и в зависимости от своих отраслевых особенностей и специфики предмета закупки.

Такой запрет подрядчику (исполнителю) привлекать субподрядчиков (соисполнителей) рекомендуется устанавливать  не как требование к участникам закупки, а как одно из условий исполнения договора, заключаемого по ее итогам. (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 N 09АП-37541/2016-АК по делу N А40-44336/16 ).

Обоснование

Требования к участникам закупки, проводимой по правилам Закона № 223-ФЗ, каждый заказчик определяет самостоятельно и закрепляет эти требования в положении о закупке и документации о конкретной закупке, в зависимости от своих отраслевых особенностей и специфики предмета закупки (ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 17 Закона о защите конкуренции).

Это могут быть основные или единые требования, которые применяются во всех закупках без исключения, и дополнительные требования, которые предъявляются в зависимости от специфики конкретной закупки. При этом, устанавливая требования, важно соблюдать принципы Закона N 223-ФЗ, такие как равноправие, измеряемость требований, отсутствие необоснованного ограничения конкуренции.

Любое включаемое в документацию о закупке  требование должно быть предусмотрено  положением о закупке заказчика (ч. 6, п. 4 ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ),так как положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения. (ч. 1,2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ).

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе установить в документации о закупке  дополнительные требования к участникам при условии, что они предусмотрены в положении о закупке и не противоречат принципам Закона N 223-ФЗ .

Как правило требование о выполнении обязательств лично победителем закупки без привлечения субподрядчиков, соисполнителей устанавливается при закупке на выполнение работ, оказание услуг.

Однако, такой запрет подрядчику (исполнителю) привлекать субподрядчиков (соисполнителей) рекомендуется устанавливать не как требование к участникам закупки, а как одно из условий исполнения договора, заключаемого по ее итогам. (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2016 N 09АП-37541/2016-АК по делу N А40-44336/16 ).

Вопрос привлечения субподрядчиков и соисполнителей в ходе выполнения обязательств по договору урегулирован ст. ст. 706, 780 ГК РФ.

Аналогичная позиция изложена в Письме Минфина России от 26.12.2018 N 03-02-07/1/94732, в котором учтен п. 7 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Закона N 223-ФЗ (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 16.05.2018).

Так, Верховным судом РФ указано: «Включение в документацию о закупках спорного условия также не противоречит Закону о закупках и Закону о защите конкуренции, поскольку при проведении закупочных процедур заказчик не ограничен в вопросах формирования системы закупок, позволяющей выявить участника закупки, способного своевременно и качественно удовлетворить потребности заказчика в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности.

Условие выполнения работ, являющихся предметом закупки, собственными силами может рассматриваться как нарушающее законодательство, если будет доказано, что это условие включено в документацию о закупках специально для того, чтобы обеспечить победу конкретному хозяйствующему субъекту.»

Вместе с  тем,  имеется  и противоположная позиция  судов. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 02.06.2020 N Ф05-863/2020 по делу N А40-282879/2018, Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19.11.2013 по делу N А33-4228/2013).

Исходя из позиции Верховного суда РФ требование о выполнении всех работ, услуг подрядчиком, исполнителем лично не противоречит нормам действующего законодательства.

ФАС России может признать такой запрет нарушением Закона N 223-ФЗ в определенных случаях, однако арбитражная практика чаще складывается в пользу заказчика.(Путеводитель по спорам в сфере закупок (223-ФЗ). Заказчик запретил привлечение субподрядных организаций к исполнению договора (Информационное обеспечение закупки)).

Учитывая сложившуюся судебную и административную практику, заказчик вправе в документации о закупке и в частности в условиях договора установить запрет на привлечение субподрядчиков, соисполнителей при исполнении обязательств по договору поставки товара с учетом  своего положения о закупке и в зависимости от своих отраслевых особенностей и специфики предмета закупки.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс