В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Учет расходов на уплату вознаграждения за предоставление гарантийного обязательства в расходах при применении УСН

Вопрос

ООО, УСН 15%. Перечисление банку вознаграждения за предоставление гарантийного обязательства включается в расходы при УСН?

Ответ

Расходы по оплате банку сделки по выдаче поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; выдаче банковских гарантий включаются в расходы в целях определения налоговой базы при применении УСН

Обоснование

На основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» могут признать лишь расходы, связанные с оплатой банковских услуг, которые перечислены в ст. 5 Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 «О банках и банковской деятельности». Об этом сказано в Письме Минфина России от 21.04.2014 N 03-11-06/2/18229.

Помимо перечисленных основных операций банки вправе осуществлять также сделки, за совершение которых может взиматься плата (ст. 5 Закона N 395-1). К таким сделкам относятся, в том числе, выдачу поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме; выдача банковских гарантий.

Эти платежи «упрощенцы» на основании пп. 9 п. 1 ст. 346.16 НК РФ тоже могут включить в налоговую базу по УСНО. Подчеркнем: перечень банковских сделок является открытым, так как в ст. 5 Закона N 395-1 содержится фраза о праве кредитных организаций осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством РФ.

Дополнительно, Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. При этом оплатой товаров (работ, услуг) признается прекращение обязательства покупателя перед продавцом, которое непосредственно связано с поставкой этих товаров (выполнением работ, оказанием услуг) (п. 2 ст. 346.17 НК РФ). В данном случае обязательство по оплате прекращается не самим налогоплательщиком (принципалом), а гарантом. Поэтому для принципала приобретенные товары (работы, услуги) и суммы «входного» НДС, относящегося к ним (пп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), а также проценты по займу считаются оплаченными только после возмещения гаранту денежных средств, уплаченных им по независимой (в том числе банковской) гарантии.

При исполнении гарантом обязательства по независимой (в том числе банковской) гарантии у принципала возникает перед ним обязательство по возмещению денежных сумм, выплаченных в соответствии с условиями такой гарантии. Следовательно, у принципала не возникает дохода в виде погашения кредиторской задолженности, поскольку это не приводит к возникновению экономической выгоды (п. 1 ст. 41 НК РФ). При этом сумму, выплаченную гаранту в порядке возмещения, принципал не учитывает в составе расходов для целей налогообложения, поскольку это не предусмотрено гл. 26.2 НК РФ.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Отражение в налоговой декларации налогов за 2 квартал 2020 года

Вопрос

ИП во время пандемии получали во 2-м квартале льготы и не уплачивали авансы. Как правильно заполнить налоговую декларацию?

Ответ

Особенностей заполнения декларации по НДФЛ, УСН индивидуальными предпринимателями, ведущими деятельность в пострадавших отраслях и освобожденных от уплаты авансовых платежей за 2 квартал 2020 года, за 2020 года не установлено.

Сумму авансовых платежей за полугодие 2020 г. необходимо отразить как исчисленную и уплаченную.

Обоснование

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 2, п. 12 ч. 1 ст. 2  Федерального закона от 08.06.2020 N 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» индивидуальные предприниматели и включенные в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» на основании налоговой отчетности за 2018 г. в единый реестр субъектов МСП организации, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, освобождаются от исполнения обязанности по уплате

—  налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, — в части авансового платежа за отчетный период — полугодие 2020 г., уменьшенного на сумму авансового платежа за отчетный период — I квартал 2020 г;

— по налогу на доходы физических лиц, исчисляемому и уплачиваемому в соответствии с пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации, — в части авансового платежа, исчисленного за полугодие 2020 года, уменьшенного на сумму авансового платежа, исчисленного за первый квартал 2020 года. При этом авансовый платеж, исчисленный с учетом положений настоящего пункта за полугодие 2020 года, учитывается при исчислении общей суммы налога, подлежащей уплате в соответствующий бюджет за налоговый период 2020 года.

Поскольку особенности заполнения налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), утвержденной Приказом ФНС России от 28.08.2020 N ЕД-7-11/615@, с учетом освобождения от уплаты авансового платежа за полугодие 2020 г. не установлены, декларацию 3-НДФЛ за 2020 г. следует заполнять в общем порядке — сумму авансовых платежей за полугодие 2020 г. необходимо отразить как исчисленную и уплаченную.

Также следует учесть перенос сроков уплаты авансовых платежей по НДФЛ за I квартал 2020 г. на 6 месяцев (соответственно, для авансов по НДФЛ за I квартал 2020 г. срок уплаты был перенесен с 27.04.2020 на 26.10.2020) (п. 7 ст. 6.1 НК РФ, пп. «а» п. 1 Постановления N 409).

Никаких особенностей заполнения декларации упрощенцами из пострадавших отраслей, которым прощен авансовый платеж за полугодие (за минусом аванса за I квартал) и для которых перенесен срок уплаты аванса за I квартал 2020 г., не предусмотрено. «Коронавирусные» изменения коснулись только сумм налога и сроков уплаты.

На сайте ФНС на вкладке, посвященной мерам поддержки бизнеса, дословно говорится следующее: «Для всех налогов… действует общее правило: [прощенные] авансовые платежи засчитываются при дальнейшем расчёте суммы платежа и уплаты налога. Например, при расчёте авансового платежа по УСН за 9 месяцев сумму авансового платежа за полугодие нужно считать уплаченной и уменьшить на неё платёж за 9 месяцев» (https://www.nalog.ru/rn77/business-support-2020/).

Исходя из этого, полагаем, что декларация заполняется в обычном порядке. То есть если, скажем, доходы компании за полугодие нарастающим итогом превысили расходы, в р. 1.1, р. 1.2, налоговой декларации по УСН покажите прощенный авансовый платеж за полугодие по строке 040 «Сумма авансового платежа к уплате…», несмотря на то, что фактически он уплачен не был, и учтите эту сумму при исчислении авансового платежа за 9 месяцев. Налоговая на основании декларации сначала начислит платеж за полугодие, а потом его обнулит. Так что недоимки в карточке расчетов с бюджетом из-за неуплаты авансового платежа за полугодие не будет (https://glavkniga.ru/forum/topic/6083)

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Обязательный аудит

Вопрос

ООО на ОСНО начиная с 2020 попала под обязательный аудит.

Какой вид отчетности подлежит обязательному аудиту? Если организацию оштрафуют за непредоставление аудиторского заключения В ИФНС, обяжут ли ее проводить аудит за 2020 год?

Ответ

Аудитор проверяет первичные и сводные бухгалтерские документы, бухгалтерскую (финансовую) отчетность, может попросить дать пояснения.

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). Таки образом организация должна предоставить аудиторское заключение в налоговые органы и разместить его на федресурсе. При непредоставлении соответствующего аудиторского заключения имеются риски привлечения организации к административной ответственности вновь.

Обоснование

Перечень случаев, когда проведение аудиторской проверки обязательно, установлен ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ.

Аудит может проводить аудиторская организация или индивидуальный аудитор, внесенные в реестр, который можно найти на сайте Минфина (ст. ст. 3, 4 Закона N 307-ФЗ).

Обязательный аудит проводят ежегодно, заключение должно быть готово до 31 декабря года, следующего за отчетным (ст. 5 Закона N 307-ФЗ, ст. 18 Закона о бухучете).

Аудиторская проверка — проверка финансово-экономической деятельности предприятия, организации, проводимая аудитором на основании представленных документов по финансовой отчетности. При аудиторской проверке проверяются: бухгалтерская отчетность, соответствие правилам и законодательным нормам, установленным государственными органами, соответствие юридическим и хозяйственным документам (устав, учредительный договор, проспект эмиссии, контракты).

После проверки аудитор представит руководству организации письменную информацию, где перечислит ошибки, выявленные при проверке, и даст рекомендации по их устранению (п. п. 16, 19 МСА N 260).

По итогам проверки годовой отчетности вы получите аудиторское заключение.

В аудиторском заключении будет сказано, что отчетность организации достоверна, если существенных ошибок в ней нет или они исправлены при проверке.

За непроведение обязательного аудита отдельного штрафа нет.

Штраф за непредставление в срок аудиторского заключения в ИФНС (ст. 19.7 КоАП РФ): для организации — от 3 000 до 5 000 руб.; для должностного лица — от 300 до 500 руб.

Должностное лицо организации, у которой нет аудиторских заключений за прошлые годы, могут оштрафовать на сумму от 5 000 до 10 000 руб. (примечание 1 к ст. 15.11 КоАП РФ).

Штраф за неразмещение аудиторского заключения на федресурсе — от 5 000 до 10 000 руб. на должностное лицо, а за несвоевременное размещение — 5 000 руб. (ст. 14.25 КоАП РФ).

Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой было назначено административное наказание (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Однако указанная статья содержит указание на то, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение (ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ).

Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 22.06.2012 по делу N А63-12641/2011 указал, что привлечение юридического лица к административной ответственности дважды за одно и то же административное правонарушение является основанием для признания постановления административного органа незаконным.

Принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения выражается в исключении производства по делу об административном правонарушении, если по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется административное производство, имеется постановление о назначении административного наказания.

При этом, есть позиция, что если после вынесения постановления о назначении административного наказания и вступления его в законную силу нарушение, послужившее основанием для назначения данного наказания, не устранено, имеет место новое правонарушение, о совершении которого должностным лицом, уполномоченным в силу ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях, или прокурором должен быть составлен новый протокол или вынесено новое постановление о возбуждении дела об административном правонарушении соответственно.

Учитывая изложенное, при непредоставлении соответствующего аудиторского заключения имеются риски привлечения организации к административной ответственности вновь.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Передача КРСБ при смене регистрации налогоплательщика

Вопрос

Правила передачи КРСБ при миграции налогоплательщика  из одной ИФНС в другую. Передаются сведения в общем по налогам или по каждому налогу отдельно?

Ответ

В соответствии с утвержденными Методическими указаниями для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах российских организаций в связи с изменением места нахождения, учетное дело передается в налоговый орган по новому месту постановки на учет налогоплательщика не позднее 3 рабочих дней, при этом не позднее 1 рабочего дня, после снятия с учета налогоплательщика в налоговом органе по прежнему месту постановки на учет, в налоговый орган по новому месту нахождения направляется электронный файл учетного дела.

При этом, одновременно с пакетом документов в налоговые органы по месту постановки на учет организации, передаче подлежат карточки «Расчеты с бюджетом» (далее — КРСБ). ( п. 3 разд. XI Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ (ред. от 18.11.2020)).

Таким образом, КРСБ передаются единовременно по всем налогам вместе с учетным делом налогоплательщика.

Обоснование

Мероприятия по передаче документов налогоплательщиков в иной налоговый орган при изменении места постановки на налоговый учет проводятся в соответствии с приказом ФНС России от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37 дсп@ «Об организации работы налоговых органов при передаче документов российских организаций, индивидуальных предпринимателей, физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в иной налоговый орган» и Регламентом работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган, направленным письмом от 17.02.2012 N ПА-5-6/1530 дсп@ «Об организации работы налоговых органов при передаче документов налогоплательщика в иной налоговый орган».

При этом, одновременно с пакетом документов в налоговые органы по месту постановки на учет организации, передаче подлежат карточки «Расчеты с бюджетом» (далее — КРСБ). ( п. 3 разд. XI Приказа ФНС России от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@ (ред. от 18.11.2020)).

При снятии с учета и постановке на учет по новому месту регистрации карточка РСБ подлежит передаче в налоговый орган по новому месту нахождения налогоплательщика. При этом все данные о недоимках и переплатах налоговый орган по прежнему месту нахождения передает в налоговый орган по новому месту нахождения. Такие пояснения даны в Письме ФНС РФ от 27.12.2016 N БС-4-11/25114@.

Согласно перечню документов, утвержденному Приказом ФНС РФ от 13.06.2012 N ММВ-8-6/37дсп@, карточки РСБ передаются в налоговый орган по месту регистрации организации (ИП) за текущий год и три года, предшествующие году снятия налогоплательщика с учета, вне зависимости от значения сальдо расчетов с бюджетом. Об этом сообщается в Письме ФНС РФ от 20.03.2015 N ГД-4-3/4431@.

Кроме того, Едиными требования к порядку формирования информационного ресурса «Расчеты с бюджетом» местного уровня (утверждены Приказом ФНС РФ от 18.01.2012 N ЯК-7-1/9@) предусмотрен порядок обмена между налоговыми органами расчетными документами, поступившими в налоговый орган после даты снятия с учета налогоплательщика. После получения этих документов налоговым органом по новому месту учета в карточках РСБ отражаются суммы платежей по переданным расчетным документам как поступившие.

Таким образом, карточка РСБ должна была быть передана по новому месту учета организации с отражением всех данных о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом одновременно с учетным делом по всем налогам.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Отражение в учете операции по договору лизинга у лизингополучателя, если предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя

Вопрос

Каков порядок учета в расходах при УСН 15% имущества, полученного по договору лизинга у лизингополучателя, с условием перехода права собственности к лизингополучателю по окончании договора лизинга? Как учесть расходы на такие ОС при УСН 15% и лизинговые платежи?

Ответ

Отражение в учете операции по договору лизинга у лизингополучателя, если предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя описано в разделе Обоснование.

Обоснование

В бухгалтерском учете предмет лизинга, учитываемый на балансе лизингодателя, лизингополучатель принимает к забалансовому учету на счет 001 «Арендованные основные средства» (п. 8 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга).

В налоговом учете получение лизингового имущества лизингополучатель не отражает.

Лизинговые платежи за имущество, которое используется в предпринимательской деятельности, лизингополучатель отражает в расходах по обычным видам деятельности в бухгалтерском учете и в прочих расходах, связанных с производством и реализацией, — в налоговом учете (п. 5 ПБУ 10/99 «Расходы организации», пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Лизингополучатель, который выкупает и продолжает использовать предмет лизинга в качестве средства труда, принимает его к учету в состав собственных ОС (п. 4 ПБУ 6/01, п. 11 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга, п. 1 ст. 257 НК РФ).

Выкупную стоимость лизингового имущества, учитываемого на балансе лизингодателя, лизингополучатель в расходах не отражает. Он включает ее в первоначальную стоимость собственного ОС как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (п. п. 7, 8 ПБУ 6/01, п. 1 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ).

Одновременно в бухгалтерском учете лизингополучатель списывает предмет лизинга с забалансового счета (п. 11 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга).

В бухгалтерском учете при возврате лизингового имущества как в установленный договором срок, так и при досрочном расторжении договора его стоимость списывается с забалансового счета 001 (п. 10 Указаний об отражении в бухгалтерском учете операций по договору лизинга).

В налоговом учете лизингополучатель возврат лизингового имущества не отражает.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс