В выпуске

Скачать выпуск в формате pdf

Нумерация кассовой книги

Вопрос

В бюджетном учреждении ведется и денежная касса, и фондовая касса (конверты, марки и т.п.). Каким должен быть порядок нумерации листов кассовой книги: раздельным по этим видам кассы или сквозным?

Ответ

Нумерация листов кассовой книги должна быть общая (сквозная). Операции с денежными документами отражаются на отдельных листах Кассовой книги.

Обоснование

При оформлении приема в кассу и выдачи из кассы денежных документов проставляйте запись «Фондовый» на приходных кассовых ордерах (ф. 0310001) и расходных кассовых ордерах (ф. 0310002) (п. 170 Инструкции N 157н).

Регистрируйте такие ордера в журнале регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) отдельно от ордеров, которыми оформляете операции с денежными средствами (п. 170 Инструкции N 157н).

Приходные и расходные кассовые ордера, которые содержат данные о движении денежных документов, регистрируйте на отдельных листах кассовой книги (ф. 0504514) с проставлением на них отметки «Фондовый» (п. 170 Инструкции N 157н, Методические указания по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухучета).

Записи производите по каждому фондовому приходному или расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные денежные документы (Методические указания).

Итоговые показатели операций за день и показатели остатка на конец дня формируйте по денежным средствам и денежным документам раздельно. В листах кассовой книги (ф. 0504514), содержащих данные о движении денежных документов, строки «в том числе на заработную плату» и «Общий остаток денежных средств в кассе на конец дня» оставьте незаполненными (Методические указания).

По выбору учреждения кассовую книгу можно вести одним из трех способов (пп. 4.7 п. 4 Указания N 3210-У).

Способ 1. Кассовая книга заполняется от руки. Перед началом работы с кассовой книгой ее листы надо пронумеровать и прошнуровать. Количество листов указывается на последней странице кассовой книги и заверяется подписями главного бухгалтера (иного лица, на которого возложено ведение бухучета) и руководителя учреждения и печатью учреждения (п. 167 Инструкции N 157н, Приложение N 5 к Приказу Минфина от 30.03.2015 N 52н).

Кассовая книга заполняется на компьютере. Ее можно вести в бухгалтерской программе или в другой удобной вам программе.

Записи в такую кассовую книгу вносятся так же, как и при заполнении кассовой книги от руки.

В конце каждого рабочего дня кассир распечатывает и подписывает 2 экземпляра листа кассовой книги, которые относит главному бухгалтеру либо иному лицу, на которое возложено ведение бюджетного (бухгалтерского) учета, вместе с оформленными за день ПКО и РКО. Сверка данных кассовой книги с данными ПКО и РКО проходит так же, как и при заполнении кассовой книги от руки (п. 167 Инструкции N 157н).

Минимум раз в год распечатанные листы кассовой книги надо прошить, указав на обороте последней страницы их общее количество. Затем на этой странице ставят свои подписи главный бухгалтер и руководитель учреждения и проставляется печать учреждения.

Способ 3. Кассовая книга ведется в электронном виде. Она оформляется в виде электронного документа с применением технических средств, обеспечивающих ее защиту от несанкционированного доступа, искажений и потерь информации, и подписывается квалифицированной электронной подписью.

Соответственно, нумерация листов кассовой книги должна быть общая (сквозная). Т.е. если в один день происходят денежные и фондовые операции, оформляйте их на разных следующих подряд страницах. Буквально: страница 1 – одна (или больше) денежная операция, страница 2 – одна (или больше) фондовая операция.

Как именно нужно сшивать документы к кассовой книге законодательство не регламентирует. Исходя из того, что нумерация денежных и фондовых кассовых ордеров раздельная, вероятно имеет смысл подшивать их отдельно (в то же время п. 11 Инструкции №157н требует подбирать документы в хронологическом порядке). Так как в случае проверок ответственность нести учреждению, правильным будет выбрать и закрепить удобный способ подборки (брошюровки) кассовых документов в учетной политике учреждения.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Емкости для термометров: организация учета

Вопрос

Бюджетным учреждением приобретены емкости для термометров и их стерилизации. Изготовлены из пластика. К какому счету (0 105 36 000 или 0 105 31 000) их правильнее отнести?

Учреждение относится к социальной сфере. Есть медицинская часть.

Ответ

Полагаем, что учреждению социального обслуживания (не относящемуся к сфере здравоохранения) корректнее приобретенные емкости отнести к прочим материальным запасам (п. 118 Инструкции № 157н) и отразить приобретение по подстатье 346 КОСГУ, соответственно.

Учет вести на счете 0 105 36 000 согласно надлежаще оформленного решения комиссии.

Обоснование

Согласно п. 34 Инструкции № 157н принятие к учету объектов НФА, в отношении которых установлен срок эксплуатации, а также их выбытие осуществляется на основании решения постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию активов, оформленного оправдательным документом.

Емкость для термометров предназначена для хранения и обработки медицинских термометров. Емкость состоит из корпуса с бортиками сверху для плотного прилегания крышки и вкладыша для установки термометров. Корпус емкости является основной деталью, выполняющей функции стакана. Ячейки вкладыша служат для установки в них термометров и фиксации их в вертикальном положении. Крышка плотно прилегает к корпусу и служит для защиты термометров от повреждений (https://minimed.ru/product/553/; https://medams.ru/yemkost-dlya-termometrov).

В редакции Приказа Минфина России от 14.09.2020 N 198н пункт 118 Инструкции № 157н для счета 0 105 Х1 000 звучит по-новому: «Лекарственные препараты и медицинские материалы» — медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства, иные лекарственные препараты и медицинские изделия, применяемые в медицинских целях.»

Ранняя формулировка: «Медикаменты и перевязочные средства» — медикаменты, компоненты, эндопротезы, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, кровь и перевязочные средства и т.д.».

Таким образом, по счету 105 01 помимо медикаментов теперь учитываются все медицинские изделия, которые учреждение использует в медицинских целях. Назначение счета привели в соответствие с кодом 341 КОСГУ и основным требованием п. 11.4 Приказа № 209н: «отнесение материальных запасов на соответствующие подстатьи статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ осуществляется по целевому (функциональному) назначению материального запаса.».

В своих разъяснениях по применению подстатьи 341 КОСГУ Минфин зачастую определяет, что государственные (муниципальные) органы, учреждения (кроме учреждений, оказывающих медицинскую помощь), которые приобретают схожие материальные ценности, отражают эти расходы по подстатье 346 КОСГУ (Письмо Минфина России от 06.04.2020 N 02-08-10/27111).

Учреждение относится к социальной сфере (https://www.aksp.ru/establishments/statsionarnye-uchrezhdeniya-sotsialnogo-obsluzhivaniya/psikhonevrologicheskie-internaty-/kgbsuso-bobrovskiy-psikhonevrologicheskiy-internat/). Имеет медицинскую часть.

Учитывая вышеизложенное, полагаем все же, что учреждению социального обслуживания (не относящемуся к сфере здравоохранения) корректнее приобретенные емкости отнести к прочим материальным запасам (п. 118 Инструкции № 157н) и отразить приобретение по подстатье 346 КОСГУ, соответственно. Учет вести на счете 0 105 36 000.

Если решением комиссии все-таки будет закреплено, что указанные емкости будут применяться исключительно в медицинской части, то их можно отнести и к подстатье 341 КОСГУ. Но такая позиция спорна. А данный подход (не только при приобретении рассматриваемых объектов) – затруднителен на практике: не всегда можно при приобретении материальных запасов обозначить их четкое целевое и функциональное назначение. Например, для рассматриваемого случая: будут ли емкости применяться для термометров, используемых исключительно в медицинской части, либо они будут использованы в целом по учреждению — для профилактики инфекции.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Поступление денежных средств от контрагента в возмещение убытков по условиям договора. Отражение в учете доходов

Вопрос

По договору: «Сторона, не исполнившая обязательства, обязана возместить другой стороне причиненные таким неисполнением убытки». Как отразить в бухгалтерском учете бюджетного учреждения поступление денежных средств (убытков) по претензии от контрагента? На какой счет отнести? КОСГУ? КВР?

Ответ

Учитывая правовую (ГК РФ) и экономическую природу убытков, полагаем, операции следует отразить согласно п. 109 Инструкции № 174н так:

Д ХХХХ0000000000140 2 209 41 56Х    К ХХХХ0000000000140 2 401 10 141

Д 00000000000000000 2 201 11 510    К ХХХХ0000000000140 2 209 41 66Х

Одновременное увеличение забалансового счета 17 по КФО 2 (п. 21, п. 365 Инструкции № 157н, КДБ 140 (Приказ № 85н), подстатья 141 КОСГУ (Приказ № 209н)

Подробнее — в обосновании.

Ответ дан субъективно, с учетом положений ГК РФ и требований нормативных документов по применению бюджетной классификации, поскольку четких разъяснений по данному вопросу не найдено.

Не найдено и конкретного подтверждения тому, что рассматриваемый доход должен быть отражен в рамках КДБ 180 и подстатьи 189 КОСГУ (пункт 9.8.5 Порядка N 209н, п. 12.1.7 Порядка N 85н) – с применением счета 0 209 89 000.

Обоснование

Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ).

Если иное не предусмотрено законом или договором, убытки подлежат возмещению в полном размере: в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом (ст. 15, п. 2 ст. 393 ГК РФ). Если иное не установлено законом, использование кредитором иных способов защиты нарушенных прав, предусмотренных законом или договором, не лишает его права требовать от должника возмещения убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства (п. 1 ст. 393 ГК РФ).

Согласно ст. 15, ст. 393 ГК РФ в состав убытков входят реальный ущерб и упущенная выгода. Под реальным ущербом понимаются расходы, которые кредитор произвел или должен будет произвести для восстановления нарушенного права, а также утрата или повреждение его имущества. Упущенной выгодой являются не полученные кредитором доходы, которые он получил бы с учетом разумных расходов на их получение при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Учитывая правовую и экономическую природу убытков, полагаем, доход учреждения должен согласно Приказа № 85н рассматриваться в рамках статьи 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов, куда относятся, в частности, доходы от возмещения ущерба в соответствии с законодательством РФ, в том числе:

— поступлений в результате применения мер гражданско-правовой ответственности (штрафов, санкций, конфискаций, компенсаций в соответствии с законодательством РФ, включая штрафы, пени и неустойки за нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нарушение условий контрактов (договоров));

— возмещения ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— иных сумм принудительного изъятия.

Анализ подстатей доходов Приказа № 209н предлагает выбор между подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ и подстатьей  145 «Прочие доходы от сумм принудительного изъятия» КОСГУ.

Полагаем, доходы учреждения от поступления от контрагента убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением им обязательств, рассматриваются в контексте денежных взысканий за нарушение условий контрактов (договоров) по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, иных договоров (подстатья 141 КОСГУ).

Учитывая вышеизложенное, считаем, операции следует отразить согласно п. 109 Инструкции № 174н:

Д ХХХХ0000000000140 2 209 41 56Х    К ХХХХ0000000000140 2 401 10 141

Д 00000000000000000 2 201 11 510    К ХХХХ0000000000140 2 209 41 66Х

Одновременное увеличение забалансового счета 17 по КФО 2 (п. 21, п. 365 Инструкции № 157н, КДБ 140 (Приказ № 85н), подстатья 141 КОСГУ (Приказ № 209н)

Ответ дан субъективно, с учетом положений ГК РФ и требований нормативных документов по применению бюджетной классификации, поскольку четких разъяснений по данному вопросу не найдено.

Не найдено и конкретного подтверждения тому, что рассматриваемый доход должен быть отражен в рамках КДБ 180 и подстатьи 189 КОСГУ (пункт 9.8.5 Порядка N 209н, п. 12.1.7 Порядка N 85н) – с применением счета 0 209 89 000.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Установка системы видеонаблюдения

Вопрос

Вопрос по установке видео наблюдения в бюджетном учреждении, отражение в бухгалтерском учете?

Ответ

Учет операций зависит от того, какое решение примет комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов: будет ли вся система видеонаблюдения будет учтена как единый объект либо на учет в качестве отдельных объектов ОС будут приняты только оконечные ее устройства.

Подробнее – в обосновании к ответу.

Обоснование

Приказ № 209н предписывает отражать по подстатье 228 «Услуги, работы для целей капитальных вложений» КОСГУ установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как: охранная, пожарная сигнализация, локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и иных аналогичных систем, в том числе обустройство «тревожной кнопки», а также работы по модернизации указанных систем (за исключением стоимости основных средств, необходимых для проведения модернизации и поставляемых исполнителем, расходы на оплату которых следует относить на статью 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ)

Письмо же Минфина России от 12.09.2019 N 02-05-10/70992 разъясняет: если в рамках отдельного договора учреждение устанавливает систему видеонаблюдения, не являющуюся единым инвентарным объектом, а оборудование и расходные материалы закуплены исполнителем, работы по монтажу отражаются по подстатье 226 КОСГУ. Оконечные устройства системы, являющиеся ОС, относятся при этом на статью 310 КОСГУ. При этом работы должны выполняться не по договорам поставки, строительства, реконструкции, технического перевооружения или дооборудования и не должны быть связаны с капвложениями.

Таким образом, учет операций зависит от того, какое решение принимает комиссия учреждения по поступлению и выбытию активов:

— если вся система видеонаблюдения будет учтена как единый объект (а это не противоречит п. 10 СГС «Основные средства»), то, полагаем, все расходы на установку по договору будут отражены так (п. 10.2.8 Приказа № 209н):

Д Х 106 31 310      К Х 302 28 73Х

Д Х 101 34 310      К Х 106 31 310 – принят к учету единый объект «Система видеонаблюдения» по первоначальной стоимости (п. 15 СГС «Основные средства»)

Д Х 302 28 83Х      К Х 201 11 610

К 18 (244/228)

— если на учет в качестве ОС будут приняты только оконечные устройства (регистраторы, камеры и т.п.), то операции следующие:

Д Х 106 31 310     К Х 302 31 73Х

Д Х 106 31 310     К Х 302 28 73Х

Д Х 101 34 310     К Х 106 31 310 – приняты к учету отдельные объекты (оконечные устройства) по первоначальной стоимости (п. 15 СГС «Основные средства»)

Д Х 302 28 83Х      К Х 201 11 610

К 18 (244/228)

Д Х 302 31 83Х      К Х 201 11 610

К 18 (244/310)

Названное выше Письмо Минфина России от 12.09.2019 N 02-05-10/70992 регламентирует применение под-статьи 226 КОСГУ при условии, что затраты не связаны с капитальными вложениями (то есть не формируют стоимость основных средств), однако, согласно п. 15 СГС «Основные средства» затраты на монтаж формируют первоначальную стоимость будущих отдельных оконечных устройств (они не могут быть приняты учреждением-заказчиком к учету только по стоимости, указанной в документах исполнителя, а должны быть поставлены на учет по сформированной первоначальной стоимости, т. е . с учетом их установки).

Затраты на монтаж оконечных объектов можно распределить в соответствии со сметой (спецификацией к договору или контракту, Справкой о стоимости выполненных работ и затрат N КС-3) пропорционально стоимости закупленного исполнителем оборудования.

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс

Оплату по контракту за вычетом размера неустойки (штрафа, пени). Отражение в учете казенного учреждения

Вопрос

Отражение в бухгалтерском учете казенного учреждения проводок по начислению пени (неустойки) по государственному контракту и удержанию неустойки из оплаты контракта. Отражение хозяйственных операции до зачисления в бюджет.

Ответ

Возможность удержания неустойки по контракту в счет его оплаты закреплена разъясняющими Письмами Минфина (от 11.03.2020 N 24-03-07/18298, от 27.12.2019 N 24-03-07/102835).

Но официальных четких указаний на порядок отражения рассматриваемых операций в учете — нет.

Сама Инструкция № 162н не содержит корреспонденций по отражению прекращения встречных требований на сумму неустойки.

Найдены материалы по отражению схожих операций. Подробнее – в обосновании к ответу.

Такой порядок следует закрепить в учетной политике (п. 2 Инструкции № 162н).

Обоснование

Обычно взаимозачет применяется для прекращения обязательств по уплате денежных сумм. Сюда относятся следующие случаи:

— заказчик удерживает неустойку при оплате по контракту (такая позиция изложена в Письмах Минфина России от 11.03.2020 N 24-03-07/18298, от 27.12.2019 N 24-03-07/102835);

— стороны зачитывают требования об уплате по разным контрактам (договорам), когда заказчик является должником по одному контракту и кредитором — по другому контракту.

Доходы казенного учреждения в виде задолженности поставщика в сумме неустойки, начисленной за нарушение условий контракта, относятся на статью 140 «Штрафы, пени, неустойки, возмещения ущерба» аналитической группы подвида доходов бюджетов в увязке с подстатьей 141 «Доходы от штрафных санкций за нарушение законодательства о закупках и нарушение условий контрактов (договоров)» КОСГУ (Порядок N 85н, Порядок N 209н, Письмо Минфина России от 21.06.2019 N 02-08-10/46468).

В бюджетном учете на сумму неустойки, которую поставщик обязан перечислить в соответствии с контрактом, казенное учреждение формирует запись по дебету счета 1 209 41 564 и кредиту счета 1 401 10 141 (п. 86 Инструкции N 162н).

Но Инструкция № 162н не содержит корреспонденций по отражению прекращения встречных требований на сумму неустойки.

Найдены материалы по отражению схожих операций:

Содержание операцииДебетКредит
Приняты к учету вложения в ОС на сумму по договору1 106 31 3101 302 31 73Х
Начислена неустойка по договору1 209 41 56Х1 401 10 141
Произведена оплата поставщику (за минусом неустойки)1 302 31 83Х1 304 05 310
Прекращены встречные требования на сумму неустойки (нет в Инструкции № 162н)1 302 31 83Х1 209 41 66Х
Принято к учету ОС (стоимость по договору)1 101 3Х 3101 106 31 310

Также найдены материалы, где схожие операции отражаются посредством счета 0 304 06 000. Однако, корреспонденции приведены для учреждений бюджетного типа, и операции по начислению задолженности по контракту и начислению неустойки сформированы по разным КФО (в связи с чем и использован счет 304 06).

Официальных четких указаний на порядок отражения рассматриваемых операций в учете (несмотря на возможность удержания неустойки по контракту в счет его оплаты согласно разъясняющих писем Минфина), нет.

Такой порядок следует закрепить в учетной политике (п. 2 Инструкции № 162н).

При подготовке консультации использовались материалы из системы КонсультантПлюс